Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

не можем

сказать, принадлежал ли когда-нибудь Антиох формально

к стоической школе. Глава Академии Филон из Ларисы,

открытый разрыв с которым произошел ок. 87—86,

отрицал «неортодоксальность» академического скепсиса и

стремился показать единство Академии, тогда как Антиох,

полемизируя с ним в сочинении «Scbaoc» (вероятно, по

имени одного из собеседников — стоика Соса Аскалонского),

подчеркивал необходимость вернуться к искаженному

скептиками, начиная с Аркесилая, учению Древней Академии, к

которой помимо Платона, Спевсиппа, Ксенократа и Поле-

мона Антиох относил Аристотеля и Теофраста. Ок. 87—84 —

Антиох в Александрии, где знакомится с Лукуллом. В

Афинах вел занятия в Птолемейоне (Cic, De fin., V 1 sqq.).

Среди его знаменитых учеников — помимо Цицерона и

Лукулла —Варрон. Написал «Канонику» (Sext. Emp. Adv.

Math. VII 201); Плутарх упоминает его сочинение «О богах»

(Lucullus 28, 8); Цицерон (De nat. Deorum, I 16) говорит о

некоем сочинении Антиоха, где утверждалось, что стоики и

перипатетики едины на деле и расходятся только на словах.

О других сочинениях Антиоха сведений нет. Его учение

при практически полном отсутствии греческих источников

восстанавливаемое по Цицерону — обнаруживает явные

стоические и перипатетические черты.

Как и стоики, Антиох считает, что есть два начала —

активное и пассивное, сила и материя, из которых образуются

тело и качество (Acad. 124); одни качества начальные и

простые, другие — вторичные и составные. Начальные качества,

или первопричины, суть огонь и воздух (активные) и вода и

земля (пассивные): из них составляются все виды

одушевленных существ и неодушевленных предметов; из «пятого

элемента» (аристотелевского эфира) образуются разумные

души и звезды (ibid., 26). Сила, активное начало, есть душа

мира (платоновская), ум, мудрость, бог и промысл, который

проявляется как необходимость и случай (ibid., 28-29).

Критерий истины имеет начало в ощущениях, но все же это

не само ощущение, а то из постигнутого им, чего не может

поколебать разум; но сам разум есть «источник чувств» и

чувство, от природы имеющее способность обращаться к

тому, что приводит его в движение (Luculi., 30). В конечном

счете, по уточнению Зенона, критерием является

«постигающее представление» (Acad. I 30, 41—42). Понятия,

этимологии, суждения, определения, доказательства и

правильные умозаключения составляют диалектику, подобием

которой является риторика, используемая для убеждения

(ibid, 32).

Этическое учение стоиков, хотя они и создали

искусственную терминологию (De fin, V 89), по существу то же, что и

у всех «древних»: высшим благом для людей является жизнь

в согласии с природой (точка зрения стоиков, восходящая

к Спевсиппу и Полемону, чьим учеником был Зенон), под

каковой разумеется человеческая природа (De fin, V 26; cf.

S VF I 555) (точка зрения Хрисиппа). Природа вложила в нас

стремление к самосохранению, дала нам непосредственную

приспособленность к своей собственной природе (De fin,

V 24; ср. стоическое учение об olkeigxjlc); но природа дает

только указания для нравственной жизни, некие «семена»

знания: человек должен совершенствовать себя сам (De

fin, IV 17 sq.; V 18). При этом нельзя забывать, что человек

есть некое единство духовной и телесной природы, и хотя в

нем есть безусловно лучшее — его добродетель, это лучшее

нельзя мыслить без чувственности и плотской жизни (De

fin, IV 37; V 38, 40). Поэтому Антиох наряду с душевными

благами (или добродетелями: умом, памятью,

понятливостью и другими, не зависящими от свободной воли человека;

мудростью, воздержностью, мужеством и справедливостью,

которые развиваются только при сознательном участии

человека) признает и внешние, или телесные, блага (здоровье,

красота, друзья, богатство): первых довольно для

счастливой жизни, но вместе со вторыми они ведут к жизни

счастливейшей (De fin, V 36. 38. 71.81; Acad. I 20. 22).

При всем своем эклектизме Антиох сумел дать

принципиально новую ориентацию самого типа философствования:

оно теперь немыслимо без оглядки на «древних», на

авторитеты, между которыми и с которыми необходимо

установить согласие. Эта ориентация постепенно стала главной в

платонизме, все более ориентированном на толкование

текстов основателя школы.

Фрагм.: Luck G. Der Akademiker Antiochus. Bern—Stuttg,

1953; Mette H. J. Philon von Larissa und Antiochos von Askalon. —

«Lustrum», 1986-87, 28-29, p. 25-63.

Лит.: Luder A. Die philosophische Personlichkeit des Antiochos

von Askalon. Gott, 1940; Dillon J. The Middle Platonists. L,

1977, 2ed. 1996, p. 52-113; Glucker J. Antiochus and the Late

Academy. Gott, 1978; Barnes J. Antiochus of Ascalon. — Griffin M.,

Barnes J. (ed.). Philosophia togata. Essays on Philosophy and

Roman Society. Oxf, 1989, p. 51-96; Gorler W. Antiochos aus

Askalon.- GGPh. Bd 4: Die Hellenistische Philosophie, hrsg.

v. H. Flashan Basel, 1994, S. 938-967.

Ю. А. Шиналин

АНТИПАТР(‘AvTuraxpoc) из Тарса (ум. ок. 130 до н. э.) —

греческий философ-стоик, самый заметный из учеников

Диогена Вавилонского, признанный мастер диалектики

(princeps dialecticorum — Cic. Ac. pr. II 143). Сочинения Ан-

типатра (по всем разделам учения) служили источником

нормативных школьных формулировок. В области логики

(«Об определениях», «О возможном», «О Повелителе») он

выступил автором оригинальной теории силлогизмов с

одной посылкой (Sext. Руггп. II 167; Adv. Math. VIII443 — 444).

Физика («О сущем», «О богах», «О космосе», «О душе»,

«О мантике» и др.) достаточно канонична. В этике

(названия сочинений не сохранились) Антипатр попытался

провести довольно серьезные новации, поставив «ценность»

и «первичное по природе» в зависимость от субъективного

выбора (по принципу соответствия разумной природе) и

внеся соответствующую корректировку в формулу

«конечной цели»: первичный инстинкт разумного существа

должен стать принципом отбора, наделенным

безошибочностью и постоянством (Plut. De comm. not. 26, 1072

b-d; Cic. De fin. Ill 22). Это, по мысли Антипатра, должно

было ликвидировать источник противоречий раннестои-

ческой этики (многоплановость понимания «природы») и

придать ей более формальный характер. О возраставшем

стремлении критически переосмыслить всю школьную

120

АНТИСФЕН

догматику свидетельствуют сочинения Антипатра «О

различии между Хрисиппом и Клеанфом» (Plut. St. rep. 4,1034 а)

и «О том, что согласно Платону только нравственно-

прекрасное —благо» (Clem. Al. Strom. V 14 p. 390,10

St.-Fr.).

DparM.:SVF III 1-67.

Лит.: см. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

АНТИПАТР(Атшхтрос) из Тира (1-я пол. 1 в. до н. э.) —

греческий философ-стоик, учитель Катона Утического

(Strab. XVI 2,24; Plut. Cato 4), вероятный автор трактата

«О космосе» (Diog. L. VII 139). См. лит. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

АНТИСФЕН(‘Avnoeevnc) из Афин (ок. 455 — ок. 360 до

н. э.) — греческий философ, учился у Горгия, был близок

Продику и Гиппию, затем увлекся учением Сократа и,

несмотря на возраст (старше Ксенофонта, Платона и Исок-

рата), стал преданнейшим из его учеников (Xen. Symp.

8, 4—6; Mem. 3, 11, 17). После смерти Сократа открыл

свою школу в Киносарге — гимнасии для

неполноправных граждан (по преданию, сам Антисфен — сын рабыни,

Diog. L. VI 1, 1). К названию гимнасии возводят название

основанной Антисфеном школы киников (Diog. L. VI1,13).

Известны названия более 70 философских и риторических

сочинений Антисфена (в основном сократические

диалоги, трактаты и речи), из которых полностью сохранились

две декламации — «Аякс» и «Одиссей».

Философия Антисфена не только включает элементы

различных учений, сложившихся к его времени, но и

предвосхищает многие мотивы позднейших философских

систем. Уже античная традиция крайне разноречива:

гипертрофируя отдельные стороны его учения, она

изображает Антисфена предшественником кинизма, стоицизма,

скептицизма и др. направлений. У сократика Ксенофонта

Антисфен выглядит верным учеником Сократа, у Платона,

считавшего сократиком себя и враждовавшего с

Антисфеном,— софистом, опровергаемым и высмеиваемым

Сократом; У Афинея, знакомого с кинизмом, Антисфен —

«пес» и глава киников (V 216b), y Аристотеля,

интересовавшегося не этикой, а диалектическими парадоксами,

последователи Антисфена не киники, но «антисфеники»

(Met. 1043b23). Поэтому и стоик Зенон мог возводить себя

к Антисфену (Diog. L. VI1, 15, ср. 19), а скептики — видеть

в воздерживающемся от суждений Антисфене своего

предшественника.

При всей скудости и недостоверности источников можно

попытаться представить все- части философии Антисфена —

а) диалектику и логику, Ь) этику, с) теологию, d) политику,

е) педагогику — как подчиненные единому принципу

радикального аскетизма, выдвигающему в качестве нормы

природу (естественное). У Афинея под влиянием традиции

представлять киников лающими и кусающимися «псами»

воинственность и полемичность — основная

характеристика Антисфена: ни одного государственного мужа

Антисфен не считал добродетельным, стратега — разумным,

софиста — заслуживающим внимания, поэта —

полезным, народ — толковым; и многих он оговорил:

афинских народных лидеров («демагогов») — в «Политическом

диалоге», Алкивиада — в «Кире», своего учителя Горгия —

в «Архелае», сыновей Перикла — в «Аспасии» (Athen. V,

220bc). Высмеивал учение Платона об идеях, назвал свой

диалог «Сатон» (Ldoorv), издевательски переиначив имя

оппонента. Агрессивный негативизм Антисфена позволил

Цицерону заметить: «он более остер, нежели образован»

(ad Art. XII 38b, 2).

1. В логике и диалектике Антисфен перенес на

традиционную область софистов сократовский принцип

самоограничения. Если софисты учили говорить с другими, то, по

Антисфену, философия дает умение говорить с самим собой

(Diog. L. VI 18); если парадоксы софистов были построены

на подмене понятий, то парадоксы Антисфена строятся

на логическом ригоризме. Он считал, что каждый

предмет может быть назван только своим собственным огосом,

который не содержит в себе обобщения: «об одном может

быть высказано только одно, а именно единственно лишь

его собственное наименование» (Arist. Met. 1024b32 sq.).

Согласно Диогену Лаэртию, Антисфен первым дал

определение логосу: «логос есть то, что, поясняет, чем нечто

бывает или есть» (о то тл rjv r\ ёотл 5r|Wv, ib. 3). Не нарушая

закона тождества, по Антисфену, нельзя ни приписать

субъекту отличный от него предикат, ни определить одно через

другое, а следовательно, невозможно ни противоречие, ни

ложное высказывание; высказывание может быть только

тавтологичным. Это положение покоится на отрицании

содержательности родовых и видовых понятий, через

которые что-либо определяется, и направлено против учения об

идеях. В «Сатоне» Антисфен отрицал онтологическую

содержательность общих понятий, говоря, что видит только

человека, лошадь или стол, но не видит «лошадности»,

«человечности», «стольности» (критику этих взглядов см.:

Платон. Euth. 285e, Theaet. 175c, 191c, Soph. 251b, и Аристотель.

Met. 1043b23, 1024Ь32. В частности, в «Софисте» Платон,

видимо, имеет в виду Антисфена под «недоучившимся

стариком», которому «доставляет удовольствие не допускать,

чтобы человек назывался добрым, но говорить, что добро

добро, а человек — лишь человек», Soph. 252 b-c).

2. Основа этики Антисфена — самодостаточность

(автаркия), понятая не как обеспеченность всеми благами, а как

самоограничение: ни в чем не нуждаться и не иметь ничего

лишнего. Унаследовав этический интеллектуализм

Сократа, Антисфен считал, что добродетели можно научить

и что счастье возможно только от добродетели, что

благородство состоит не в знатности, а в добродетели, богатство

не в имуществе, а в добродетели, которой можно делиться

не беднея. Славе и престижу он противопоставлял

свободу частного человека распоряжаться собою; называл труд

благом, наслаждению предпочитал помешательство,

роскоши желал врагам. Благодаря самоограничению человек,

по Антисфену, достигает той же самодостаточности, какой

божество обладает благодаря преизбытку в благе. Идеал

киника — бездомного, нищего, героически

переносящего труды и тяготы мудреца, равного богу в своей

независимости, Антисфен описал в «Геракле»: бог-покровитель

Киносарга и герой простонародья, царь-бедняк и человек,

ставший богом, Геракл сделался мифологическим

образцом для последующих киников. Созданный Антисфеном

образ мудреца перешел к стоикам (Diog. L. VI 114), а

внешний облик и «костюм» (короткий двойной плащ на голое

тело (трибон), длинная борода, посох странника, сума ни-

121

АНТИСФЕН

щего — к киникам (Diog. L. VI 13, по другим источникам,

автор этого облика (Диоген). Этическое учение Антисфена

в виде пространной речи его самого предстаачено у Ксено-

фонта (Mem. 4, 34—44), в виде отдельных изречений и

афоризмов — у Диогена Лаэртия.

3. Применительно к религии принцип «всего как можно

меньше» приводит к отрицанию традиционного

многобожия: «народных богов много, а природный один» (Cic.

De nat. Deor. I, 32). Монизм Антисфена носил, вероятно,

пантеистический характер: по Дюмлеру, пантеизм и

благочестивый трепет перед целесообразностью божественно

разумной природы, приписанный Ксенофонтом Сократу

(Mem. I, 4; IV, 3), в действительности характеризует

религиозные воззрения Антисфена.

4. В сфере политики Антисфен отрицал государство,

законы, политическую деятельность и

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн