Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

достаточной мере в деле восстановления

новозаветных церковных форм, то англикане считали, что

Лютер и Кальвин слишком отошли от исторических

церковных традиций. На Ламбетской конференции 1888 были

указаны четыре базисных элемента англиканства: 1) Библия

как основа вероучения; 2) Никейский символ веры; 3)

евангелические таинства крещения и причастия; 4)

епископальное устройство церковной жизни. Англиканство предстает

как некий «срединный путь» между католицизмом и

протестантизмом. В нем своеобразным способом сочетаются

три начала: протестантско-библейское, католико-сакрамен-

тальное и критико-рационалистическое. В зависимости от

преобладания одного из этих начал различимы три течения:

евангелическое, англо-католическое и латитудинаристское.

Этому соответствуют обозначения «Низкая Церковь»,

«Высокая Церковь», «Широкая Церковь». Книга общих молитв

(Book of Common, 1549), много раз переиздававшаяся,

является и служебником, и вероучительным документом.

Основополагающий теологический документ «39 статей»

(1568) не содержит полного и завершенного теологического

учения. Скорее правомерно говорить о наличии в нем

элементов, принадлежащих различным течениям реформаци-

онной теологической мысли протестантизма и в меньшей

степени — католической;

2) Англиканское содружество — федеративная

совокупность автономных национальных и региональных

церквей. Англиканские церкви являют определенное единство

в теолого-доктринальной и литургической сферах, а также

в церковном устроении. Хотя строгой унификации в

Содружестве нет. Его членами являются церкви Англии,

Ирландии, Уэльса, Епископальные церкви Шотландии, США,

Канады, Австралии, Новой Зеландии, Африки, Бирмы,

Японии, Китая, автономные англиканские церкви,

диоцезы и провинции в др. странах. Только Церковь Англии

сохраняет положение официальной государственной церкви,

остальные Англиканские церкви действуют в своих странах

наряду с церквами других конфессий.

Ю. А. Кимелев

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

ТРАДИЦИЯобозначение комплекса обших идей, концепций,

108

АНДРЕЕВ

теорий, характерных для социально-политической мысли

Великобритании и США. Эта традиция зародилась на

рубеже Средних веков и Нового времени, когда начали

формироваться идеи национального государства, народного

суверенитета, правового государства, конституционализма,

парламентаризма, прав и свобод человека и гражданина и

т. д. В зачаточной форме некоторые из них были уже в

Великой хартии вольностей (1215). Основательную

теоретическую разработку и практическую реализацию эти идеи

получили в ходе английской буржуазной революции сер. 17 в.

В тот период широко распространились и получили

популярность взгляды, проповедовавшиеся индепендентами,

левеллерами во главе с Дж. Лильберном, Дж. Мильтоном,

Дж. Харрингтоном, Т. Гоббсом, которые отстаивали

принципы религиозной индифферентности, идеи

неотчуждаемых естественных прав личности, свободы слова и др.

Дальнейшее развитие они получили у Дж. Локка, которого часто

не без оснований называют идеологом славной революции

1688, узаконившей ограничение прерогатив королевской

власти в пользу парламента. В получивших широкую

известность «Двух трактатах о правлении» Локк обосновывал

необходимость введения конституционной монархии с

парламентской формой правления, идеи разделения власти на

две равновеликие ветви — законодательную и

исполнительную, — верховенства закона, свободы личности и т. д. С того

периода в идейно-политической мысли Великобритании

начался процесс размежевания между двумя главными

политическими течениями — вигами и тори, которые с кон. 18 в.

и на протяжении всего 19 в. постепенно

трансформировались в английские варианты соответственно либерализма и

консерватизма.

В ходе колонизации Северо-Американского континента

эти традиции были перенесены в колонии, где получили

дальнейшее развитие уже с поправкой на американские

реальности. Заметную роль в этом сыграли американское

пуритане и индепенденты (Дж. Коттон, Т. Хукер, Р. Ильме,

Э. Хатчинсон, К. Мезер и др.). Свою более или менее

завершенную форму американские социальные и политические

принципы получили в программных документах Войны за

независимость США от Великобритании кон. 18 в.,

особенно в Декларации независимости Соединенных Штатов

(1776) — первом официальном документе, в котором была

провозглашена идея о том, что каждый человек от рождения

наделен некоторыми неотчуждаемыми правами (правом на

жизнь, свободу и стремление к счастью). Идеи разделения

властей уже на три самостоятельные ветви —

законодательную, исполнительную и судебную, а также права и свободы

личности получили реальное воплощение в конституции

США(1789). С окончанием Войны за независимость и

образованием федеративного государства в США также

наметилась тенденция к размежеванию идейно-политической

мысли на два главных направления, нередко называемые

джефферсоновской и гамильтоновской традициями,

которые со временем стали идеологиями соответственно

демократической и республиканской партий. Можно сказать, что

эти два направления составили основу американского

либерализма и консерватизма в их современном виде.

Следует отметить, что, хотя в Великобритании и США

существуют различные группировки правого и левого

радикализма, консерватизм и либерализм, с теми или иными

оговорками занимающие в обеих странах господствующие

позиции, тяготеют к идейно-политическому центру.

Интересен такой исторический факт: основные положения

английской консервативной традиции были

сформулированы идеологом партии вигов (т. е. либерализма) кон. 18 в.

Э. Берком. Представители же гамильтоновской

(впоследствии консервативной) традиции в США — сам А. Гамильтон,

Дж. Адаме, Дж. К. Адаме и др. — не ставили под сомнение

комплекс идей и принципов, сформулированных в основном

либералами и легших в основу американской

государственно-политической системы.

Особенностью англо-американской политической

традиции является отсутствие заметного влияния марксизма. Так,

английский лейборизм, в отличие от социал-демократии

большинства других европейских стран, сформировался вне

сферы влияния марксизма и в этом качестве в нач. 20 в. смог

сменить либерализм и стать одним из двух главных течений

идейно-политической мысли страны. Можно сказать, что в

идейной арсенале английского лейборизма с самого начала

присутствовал значительный либеральный компонент,

который и позволил лейбористской партии без особого труда

занять ту нишу в политической жизни Великобритании,

которую вплоть до 20-х гг. 20 в занимали либералы. Что

касается США, то здесь уже в кон. 19 в. развернулись не

прекращавшиеся в течение всего 20 в. дискуссии по вопросу о

том, почему в Америке нет социализма. В

действительности же речь идет об отсутствии или слабости в этой стране

марксистского социализма, поскольку роль инициатора

социальных и экономических реформ, которую в

Великобритании играла лейбористская партия, в США взяла на себя

демократическая партия. Следовательно, если

лейбористская партия была пропитана либеральными идеями и

принципами, идеология демократической партии была

пронизана социал-демократическим началом.

Лит.: Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли,

т. 1-3. М., 1962-1963; Шлезингер-мл. А. М. Циклы американской

истории. М., 1992; British political thought. L., 1982.

К. С. Гаджиев

АНДРЕЕВДаниил Леонидович (2 ноября 1906, Берлин —

30 марта 1959, Москва) — русский поэт, мыслитель. Сын

писателя Л. Н. Андреева. Закон-чил Высшие литературные

курсы в Москве в 1929. Участвовал в Великой Отечественной

войне в 1941-45 гг. Арестован в 1947 и осужден на 25 лет.

В 1957 освобожден, затем реабилитирован. Похоронен на

Новодевичьем кладбище. В камере написаны черновики

основных книг: «Роза мира», «Русские боги», «Железная

мистерия» (первая в прозе, остальные — поэтическим яз.),

где изложены основные идеи мыслителя. Вселенная

представлена им многослойной; срединный слой, где обитает

человечество, называется Энрофом (одно из «обширного

запаса новых слов», придуманных Андреевым, этимологию

которых нужно исследовать), ввысь от него идут

блистающие Миры Просветления, вниз — тяжелые миры

Возмездия. Культура, создаваемая каждым народом, связана с

силами Света, но в земном ее выражении подвержена влиянию

темных сил, в том числе демонов государства. Над Россией

земной сияет Россия Небесная, куда поднимаются, окончив

свой жизненный путь, святые, герои, праведники. Имя

светлого водителя России — Яросве. Имя ее соборной души —

Навна. Жизнь Вселенной представляет непрерывную

борьбу божественных сил Добра и Света против обреченных

109

АНДРОНИК РОДОССКИЙ

на поражение демонических сил Зла и Тьмы. Она же

отражается в истории всего человечества и России. Особую роль

в искусстве играют «вестники», имеющие дар творчества и

связующие Энроф с Силами Света. «Розой мира»

называется гипотетическое будущее объединившегося человечества,

где государства заменяются Братствами. Сложная

символика и поэтика Андреева отражает его особенное видение

мира, понимание теургического характера миссии

художника и мыслителя.

Соч.: Поли. собр. соч. в 4 т. М., 1993-1997.

Лит.: Бежим Л. Смотрение тайны или последний рыцарь

Розы. — «Знамя», 1994, № Ъ\Джимбинов С. Б. Русский Сведен-

борг. — «Новый мир», 1989, № 2; О пламенном хоре, которого

нет на земле (памяти 90-летия Даниила Андреева). — «Новый

мир», 1996, № 10.

А. А. Андреева

АНДРОНИК РОДОССКИЙ(‘AvSpoviKoc о Tooioc) (сер. 1 в.

до н. э.) — греческий философ-перипатетик и

ученый-филолог, осуществивший первое критическое издание

корпуса аристотелевских сочинений, родоначальник традиции

комментария в аристотелизме (см. Аристотеля

комментаторы).

Достаточно поздняя традиция (Аммоний, Элий) называет

Андроника 11-м схолархом Перипатетической школы. На

основании текстов Страбона (Geogr. 13.1, 54,608) и

Плутарха из Херонеи (Сулла 26) восстанавливается история судьбы

аристотелевской библиотеки и собственно издательской

работы Андроника. После захвата Афин Суллой в 86 до н. э.

библиотека Аристотеля была в числе прочих трофеев

переправлена в Рим, где ее разобрал и скопировал Тираннион из

Амиса, далее тексты попали в Александрийский Мусейон к

Андронику, предпринявшему ок. 45 новое издание

спасенных книг, не все из которых принадлежали самому

Аристотелю. Издание Андроника, лежащее в основе

современного представления о философии Аристотеля, скорее можно

было бы назвать Corpus Peripateticorum Veterum.

Работа Андроника заключалась в следующем: 1) издание

текстов Аристотеля; 2) комментарии на некоторые

сочинения («Категории», «Физика») с приложением биографий

Аристотеля и Теофраста; 3) составление каталога

произведений Аристотеля и Теофраста; 4) упорядочивание

эпистолярного наследия Аристотеля и 5) написание по крайней мере

одного трактата — «О разделении». Как философ Андроник,

видимо, испытал некоторое влияние Древней Академии и

стоиков (ср., напр., свидетельство Аспасия об определении

Андроником «страсти» (raOoc) с использованием понятий

«фантасия» и «согласие» — стоические termini technici, см.

Asp. In Eth. Nie, p. 44.33-45.2 Heylbut).

Многие решения Андроника зависели от его представления

о правильном порядке изучения сочинений Аристотеля. Он

полагал правильным начинать с логики (ср. Philop. In Cat.

5.18, Elias. Cat. 117.24), поэтому открывает издание

«Органон». Далее следуют сочинения по физике, после них — по

этике. Лекции по первой философии и примыкающие к

ним трактаты Андроник поместил после работ по физике,

таким образом впервые как отдельное произведение

появилась «Метафизика» (букв, «то, что после книг по физике»).

Значение издания Андроника трудно переоценить: после

него в школе возобновляется полноценная научная жизнь,

начинает развиваться перипатетическая комментаторская

традиция, к текстам Аристотеля обращаются

представители других философских школ (гл. о. платоники и стоики).

Сохранился трактат «О страстях», долго неверно

приписываемый Андронику.

Лит.: MorauxP. DerAristotelismusbei den Griechen, von Andronikos

bis Alexander von Aphrodisias, Bd. I. В., 1973; Gottschalk H. B.

The earliest Aristotelian commentators. — Sorabji R. (ed.). Aristotle

transformed: the ancient commentators and their influence. L., 1990,

p. 55-81; ANRWII, 36, 2. В., 1988; Gilbert-Thiny A. (ed.). Pseudo-

Andronicus de Phodes «ПЕР1 ПА0Ш». Leiden, 1977; Plezia M.

De Andronici Phodii studiis Aristotelicis. Cracow, 1946.

M. А. Солопова

АНИМИЗМ(от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в

души и духов. В этом значении термин был использован

английским этнографом Э. Тайлоромдля описания верований,

зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его

мнению, в основе любой религии. Согласно Таил ору, первый

ряд анимистических верований возник в ходе размышлений

древнего человека над такими явлениями, как сон, видения,

болезнь, смерть, а также из переживаний транса и

галлюцинаций, что привело к формированию представлений о

душе, находящейся в теле человека и покидающей его время

от времени, а в дальнейшем — о существовании души после

смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном

мире и т. п. Второй ряд анимистических верований возник

из присущего первобытным людям стремления к

олицетворению и одухотворению окружающей действительности: все

явления и предметы наделялись желаниями, волей,

чувствами, мыслями и т. п. Отсюда возникла вера в отдельно

существующих духов грозных сил природы, растений, животных,

умерших предков, которая в ходе сложной эволюции

трансформировалась из полидемонизма в политеизм, а затем и в

монотеизм. Выдвинутую Тайлором формулу «анимизм есть

минимум определения религии» широко использовали

многие философы и религиеведы, однако критики ее отмечали,

что религиозные верования т. н. «примитивных народов»

часто не содержат в себе элементов анимизма; такие

верования были названы «преанимистическими». Отмечалось

также, что тайлоровская концепция «философствующего

дикаря» не учитывает социальных и психологических

причин возникновения религиозных верований. Несмотря на

это, понятие анимизма сохранилось в современном

религиоведении: анимистические верования рассматриваются как

существенная составная часть всех религий мира.

А. И. Красников

АНИЧКОВДмитрий Сергеевич (1733, Троице-Сергиевск —

30 апреля (11 мая) 1788, Москва) — русский философ,

публицист. Из дворян, отец служил подьячим в Троице-Серги-

евой лавре.

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн