достаточной мере в деле восстановления
новозаветных церковных форм, то англикане считали, что
Лютер и Кальвин слишком отошли от исторических
церковных традиций. На Ламбетской конференции 1888 были
указаны четыре базисных элемента англиканства: 1) Библия
как основа вероучения; 2) Никейский символ веры; 3)
евангелические таинства крещения и причастия; 4)
епископальное устройство церковной жизни. Англиканство предстает
как некий «срединный путь» между католицизмом и
протестантизмом. В нем своеобразным способом сочетаются
три начала: протестантско-библейское, католико-сакрамен-
тальное и критико-рационалистическое. В зависимости от
преобладания одного из этих начал различимы три течения:
евангелическое, англо-католическое и латитудинаристское.
Этому соответствуют обозначения «Низкая Церковь»,
«Высокая Церковь», «Широкая Церковь». Книга общих молитв
(Book of Common, 1549), много раз переиздававшаяся,
является и служебником, и вероучительным документом.
Основополагающий теологический документ «39 статей»
(1568) не содержит полного и завершенного теологического
учения. Скорее правомерно говорить о наличии в нем
элементов, принадлежащих различным течениям реформаци-
онной теологической мысли протестантизма и в меньшей
степени — католической;
2) Англиканское содружество — федеративная
совокупность автономных национальных и региональных
церквей. Англиканские церкви являют определенное единство
в теолого-доктринальной и литургической сферах, а также
в церковном устроении. Хотя строгой унификации в
Содружестве нет. Его членами являются церкви Англии,
Ирландии, Уэльса, Епископальные церкви Шотландии, США,
Канады, Австралии, Новой Зеландии, Африки, Бирмы,
Японии, Китая, автономные англиканские церкви,
диоцезы и провинции в др. странах. Только Церковь Англии
сохраняет положение официальной государственной церкви,
остальные Англиканские церкви действуют в своих странах
наряду с церквами других конфессий.
Ю. А. Кимелев
АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ТРАДИЦИЯ— обозначение комплекса обших идей, концепций,
108
теорий, характерных для социально-политической мысли
Великобритании и США. Эта традиция зародилась на
рубеже Средних веков и Нового времени, когда начали
формироваться идеи национального государства, народного
суверенитета, правового государства, конституционализма,
парламентаризма, прав и свобод человека и гражданина и
т. д. В зачаточной форме некоторые из них были уже в
Великой хартии вольностей (1215). Основательную
теоретическую разработку и практическую реализацию эти идеи
получили в ходе английской буржуазной революции сер. 17 в.
В тот период широко распространились и получили
популярность взгляды, проповедовавшиеся индепендентами,
левеллерами во главе с Дж. Лильберном, Дж. Мильтоном,
Дж. Харрингтоном, Т. Гоббсом, которые отстаивали
принципы религиозной индифферентности, идеи
неотчуждаемых естественных прав личности, свободы слова и др.
Дальнейшее развитие они получили у Дж. Локка, которого часто
не без оснований называют идеологом славной революции
1688, узаконившей ограничение прерогатив королевской
власти в пользу парламента. В получивших широкую
известность «Двух трактатах о правлении» Локк обосновывал
необходимость введения конституционной монархии с
парламентской формой правления, идеи разделения власти на
две равновеликие ветви — законодательную и
исполнительную, — верховенства закона, свободы личности и т. д. С того
периода в идейно-политической мысли Великобритании
начался процесс размежевания между двумя главными
политическими течениями — вигами и тори, которые с кон. 18 в.
и на протяжении всего 19 в. постепенно
трансформировались в английские варианты соответственно либерализма и
консерватизма.
В ходе колонизации Северо-Американского континента
эти традиции были перенесены в колонии, где получили
дальнейшее развитие уже с поправкой на американские
реальности. Заметную роль в этом сыграли американское
пуритане и индепенденты (Дж. Коттон, Т. Хукер, Р. Ильме,
Э. Хатчинсон, К. Мезер и др.). Свою более или менее
завершенную форму американские социальные и политические
принципы получили в программных документах Войны за
независимость США от Великобритании кон. 18 в.,
особенно в Декларации независимости Соединенных Штатов
(1776) — первом официальном документе, в котором была
провозглашена идея о том, что каждый человек от рождения
наделен некоторыми неотчуждаемыми правами (правом на
жизнь, свободу и стремление к счастью). Идеи разделения
властей уже на три самостоятельные ветви —
законодательную, исполнительную и судебную, а также права и свободы
личности получили реальное воплощение в конституции
США(1789). С окончанием Войны за независимость и
образованием федеративного государства в США также
наметилась тенденция к размежеванию идейно-политической
мысли на два главных направления, нередко называемые
джефферсоновской и гамильтоновской традициями,
которые со временем стали идеологиями соответственно
демократической и республиканской партий. Можно сказать, что
эти два направления составили основу американского
либерализма и консерватизма в их современном виде.
