поскольку это трудно было бы согласовать с
обычной, в т. ч. и речевой, практикой. Эпистемологические
проблемы, поднятые Анандагири, в дальнейшем
разрабатывались его учениками, крупнейшим из которых был Акхан-
дананда (автор «Таттва-дипана», комментария на «Панча-
падикавиварану» Пракашатмана).
Соч.: Ananda Gin. The Sankara-Vijaya, or Life and Polemics of
Sankaracharya. Calcutta, 1868; Anandajnana. Tarkasangraha.
Baroda, 1917.
Лит.: Preceptors of Advaita. Secunderabad, 1968, p. 320-324;
Jadunath Sinha. Problems of Post-Sankara Advaita-Vedanta.
Calcutta, 1971.
Я. В. Исаева
АНАНИЯ ШИРАКАЦИ(сер. 7 в.) — армянский математик,
географ, натурфилософ и астроном. Путешествовал по
странам Востока, обучался в Трапезунде, затем в
Константинополе. По возвращении на родину посвятил себя наукам, в
первую очередь естественным. Опираясь на античное
учение о четырех элементах, создал натурфилософское учение
о небе, земле, море, небесных светилах, других природных
явлениях. Автор сочинений по космографии, географии,
математике. Учебник по арифметике «Вопросы и
решения…» (1918, пер. на рус. яз., публ. и введение академика
И. А. Орбели) — один из древнейших дошедших до нас
трактатов по арифметике.
Соч.: Космография. Ереван, 1962.
Лит.: Чалоян В. К Естественнонаучные воззрения Анании
Ширакаци. — «Византийский временник». М., 1957, т. 12,
с. 157-71; Абрамян А. Г., Петросян Г. Б. Анания Ширакаци.
Ереван, 1970; Григорян Г. О. Философская мысль в
Армении в эпоху развития феодализма. Ереван, 1984.
A Ф. Пустарнаков
АНАРХИЗМ(от греч. avapxu* — безвластие) —
социально-политическое учение, отрицающее позитивную роль
государства и политической борьбы и проведывающее
освобождение личности от всех форм политической,
экономической и духовной власти. Анархизм зародился в 40-х гг.
19 в. в Европе. Основоположниками этого учения принято
считать М. Штирнера, Я. Прудона (последнему
принадлежит термин) и M A. Бакунина. Согласно Прудону,
общественные отношения между людьми основаны на «системе
взаимности», предполагающей равновесие собственности,
равноценный обмен товаров и услуг, беспроцентный кредит,
федеративное устройство общества, которое заменит
государство. М.А. Бакунин рассматривал анархизм как
закономерный этап эволюционного социального развития. По его
мнению, религия и государство являются величайшими
заблуждениями пребывающего в невежестве человечества,
источниками всех зол. Но человека отличает от животного
способность мыслить и протестовать. Протест в
определенный момент принимает форму стихийного
«самопроизвольного» бунта масс против государства. В кон. 19 — нач. 20 в. на
почве социалистического движения в борьбе с марксизмом
оформился коммунистический анархизм (Я. А.
Кропоткин), ориентированный, в отличие от раннего анархизма, на
созидательную сторону социального развития в форме
организации разного рода добровольных коммунистических
общин, действующих на основе солидарности и взаимной
помощи. Особое место среди анархических систем занимает
учение Л. Я. Толстого, которое может быть охарактеризовано
как христианский анархизм. В нач. 20 в. под влиянием
анархизма получил распространение анархо-синдикализм —
одно из направлений в рабочем движении.
Лит.: Бакунин М. А. Государственность и анархия. 1873;
Кропоткин П. А. Завоевание хлеба. СПб., 1906; Proudhon P. J. Systeme
des contradictions economiques, ou Philosophie de la misere. T. 1—2.
1846.
Л. В. Новикова, И. Я. Сиземская
АНАРХИЗМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ- философско-
методологическая концепция (главным образом связанная
с именем Я. Фейерабенда), в основании которой лежит
утверждение об абсолютной свободе научного творчества, в
первую очередь свободе от «методологического
принуждения», т.е. от претензий научной методологии на
универсальность и объективность. Подобные претензии, согласно
методологическому анархизму, являются реликтом идеологии
(своеобразной «светской» религии). Познание направляется
к идеалу истины, следуя непреложным законам и правилам,
которые универсальны в силу самой природы человеческого
разума, его причастности законам мироздания. Однако это
не более чем иллюзия, исчезающая при непредвзятом
рассмотрении истории науки. Наиболее важные и
плодотворные идеи и результаты в науке достигались именно тогда,
когда мыслители отказывались следовать тому, что в соот-
106
AH ATM A-В АДА
ветствующие эпохи считалось «очевидными» и
«бесспорными» методологическими правилами (античный атомизм,
коперниканская революция, электромагнитная теория
поля, современная физика микромира и т. п.), и шли своим
оригинальным путем. Безграничное свободное творчество
ума, изобретающего способы решения проблем и
оценивающего их по успешности результатов, а не по соответствию
законам и правилам, есть высшая ценность человеческого
познания и человеческого бытия в целом.
Методологический анархизм выступает против любых
форм фундаментализма и «джастификащонизма» в
теории познания. В науке нет ни фундаментальных теорий, ни
«эмпирического базиса». Результаты наблюдений «сами по
себе» не имеют эмпирического значения — оно
приписывается им теориями, с которыми связаны наблюдения (тезис
о теоретической «нагруженности» наблюдений).
Следовательно, наблюдения не могут ни подтверждать, ни
опровергать теорию; т. н. «решающие эксперименты» на самом
деле только указывают на возможность дискуссии между
соперничающими теоретическими конструкциями. Сами
теории — изобретения, которые по конвенции применяются
как инструменты решения проблем. Они не только не
опровергаются опытом, но и не могут вступать в логические
отношения (следования, противоречия, дедуктивной
эквивалентности), поскольку фигурирующие в них термины
имеют различные значения (тезис о «несоизмеримости»
научных теорий), поэтому принцип верификации и принцип
фальсификации как критерии научной рациональности
не имеют смысла; теория есть уникальный «взгляд на мир в
целом», и переход от одной теории к другой есть изменение
мировоззрения, а не логическое развитие научных идей и
не накопление истин (тезис антикумулятивизма).
Методологическое требование «увеличения эмпирического
содержания» (теория Т, лучше теории Т2, если Т, охватывает
объяснением и предсказанием больше наблюдаемых «фактов»,
чем Т2) является ложным следствием из эмпирицистского
фундаментализма и противоречит истории науки (напр.,
переход от геоцентризма к гелиоцентризму первоначально
не увеличил, а, наоборот, уменьшил эмпирическое
содержание астрономии). На самом же деле теоретическая новация
просто создает новую эмпирическую реальность, которую
нельзя количественно сравнивать с реальностями иных
теоретических конструкций.
Наиболее эффективна такая конкуренция, доступ к которой
не ограничен монополией научных элит (каждая из которых
стремится выдать свои концептуальные и
методологические средства за универсальный метод); чем больше
конкурентов, тем жестче прагматические требования к
предлагаемым теоретическим альтернативам (принцип плюрализма
и «пролиферации», т.е размножения теорий), тем меньше
опасность догматизма и, следовательно, деградации науки.
В этом смысле «нормальная наука» Куна есть симптом
упадка, тогда как «революционная» или «кризисная» наука есть
свидетельство расцвета и повышения творческой
продуктивности. Единственным универсальным критерием
участия в процессе научных инноваций является
«вседозволенность» (anything goes).
В конкурентной борьбе участвуют не только идеи, но и
их носители — научные сообщества. Поэтому факторами
борьбы являются способы психологического воздействия:
пропаганда, сознательное замалчивание недостатков и
превознесение достоинств защищаемых воззрений, приемы
психологической суггестии, апелляция к авторитетам и т. п.
В этом смысле наука ничем особенным не отличается от
иных форм конкуренции, напр. от политической или
идеологической борьбы; ее мораль выше и не лучше обычной
моральной практики в данной культуре.
Методологический анархизм не является
«методологическим нигилизмом»; отрицается не роль метода, а его
«диктатура»; не выбор наилучшей методологии, а свободная
конкуренция методов и идей является стратегией научной
рациональности. Эта стратегия соединяет в себе черты
прагматизма, инструментализма и релятивизма. Основные
тезисы, на которые опирается методологический анархизм,
были подвергнуты критике различными философско-мето-
дологическими рационалистами, структуралистами. Идеи
методологического анархизма перекликаются с
некоторыми постмодернистскими интерпретациями науки.
Лит.: Структура и развитие науки. М., 1978; В поисках
теории развития науки (очерки западноевропейских и
американских концепций XX века). М., 1982; Фейерабенд Я.
Избр. труды по методологии науки. М., 1986; Касавин И. Т.
Теория познания в плену анархии. М., 1987; Criticism and
the Growth of Knowledge. Cambr., 1970; Feyerabend P. Realism,
Rationalism and Scientific Method. Philosophical Papers,
vol. l-2.Cambr, 1981-1983.
В. Н. Пору с
АНАТМА-ВАДА (от санскр. anatman, пали anatta — не-душа,
бессамостность, безличность и vada — учение, доктрина),
учение буддизма об отсутствии в человеке некой вечной
субстанции, выступающей неизменным субъектом его
действий и мыслей, называемым Амманом (душой, «я»). Наряду
с анитья (санскр.; пали аничча — изменчивость) и духкха
анатма-вада составляет три основных характеристики
существования. В противовес другим индийским религиям,
видящим в человеке сочетание преходящей телесной
оболочки и вечной души (Атмана), буддизм утверждал, что в
человеке все изменчиво, поскольку он состоит из пяти групп
(скандх) элементов (дхарм), ни одной из которых нельзя
приписать никакой устойчивой «самости». Называя
«крайностями» как этернализм (сассата-вада — доктрина вечной
души), так и аннигиляционизм (уччхеда-вада — доктрина
уничтожения души после смерти), Будда избегал прямых
ответов на вопрос о существовании души, подчеркивая, что
этот вопрос не имеет отношения к высшей религиозной
цели буддизма — освобождению от страданий.
Анатма-вада служила разрушению эгоцентрических
установок сознания, присущих «естественному» человеку.
На место брахманистского Атмана — самотождественного
статичного бытия, претерпевающего перерождение в
соответствии со своими действиями (закон кармы), буддизм
поставил динамический процесс в виде потока
дискретных элементов — дхарм, чередование которых подчинено
закону взаимозависимого возникновения (пратитъя-са-
мутпада). В истории буддизма анатма-вада сыграла
двойную роль. С одной стороны, она стимулировала
разработку системы специальных упражнений (медитация над 32
элементами тела, при повторении формулы «это не я, это
не мое я, я не содержится в этом, это не содержится в я»).
С другой стороны, под давлением критики соперничающих
направлений, буддисты развивали и теоретическое обос-
107
АНАТОЛИЙ
нование принципа «бессамостности», прежде всего в своей
теории скандх. Однако замена Атмана скандхами оставляла
нерешенной проблему тождества личности в разные
моменты времени (является ли тот, кто совершает действие тем же,
кто несет за них воздаяние) и связанные с нею проблемы
памяти и узнавания. Это обусловило возникновение в
буддизме группы диссидентских школ, объединенных идеей пудга-
лы как некого более или менее устойчивого единства дхарм
отдельного индивида. В истории буддизма они известны как
пудгалавадины.
В. Г. Лысенко
АНАТОЛИЙ(‘AvaxoXioc) (3 в. н. э.) — философ-платоник,
«считался вторым после Порфирия» (Евнапий), учитель
Ямвлиха. Традиционно считается автором сочинения «О
декаде и числах внутри нее» (фрагменты сохранились в «Тео-
логуменах арифметики» Ямвлиха). Существует целый ряд
свидетельств об одном или нескольких Анатолиях 2-й пол.
3 в., что создает проблему идентификации. Так, из
сообщения Евсевия следует, что автором «О декаде» нужно считать
не платоника, а христианина-аристотелика Анатолия.
Соч.: Heiberg У. L (ed.). Anatolius sur les dix premiers nombres
(trad, par P. Tannery). — «Annales internationals d’histoire. Congres
de Paris 1900. Histoire de Scienc8es». P., 1901, p. 27-57.
Лит.: Goulet /. L. (ed.) Anatolius, Dictionnaire des philosophes
antiques, t. 1. 1989, p. 179-183.
A. В. Пахомова
АНВАЯ-ВЬЯТИРЕКА (санскр. anvaya’vyatireka, — связь-
отдельность) — термины индийской философии и логики,
обозначающие принцип постоянной связи между двумя
явлениями, отвечающий двум требованиям: 1) неизменного
соприсутствия (если есть А, то есть и В) и 2) неизменного
соотсутствия (если нет А, то нети В). Принцип анвая-вьяти-
река берет начало в грамматике, где использовался для
установления смысла суффиксов и основ (если имеется суффикс
А, то есть и смысл В, если нет суффикса А, то нет и смысла
В). В последующих лингвофилософских теориях служил
определению смысла слова и фразы (там, где есть предмет А,
он всегда обозначается словом В, если нет А, то нет и В).
Утвердился как общеметодологический принцип ньяи и
вайшешики и привел к созданию известной логической
доктрины неизменного сопутствия (вьяпти). Применялся
для определения содержательной истинности логического
вывода (анумана). Напр., умозаключение о наличии огня
по признаку дыма считалось истинным, поскольку огонь
и дым связаны как отношением анвая, так и отношением
вьятирека.
A Г. Лысенко
АНВИТА-АБХИДХАНА (санскр. anvitabhidhana —
выражение связанного) индийская лингвофилософская доктрина,
трактующая взаимотношение смысла слов и
предложения. Разработана в мимансе. В отличие от абхихита-анваи
(связывание выраженного), анвита-абхидхана не признает
за изолированными словами собственных значений,
подчеркивая, что предложение выражает (abhidhana) значения
слов, которые уже связаны (anvita) между собой
отношениями взаимного ожидания (akahks а), смысловой (yogyatya) и
временной согласованности (sammnidhi). Главным
семантическим узлом предложения является глагол, обозначающий
некое действие. Смысл предложения, согласно доктрине,
заключен не в намерении говорящего, как считал Бхартри-
хари, а во внешнем действии. Анвита-абхидхана,
разрабатываемая школой Прабхакара Миштры, подчеркивала
первостепенную важность контекста совершаемого действия для
трактовки ведийских предписаний, ссылаясь, в частности,
на практику освоения языка детьми (дети понимают смысл
отдельных слов только из контекста фразы, обозначающей
действие). Кроме Прабхакары и его учеников
анвита-абхидхана нашла поддержку у Шаликанатхи (10 в.). См. также
ст. Философия языка (в Индии).
В. Г. Лысенко
АНГЛИКАНСТВО- 1) англиканское вероучение; 2)
Англиканское содружество (Anglican Communion). 1)
Англиканская традиция восходит к английской Реформации
16 в. Англиканство формировалось в оппозиции не только
к средневековой церкви, но и к лютеранству и
кальвинизму. Если анабаптисты полагали, что M Лютер и Ж. Кальвин
не продвинулись в