Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

существенными «внутренними отношениями» и
совпадающего с Абсолютом. Вместе с тем диалектическое противоречие
как источник развития заменялось простой
дополнительностью противоположных сторон. Британские приверженцы
абсолютного идеализма были также одними из первых
критиков «психологизма» в логике.
Монистическая интерпретация абсолютного идеализма
Брэдли и некоторыми другими философами была
дополнена плюралистическим, персоналистским вариантом,
представленным в работах Э. Сэта и, в особенности, Д.Э. Мак-
Таггарта, понимавшего Абсолют как духовное сообщество
личностей-субстанций. В некоторых аспектах этому
варианту абсолютного идеализма оказалась близкой
концепция «абсолютного волюнтаризма» американского философа
Д Ройса, который, однако, на первый план выдвигал не
онтологическое, а эпистемологическое обоснование учения
об Абсолюте. В работах Ройса и других американских
идеалистов, в отличие от работ их британских коллег,
наиболее сильны религиозные мотивы. Философия
абсолютного идеализма на всем протяжении ее эволюции была
слабо связана с развитием естествознания; ее
представители по многим вопросам сознательно занимали позиции,
противоположные позиции науки. В начале 20 в. в
Великобритании абсолютный идеализм становится объектом
острой критики со стороны ранних представителей
аналитической философии, а в США — прагматизма и
неореализма, и к концу 20-х годов фактически перестает существовать
в качестве самостоятельного философского направления.
Лит.: Квитко Д. Ю. Очерки англо-американской философии. М.-
JL, 1936; Хим Т. И. Современные теории познания. М., 1965, гл. 2;
Киссель М.А. Учение о диалектике в буржуазной философии XX в.
Л., 1970; Богомолов A.C. Английская буржуазная философия XX в.,
М., 1973, гл. 2; Он же. Буржуазная философия США XX в. М.,
1974, гл. 1; Richter M. The Politics of Conscience: T H. Green and His
Age. Cambr., 1964; PassmoreJ. A. Hundred Years of Philosophy. L., 1966,
ch. 3,4,7; Wollheim R. F. H. Bradley. Harmondsworth, 1969; Airaksinen T.
The Ontological Criteria of Reality. Turku, 1975; Sprigge T. S. The
Vindication of Absolute Idealism. Edinburgh, 1983; Manser A., Stock G.
(eds.) The Philosophy of EH.Bradley. Oxf., 1984.
А Ф. Грязное

АБСОЛЮТНЫЙ ИСТОРИЦИЗМ- учение Б. Кроне,
согласно которому «наше мышление есть историческое
мышление исторического мира». Абсолютный истори-
цизм означает радикальное утверждение имманентности,
направленное против любой метафизики, против всякого
удвоения мира, будь оно религиозным или светским.
Реальность, которой соответствует историческое познание
сама исторична: реальность есть продукт человеческого
действия, осуществление свободы. Историческое познание
освобождает от мертвых традиций. Формы духа являются
не только категориями познания, но также способностями
действия. Сама история есть единство мысли и действия.
Историческая действительность по своей сущности
рациональна; иррациональное есть лишь тень, отбрасываемая
самим разумом. Хотя возможнаи необходима историятого, что
препятствовало движению цивилизации (жестокости,
варварских завоеваний и т.п.), история выступает у Кроче как
история разума и свободы.
А. М. Руткевт

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ- см. Восхождение
от абстрактного к конкретному.

АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ- объект, созданный
какой-либо абстракцией или при посредстве какой-либо
абстракции; результат абстракции мыслится при этом
как нечто самосущее (abstract entity), как отдельная
реалия в системе определенных представлений. Так, в
системе представлений о графике русского языка каждая
буква алфавита мыслится как абстрактный объект — как
«абстрактная буква», в отличие от оттиска такой буквы
на странице (данного) текста — ее «конкретного»
(материального) представителя, манифестации абстрактного
объекта в письменной речи.В устной речи ее конкретным
представителем служит определенный фонетический звук,
а в лингвистике — соответствующий звуковой тип, или
фонема, тоже абстрактный объект. Таким образом, один
и тот же абстрактный объект может иметь
представителей, которые сами абстрактны. В теоретическим познании

15

АБСТРАКЦИЯ
последнее не редкость. В частности, каждый полином
является конкретным представителем некоторой
рациональной функции, хотя полиномы — абстрактные
объекты. Вообще говоря, противопоставление «конкретный
объектабстрактный объект» относится к системе
определенных понятий и к способам фиксации объектов
в сознании. Выступая как информационный посредник
между мыслью и объективной реальностью, конкретный
представитель информирует в первую очередь не о себе
самом, а о том объекте, который он представляет.
Поэтому существен только тип представителя, а не его
«личные» свойства. (Правда, иногда он может информировать
и о себе самом. Напр., если в русском тексте строчная
буква стоит непосредственно после точки, это может
указывать на ошибку.)
Особенность отношений между абстрактными объектами
и их представителями служит объективной основой для
абстракции отождествления представителей. Этой
абстракцией создаются многие абстрактные объекты, но не
все. Той же цели порознь или сообща служат абстракция
неразличимости, абстракция индивидуации (см. Индивиду —
ация), изолирующая абстракция и др. Такие абстрактные
объекты, как функции и функционалы, порождаются
функциональной абстракцией. В математике весьма
важным теоретическим средством порождения абстрактных
объектов являются абстракции бесконечности и
осуществимости. Так, используя абстракцию постоянства,
абстракцию индивидуации и абстракцию потенциальной
осуществимости, последовательно порождают
натуральные числа и потенциально бесконечный натуральный рад
как абстрактный объект арифметики, В свою очередь,
дополняя указанные, выше абстракции абстракцией
актуальной бесконечности и схемой трансфинитной индукции,
получают универсум всех натуральных чисел, а из
последнего — упорядоченный вещественный континуум —
абстрактный объект анализа и теории множеств. В этом и
во многих других случаях вопрос о конкретных
представителях, вообще говоря, не имеет эффективного решения:
лишь немногие из всех вещественных чисел имеют таких
представителей.
В зависимости от силы абстракций, порождающих
абстрактные объекты, последние подразделяют на реальные
и идеальные. Хотя и те, и другие объекты абстрактны, для
них поразному ставится и решается проблема
существования. В первом случае она имеет конструктивное решение,
во втором — нет. Таким образом, идеальные абстрактные
объекты — это объекты, утверждение о существовании
которых выходит за пределы эффективной проверки. К
примеру, упомянутый выше континуум классического
анализа — это идеальный абстрактный объект, а континуум
конструктивного анализа — нет. (Подробнее см. Идеальный
объект).
Очевидно, что понятие «абстрактный объект» не
исчерпывается понятием о свойствах конкретных (эмпирически
наблюдаемых, материальных) объектов, хотя каждый шаг
перехода от мира наблюдаемых объектов к миру чисто
теоретических сущностей обусловлен, конечно, некоторой
абстракцией, замещающей наблюдаемый объект его
теоретическим образом. Однако в общем случае, абстрагируя,
не просто «закрывают глаза» на что-либо, а создают некую
мыслимую, быть может идеальную, сущность,
независимую от какого-либо наглядного представления. Мир таких
сущностей — это преимущественно мир науки, поскольку
научное познание идет через абстракцию.
M. M. Новосёлов

АБСТРАКЦИЯ(от лат. abstraho — отвлекать, исключать,
отделять) — необходимое условие познания путем
формирования «вторичных образов» реальности (ее
информационных моделей), в частности, таких, как восприятия,
представления, понятия, теории и пр. В процессе абстракции
осуществляется выбор и обработка информации с целью
заменить непосредственно данный эмпирический образ
на другой, непосредственно не данный, но
подразумеваемый и мыслимый как абстрактный объект и называемый
обычно тем же термином «абстракция».

ОЧЕРКИСТОРИИ. Современное понятие об абстракции
восходит к Аристотелю, согласно которому
абстрагирование — это метод намеренно одностороннего изучения
реальности, субъективный прием мысленного разделения целого и
полагание отдельносушими его частей. В принципе такое по-
лагание не заключает «никакой ошибки» и объективно
оправдано многообразием свойств (аспектов) целого, порою столь
различных, что они не могут стать предметом одной науки.
Наука же, по Аристотелю, исследует общее, а общее
познается посредством абстракции. Поэтому абстракция не только
является основной предпосылкой научного познания, но и
«создаетнауку».Вэтомсмыслепреходящиеявленияопытаваж-
нынесамипосебе,автоймере,вкакойонипричастныккакой-
либо абстракции. Аристотель также отличал эмпирические
абстракции от теоретических, полагая, что последние
необходимы там, где постигаемое мыслью и сама мысль неотделимы
друг от друга (как, напр., в математике, где знание и предмет
знания по существу совпадают).
Эта гносеологическая концепция абстракции не получила,
однако, развития ни в эллино-римской, ни в
средневековой философии. Схоластика, включая арабоязычный
неоплатонизм, тему абстракции свела по существу к теме
универсалий, связав ее с платоновским понятием acide
(«незримого», духовного начала), что соответствовало
философской мысли, ориентированной на logos, но не на physis.
Когда же на смену средневековой «книжной науке»
пришла опытная наука нового времени, теологический и
онтологический взгляд на абстракцию сменился
психологическим: абстракция представлялась теперь вынужденным
«действием души» по выработке общих (общезначимых)
понятий, необходимость в которых обусловлена
несовершенством рассудка, неспособного иначе познавать
(нераздельную) «природу вещей». И сенсуализм, и рационализм
17—18 вв. были почти единодушны в том, что
«опредмечивание» абстракций не только заслоняет от глаз
исследователя факты реальных процессов, но и приводит к гипос-
тазированию фиктивных сущностей и бессодержательных
представлений. Известным выражением этой позиции
явилось кантовское требование «принципиальной
исключаемое™» для абстракций, если они претендуют на то, чтобы
иметь какойлибо смысл.
Философия начала 19 в. мало что изменила в этой оценке.
В частности, Гегель, признавая абстракцию как первый
элемент духовного освоения реальности и включая ее в
обьщенный и научный опыт (уже простое наблюдение, по
Гегелю, нуждается в способности к абстракции), в то же
время относил абстракцию к «формальной мысли», чуждой

16

АБСТРАКЦИЯ
философскому методу, и порицал «абстрактное» за
односторонность и пустоту. Лишь к середине 19 в. толкование
абстракции выходит за пределы «отвлеченной мысли».
Абстракции возвращается ее научный аристотелевский
смысл. С ее помощью описывается не только статика, но
и динамика явлений природы и общественной жизни.
В гуманитарной области это относится в первую очередь
к философскому методу, в котором объективная
диалектика развития осознается через развитие субъективной
диалектики понятий, и поэтому принцип абстракции играет
в нем ведущую роль (К. Маркс). Но и в
естественнонаучной методологии тех лет, в сущности далекой от
осознанной диалектики понятий, применение абстрактных
моделей «достигает поразительных результатов в объяснении
явлений природы» (В.И. Вернадский). В результате
духовная установка послесхоластической реформации (с ее
лозунгом: «вместо абстракций — опыт») постепенно
заменяется методологическим компромиссом, когда абстрактные
объекты признаются как представители реалий,
необходимые для выражения объективных истин. Даже позитивизм
в известной мере принял этот компромисс, не только
отводя абстракциям руководящую роль в научном
исследовании, но и признавая за ними некоторый «род
реальности» (Э. Мах). Тогда же появились и первая
классификация абстракций, и намеренное употребление
определений через абстракцию.
Философия науки 20 в. вновь возвращается к полемике об
объективной значимости абстракций. На этот раз поводом
послужили, с одной стороны, релятивистские
направления (тенденции) в физике, с другой — трансфинитные
принципы введения абстракций в математической
теории множеств, которые породили определенное «чувство
беспокойства

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн