Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

поскольку это трудно было бы согласовать с

обычной, в т. ч. и речевой, практикой. Эпистемологические

проблемы, поднятые Анандагири, в дальнейшем

разрабатывались его учениками, крупнейшим из которых был Акхан-

дананда (автор «Таттва-дипана», комментария на «Панча-

падикавиварану» Пракашатмана).

Соч.: Ananda Gin. The Sankara-Vijaya, or Life and Polemics of

Sankaracharya. Calcutta, 1868; Anandajnana. Tarkasangraha.

Baroda, 1917.

Лит.: Preceptors of Advaita. Secunderabad, 1968, p. 320-324;

Jadunath Sinha. Problems of Post-Sankara Advaita-Vedanta.

Calcutta, 1971.

Я. В. Исаева

АНАНИЯ ШИРАКАЦИ(сер. 7 в.) — армянский математик,

географ, натурфилософ и астроном. Путешествовал по

странам Востока, обучался в Трапезунде, затем в

Константинополе. По возвращении на родину посвятил себя наукам, в

первую очередь естественным. Опираясь на античное

учение о четырех элементах, создал натурфилософское учение

о небе, земле, море, небесных светилах, других природных

явлениях. Автор сочинений по космографии, географии,

математике. Учебник по арифметике «Вопросы и

решения…» (1918, пер. на рус. яз., публ. и введение академика

И. А. Орбели) — один из древнейших дошедших до нас

трактатов по арифметике.

Соч.: Космография. Ереван, 1962.

Лит.: Чалоян В. К Естественнонаучные воззрения Анании

Ширакаци. — «Византийский временник». М., 1957, т. 12,

с. 157-71; Абрамян А. Г., Петросян Г. Б. Анания Ширакаци.

Ереван, 1970; Григорян Г. О. Философская мысль в

Армении в эпоху развития феодализма. Ереван, 1984.

A Ф. Пустарнаков

АНАРХИЗМ(от греч. avapxu* — безвластие) —

социально-политическое учение, отрицающее позитивную роль

государства и политической борьбы и проведывающее

освобождение личности от всех форм политической,

экономической и духовной власти. Анархизм зародился в 40-х гг.

19 в. в Европе. Основоположниками этого учения принято

считать М. Штирнера, Я. Прудона (последнему

принадлежит термин) и M A. Бакунина. Согласно Прудону,

общественные отношения между людьми основаны на «системе

взаимности», предполагающей равновесие собственности,

равноценный обмен товаров и услуг, беспроцентный кредит,

федеративное устройство общества, которое заменит

государство. М.А. Бакунин рассматривал анархизм как

закономерный этап эволюционного социального развития. По его

мнению, религия и государство являются величайшими

заблуждениями пребывающего в невежестве человечества,

источниками всех зол. Но человека отличает от животного

способность мыслить и протестовать. Протест в

определенный момент принимает форму стихийного

«самопроизвольного» бунта масс против государства. В кон. 19 — нач. 20 в. на

почве социалистического движения в борьбе с марксизмом

оформился коммунистический анархизм (Я. А.

Кропоткин), ориентированный, в отличие от раннего анархизма, на

созидательную сторону социального развития в форме

организации разного рода добровольных коммунистических

общин, действующих на основе солидарности и взаимной

помощи. Особое место среди анархических систем занимает

учение Л. Я. Толстого, которое может быть охарактеризовано

как христианский анархизм. В нач. 20 в. под влиянием

анархизма получил распространение анархо-синдикализм

одно из направлений в рабочем движении.

Лит.: Бакунин М. А. Государственность и анархия. 1873;

Кропоткин П. А. Завоевание хлеба. СПб., 1906; Proudhon P. J. Systeme

des contradictions economiques, ou Philosophie de la misere. T. 1—2.

1846.

Л. В. Новикова, И. Я. Сиземская

АНАРХИЗМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ- философско-

методологическая концепция (главным образом связанная

с именем Я. Фейерабенда), в основании которой лежит

утверждение об абсолютной свободе научного творчества, в

первую очередь свободе от «методологического

принуждения», т.е. от претензий научной методологии на

универсальность и объективность. Подобные претензии, согласно

методологическому анархизму, являются реликтом идеологии

(своеобразной «светской» религии). Познание направляется

к идеалу истины, следуя непреложным законам и правилам,

которые универсальны в силу самой природы человеческого

разума, его причастности законам мироздания. Однако это

не более чем иллюзия, исчезающая при непредвзятом

рассмотрении истории науки. Наиболее важные и

плодотворные идеи и результаты в науке достигались именно тогда,

когда мыслители отказывались следовать тому, что в соот-

106

AH ATM A-В АДА

ветствующие эпохи считалось «очевидными» и

«бесспорными» методологическими правилами (античный атомизм,

коперниканская революция, электромагнитная теория

поля, современная физика микромира и т. п.), и шли своим

оригинальным путем. Безграничное свободное творчество

ума, изобретающего способы решения проблем и

оценивающего их по успешности результатов, а не по соответствию

законам и правилам, есть высшая ценность человеческого

познания и человеческого бытия в целом.

Методологический анархизм выступает против любых

форм фундаментализма и «джастификащонизма» в

теории познания. В науке нет ни фундаментальных теорий, ни

«эмпирического базиса». Результаты наблюдений «сами по

себе» не имеют эмпирического значения — оно

приписывается им теориями, с которыми связаны наблюдения (тезис

о теоретической «нагруженности» наблюдений).

Следовательно, наблюдения не могут ни подтверждать, ни

опровергать теорию; т. н. «решающие эксперименты» на самом

деле только указывают на возможность дискуссии между

соперничающими теоретическими конструкциями. Сами

теории — изобретения, которые по конвенции применяются

как инструменты решения проблем. Они не только не

опровергаются опытом, но и не могут вступать в логические

отношения (следования, противоречия, дедуктивной

эквивалентности), поскольку фигурирующие в них термины

имеют различные значения (тезис о «несоизмеримости»

научных теорий), поэтому принцип верификации и принцип

фальсификации как критерии научной рациональности

не имеют смысла; теория есть уникальный «взгляд на мир в

целом», и переход от одной теории к другой есть изменение

мировоззрения, а не логическое развитие научных идей и

не накопление истин (тезис антикумулятивизма).

Методологическое требование «увеличения эмпирического

содержания» (теория Т, лучше теории Т2, если Т, охватывает

объяснением и предсказанием больше наблюдаемых «фактов»,

чем Т2) является ложным следствием из эмпирицистского

фундаментализма и противоречит истории науки (напр.,

переход от геоцентризма к гелиоцентризму первоначально

не увеличил, а, наоборот, уменьшил эмпирическое

содержание астрономии). На самом же деле теоретическая новация

просто создает новую эмпирическую реальность, которую

нельзя количественно сравнивать с реальностями иных

теоретических конструкций.

Наиболее эффективна такая конкуренция, доступ к которой

не ограничен монополией научных элит (каждая из которых

стремится выдать свои концептуальные и

методологические средства за универсальный метод); чем больше

конкурентов, тем жестче прагматические требования к

предлагаемым теоретическим альтернативам (принцип плюрализма

и «пролиферации», т.е размножения теорий), тем меньше

опасность догматизма и, следовательно, деградации науки.

В этом смысле «нормальная наука» Куна есть симптом

упадка, тогда как «революционная» или «кризисная» наука есть

свидетельство расцвета и повышения творческой

продуктивности. Единственным универсальным критерием

участия в процессе научных инноваций является

«вседозволенность» (anything goes).

В конкурентной борьбе участвуют не только идеи, но и

их носители — научные сообщества. Поэтому факторами

борьбы являются способы психологического воздействия:

пропаганда, сознательное замалчивание недостатков и

превознесение достоинств защищаемых воззрений, приемы

психологической суггестии, апелляция к авторитетам и т. п.

В этом смысле наука ничем особенным не отличается от

иных форм конкуренции, напр. от политической или

идеологической борьбы; ее мораль выше и не лучше обычной

моральной практики в данной культуре.

Методологический анархизм не является

«методологическим нигилизмом»; отрицается не роль метода, а его

«диктатура»; не выбор наилучшей методологии, а свободная

конкуренция методов и идей является стратегией научной

рациональности. Эта стратегия соединяет в себе черты

прагматизма, инструментализма и релятивизма. Основные

тезисы, на которые опирается методологический анархизм,

были подвергнуты критике различными философско-мето-

дологическими рационалистами, структуралистами. Идеи

методологического анархизма перекликаются с

некоторыми постмодернистскими интерпретациями науки.

Лит.: Структура и развитие науки. М., 1978; В поисках

теории развития науки (очерки западноевропейских и

американских концепций XX века). М., 1982; Фейерабенд Я.

Избр. труды по методологии науки. М., 1986; Касавин И. Т.

Теория познания в плену анархии. М., 1987; Criticism and

the Growth of Knowledge. Cambr., 1970; Feyerabend P. Realism,

Rationalism and Scientific Method. Philosophical Papers,

vol. l-2.Cambr, 1981-1983.

В. Н. Пору с

АНАТМА-ВАДА (от санскр. anatman, пали anatta — не-душа,

бессамостность, безличность и vada — учение, доктрина),

учение буддизма об отсутствии в человеке некой вечной

субстанции, выступающей неизменным субъектом его

действий и мыслей, называемым Амманом (душой, «я»). Наряду

с анитья (санскр.; пали аничча — изменчивость) и духкха

анатма-вада составляет три основных характеристики

существования. В противовес другим индийским религиям,

видящим в человеке сочетание преходящей телесной

оболочки и вечной души (Атмана), буддизм утверждал, что в

человеке все изменчиво, поскольку он состоит из пяти групп

(скандх) элементов (дхарм), ни одной из которых нельзя

приписать никакой устойчивой «самости». Называя

«крайностями» как этернализм (сассата-вада — доктрина вечной

души), так и аннигиляционизм (уччхеда-вада — доктрина

уничтожения души после смерти), Будда избегал прямых

ответов на вопрос о существовании души, подчеркивая, что

этот вопрос не имеет отношения к высшей религиозной

цели буддизма — освобождению от страданий.

Анатма-вада служила разрушению эгоцентрических

установок сознания, присущих «естественному» человеку.

На место брахманистского Атмана — самотождественного

статичного бытия, претерпевающего перерождение в

соответствии со своими действиями (закон кармы), буддизм

поставил динамический процесс в виде потока

дискретных элементов — дхарм, чередование которых подчинено

закону взаимозависимого возникновения (пратитъя-са-

мутпада). В истории буддизма анатма-вада сыграла

двойную роль. С одной стороны, она стимулировала

разработку системы специальных упражнений (медитация над 32

элементами тела, при повторении формулы «это не я, это

не мое я, я не содержится в этом, это не содержится в я»).

С другой стороны, под давлением критики соперничающих

направлений, буддисты развивали и теоретическое обос-

107

АНАТОЛИЙ

нование принципа «бессамостности», прежде всего в своей

теории скандх. Однако замена Атмана скандхами оставляла

нерешенной проблему тождества личности в разные

моменты времени (является ли тот, кто совершает действие тем же,

кто несет за них воздаяние) и связанные с нею проблемы

памяти и узнавания. Это обусловило возникновение в

буддизме группы диссидентских школ, объединенных идеей пудга-

лы как некого более или менее устойчивого единства дхарм

отдельного индивида. В истории буддизма они известны как

пудгалавадины.