Следует отметить, что, хотя в Великобритании и США
существуют различные группировки правого и левого
радикализма, консерватизм и либерализм, с теми или иными
оговорками занимающие в обеих странах господствующие
позиции, тяготеют к идейно-политическому центру.
Интересен такой исторический факт: основные положения
английской консервативной традиции были
сформулированы идеологом партии вигов (т. е. либерализма) кон. 18 в.
Э. Берком. Представители же гамильтоновской
(впоследствии консервативной) традиции в США — сам А. Гамильтон,
Дж. Адаме, Дж. К. Адаме и др. — не ставили под сомнение
комплекс идей и принципов, сформулированных в основном
либералами и легших в основу американской
государственно-политической системы.
Особенностью англо-американской политической
традиции является отсутствие заметного влияния марксизма. Так,
английский лейборизм, в отличие от социал-демократии
большинства других европейских стран, сформировался вне
сферы влияния марксизма и в этом качестве в нач. 20 в. смог
сменить либерализм и стать одним из двух главных течений
идейно-политической мысли страны. Можно сказать, что в
идейной арсенале английского лейборизма с самого начала
присутствовал значительный либеральный компонент,
который и позволил лейбористской партии без особого труда
занять ту нишу в политической жизни Великобритании,
которую вплоть до 20-х гг. 20 в занимали либералы. Что
касается США, то здесь уже в кон. 19 в. развернулись не
прекращавшиеся в течение всего 20 в. дискуссии по вопросу о
том, почему в Америке нет социализма. В
действительности же речь идет об отсутствии или слабости в этой стране
марксистского социализма, поскольку роль инициатора
социальных и экономических реформ, которую в
Великобритании играла лейбористская партия, в США взяла на себя
демократическая партия. Следовательно, если
лейбористская партия была пропитана либеральными идеями и
принципами, идеология демократической партии была
пронизана социал-демократическим началом.
Лит.: Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли,
т. 1-3. М., 1962-1963; Шлезингер-мл. А. М. Циклы американской
истории. М., 1992; British political thought. L., 1982.
К. С. Гаджиев
АНДРЕЕВДаниил Леонидович (2 ноября 1906, Берлин —
30 марта 1959, Москва) — русский поэт, мыслитель. Сын
писателя Л. Н. Андреева. Закон-чил Высшие литературные
курсы в Москве в 1929. Участвовал в Великой Отечественной
войне в 1941-45 гг. Арестован в 1947 и осужден на 25 лет.
В 1957 освобожден, затем реабилитирован. Похоронен на
Новодевичьем кладбище. В камере написаны черновики
основных книг: «Роза мира», «Русские боги», «Железная
мистерия» (первая в прозе, остальные — поэтическим яз.),
где изложены основные идеи мыслителя. Вселенная
представлена им многослойной; срединный слой, где обитает
человечество, называется Энрофом (одно из «обширного
запаса новых слов», придуманных Андреевым, этимологию
которых нужно исследовать), ввысь от него идут
блистающие Миры Просветления, вниз — тяжелые миры
Возмездия. Культура, создаваемая каждым народом, связана с
силами Света, но в земном ее выражении подвержена влиянию
темных сил, в том числе демонов государства. Над Россией
земной сияет Россия Небесная, куда поднимаются, окончив
свой жизненный путь, святые, герои, праведники. Имя
светлого водителя России — Яросве. Имя ее соборной души —
Навна. Жизнь Вселенной представляет непрерывную
борьбу божественных сил Добра и Света против обреченных
109
АНДРОНИК РОДОССКИЙ
на поражение демонических сил Зла и Тьмы. Она же
отражается в истории всего человечества и России. Особую роль
в искусстве играют «вестники», имеющие дар творчества и
связующие Энроф с Силами Света. «Розой мира»
называется гипотетическое будущее объединившегося человечества,
где государства заменяются Братствами. Сложная
символика и поэтика Андреева отражает его особенное видение
мира, понимание теургического характера миссии
художника и мыслителя.
Соч.: Поли. собр. соч. в 4 т. М., 1993-1997.
Лит.: Бежим Л. Смотрение тайны или последний рыцарь
Розы. — «Знамя», 1994, № Ъ\Джимбинов С. Б. Русский Сведен-
борг. — «Новый мир», 1989, № 2; О пламенном хоре, которого
нет на земле (памяти 90-летия Даниила Андреева). — «Новый
мир», 1996, № 10.
А. А. Андреева
АНДРОНИК РОДОССКИЙ(‘AvSpoviKoc о Tooioc) (сер. 1 в.
до н. э.) — греческий философ-перипатетик и
ученый-филолог, осуществивший первое критическое издание
корпуса аристотелевских сочинений, родоначальник традиции
комментария в аристотелизме (см. Аристотеля
комментаторы).
Достаточно поздняя традиция (Аммоний, Элий) называет
Андроника 11-м схолархом Перипатетической школы. На
основании текстов Страбона (Geogr. 13.1, 54,608) и
Плутарха из Херонеи (Сулла 26) восстанавливается история судьбы
аристотелевской библиотеки и собственно издательской
работы Андроника. После захвата Афин Суллой в 86 до н. э.
библиотека Аристотеля была в числе прочих трофеев
переправлена в Рим, где ее разобрал и скопировал Тираннион из
Амиса, далее тексты попали в Александрийский Мусейон к
Андронику, предпринявшему ок. 45 новое издание
спасенных книг, не все из которых принадлежали самому
Аристотелю. Издание Андроника, лежащее в основе
современного представления о философии Аристотеля, скорее можно
было бы назвать Corpus Peripateticorum Veterum.
Работа Андроника заключалась в следующем: 1) издание
текстов Аристотеля; 2) комментарии на некоторые
сочинения («Категории», «Физика») с приложением биографий
Аристотеля и Теофраста; 3) составление каталога
произведений Аристотеля и Теофраста; 4) упорядочивание
эпистолярного наследия Аристотеля и 5) написание по крайней мере
одного трактата — «О разделении». Как философ Андроник,
видимо, испытал некоторое влияние Древней Академии и
стоиков (ср., напр., свидетельство Аспасия об определении
Андроником «страсти» (raOoc) с использованием понятий
«фантасия» и «согласие» — стоические termini technici, см.
Asp. In Eth. Nie, p. 44.33-45.2 Heylbut).
Многие решения Андроника зависели от его представления
о правильном порядке изучения сочинений Аристотеля. Он
полагал правильным начинать с логики (ср. Philop. In Cat.
5.18, Elias. Cat. 117.24), поэтому открывает издание
«Органон». Далее следуют сочинения по физике, после них — по
этике. Лекции по первой философии и примыкающие к
ним трактаты Андроник поместил после работ по физике,
таким образом впервые как отдельное произведение
появилась «Метафизика» (букв, «то, что после книг по физике»).
Значение издания Андроника трудно переоценить: после
него в школе возобновляется полноценная научная жизнь,
начинает развиваться перипатетическая комментаторская
традиция, к текстам Аристотеля обращаются
представители других философских школ (гл. о. платоники и стоики).
Сохранился трактат «О страстях», долго неверно
приписываемый Андронику.
Лит.: MorauxP. DerAristotelismusbei den Griechen, von Andronikos
bis Alexander von Aphrodisias, Bd. I. В., 1973; Gottschalk H. B.
The earliest Aristotelian commentators. — Sorabji R. (ed.). Aristotle
transformed: the ancient commentators and their influence. L., 1990,
p. 55-81; ANRWII, 36, 2. В., 1988; Gilbert-Thiny A. (ed.). Pseudo-
Andronicus de Phodes «ПЕР1 ПА0Ш». Leiden, 1977; Plezia M.
De Andronici Phodii studiis Aristotelicis. Cracow, 1946.
M. А. Солопова
АНИМИЗМ(от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в
души и духов. В этом значении термин был использован
английским этнографом Э. Тайлоромдля описания верований,
зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его
мнению, в основе любой религии. Согласно Таил ору, первый
ряд анимистических верований возник в ходе размышлений
древнего человека над такими явлениями, как сон, видения,
болезнь, смерть, а также из переживаний транса и
галлюцинаций, что привело к формированию представлений о
душе, находящейся в теле человека и покидающей его время
от времени, а в дальнейшем — о существовании души после
смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном
мире и т. п. Второй ряд анимистических верований возник
из присущего первобытным людям стремления к
олицетворению и одухотворению окружающей действительности: все
явления и предметы наделялись желаниями, волей,
чувствами, мыслями и т. п. Отсюда возникла вера в отдельно
существующих духов грозных сил природы, растений, животных,
умерших предков, которая в ходе сложной эволюции
трансформировалась из полидемонизма в политеизм, а затем и в
монотеизм. Выдвинутую Тайлором формулу «анимизм есть
минимум определения религии» широко использовали
многие философы и религиеведы, однако критики ее отмечали,
что религиозные верования т. н. «примитивных народов»
часто не содержат в себе элементов анимизма; такие
верования были названы «преанимистическими». Отмечалось
также, что тайлоровская концепция «философствующего
дикаря» не учитывает социальных и психологических
причин возникновения религиозных верований. Несмотря на
это, понятие анимизма сохранилось в современном
религиоведении: анимистические верования рассматриваются как
существенная составная часть всех религий мира.
А. И. Красников
АНИЧКОВДмитрий Сергеевич (1733, Троице-Сергиевск —
30 апреля (11 мая) 1788, Москва) — русский философ,
публицист. Из дворян, отец служил подьячим в Троице-Серги-
евой лавре.