собирались члены школы, — как правило,
это были гимнасии (Академия, Ликей) или другие
общественные места (Стоя), где можно было слушать лекции
или вести беседы. В 4-1 вв. до н. э. обнаруживается
совпадение трех понятий: школы как идейного течения, школы
как места преподавания и школы как постоянно
действующего учреждения с определенным образом жизни его
членов. При этом каждая из названных школ была открыта
для широкой публики, за преподавание плата обычно не
взималась. Школы содержались либо на личные средства
схоларха, либо на дары «меценатов». Среди тех, кто
посещал школу, различались просто слушатели и группа
учеников (называемых «друзьями», «приверженцами»), которые
жили поблизости или даже в доме учителя. И в Академии,
и в Лике, и в Саду Эпикура было принято собираться на
общие трапезы. В Академии Платона и Лике Аристотеля
читались разные курсы лекций: более сложные для
учеников (внутренний кружок адептов школы, «эзотерические»
курсы) и популярные курсы для широкой публики («эксо-
терические» курсы). Наиболее распространенные жанры
философской литературы периода — диалоги, диатрибы,
протрептики, парафразы, рассуждения на заданную тему.
ПОЗДНЕАНТИЧНАЯФИЛОСОФИЯ:
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ В ЭПОХУ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
(1—3 вв. н. э.). Основные философские центры периода —
Александрия, Рим, Афины. Основное содержание —
возрождение философских школ древности. После призыва
схоларха Академии Антиоха Аскалонского «следовать древним»
оформляется разрыв между академиками-скептиками
(эллинистическая Академия) и платониками-догматиками
(начало традиции среднего платонизма), возобновившими
разработку проблемной стороны учения Платона; после
возвращения в научный обиход библиотеки Аристотеля
Андроником Родосским формируется новая перипатетичес-
128
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
кая традиция; в трудах Нигидия Фигула, Евдора
Александрийского и Модерата развивается новая версия
пифагореизма (см. Неопифагореизм).
Существенно изменился характер философского
преподавания: вместо школы как общины единомышленников, с
единым укладом жизни и постоянной близостью учителя
и ученика, ведущих устный диалог, школа становится
профессиональным институтом, а философию начинают
преподавать профессиональные педагоги, получающие
жалованье от государства (императора). В 76 н. э. император
Марк Аврелий учреждает (выделяет государственные
субсидии) в Афинах четыре философские кафедры:
платоническую, перипатетическую, стоическую и эпикурейскую,
что четко ограничивает главные философские течения
периода. Основное внимание в разных школах уделялось
одному — восстановлению авторитетного корпуса текстов
для той или иной традиции (ср. издание Андроником
текстов Аристотеля, Трасилллом — текстов Платона). Начало
эпохи систематического комментирования: если
предыдущий период можно обозначить как эпоху диалога, то этот
и следующий этап в истории античной философии —
период комментария, т.е. текста, созданного по поводу и в
соотнесении с другим, авторитетным, текстом. Платоники
комментируют Платона, перипатетики — Аристотеля,
стоики — Хрисипла (ср. Эпиктет, «Руководство» § 49;
«Беседы» I 10, 8 — о стоической школьной экзегезе, в отличие
от платонической и перипатетической, представленной
сохранившимися текстами, мы можем судить только по
намекам). По замечанию перипатетика Александра Афро-
дисийского (2 в. н. э.) обсуждение «тезисов» было в обычае
у древних философов, «они давали уроки свои именно
таким образом — не комментируя книги, как это делают ныне
(тогда еще не было книг такого рода), а выставляя тезис и
Приводя доводы за и против, тем самым они упражняли
свою способность находить доказательства, основанные
на посылках, принимаемых всеми» (Alex. Aphrod. In Top.,
27, 13 Wallies).
Разумеется, устные упражнения не могли быть отброшены, —
но теперь это упражнения по объяснению письменных
текстов. Разница хорошо видна в новой школьной постановке
вопроса исследования (не о предмете, а о том, как понимали
предмет Платон и Аристотель): напр., не «вечен ли мир?», а
«можно ли считать, что по Платону мир вечен, если в «Тиме»
он признает демиурга мира?» (ср. «Платоновские вопросы»
Плутарха из Херонеи).
Стремление к систематизации и упорядочиванию
наследия прошлого проявилось также и в огромном количестве
доксографических компендиев и биографических историй,
созданных как раз в этот период с 1 в. до н. э. (наиболее
известный — компендий Ария Дидима) до нач. 3 в.
(наиболее известные — Диогена Лаэртия и Секста Эмпирика), и в
широком распространении школьных учебников,
предназначенных корректно и доходчиво посвящать как
учащихся, так и широкую публику в учение великих философов
(ср. особенно платонические учебники Апулея и Алкиноя).
ПОЗДНЕАНТИЧНАЯФИЛОСОФИЯ:
НЕОПЛАТОНИЗМ(3-6 вв. н. э.). Завершающий период истории
античной философии характеризуется доминированием
неоплатонизма, синтетически усвоившего элементы аристотелиз-
ма, неопифагореизма и стоицизма при сохранении
традиционной платонической догматики {средний платонизм).
Новый синтез имел существенные отличия от
предшествующей традиции платонизма, что дало основание
ученым в 19 в. ввести в обиход термин «неоплатонизм». Сами
неоплатоники называли себя платониками и полагали,
что находятся в русле единой традиции, идущей от
«божественного Платона». Основные философские центры
поздней античности связаны с деятельностью школ
неоплатонизма: Рим (Плотин, Порфирий), Апамея в Сирии
(где учили Амелий, ученик Плотина, и Ямвлих,
возглавивший школу после Амелия, — Сирийская школа), Пергам
(Пергамская школа, основанная учеником Ямвлиха Эде-
сием), Александрия {Александрийская школа: Гипатия, Ги-
ерокл, Гермий, Аммоний, Иоанн Филопон, Олимпиодор),
Афины (Афинская школа: Плутарх, Сириан, Прокл,
Дамасский, Симпликий).
Плотин считается основателем неоплатонизма, потому
что в корпусе его сочинений («Эннеады») содержатся все
основные понятия неоплатонической философии,
которые выстроены им в стройную онтологическую иерархию:
сверхбытийное начало — Единое-блгго, вторая ипостась —
Ум-нус, третья — Мировая Душа и чувственный
Космос. Единое недоступно мысли и постигаемо только в
сверхумном экстатическом единении с ним, выразимом
не обычными языковыми средствами, а негативно, через
отрицание (ср. апофатическая теология). Переход от
единого к другим уровням бытия описывается в терминах
«излучение», «раскрытие», позднее основной термин —
«исхождение» (проодос), см. Эманация. Каждая нижняя
ступень существует благодаря обращенности к высшему
началу и подражает высшему тем, что творит следующее
за собой (так ум выстпает как начало для души, а душа —
для космоса). В дальнейшем эта схема будет подвергнута
уточнению и тщательной разработке. В целом для позднего
(пост-ямвлиховского) неоплатонизма чрезвычайно
характерны систематизм, схоластизм, мистицизм и магия
(теургия). Примечательно отсутствие социально-политической
проблематики, так важной для самого Платона;
неоплатонизм — это всецело метафизика и теология.
Среди авторитетных для неоплатоников текстов помимо
текстов Платона (комментарии на платоновские диалоги
составляют основную часть наследия этой традиции) были
сочинения Аристотеля, Гомер и «Халдейские оракулы».
Комментарии на Аристотеля — вторая по объему часть
сохранившегося наследия неоплатонизма; ключевой для
комментаторов-неоплатоников стала проблема
согласования учений Платона и Аристотеля (см. подробнее
Аристотеля комментаторы). В целом курс философии
Аристотеля рассматривался как пропедевтика («малые мистерии») к
изучению Платона («большим мистериям»).
В 529 эдиктом императора Юстиниана Афинская Академия
была закрыта, и философы вынуждены были прекратить
преподавание. Эта дата принимается как символическое
завершение истории античной философии, хотя
изгнанные из Афин философы продолжали работать на окраинах
империи (напр., комментарии Симпликия, ставшие для нас
одним из главнейших источников по истории античной
философии, были написаны ими уже в изгнании).
ФИЛОСОФИЯ- Ф1А1А БОФ1А1. О том, что такое
философия, сами античные философы говорили столь же
часто, сколь часто им приходилось приступать к
начальному философскому курсу. Подобный курс в
неоплатонических школах открывался чтением Аристотеля,
129
АНТОНИЙ
Аристотель начинался с логики, логика — с «Категорий».
Сохранилось несколько «введений в философию» и
«введений к Аристотелю», предваряющих школьные комментарии
к «Категориям». Порфирий, впервые предложивший
рассматривать сочинения Аристотеля как пропедевтику к
платоновским, в свое время написал специальное «Введение к
Категориям» («Исагог»), которое стало базовым учебником
для неоплатоников. Комментируя Порфирия, неоплатоник
Аммоний перечисляет несколько традиционных
определений, в которых можно различить платоновские,
аристотелевские и стоические темы: 1) «познание сущего поскольку
оно сущее»; 2) «знание дел божественных и человеческих»;
3) «уподобление Богу, насколько это возможно для человека»;
4) «подготовка к смерти»; 5) «искусство искусств и наука
наук»; 6) «любовь к мудрости» (Ammonius. In Poroph. Isagogen,
2, 22-9, 24). Наилучшим образом прояснить смысл этих
поздних школьных определений, в которых
продемонстрированы устойчивость и вместительность традиции, скрепившей
собой разнообразные учения более чем тысячелетнего
периода в одну «историю античной философии», могли бы все
имеющиеся в нашем распоряжении античные философские
тексты.
Прекратив свое существование, античная философия стала
значимым фактором развития европейской философской
мысли (ближайшим образом повлияв на формирование
христианского богословия и средневековой схоластики) и
остается таковым вплоть до сегодняшних дней. Язык
античной философии не утратил живости звучания. В то время
как одни термины навсегда остались техническими
терминами только философии греков (арете, атараксия, майевтика,
демиург, диэреза, калокагатия, анамнесис, гомеомерия, нус),
другие пополнили словарь философов позднейших эпох и
приобрели дополнительно содержание (ср. автаркия, пневма,
логос, энтелехия, эпохе, эйдос, эфир). В названиях ряда
современных научных дисциплин слышны греческие корни — это
не просто присутствие греческого языка в научном
лексиконе, это также указание на истоки формирования этих наук,
имевших свою особую историю в рамках античности (среди
них — логика, физика, этика, психология).
Энциклопедии и словари: Pauty A., Wissowa G., Kroll W. (hrsg.).
Realencyclopadie der klassischen Altertumswissenschaft, 83 Bande.
Stuttg., 1894-1980; Der Neue Pauly. Enzyklopaedie der Antike. Das
klassische Altertum und seine Rezeptionsgeschichte in 15 Banden,
hrsg. v. H. Cancik und H. Schneider. Stuttg., 1996-99; Goulet R. (ed.).
Dictionnaire des philosophes antiques, v. 1—2. R, 1989—94; Zeyl D. J.
(ed.). Encyclopedia of Classical Philosophy. Westport, 1997.
Подробные изложения истории античной философии: Лосев А. Ф.
История античной эстетики в 8 т. М, 1963—93; Guthrie W. К. С.
A History of Greek Philosophy in 6 vols. Cambr., 1962—81; Algra K.,
Barnes J., Mansfeld J., Schofield M. (eds.). The Cambridge History
of Hellenistic Philosophy. Cambr., 1999; Armstrong A. H. (ed.). The
Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy.
Cambr., 1967; Grundriss der Geschichte der Philosophie, begr. v. Fr.
Ueberweg: Die Philosophie des Altertums, hrsg. v. K. Prachter,
vollig neubearbeitete Ausgabe: Die Philosophie der Antike, hrsg. v.
H. Flaschar, Bd. 3-4. Basel — Stuttg., 1983-94 (тома 1-2
готовятся к печати), Reale G. Storiadellafilosofiaantica,v. 1—5. Mil., 1975—
87 (англ. пер.: A History of Ancient Philosophy. Albany, 1985); ZellerE.
Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung, 3
Teile in 6 Banden. Lpz., 1879—1922 (3-6 Aufl.; Neudruck Hudesheim,
1963).
Учебные пособия: Цемер Э. Очерк истории греческой философии.
СПб., 1912 (переизд. 1996); ЧанышевА. Н. Курс лекций подревней
философии. М., 1981; Он же. Курс лекций по древней и средневекоюй
философии. М., 1991; Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985;
РеалеДж., Антисери Л. Западная философия от истоков до наших дней.
1. Античность (пер. с итал.). СПб., 1994; Лосев А. Ф. Словарь античной
философии. М., 1995; История философии: Запад — Россия — Восток,
кн. 1: Философия древности и средневековья, под ред. Н. В. Мотро-
шиловой. М., 1995; Ado Пьер. Что такое античная философия? (пер. с
франц.). М., 1999; Canto-Sperber M., Barnes J., Brisson L., BrunschmgJ.,
Vlastos G. (eds.). Philosophie grecque. P., 1997.
Хрестоматии: Переверзенцев С. В. Практикум по истории
западноевропейской философии (Античность, Средневековье, Эпоха
Возрождения). М., 1997; Vogel С. de (ed.). Greek Philosophy. A collection of texts
selected and supplied with some notes and explanations, vol. 1-3. Leiden,
1963-67; Long A. A, SedleyD. N. (eds. and trs.). The Hellenistic Philosophers,
2 v. Cambr., 1987.
Пособия по истории греческой культуры и образования:
Зелинский Ф. Ф. Из жизни идей, 3-е изд. Пг., 1916; Он же. Религия
эллинизма. Пг 1922; МарруА.-И. История воспитания в
античности (Греция), пер. с франц.. М., 1998; Йегер В. Пайдейа. Воспитание
античного грека, пер. с нем. М., 1997.
Лит.: Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927
(переизд. 1993); Он же. Очерки античного символизма и мифологии.
М., 1930 (переизд. 1993); Он же. Эллинистически-римская эстетика
1 —II вв. н. э. М., 1979; Рожанскш И. Д. Развитие естествознания в
эпоху античности. М., 1979; Богомолов А. С. Диалектический логос.
Становление античной диалектики. М., 1982; ХайЬенко П. П.
Эволюция понятия науки. М., 1980; Зайцев А. И. Культурный переворот
в Древней Греции VIII — VI вв. до н. э., Л., 1985; Доброхотов А. Л.
Категория бытия в классической западноевропейской
философии. М., 1986; Anton J. P., Kustas G. L. (eds.). Essays in Ancient Greek
Philosophy. Albany, 1971; Haase W., Temporini H. (eds.), Aufstieg und
Niedergang der Romischen Welt. Geschichte und