В. Г. Лысенко

АНАТОЛИЙ(‘AvaxoXioc) (3 в. н. э.) — философ-платоник,

«считался вторым после Порфирия» (Евнапий), учитель

Ямвлиха. Традиционно считается автором сочинения «О

декаде и числах внутри нее» (фрагменты сохранились в «Тео-

логуменах арифметики» Ямвлиха). Существует целый ряд

свидетельств об одном или нескольких Анатолиях 2-й пол.

3 в., что создает проблему идентификации. Так, из

сообщения Евсевия следует, что автором «О декаде» нужно считать

не платоника, а христианина-аристотелика Анатолия.

Соч.: Heiberg У. L (ed.). Anatolius sur les dix premiers nombres

(trad, par P. Tannery). — «Annales internationals d’histoire. Congres

de Paris 1900. Histoire de Scienc8es». P., 1901, p. 27-57.

Лит.: Goulet /. L. (ed.) Anatolius, Dictionnaire des philosophes

antiques, t. 1. 1989, p. 179-183.

A. В. Пахомова

АНВАЯ-ВЬЯТИРЕКА (санскр. anvaya’vyatireka, — связь-

отдельность) — термины индийской философии и логики,

обозначающие принцип постоянной связи между двумя

явлениями, отвечающий двум требованиям: 1) неизменного

соприсутствия (если есть А, то есть и В) и 2) неизменного

соотсутствия (если нет А, то нети В). Принцип анвая-вьяти-

река берет начало в грамматике, где использовался для

установления смысла суффиксов и основ (если имеется суффикс

А, то есть и смысл В, если нет суффикса А, то нет и смысла

В). В последующих лингвофилософских теориях служил

определению смысла слова и фразы (там, где есть предмет А,

он всегда обозначается словом В, если нет А, то нет и В).

Утвердился как общеметодологический принцип ньяи и

вайшешики и привел к созданию известной логической

доктрины неизменного сопутствия (вьяпти). Применялся

для определения содержательной истинности логического

вывода (анумана). Напр., умозаключение о наличии огня

по признаку дыма считалось истинным, поскольку огонь

и дым связаны как отношением анвая, так и отношением

вьятирека.

A Г. Лысенко

АНВИТА-АБХИДХАНА (санскр. anvitabhidhana —

выражение связанного) индийская лингвофилософская доктрина,

трактующая взаимотношение смысла слов и

предложения. Разработана в мимансе. В отличие от абхихита-анваи

(связывание выраженного), анвита-абхидхана не признает

за изолированными словами собственных значений,

подчеркивая, что предложение выражает (abhidhana) значения

слов, которые уже связаны (anvita) между собой

отношениями взаимного ожидания (akahks а), смысловой (yogyatya) и

временной согласованности (sammnidhi). Главным

семантическим узлом предложения является глагол, обозначающий

некое действие. Смысл предложения, согласно доктрине,

заключен не в намерении говорящего, как считал Бхартри-

хари, а во внешнем действии. Анвита-абхидхана,

разрабатываемая школой Прабхакара Миштры, подчеркивала

первостепенную важность контекста совершаемого действия для

трактовки ведийских предписаний, ссылаясь, в частности,

на практику освоения языка детьми (дети понимают смысл

отдельных слов только из контекста фразы, обозначающей

действие). Кроме Прабхакары и его учеников

анвита-абхидхана нашла поддержку у Шаликанатхи (10 в.). См. также

ст. Философия языка (в Индии).

В. Г. Лысенко

АНГЛИКАНСТВО- 1) англиканское вероучение; 2)

Англиканское содружество (Anglican Communion). 1)

Англиканская традиция восходит к английской Реформации

16 в. Англиканство формировалось в оппозиции не только

к средневековой церкви, но и к лютеранству и

кальвинизму. Если анабаптисты полагали, что M Лютер и Ж. Кальвин

не продвинулись в

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн