учению не является креационистской
(креационизм «Тимея», давший основание Нумению во 2 в.
н. э. назвать Платона «греческим Моисеем», не
допускает творения из ничего). Второй тезис образует фундамент
классической теории истины и служит критерием для
согласования учения о душе (познающем субъекте) и учения
о бытии (познаваемом объекте). Независимо от понимания
природы души, истинное познание возможно лишь при
условии «подобной» природы познающего и познаваемого
(напр., Демокрит считает познание возможным потому,
что и предметы, и душа состоят из атомов).
Для этого периода принят также термин Досократики
(предложен Дильсом), хотя его условность очевидна:
Демокрит, виднейший из досократиков, пережил Сократа на
40 лет. См. также Орфизм, Пифагореизм.
СОФИСТЫ ИСОКРАТ: ЭЛЛИНСКОЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ(2-я пол. 5 в. до н.э.). С этого времени основным
философским центром Греции становятся Афины. Для
данного периода характерен перенос внимания с
натурфилософских проблем познания мира на этико-социальные
проблемы воспитания человека. Софисты не составляли
единой «школы», но вместе их позволяет объединить
общее для них стремление к публичным диспутам,
профессиональной педагогике, особое внимание к риторике как
форме выражения любых идей. Частным образом и по
официальному приглашению они посещали различные
города (полисы) Греции и за плату давали уроки по
различным дисциплинам, которые ныне принято называть
«гуманитарными». Воспитание (пайдейа) как вторая природа
человека и как основа человеческого общежития —
направляющая идея софистики. Среди их излюбленных приемов
была демонстрация зависимости норм морали и законов
общежития от волевого решения человека
(терминологически закреплено оппозицией «природа—закон»), отчего
в историко-философском отношении их взгляды считают
релятивистскими. Релятивизм софистов был произведен
от общериторических установок и не был формой
теоретизирования (ср. упражнение Горгия «О небытии»,
пародирующее трактат Мелисса «О бытии»).
Противопоставление природы и закона (номос—фюсис), отражая одну из
наиболее ярких особенностей периода, послужило
основой для социального реформаторства софистов. Наиболее
известные софисты: Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт,
Продик.
Современник софистов Сократ близок к ним своим
интересом к «социальной философии» и педагогике, но
отличался иным пониманием своего учительства. Он
говорил, что «ничего не знает» и потому не может никого
учить, больше любил не отвечать на вопросы, а задавать
их (см. майевтика), призывал не добиваться успеха и
не искать выгоды, но заботиться прежде всего о своей душе,
он не судил о вопросах религии (ср. зачин книги Протаго-
ра «О богах», где говорится, что вопрос о существовании
богов слишком темен), но говорил, что бог («демоний»)
126
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
есть в каждом и что сам он иногда слышит его голос.
Сократ полагал, что проверить, нашли мы истину или нет,
можно, если посмотреть после всех рассуждений на себя
самих: если мы рассуждали о том, что такое добро, но сами
добрее не стали, значит, мы не узнали главного; если же
мы стали лучше и добрее (ср. Колокагатия), значит, мы
достоверно узнали истину. В Афинах Сократ собрал вокруг
себя кружок постоянных слушателей, которые не
составляли школы; однако некоторые из них (Антисфен, Евклид,
Аристипп, Федон) основали собственные школы после его
трагической смерти (см. Сократические школы, киники,
Мегарская школа, Киренская школа, Элидо-эретрийская
школа). Для всей последующей истории Сократ стал
философом как таковым, одиноко противостоящим «софистам»
в своем стремлении к истинной мудрости.
ПЛАТОН ИАРИСТОТЕЛЬ: КЛАССИКА АНТИЧНОЙ
МЫСЛИ(4 в. до н. э.). Самый выдающийся из
многочисленных слушателей Сократа — Платон стал
родоначальником тысячелетней традиции платонизма, самого
влиятельного философского учения античности. В 387
им была основана философская школа {Академия),
история существования которой завершится вместе с историей
самой античной философии. Среди учеников, а
впоследствии сотрудников Академии — Евдокс Книдский, Гераклид
Пантийский, Ксенократ, Филипп Опунтский, Спевсипп,
Аристотель. После смерти Платона (347) Академию
возглавил Слевсипп, после Слевсиппа — Ксенократ. Самым
знаменитым учеником Платона был Аристотель,
пришедший в Академию в 366 в возрасте 18 лет и оставшийся
в ней до смерти учителя. В 335 Аристотель основывает в
Афинах свою школу — Ликей, или «Перипат»
(последователи Аристотеля — перипатетики, см. Перипатетическая
школа). Среди сотрудников Ликея — Теофраст, Евдем
Родосский, Дикеарх, Аристоксен. После смерти Аристотеля в
322 Ликей возглавил Теофраст. Аристотелизм стал вторым
важнейшим духовным течением античности, оказавшим
существенное влияние на последующую философию
Востока (арабская философия) и Запада (схоластика). В случае
с Платоном и Аристотелем мы впервые в истории
античной философии можем говорить и о значительном
корпусе сохранившихся текстов, и о масштабных философских
системах, охватывающих широкий круг вопросов
космологии, физики, логики, онтологии, этики. При этом ни у
Платона, ни даже у Аристотеля мы не находим изложения
учения в систематическом виде, однако система в смысле
устойчивых понятийных координат имманентно
присутствует во всех их главных сочинениях. По жанру основная
часть произведений Платона представляет собой диалоги
(см. Диалог философский), основная часть наследия
Аристотеля — исследовательские трактаты («прагматии») и
записи к лекциям.
Созданный Платоном и Аристотелем образ философа и
философии оставался значимым и привлекательным в
течение всего периода античности, а их философский язык —
понятным не только ученикам и экзегетам, но и
оппонентам. Сама терминологизация понятия
философии как «стремления к мудрости» произошла именно
в платоновской Академии. Платон в «Теэтете» дал одно из
самых известных в античности определений философии
как «уподобления богу» и сам же истолковал его:
«Уподобиться богу — значит стать разумно справедливым и
разумно благочестивым» (Theaet. 176b2-3); «здесь-то и
проявляются истинные возможности человека, а также
ничтожество его и бессилие. Ибо знание этого есть мудрость
и подлинная добродетель, а незнание — невежество и
явное зло. Прочие же мнимые возможности и премудрости
оборачиваются грубостью в делах государственного
правления и пошлостью в искусствах» (176c2-dl). Аристотель в
«Метафизике» заметил, что философия начинается с
удивления: «И теперь и прежде удивление побуждает людей
философствовать, причем вначале они удивлялись тому,
что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-
помалу таким образом продвигаясь далее, они задавались
вопросом о более значительном» (Met. 982b 12). В «Нико-
маховой этике» сказано, что философия «несет с собой
удивительные наслаждения» (1177а25). Самую
постоянную и удивительную радость (удовольствие) по сравнению
с возможными другими доставляет созерцательная
философская жизнь, похожая на ту, которой живет бог,
мыслящий вечно: «Если богу всегда так хорошо, как нам иногда,
то это достойно удивления; если же еще лучше, то это
достойно еще большего удивления» (1072b 14). И Платон, и
Аристотель уделяли много внимания педагогической теме
«обращения» к философии, у Аристотеля было сочинение
«Протрептик», ставшее образцом для последующих
произведений этого популярного впоследствии жанра.
В 7-м письме Платон предложил «совершенно ясное и
безопасное» испытание для распознания подлинного
философа: нужно описать, что из себя представляет «философия
в целом, какие сложности она с собой несет и каких
требует трудов», и тогда те, «кто ведет праздный образ жизни и
не имеет сил упорно трудиться», «увидав, как много нужно
изучить наук, как огромен труд, каким размеренным
должен быть образ жизни и каким высоконравственным, они,
решив, что это трудно и для них невозможно, оказываются
неспособными ревностно заниматься философией,
некоторые же убеждают самих себя, что они уже довольно
наслушались и впредь им вообще нет никакой нужды в
философских занятиях» (EpisL 340d8-341a3). Подлинный же
философ, услышав о предстоящих трудностях, «считает,
что слышит об удивительной открывающейся перед ним
дороге и что теперь ему нужно напрячь все силы, а если он
не будет так делать, то не к чему и жить» (340сЗ-4).
Лексикон классической греческой философии. Платон
в диалогах обсуждает комплекс проблем, связанных с его
представлением о мировом целом как разделенном на две
сферы — умопостигаемую (идеи) и чувственную (вещи):
добродетель, справедливость, идея, бытие, душа,
природа, имя, знание, философия, любовь-эрос, красота, благо,
закон (этот ряд в сокращении воспроизводит
закрепившиеся со времен издания Трасилла вторые тематические
названия платоновских диалогов: «Федон, или О душе»,
«Тимей, или О природе» и т. д.). Платоновский мир идей,
или эйдосов, — самая знаменитая черта его философского
учения. Этот вечно тождественный, умный, неделимый,
статичный мир противостоит вечно становящемуся, но
никогда не сущему телесно-чувственному и всегда
изменчивому во времени миру становления, в который люди
погружены в силу того, что их бессмертные души
заключены в бренные тела. Можно ли быть подлинным
философом в далеком от совершенства мире, почему люд и должны
искать в себе силы стремиться к этому, несмотря на все
127
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
сопряженные с удаленностью идеала трудности? К этим
вопросам Платон возвращается вновь и вновь.
Если схема философских метафор платоновского учения
указывает на три уровня реальности: трансцендентное
Единое-блато подобно солнцу освещает мир идей; идеи
распространяют свет бытия на чувственный телесный
космос и выступают как образцы («парадигмы») для вещей;
вещи «подражают» идеям и лишь отображают истинные
виды, представляя собой их «тени» (ср. «миф о пещере» из
«Государства»), то для Аристотеля подобный схематичный
образ выглядит иначе: «подлунный» мир природы и
«надлунный» мир небесных божеств, венчаемый неподвижным
перводвигателем, который движет все сущее как предмет
желания. Перводвигатель-бог-нус выступает как чистая
форма и конечная цель для всего, что соединено из формы
и материи. Телеологизм, устремленность к совершенной
цели — наиболее характерная черта философского
мировоззрения Аристотеля. Словарь важнейших терминов его
философии в основной своей части может быть извлечен
из 5-й книги «Метафизики», в которой собраны тридцать
значимых для его «первой философии» понятий, среди
них: начало (архее), причина, элемент, природа,
необходимое, единое, бытие, сущность, тождество, возможное
и способное, количество, качество, предел, часть, целое,
род. Для физической («второй») философии такими
понятиями являются: движение и покой, изменение, время,
элемент, качество, рост; в психологии — душа, энтелехия,
чувственное восприятие, фантасия, логос, ум-нус; в этике —
добродетель-яре/ие, благо, счастье; в политике —
справедливость. Примечательно, что только два сочинения
Платона и Аристотеля по-гречески называются одинаково —
«Политика» и посвящены проблеме оптимального
государственного устройства, центральной для их
философских учений. Эллинская философия классического периода
видела в человеке прежде всего гражданина своего
государства, счастье которого (цель нравственной философии)
неразрывно связано со счастьем его сограждан.
Социальная тема звучит в самом определении человека, который,
по Аристотелю, «по своей природе есть существо
общественное («политическое»)» (Polit. 1253а2-3). В этом одна
из существенных особенностей классики по сравнению с
эллинистическим периодом.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ(2-я пол. 4 в. —
30-е гг. 1 в. до н. э.). Название периода связано с социально-
политическими обстоятельствами: формированием
эллинистических монархий после распада империи Александра
Македонского (323) и смертью последнего
эллинистического монарха — царицы Египта Клеопатры (31 до н. э.).
Главнейшие философские центры: Афины и Александрия
(с Мусейном и грандиозной Библиотекой). Важнейшие
философские школы: Стоя (основана Зеноном из Китая;
см. Стоицизм), Сад (основана Эпикуром’, см. также
Эпикуреизм), Академия (с 3 в. — скептическая, см. Скептицизм),
Перипат, а также сократические школы: киническая, ме-
гарская, киренская. Основные акценты в философских
учениях: схематизация всего философского поля, четкое
деление философии на три части: логику, физику и этику —
с перенесением центра тяжести на этику, интересам
которой были подчинены остальные дисциплины (ср.
замечания эпикурейцев и скептиков о том, что они занимаются
науками о природе для достижения невозмутимости духа —
атараксии). Этику всех трех основных эллинистических
школ традиционно характеризуют как эвдемонистическую
и индивидуалистическую, главные понятия ее — арете-
добродетель и эвдаймония-счастье, центральный вопрос
и интерес — счастье отдельного человека, теоретически
(или даже практически, как у киников) поставленного вне
рамок государства. Все школы этого периода ищут
индивидуальные рецепты счастья, представляя его как
некоторое состояние спокойствия и крепости духа (ср. апатию
стоиков и атараксию скептиков и эпикурейцев). Несмотря
на некоторые общие схемы, эллинистический период
античной философии отличается большим разнообразием
школ и течений, которые культивировали не одни только
моральные дисциплины, и в первую очередь это
относится к стоицизму — самому заметному течению эллинизма,
ставшему наряду с платонизмом и аристотелизмом одним
из тех учений, которые определили облик философской
античности для последующей традиции. В частности,
учение стоиков о мировом уме-логосе и о промысле оказало
влияние на становление христианской философии.
Особенности античной философской школы. В
отличие от непостоянных групп слушателей, собиравшихся
вокруг софистов, четыре главные школы античной
философии (первой из которых была Академия) — постоянно
действующие учебные заведения, в которых
осуществлялась преемственность руководства. Как правило, новые
схолархи избирались путем голосования, реже
назначались предыдущим схолархом. Свои названия школы
получали от места, где