в классической
западноевропейской философии, М., 1986; Быкова М. Ф., КричевскийА. В.
Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993; HolschlG,
Das Absolute in Hegels Dialektik. Paderborn, 1941; Huber G. Das Sein
und das Absolute, Basel, 1955; Muller J. Der Geisi imd das Absolute.
Padctborn, 1951. См. также лит. к ст. Бог, Бытие, Единое, единство.
А. В. Кричевский
АБСОЛЮТ В ИНДИЙСКОЙФИЛОСОФИИ. В
индийской религиозно-философской традиции представление
об абсолюте, или высшей реальности, восходит уже к
идеям ранних Упанишад, где появляется концепция высшего
Брахмана, который един («эка»), вечен («нитья»), не
подвержен изменениям («апаринама») и вместе с тем
представляет собой источник, или причину, существования
вселенной. Это высшее начало мыслится как целокупное
и нераздельное («апритхак») в соответствии с рано сло-
жив-шимся в индийской культурной традиции
убеждением в том, что все составное рано или поздно распадается
и разрушается и всякая сущность, составленная из частей,
тем самым неизбежно отмечена печатью тления.
Объективная реальность Брахмана в Упанишадах оказывается
тождественной чистой духовной реальности, реальности
сознания, или внутреннего Атмана всех живых существ.
Т. н. «великие речения» («маха-вакья») Упанишад
постулируют абсолют как единство или даже полное совпадение
атмана и Брахмана: «Этот атман есть Брахман», «Ты еси То»
и др. («Брихадараньяка-упанишада», «Чхандогья-упаниша-
да»). Иначе говоря, абсолют принципиально трактуется как
полное совмещение объекта, субъекта и самого процесса
познания, как тождество объективной реальности (точнее,
ее первоисточника) и чистого сознания, составляющего
опору субъективного «Я». Такое отождествление возможно
лишь в сфере апофатической теологии, где абсолют
ускользает от любых попыток рационального осмысления и
остается вечно трансцендентной реальностью, лишенной каких
бы то ни было свойств и определений («ниргуна»). В
буддизме — неортодоксальном религиозно-философском учении,
тем не менее опосредованно опиравшемся на философию
Упанишад, идея несоизмеримости абсолюта с
эмпирическим миром находит своеобразное продолжение: буддийская
шунъя-вада, например, полностью отвергая ортодоксальное
представление об Атмане и Брахмане, вместе с тем
отстаивает тезис о том, что высшей реальности нельзя приписать
никакие характеристики (отсюда и центральный образ «шунъя-
та», или глубинной «пустотности» мира). В ортодоксальной
системе адвайта-веданта представление об абсолюте как
о лишенном свойств высшем Брахмане (ниргуна-брахма)
опирается, с одной стороны, на тезис Упанишад о
тождестве Атмана и Брахмана, с другой — на концепцию «чистого
сознания», а также на идею о невозможности
саморефлексии этого сознания и, как следствие, — невозможности его
объективации.
Я. В. Исаева
АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ(нем. die absolute Idee) —
центральное понятие философии Гегеля. В содержании его
выделяется три аспекта: 1) субстанциальный: абсолютная идея
как абсолютная субстанция, имманентно присущая миру
и определяющая его развертывание; 2) аспект активности,
деятельности как проявление имманентно присущей ей
способности к самосозиданию и саморазвитию; 3)
«самосознание»: абсолютная идея как сознающая себя
«тотальность». В стремлении к полному самопознанию и
самореализации абсолютная идея направляет и осуществляет
процесс развития всего сущего.
Выступая как систематизированная тотальность,
обладающая лишь «чистым» логическим бытием, абсолютная идея
должна еще стать для-себя-сущей целостностью,
осуществить себя в сфере природы и духа. Диалектическая
триада (логическая идея — природа — дух) предстает как
13
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА
внутренняя характеристика самой абсолютной идеи,
которая «обретает» себя в противопоставлении себя «иному» и
последующем «снятии» этого противопоставления в
завершенном единстве с собою. Логическая идея, природа и дух —
ступени диалектического опосредования абсолютной
идеи. Абсолютная идея у Гегеля — это закон бытия не
только логического, но и реального, онтологический
принцип действительности.
М. Ф.Быкова
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА- см. Истина.
АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ-
философские категории; абсолютное — безусловное, само по себе
сущее, вечное, всеобщее; относительное — условное,
преходящее, временное. Абсолютное в древнегреческой
философии определяется как сторона совершенства,
завершенности, самодостаточности сущего и выражалось в
понятиях «по природе», «в чистом виде», «само по себе»;
относительное выступает как нечто, зависящее от другого
или относящееся к другому. В средневековой философии
абсолютное толковалось как «божественное» и
противопоставлялось относительному — «земному», «мирскому».
В немецкой классической философии различные
стороны абсолютного и относительного раскрываются в
системе категорий «в себе», «для другого», «для себя», «само по
себе».
Термин «абсолютный» нередко используется для
обозначения предмета, который определяется через его
внутреннее содержание. Соответственно относительным
называют предмет, определяемый через отношение к другому
предмету.
Относительным также называют предмет, определяемый
через свое внутреннее содержание, но обнаруживающий
его не во всех, а лишь в некоторых отношениях с другими
предметами. В свою очередь абсолютный — это предмет,
проявляющий внутреннее содержание во всех таких
отношениях. В этом смысле говорят, напр., об абсолютно и
относительно твердом или упругом теле. Относительность,
понимаемая таким образом, — это признак
несовершенства предмета, его несоответствия идеалу.
Отношения предмета к другим предметам обычно познаются
раньше, чем его внутреннее содержание. Напр., химические
связи атомов были открыты раньше, чем электронные
оболочки, порождающие эти связи. Соответственно и относительные
понятия об исследуемых предметах возникают раньше, чем
абсолютные. Такие понятия доминируют на начальной стадии
формирования не только отдельной науки, но и познания в
целом. Положение, согласно которому любой предмет
отражается сначала в относительных, а затем в абсолютных понятиях,
сталкивается с принципиальными трудностями. Ему не
подчиняется, напр., исследование микрообъектов. Выяснилось,
что их в принципе нельзя описать в абсолютных понятиях, т.е.
без учета взаимодействий с прибором. Это явление называют
относительностью микрообъекта к средствам наблюдения.
Аналогичную трудность констатируют и в теории
относительности, где признаки, раньше считавшиеся абсолютными
(масса и размеры и т. д.), так же оказалось невозможным
описать в отвлечении от соотношения с системой отсчета.
Не менее серьезные проблемы порождает и второе
определение абсолютного как предмета, проявляющего свое
внутреннее содержание во всех отношениях с другими
предметами (и относительного предмета как
проявляющего его лишь в некоторых отношениях). Подавляющее
большинство реальных, локализованных в
пространстве и времени предметов представляет собой единство
контрадикторных противоположностей — А и не-А.
Такие «смешанные» объекты ведут себя как абсолютные
лишь в некоторых отношениях с другими объектами, а
в других обнаруживают примеси. Именно из-за
необходимости каждый раз указывать эти отношения такие
объекты и называют относительными. Для абсолютных
объектов, напр. абсолютно чистой меди, в этом нет
необходимости — она ведет себя как медь во всех отношениях.
Но в природе таких объектов практически нет.
Выражение «Все в мире относительно» как раз и констатирует это
обстоятельство.
Как в научном, так и в повседневном познании
относительные объекты часто трактуют как абсолютные. Этот
прием называют абсолютизацией. Различают правомерную
и неправомерную абсолютизацию. В первом случае объект
трактуется как абсолютный только в границах тех
взаимодействий, в которых он действительно ведет себя как
абсолютный, во втором — вне этих границ. Границы, в которых
относительный объект правомерно трактовать как
абсолютный, называют интервалом абсолютизации.
Г.Д.Левин
АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ(нем. der absolute Geist) — высшая
категория философской системы Гегеля, означающая
наиболее развитую форму бытия абсолютной идеи, высшую
конкретность; это сознающая себя абсолютная идея.
Формами абсолютного духа как самосознания
абсолютной идеи являются в системе Гегеля искусство, религия и
философия, в которой абсолютная идея полностью
завершает процесс своего самопознания и достигает
«абсолютного знания»: в философии дух окончательно раскрывает
и запечатлевает свою сущность. Понятие абсолютного
духа содержится в работах Гегеля «Феноменология духа»,
«Энциклопедия философских наук», где оно
излагается систематически, и в «Философии права»; это одно из
ключевых понятий его «Лекций по истории философии»
и «Лекций по философии религии».
М. Ф. Быкова
АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ— направление в
британской философии, возникшее во второй половине 19 в., иногда
также называемое, хотя и не совсем точно, британским
неогегельянством. Абсолютный идеализм имел
сторонников и в американской философии. Непосредственными
предшественниками абсолютного идеализма явились
английские романтики (в первую очередь СТ. Кольридж),
а также Т Карлейль, которые стимулировали среди
профессиональных философов интерес к спекулятивной
объективно-идеалистической метафизике. Немецкий
идеализм (причем не только в гегелевском варианте) прежде
всего становится популярным в Шотландии, где в середине
19 в. Позитивизм и утилитаризм не были столь влиятельны,
как в Англии. В Северной Америке распространение
немецкого идеализма вначале связано с деятельностью группы
трансценденталистов, а затем было продолжено Сент-
Луиским философским обществом во главе с У. Харри-
сом. Важным фактором, способствовавшим становлению
14
АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ
абсолютного идеализма в Великобритании, явилась книга
«Секрет Гегеля» (1865) Д. Стирлинга, который дал
консервативную интерпретацию гегелевской философии,
рассматривая ее как противоядие от позитивизма и
естественнонаучного материализма, в частности, дарвиновского
эволюционизма. Стирлинг (а также братья Д. и Э. Кэрд)
стремились доказать сугубо религиозный характер учения
немецкого философа, а его диалектику представить как
концепцию примирения противоположностей.
Задачу опровержения исходных принципов британского
эмпиризма и сексуализма решал профессор Оксфордского
университета Т.Х. Грин, который противопоставил
национальной философской традиции положения кантовского,
фихтеанского и гегелевского идеализма. Он также
критиковал господствовавшую в стране ассоцианистскую
психологию, связанную с эмпиризмом. Если для Грина было
свойственно сочетание социально-политической позиции в духе
викторианского либерализма с концепцией о роли
государства, заботящемся об «общем благе» индивидов, то
последующие представители британского абсолютного идеализма,
например, Б.Бозанкет, использовалисвоеобъективно-идеа-
листическое учение о государстве как особой
целостности (зачастую отождествляемой с Абсолютом) для
обоснования законности полного подчинения личности
государству. Усиление абсолютного идеализма, ставшего в
конце 19 в. преобладающим философским направлением
в академической среде, совпадает с периодом расширения
британской империи, философско-идеологическую
функцию оправдания политики которой во многом выполняли
представители абсолютного идеализма . Решающую роль в
оформлении абсолютного идеализма как самостоятельной
школы сыграл оксфордский философ Ф. Брэдли, С
помощью разработанного им метода «негативной диалектики»
он стремился показать самопротиворечивость и потому
нереальность всех явлений и свойств объективного мира
(в т.ч. пространства, времени и движения), которые входят
в Абсолют, не сводящийся к сумме своих частей, а
представляющий новое, высшее качество. Абсолют при этом
трактовался как «совершенная гармония» и
«конкретно-всеобщее единство», доступное не рациональному мышлению,
а мистическому переживанию. В этом вопросе позиция
абсолютного идеализма наиболее сильно отличалась от
позиции немецкого идеализма. Представители абсолютного
идеализма (например, Г Иоахим и Б.Бозанкет) критиковали
традиционную формальную логику, противопоставляя ей
иррационалистически истолкованную диалектическую
логику; для многих из них было характерно когерентное
истолкование истины как систематического единства, создаваемого