Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

«Пир» (70,10-13).

Текст: Anonymer Kommentar zu Piatons Theaetet, bearb. von

H. DielsundW. Schubart. В., 1905.

Лит.: Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977, p. 270-271, 279,

289-290, 299, 329.

Ю, А. Шичалин

АНСЕЛЬМ(Anselmus) Бесатский, Перипатетик (после

1020, Бесата, Ломбардия — между 1054 и 1067) —

средневековый итальянский диалектик, ритор, гуманист. Его

тождество с епископом Ансельмом И Луккским (1073-86)

остается догадкой без документального подтверждения. О нем

известно только по дошедшей в двух списках комической

инвективе Rhetorimachia с примыкающими к ней

письмами. Там мы узнаем, что Ансельм Бесатский учился

теологии и «грамматике» в соборной школе Милана, диалектике

и риторике у Дрогона из Пармы и его ученика Сихельма;

чиновником (капелланом и нотариусом) миланской

канцелярии императора Священной Римской империи Запада

Генриха III объездил Европу, повсюду прогремев диалекти-

ко-риторическим искусством. «Риторимахия», задуманная

как иллюстрация риторических теорий древних и самого

Ансельма в его не сохранившемся трактате «О материи

искусства» (De material artis), — гротескное по стилю смешение

житейско-нравственной, эротической,

религиозно-мистической, волшебно-магической и криминальной тематики;

сочинение сцеплено властно-учительным тоном и целью

обвинить некоего Ротиланда, кузена Ансельма, во всех

мыслимых грехах, пороках и безобразиях от ворожбы до

уголовщины. Обвиняемый «обесчестил Христово творение,

подорвал закон, унизил род человеческий» настолько, что

утратил свободу воли и грешит по необходимости. Ансельм

признает, что неотвратимый поступок не грех, но «хотя

грешить тебе необходимо, однако на путь этот ты вступил не по

необходимости, и не дай ты себе опуститься до дна, ты все

еще наслаждался бы той свободой» (III6). Упиваясь

казуистикой, Ансельм (пародийно?) опровергает аристотелевский

принцип непротиворечия примером того, как черное и

белое сливаются в серое, а животное и разумное сочетаются в

одном и том же человеческом существе (I 17). Игровые

разоблачения демонизма и еретичества у Ансельма, его

вольная риторико-диалектическая играпричудливый, еще

недостаточно осмысленный памятник староитальянского

гуманизма накануне его подавления в церковной реформе

Григория VII.

Соч.: Gunzo Grammaticus, Epistola ad Augiennses, und Anselm

von Besate, Rhetorimache, hrsg. von K. Manitius. Weimar, 1958.

Лит.: Dummler E. Anselm Der Peripatetiker. Halle, 1872.

В. В. Бибихин

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ(Anselmus Cantuariensis)

(1033, Аоста, Италия — 21 апреля 1109, Кентербери) —

средневековый теолог и философ, часто называемый «отцом

схоластики»; представитель августинианства. Был монахом

(1060), приором (1062), затем аббатом (1078)

бенедиктинского монастыря в Ле Бек, с 1093 — архиепископом Кентербе-

рийским.

Ансельм — один из наиболее ярких представителей

средневекового реализма. Согласно Ансельму, объекты,

соответствующие общим понятиям, таким как «человек»,

«животное» и т. п., т.е. виды и роды, реально существуют наряду с

конкретными людьми или животными. Кто не может

понять, как несколько индивидов составляют одного

«человека», тот никогда не поймет, как один Бог может быть в трех

Лицах.

Только в Боге, утверждает Ансельм, сущность и бытие

тождественны. Мир в целом и все вещи в мире получают бытие

от Бога. До акта творения то, что должно быть сотворено,

предсушествует в Боге в образе его Идей. Идеи не творятся

Богом, они суть мысли Бога и потому вечно существуют в

его уме. Все сотворенное получает существование

действием Слова: Бог «сказал», и предсутцествующее в виде идей

творение обретает реальное существование. Творческое

Слово отличается от человеческих слов; но если все же

сравнивать его с ними, то скорее всего это Слово можно

уподобить внутреннему слову (представлению о вещи), общему

для всех людей, независимо от того, на каком языке они

говорят.

У человека есть два источника знания: вера и разум.

Познание идя христианина начинается с акта веры: факты,

которые он хочет понять, даны ему в Писании. Не понимать,

чтобы верить, но верить, чтобы понимать, следует

христианину Между слепой верой и непосредственным видением

Бога есть среднее звенопонимание веры, и такое

понимание достигается с помощью разума. Разум не всегда

способен постичь то, что является предметом веры, но он

может обосновать необходимость веры в истины Откровения.

Важнейшей его задачей является доказательство

существования Бога.

Ансельму принадлежат четыре доказательства бытия Бога.

В трех из них, представленных в трактате «Монолог»,

существование Творца доказывается a posteriori, исходя из

рассмотрения творений. В основе этих доказательств лежат

из

АНТА- АН АНТА- ВАД А

две предпосылки: (1) все творения отличаются друг от друга

степенью обладания каким-либо совершенством, (2) вещи,

наделенные совершенством в разной степени, получают

свои относительные совершенства от совершенства как

такового, совершенства в наивысшей степени.

Первое доказательство исходит из того, что всякая вешь

является благой, и хотя блага различны, но они единообразны

именно как блага, как то, что приносит какую-либо

пользу. Но вещи не являются одинаково благими, и ни одна из

них не обладает всей полнотой блага. Они благи, поскольку

в большей или меньшей степени причастны Благу самому

по себе, причине всех частичных, относительных благ. Это

Благо должно существовать: ведь существование вещей,

которые имеют благо, предполагает существование того, что

есть Благо. Благо само по себе есть наивысшее Бытие, и это

Бытие мы называем Богом.

Второе доказательство исходит из того, что все вещи

существуют благодаря некоторой причине их бытия. Но есть ли

единая причина бытия у всех вещей, или их много? Если

причин много и они существуют сами по себе, то в них есть

нечто общее: «существовать благодаря самому себе», и эта

общая природа и есть единая причина их бытия.

Предположение о том, что многие причины взаимно производят друг

друга, нелепо: никакая вещь не существует благодаря тому,

чему она дает бытие. Поэтому есть только одна причина,

существующая сама по себе.

Исходный пункт третьего доказательства — констатация

различных степеней совершенства в вещах. Градация

совершенств не может быть бесконечной, поскольку число вещей

конечно; поэтому с необходимостью существует природа,

которая превосходит все и не превосходится ничем.

Доводы, аналогичные приведенным во втором доказательстве,

убеждают в том, что есть только одна наисовершеннейшая

природа.

В онтологическом доказательстве, изложенном в трактате

«Прослогион», ставится задача показать, что понятие

бытия фактически, хотя и неявно содержится в понятии «Бог».

На понятийном уровне представление о Боге может быть

выражено формулой: «то, больше чего нельзя помыслить».

Каждый, даже безумец, отвергающий Бога, понимает смысл

этого выражения, следовательно, оно есть в его понимании.

Но оно не может быть в одном только понимании, но

существует и реально. Ведь если оно есть только в понимании,

то можно помыслить его же, но реально существующим, а

это больше, чем быть им просто в понимании. В последнем

случае «то, больше чего нельзя помыслить», было бы тем,

больше чего можно было бы помыслить, что приводит к

противоречию. Следовательно, «то, больше чего нельзя

помыслить», существует и в понимании, и реально.

В данном доказательстве предполагается, во-первых, что

человек способен непосредственно, не восходя постепенно

по лестнице сотворенных вещей, соприкоснуться с Первым

бытием, во-вторых, что такое соприкосновение может

произойти и в сфере мысли (как и все христианские мыслители,

Ансельм считал, что основной путь Богопознания — это путь

религиозного опыта, а не чисто интеллектуальной

деятельности). Некоторые из последующих мыслителей (Бонавен-

тура, Декарт) разделяли эти предпосылки Ансельма,

другие (Фома Аквинский, Кант) их отрицали.

Понятие истины Ансельм распространял на все вещи: нечто

истинно, если оно таково, каким должно быть согласно

своей идее в Боге. На этом основано и его учение о свободе

воли человека и грехопадении, изложенное в трактатах «Об

истине» (De veritate), «О свободе выбора» (De ubertate arbitrie)

и «О падении Диавола» (De casu diaboli). Свобода воли, по

Ансельму, отнюдь не состоит в возможности выбора

между добром и злом, ибо в этом случае Бог и добрые ангелы

оказались бы лишенными свободы. Воля всякого разумного

существа может иметь двоякую направленность: к пользе и

к справедливости. Первое стремление неотделимо от воли:

все полезное является желанным; сама природа с

необходимостью вынуждает нас желать полезного для себя. Воля,

стремящаяся к полезному, несвободна. Свобода воли

проявляется в стремлении к справедливости. Справедливость

это правильное (истинное, т.е. должное) направление

воли, сохраняемое ради него самого, а не ради каких-либо

преимуществ. Правильное направление воли заключается в

том, чтобы желать только того, чего желает Бог. Пока

человек сохраняет правильное направление воли, он свободен.

Поскольку в стремлении к справедливости человек ничем

не детерминирован, ничто не могло бы вынудить его

отказаться от правильного направления, которое было

сообщено его воле по милости Бога в момент творения; только от

его собственного решения зависело, сохранять его или нет.

Грехопадение означало утрату свободы, восстановление

которой было бы невозможным без искупительной жертвы

Христа.

«Cur Deus homo» (Почему Бог человек?) — заглавие

одного из трактатов Ансельма, в котором он пытается

рациональными доводами обосновать необходимость

искупления. Бог в силу своей справедливости должен был спасти

человека, но оскорбление, нанесенное свободной волей

человека, возомнившего себя равным Богу, должно быть

возмещено. Если в учении Ансельма о человеческой

свободе центральное место занимает понятие справедливости

(или, что то же самое, любви к Богу), то в учении о спасении —

понятие сатисфакции. Удовлетворение за грех свободного

существа должно было быть принесено также свободным

существом, но тварное существо, порабощенное грехом,

такого удовлетворения Богу принести не может. Это в

состоянии сделать только Бог; но так как согрешил не Бог, а

человек, то Бог должен стать человеком и произойти от Адама.

Богочеловек (Христос) должен был принести свою жизнь

в жертву во искупление грехов не по необходимости, а по

свободному согласию.

Соч.: MPL, 1.158-159. Sancti Anselmi Cantuariensis archiepiscopi

opera omni, vol. I-VI, ed. F. S. Schmitt. Stuttg. — Bad Cannstatt,

1968. в рус. пер.: Соч. M., 1995.

Лит.: Koyre A. L’idee de Dieu dans le philosophie de S. Anselme.

P., 1923; Barth К Fides quaerens intellectum. Anselms Beweis

der Existenz Gottes im Zusammenhang seines theologischen

Programms. Z., 1958; Southern R. W. Saint Anselm and his

Biographer. Cambr., 1963 ; Henry D.P. The Logic of St. Anselm. Oxf.,

1967; Sola ratione. Anselm Studien fur Dr. h. c. F. S. Schmitt zum75.

Geburtstag, hrog. H. Kohlenberger. Stuttg., 1970; Hopkins J. A.

Companion to the Study of St. Anselm. Minneapolis, 1972;

Analecta Anselmiana. Untersuchungen uber Person und Werk

Anselms von Canterbury. Bd 1-5. Fr./M., 1969-76; Brecher R.

Anselm’s Argument. The Logic of Divine Existence. Gower, 1985;

RohlsJ. Theologie und Metaphysik. Derontologische Gottesbeweis

und seine Kritiker. Gutersloh, 1987.

В. П. Гайденко

АНТА-АНАНТА-ВАДА — см. Пуббантакаппики.

114

«АНТИ-ДЮРИНГ»

АНТАГОНИЗМ- неразрешимое в данных условиях

противоречие. Различаются социальные и индивидуальные

антагонизмы. Социальные антагонизмы занимают

существенное место в марксистской социальной философии

(историческом материализме), с т. зр. которой

первопричины таких противоречий коренятся в частной

собственности. Поэтому классовая борьба как форма разрешения

социальных антагонизмов свойственна всей истории

вторичной общественной формации и завершается

революционным преобразованием общественного строя.

Начавшаяся во 2-й пол. 20 в. глобализация экономики

снимает остроту антагонистического противостояния труда

и капитала в развитых странах (в первую очередь за счет

неэквивалентного обмена с зависимыми от них странами).

Но этот процесс не разрешает социальные антагонизмы,

воспроизводящиеся в мировой системе. Индивидуальные

антагонизмы обнаруживают себя в интернационализации

организованной преступности, коррупции, в

экстремизме и т. п. В конечном счете индивидуальные антагонизмы

обусловлены социальными причинами: отчуждением

человека от собственности, власти и культуры.

Ю. К. Плегпныков

АНТАХКАРАНА(санскр. antahkarana — внутренний

инструментарий) — в индийской философии единство ментальных

способностей, отличных, с одной стороны, от духовного

начала, с другой — от 10 индрий. В санкхье антахкарана

включает 3 компонента: буддхи, axawapy и манас. По «Санкхья-

карике», антахкарана, в отличие от индрий, действующих

лишь в настоящем времени, имеет дело с объектами всех трех

времен; индрий сами составляют его объект и соотносятся

с ним как двери со стражами; они готовят для него

познавательный материал, который он передает (при этом манас

и аханкара «подчинены» буддхи) Пуруше (ст. 33, 35-36). В

веданте антахкара включает, помимо трех названных начал,

также читту. По «Таттвабодхе» Шанкары, именно

антахкарана является «местонахождением» неведения-авидьи

(ст. 38). Сам антахкарана также получает различную

локализацию: у Шанкары манас соотносится с горлом, буддхи —

с ртом, аханкара — с сердцем, читга — с пупом, у Сурешвары

весь антахкарана помещается

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн