Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

учению не является креационистской

(креационизм «Тимея», давший основание Нумению во 2 в.

н. э. назвать Платона «греческим Моисеем», не

допускает творения из ничего). Второй тезис образует фундамент

классической теории истины и служит критерием для

согласования учения о душе (познающем субъекте) и учения

о бытии (познаваемом объекте). Независимо от понимания

природы души, истинное познание возможно лишь при

условии «подобной» природы познающего и познаваемого

(напр., Демокрит считает познание возможным потому,

что и предметы, и душа состоят из атомов).

Для этого периода принят также термин Досократики

(предложен Дильсом), хотя его условность очевидна:

Демокрит, виднейший из досократиков, пережил Сократа на

40 лет. См. также Орфизм, Пифагореизм.

СОФИСТЫ ИСОКРАТ: ЭЛЛИНСКОЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ(2-я пол. 5 в. до н.э.). С этого времени основным

философским центром Греции становятся Афины. Для

данного периода характерен перенос внимания с

натурфилософских проблем познания мира на этико-социальные

проблемы воспитания человека. Софисты не составляли

единой «школы», но вместе их позволяет объединить

общее для них стремление к публичным диспутам,

профессиональной педагогике, особое внимание к риторике как

форме выражения любых идей. Частным образом и по

официальному приглашению они посещали различные

города (полисы) Греции и за плату давали уроки по

различным дисциплинам, которые ныне принято называть

«гуманитарными». Воспитание (пайдейа) как вторая природа

человека и как основа человеческого общежития —

направляющая идея софистики. Среди их излюбленных приемов

была демонстрация зависимости норм морали и законов

общежития от волевого решения человека

(терминологически закреплено оппозицией «природазакон»), отчего

в историко-философском отношении их взгляды считают

релятивистскими. Релятивизм софистов был произведен

от общериторических установок и не был формой

теоретизирования (ср. упражнение Горгия «О небытии»,

пародирующее трактат Мелисса «О бытии»).

Противопоставление природы и закона (номос—фюсис), отражая одну из

наиболее ярких особенностей периода, послужило

основой для социального реформаторства софистов. Наиболее

известные софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт,

Продик.

Современник софистов Сократ близок к ним своим

интересом к «социальной философии» и педагогике, но

отличался иным пониманием своего учительства. Он

говорил, что «ничего не знает» и потому не может никого

учить, больше любил не отвечать на вопросы, а задавать

их (см. майевтика), призывал не добиваться успеха и

не искать выгоды, но заботиться прежде всего о своей душе,

он не судил о вопросах религии (ср. зачин книги Протаго-

ра «О богах», где говорится, что вопрос о существовании

богов слишком темен), но говорил, что бог («демоний»)

126

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

есть в каждом и что сам он иногда слышит его голос.

Сократ полагал, что проверить, нашли мы истину или нет,

можно, если посмотреть после всех рассуждений на себя

самих: если мы рассуждали о том, что такое добро, но сами

добрее не стали, значит, мы не узнали главного; если же

мы стали лучше и добрее (ср. Колокагатия), значит, мы

достоверно узнали истину. В Афинах Сократ собрал вокруг

себя кружок постоянных слушателей, которые не

составляли школы; однако некоторые из них (Антисфен, Евклид,

Аристипп, Федон) основали собственные школы после его

трагической смерти (см. Сократические школы, киники,

Мегарская школа, Киренская школа, Элидо-эретрийская

школа). Для всей последующей истории Сократ стал

философом как таковым, одиноко противостоящим «софистам»

в своем стремлении к истинной мудрости.

ПЛАТОН ИАРИСТОТЕЛЬ: КЛАССИКА АНТИЧНОЙ

МЫСЛИ(4 в. до н. э.). Самый выдающийся из

многочисленных слушателей Сократа — Платон стал

родоначальником тысячелетней традиции платонизма, самого

влиятельного философского учения античности. В 387

им была основана философская школа {Академия),

история существования которой завершится вместе с историей

самой античной философии. Среди учеников, а

впоследствии сотрудников Академии — Евдокс Книдский, Гераклид

Пантийский, Ксенократ, Филипп Опунтский, Спевсипп,

Аристотель. После смерти Платона (347) Академию

возглавил Слевсипп, после Слевсиппа — Ксенократ. Самым

знаменитым учеником Платона был Аристотель,

пришедший в Академию в 366 в возрасте 18 лет и оставшийся

в ней до смерти учителя. В 335 Аристотель основывает в

Афинах свою школу — Ликей, или «Перипат»

(последователи Аристотеля — перипатетики, см. Перипатетическая

школа). Среди сотрудников Ликея — Теофраст, Евдем

Родосский, Дикеарх, Аристоксен. После смерти Аристотеля в

322 Ликей возглавил Теофраст. Аристотелизм стал вторым

важнейшим духовным течением античности, оказавшим

существенное влияние на последующую философию

Востока (арабская философия) и Запада (схоластика). В случае

с Платоном и Аристотелем мы впервые в истории

античной философии можем говорить и о значительном

корпусе сохранившихся текстов, и о масштабных философских

системах, охватывающих широкий круг вопросов

космологии, физики, логики, онтологии, этики. При этом ни у

Платона, ни даже у Аристотеля мы не находим изложения

учения в систематическом виде, однако система в смысле

устойчивых понятийных координат имманентно

присутствует во всех их главных сочинениях. По жанру основная

часть произведений Платона представляет собой диалоги

(см. Диалог философский), основная часть наследия

Аристотеля — исследовательские трактаты («прагматии») и

записи к лекциям.

Созданный Платоном и Аристотелем образ философа и

философии оставался значимым и привлекательным в

течение всего периода античности, а их философский язык

понятным не только ученикам и экзегетам, но и

оппонентам. Сама терминологизация понятия

философии как «стремления к мудрости» произошла именно

в платоновской Академии. Платон в «Теэтете» дал одно из

самых известных в античности определений философии

как «уподобления богу» и сам же истолковал его:

«Уподобиться богу — значит стать разумно справедливым и

разумно благочестивым» (Theaet. 176b2-3); «здесь-то и

проявляются истинные возможности человека, а также

ничтожество его и бессилие. Ибо знание этого есть мудрость

и подлинная добродетель, а незнаниеневежество и

явное зло. Прочие же мнимые возможности и премудрости

оборачиваются грубостью в делах государственного

правления и пошлостью в искусствах» (176c2-dl). Аристотель в

«Метафизике» заметил, что философия начинается с

удивления: «И теперь и прежде удивление побуждает людей

философствовать, причем вначале они удивлялись тому,

что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-

помалу таким образом продвигаясь далее, они задавались

вопросом о более значительном» (Met. 982b 12). В «Нико-

маховой этике» сказано, что философия «несет с собой

удивительные наслаждения» (1177а25). Самую

постоянную и удивительную радость (удовольствие) по сравнению

с возможными другими доставляет созерцательная

философская жизнь, похожая на ту, которой живет бог,

мыслящий вечно: «Если богу всегда так хорошо, как нам иногда,

то это достойно удивления; если же еще лучше, то это

достойно еще большего удивления» (1072b 14). И Платон, и

Аристотель уделяли много внимания педагогической теме

«обращения» к философии, у Аристотеля было сочинение

«Протрептик», ставшее образцом для последующих

произведений этого популярного впоследствии жанра.

В 7-м письме Платон предложил «совершенно ясное и

безопасное» испытание для распознания подлинного

философа: нужно описать, что из себя представляет «философия

в целом, какие сложности она с собой несет и каких

требует трудов», и тогда те, «кто ведет праздный образ жизни и

не имеет сил упорно трудиться», «увидав, как много нужно

изучить наук, как огромен труд, каким размеренным

должен быть образ жизни и каким высоконравственным, они,

решив, что это трудно и для них невозможно, оказываются

неспособными ревностно заниматься философией,

некоторые же убеждают самих себя, что они уже довольно

наслушались и впредь им вообще нет никакой нужды в

философских занятиях» (EpisL 340d8-341a3). Подлинный же

философ, услышав о предстоящих трудностях, «считает,

что слышит об удивительной открывающейся перед ним

дороге и что теперь ему нужно напрячь все силы, а если он

не будет так делать, то не к чему и жить» (340сЗ-4).

Лексикон классической греческой философии. Платон

в диалогах обсуждает комплекс проблем, связанных с его

представлением о мировом целом как разделенном на две

сферы — умопостигаемую (идеи) и чувственную (вещи):

добродетель, справедливость, идея, бытие, душа,

природа, имя, знание, философия, любовь-эрос, красота, благо,

закон (этот ряд в сокращении воспроизводит

закрепившиеся со времен издания Трасилла вторые тематические

названия платоновских диалогов: «Федон, или О душе»,

«Тимей, или О природе» и т. д.). Платоновский мир идей,

или эйдосов, — самая знаменитая черта его философского

учения. Этот вечно тождественный, умный, неделимый,

статичный мир противостоит вечно становящемуся, но

никогда не сущему телесно-чувственному и всегда

изменчивому во времени миру становления, в который люди

погружены в силу того, что их бессмертные души

заключены в бренные тела. Можно ли быть подлинным

философом в далеком от совершенства мире, почему люд и должны

искать в себе силы стремиться к этому, несмотря на все

127

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

сопряженные с удаленностью идеала трудности? К этим

вопросам Платон возвращается вновь и вновь.

Если схема философских метафор платоновского учения

указывает на три уровня реальности: трансцендентное

Единое-блато подобно солнцу освещает мир идей; идеи

распространяют свет бытия на чувственный телесный

космос и выступают как образцы («парадигмы») для вещей;

вещи «подражают» идеям и лишь отображают истинные

виды, представляя собой их «тени» (ср. «миф о пещере» из

«Государства»), то для Аристотеля подобный схематичный

образ выглядит иначе: «подлунный» мир природы и

«надлунный» мир небесных божеств, венчаемый неподвижным

перводвигателем, который движет все сущее как предмет

желания. Перводвигатель-бог-нус выступает как чистая

форма и конечная цель для всего, что соединено из формы

и материи. Телеологизм, устремленность к совершенной

цели — наиболее характерная черта философского

мировоззрения Аристотеля. Словарь важнейших терминов его

философии в основной своей части может быть извлечен

из 5-й книги «Метафизики», в которой собраны тридцать

значимых для его «первой философии» понятий, среди

них: начало (архее), причина, элемент, природа,

необходимое, единое, бытие, сущность, тождество, возможное

и способное, количество, качество, предел, часть, целое,

род. Для физической («второй») философии такими

понятиями являются: движение и покой, изменение, время,

элемент, качество, рост; в психологии — душа, энтелехия,

чувственное восприятие, фантасия, логос, ум-нус; в этике —

добродетель-яре/ие, благо, счастье; в политике —

справедливость. Примечательно, что только два сочинения

Платона и Аристотеля по-гречески называются одинаково —

«Политика» и посвящены проблеме оптимального

государственного устройства, центральной для их

философских учений. Эллинская философия классического периода

видела в человеке прежде всего гражданина своего

государства, счастье которого (цель нравственной философии)

неразрывно связано со счастьем его сограждан.

Социальная тема звучит в самом определении человека, который,

по Аристотелю, «по своей природе есть существо

общественное («политическое»)» (Polit. 1253а2-3). В этом одна

из существенных особенностей классики по сравнению с

эллинистическим периодом.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ(2-я пол. 4 в. —

30-е гг. 1 в. до н. э.). Название периода связано с социально-

политическими обстоятельствами: формированием

эллинистических монархий после распада империи Александра

Македонского (323) и смертью последнего

эллинистического монарха — царицы Египта Клеопатры (31 до н. э.).

Главнейшие философские центры: Афины и Александрия

(с Мусейном и грандиозной Библиотекой). Важнейшие

философские школы: Стоя (основана Зеноном из Китая;

см. Стоицизм), Сад (основана Эпикуром’, см. также

Эпикуреизм), Академия (с 3 в. — скептическая, см. Скептицизм),

Перипат, а также сократические школы: киническая, ме-

гарская, киренская. Основные акценты в философских

учениях: схематизация всего философского поля, четкое

деление философии на три части: логику, физику и этику —

с перенесением центра тяжести на этику, интересам

которой были подчинены остальные дисциплины (ср.

замечания эпикурейцев и скептиков о том, что они занимаются

науками о природе для достижения невозмутимости духа —

атараксии). Этику всех трех основных эллинистических

школ традиционно характеризуют как эвдемонистическую

и индивидуалистическую, главные понятия ее — арете-

добродетель и эвдаймония-счастье, центральный вопрос

и интерессчастье отдельного человека, теоретически

(или даже практически, как у киников) поставленного вне

рамок государства. Все школы этого периода ищут

индивидуальные рецепты счастья, представляя его как

некоторое состояние спокойствия и крепости духа (ср. апатию

стоиков и атараксию скептиков и эпикурейцев). Несмотря

на некоторые общие схемы, эллинистический период

античной философии отличается большим разнообразием

школ и течений, которые культивировали не одни только

моральные дисциплины, и в первую очередь это

относится к стоицизму — самому заметному течению эллинизма,

ставшему наряду с платонизмом и аристотелизмом одним

из тех учений, которые определили облик философской

античности для последующей традиции. В частности,

учение стоиков о мировом уме-логосе и о промысле оказало

влияние на становление христианской философии.

Особенности античной философской школы. В

отличие от непостоянных групп слушателей, собиравшихся

вокруг софистов, четыре главные школы античной

философии (первой из которых была Академия) — постоянно

действующие учебные заведения, в которых

осуществлялась преемственность руководства. Как правило, новые

схолархи избирались путем голосования, реже

назначались предыдущим схолархом. Свои названия школы

получали от места, где

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн