Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

а с другой, —

расширяет поле политических решений и обоснования

социальных норм. В основании человеческих действий лежат

различные познавательные интересы, которые выражаются

в различных формах познания. Естественно-научный

интерес связан с манипуляцией и контролем над окружающей

природой, социальное и гуманитарное знание — с

интерсубъективным пониманием. Помимо этого он вводит «эма-

нисипаторский интерес», который воплощается в

специфической форме знания — критике идеологии.

Апель подчеркивает своеобразие «понимания»

относительно «объяснения». Вместе с этим он стремится преодолеть

разрыв «понимания» и «объяснения», характеризуя

понимание как предварительное условие обобщения

эмпирических данных. Его подход заключается в дополнительности

методов герменевтики и научного опыта. Трактовка Апелем

понятия истины неразрывно связана с ее

интерсубъективным значением, которое является «априори идеального

коммуникативного сообщества» и принимается каждым

человеком, коль скоро он включен в исторический контекст

коммуникации, восприемлет определенное «отношение

146

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ

к истине», определенные принципы аргументации, будучи

участником коммуникации. Апель предлагает возможность

новой коммуникативной этики, которая выявляет априори

коммуникативного сообщества как базисные нормы,

которые, будучи освоены в ходе социализации, превращаются в

коммуникативную компетентность.

Рефлексивная трансцендентальная философия

интерсубъективности (как назвал философию Апеля немецкий

философ В. Хесле) созвучна теории коммуникации Ю. Хабер-

маса, который, правда, в отличие от Апеля делает акцент на

социально-научные методы, а не на методы философской

аргументации. Критика Апеля претензий критического

рационализма развернуть доказательство невозможности

последнего обоснования встретила контркритику со стороны

X. Альберта, согласно которому идеальное

коммуникативное сообщество выполняет те же функции, что и Бог в

классической гносеологии. Проводя различие между реальным

и идеальным коммуникативным сообществом, Апель видит

в идеальном коммуникативном сообществе конструкт

сообщества, в котором может быть адекватно осмыслена любая

аргументация. Это он и называет априори коммуникации.

Исследователь, живущий в реальном коммуникативном

сообществе, признает рациональность аргументации и тем

самым усматривает в участниках коммуникации лиц,

соблюдающих правила рациональной аргументации. Апель

различает четыре типа рациональности: 1)

естественно-научная рациональность каузального типа, 2) технологическая

рациональность целенаправленного действия, 3)

герменевтическая рациональность понимания, 4) этическая

рациональность. Трансцендентальная прагматика основывается

на рефлексии, на рефлексивных принципах. Концепция

Апеля оказала большое влияние на формирование «эманси-

паторской педагогики» (В. Клафки, В. Лемперт, К. Моллен-

хауэр), а также на исследование коммуникативных структур

в системе образования.

Соч.: Die Idee der Sprache in der Tradition des Humanismus

von Dante bis Vico.—«Archiv fur Begriffsgeschichte», Bd. 8,

1963; Transformation der Philosophie, Bd. 1: Sprachanalytik,

Semiotik, Hermeneutik; Bd. 2: Das Apriori der Kommunikati

onswissenschaft. Fr/M., 1973; Zum Problem einer rationalen

Begrundung der Ethik im Zeitalter der Wissenschaft. —

Rehabilietierung der praktischen Philosophie, hrsg. M. Riedel,

Bd. 2. Freiburg, 1974; Die Erklarung-Verstehen-Kontroverse in

transcendental-pragmatischer Sicht. Fr/M., 1979; Rationales

Handeln und Gesellschaftstheorie, Bochum, 1984; Апель К.-

O. Трансцендентально-герменевтическое понимание

языка. — «ВФ», 1977, № 1, с. 76-93.

Лит.: Назарчук А. В. Язык в трансцендентальной

прагматике К.-0. Апеля. — «ВФ», 1997, № 1, с. 69-76; Albert H.

Transcendental Traumereien. К.-О. Apels Sprachspiele und sein

hermeneutischer Gott. Hamb., 1975; Kliebisch U. Transzendent

alphilosophie als Kommunikationslheorie. Bochum, 1981.

А. П. Огурцов

АПОДИКТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ- см. Суждение.

АПОКАТАСТАСИС(греч. алокатасгтаслс — возвращение в

прежнее состояние, восстановление). Уже пифагорейцы

считали, что должно осуществиться восстановление

прежнего состояния (Simpl. ad Phyn. Ar. 732 Diclu). Гераклит

говорил о периодичности круговорота огня, Стоики

полагали, что возможно повторение событий и вещей в круговом

движении мира. Марк Аврелий учил о периодическом

возрождении души (On se ips. XI 1). В христианстве — учение

об исполнении пророчества, о котором упоминает апостол

Петр, говоря о рождении и крестной смерти Иисуса Христа;

оно было впоследствии истолковано как пророчество о

спасении и восстановлении человека: «…до времен совершения

всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков»

(Деян 3:21). У Оригена апокатастасис означает конечное

спасение всех тварей и, следовательно, времннность адских

мук. Это учение, осужденное церковью на

Константинопольском Соборе в 543, разделялось Григорием Нисским,

Дидимом Александрийским, Евагрием Понтийским, Дио-

дором Тарсийским, Феодором Мопсуестийским, Исааком

Сириным и некоторыми другими представителями

патристики. После Реформации оно было возрождено в ряде

радикальных протестантских течений — у анабаптистов,

моравских братьев, христодельфийцев, универсалистов. Является

существенным элементом в теологии Ф. Шлейермахера.

Учение о вечном возвращении развито в 19 в. Ф. Ницше.

Лит.: Ориген. О началах. Новосибирск, 1993; Григорий

Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995; Исаак Сирин.

О божественных тайнах и духовной жизни: Новооткрытые

тексты. М., 1998; Илларион (Алфеев), иером. Мир Исаака Сирина.

М., 1998; Mehat A. Apocatastasis, Origene, Clement d’Alexandrie,

Act. 3; Riemann О. Die Lehre von der Apokatastasis, 1889. 21. —

«Vigiliae Christianae», 1956, N 10, November, p. 196-214; Mueller

G. Origenes und die Apokatastasis. — «Theologische Zeitschrift»,

1958, 14, S. 174-190; Siniscako P. Apocatastasis nella letteratura

cristiana fino a Ireneo. — «Studia Patristica», 1961, 3, p. 380-396;

Mehat A. Apocatastasis chez Basilide. — Melanges d’histoire des

religions offerts a Henri-Charles Puech. P., 1974, p. 365-373; Crouzel

H. Differences entre les ressuscites selon Origene. — «Jahrbuch fur

Antike und Christentum» 9, supp. Gedenkschrift fur A. Stuiber, 1982,

S.107-116.

Я. В. Шабуров

АПОЛЛОДОР(‘А7гоШ>5а>рос) из Селевкии (2-я пол. 2 в.

до н. э.) — стоик, ученик Диогена Вавилонского (Index Stoic.

Here. col. 51). Вероятно, тождествен автору «Этики» и «

Физики», которые цитируются Диогеном Лаэртием (VII 84;

102 etc.) при изложении важнейших догм стоицизма,

зафиксированных также в соч. «Введение в догмы» (ib. 39);

специально интересовался логикой (ib. 64).

Фрагменты: SVF III 1-18.

Лит.: см. к ст. Стоицизм.

А. А. Столяров

АПОЛЛОНИЙ(‘АлоШмос;) Тирский (1 в. до н. э.) —

греческий философ-стоик, автор списка членов стоической школы

и их сочинений, начиная с Зенона (Strab. XVI 2, 24), важный

источник Диогена Л аэртия. См. лит. кет. Стоицизм.

А. А. Столяров

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ(‘АяоШппос 6 Tixxveoc) (1 в.

н. э.) — легендарный философ-неопифагореец, живший

во времена императоров Нерона и Домициана. Не дошедшее

до наших дней «Жизнеописание Пифагора», написанное

Аполлонием, послужило для Порфирия одним из

источников и образцом жизнеописания Пифагора, а для Ямвлиха —

сочинения «О пифагорейской жизни». Сохранилось 97

писем, авторство которых приписывается Аполлонию.

147

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ

Благодаря усилиям и литературному таланту Флавия Филос-

трата Младшего (ок. 170—244/49), который по поручению

императрицы Юлии Домны сочинил пространное

жизнеописание Аполлония в 8 книгах, странствующий любомудр

из Тианы обрел вторую — литературную — жизнь, был

обожествлен и даже помещен среди императорских кумиров.

В ряду источников Флавий называет записки некоего Дами-

да из Ниневии, личного секретаря Аполлония, труд

Максима Эгийского, некое «Завещание Аполлония», а также

сочинение Мойрагена в 4 книгах, которому Флавий доверять

не советует (Vita I 3). Сочинение Флавия было использовано

впоследствии неоплатоником Гиероклом в целях полемики

с христианством и заслужило ответный трактат Евсевия Ке-

сарийского «Против сочинения Филострата об Аполлонии

Тианском и по поводу проведенного Гиероклом сравнения

между ним и Христом», где отмечаются многие

несообразности этого жизнеописания и его неисторичность. Из

достаточно заурядного философа-пифагорейца, каковым он,

вероятнее всего, был при жизни, Аполлоний превращается

у Флавия в реформатора учения Пифагора, вершителя судеб

Римской империи, неустанного борца с тиранией,

противостоящего Нерону, вдохновляющего Веспасиана,

победившего в открытом судебном прении неправедного

Домициана и спасшего тем самым будущего императора Нерву от

неминуемой гибели. Легендарное происхождение

Аполлония от бога Протея дополняется не менее удивительной

историей о его загадочном исчезновении и посмертных

деяниях (Vita 29—30). Божественное происхождение Аполлония

подтверждается у Флавия его многочисленными

пророчествами и исцелениями. Мир, согласно его учению, — это

временное пристанище, в котором душа проходит испытание;

высший Бог не нуждается ни в каких жертвоприношениях,

путь к нему лежит через совершенную праведность, так что

к нему и служащим ему низшим богам подобает обращаться

только с одной молитвой: «Боги, воздайте каждому по

заслугам» (Vita I 10; VI40; V 28).

Лит.: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского

(в т. ч. Письма Аполлония, приложения), изд. Е. Г

Рабинович. М., 1985; Philostratus, Life of Apollonius of Tyana, Greek

text with an English transi, and notes by F. C. Conybeare, vol. 1,

books I—V; vol. 2, books VI—VIII; Epistles of Apollonius, Treatise

of Eusebius, 4 ed., Cambr. (Mass.), 1950.

E. В. Афонасин

АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ(аполлонов-

ское, аполлиническое, аполлонийское, аполлинийское и

дионисическое) — главная терминологическая пара в

бинарной герменевтической схеме, выдвинутой Ф. Ницше в

его ранней книге «Рождение трагедии из духа музыки» (Die

Geburt der Tragodie aus dem Geiste der Musik, 1871).

Художественное творчество и, шире, вообще отношение человека к

миру, по Ницше, имеет две основные формы, которые

удобно выразить аналогиями сна и опьянения. Оба этих

состояния помогают индивидууму преодолеть раздробленность

окружающей действительности, но разной ценой: если сон

обманывает человека иллюзией красоты, порядка и

совершенства («покрывало Майи»), навязывая ему восприятие

мира в формах времени и пространства («принцип индиви-

дуации» Шопенгауэра), то опьянение заставляет его

сбросить оковы индивидуальной обособленности и

непосредственно слиться с «первоединым», которое отождествляется

с вечно становящейся и исполненной страдания жизнью.

В первом случае человек испытывает блаженство от

состоявшегося примирения с фактом индивидуального

существования, во втором — от прикосновения к истинной сущности

жизни и от самого страдания, вызванного прежде всего

осознанием смертности и разрушимости индивидуума.

Полное выражение обоим художественным принципам

нашли древние греки, давшие им названия своих богов

соответственно Аполлона и Диониса. В литературе аполло-

ническое сознание воплощено прежде всего в гомеровском

эпосе, в частности, в ярких и светлых образах

Олимпийского пантеона. Дионисийское начало, постепенно

переходившее из внелитературных форм во вполне канонические, в

т.ч. в некоторые виды архаической греческой лирики,

окончательно раскрывается в аттической трагедии, где

устанавливается идеальный баланс между ним и аполлоническим

началом, — чем и объясняется уникальная художественная

сила этого жанра классической литературы. Только

Сократ гл. о. через свое влияние на Еврипида вновь нарушает

сложившееся равновесие в пользу аполлонического с

пагубными последствиями как для культуры, так и для

человеческого сознания в целом, и только миссия Р. Вагнера в

искусстве, а самого Ницше — в нравственной области,

призваны исправить положение. Т. о., теория, предложенная

Ницше, может быть выражена в виде последовательных

понятийных рядов: аполлоническое — сон — «принцип ин-

дивидуации» («покрывало Майи») — уравновешенность и

порядокэпосрационализмСократ; дионисийское —

опьянение — приобщение к первоединству — экстаз и

анархиятрагедия — преодоление рационализма — Ницше

Рождение трагедии», гл. 1-5).

Идейные основания бинарной концепции Ницше

складываются, очевидно, из двух предпосылок. Во-первых, это

принятие шопенгауэровского взгляда на мир как на

лишенную Бога и разумной цели непрестанную череду

стремлений и страданий, но в то же время нежелание согласиться

с выводом Шопенгауэра о том, что существование в

таком мире не имеет ценности. Концепция «дионисийских

греков» — первая попытка Ницше найти иное решение.

Во-вторых, успех созданных ранее дуалистических

эстетических теорий, особенно учения Шиллера о «наивной и

сентиментальной поэзии» (Uber naive und sentimentalische

Dichtung, 1975). Уже первые рецензенты «Рождения

трагедии», прежде всего выступивший с резкой критикой

У. Виламовиц-Меллендорфф, обратили внимание на

искусственность применения терминов «аполлоническое» и

«дионисийское» к широкому кругу историко-культурных и

духовных феноменов и на редукционистский характер

ницшеанской схемы в целом. Современная наука во взгляде на

историю греческой религии и на происхождение трагедии

соглашается скорее с критиками Ницше. Тем не менее

теория Ницше стимулировала более глубокое изучение многих

вопросов классической греческой культуры.

«Рождение трагедии» оказало огромное влияние на

последующую, особенно новейшую философскую традицию

и на современное литературоведение. К наиболее

примечательным примерам философской рецепции

концепции «аполлонического и дионисийского» нужно отнести

ее осмысление Ю. Хабермасом и П. Слотердейком. Ха-

бермас («Философский дискурс современности» — Der

148

АПОЛОГЕТЫ

philosophische Diskurs der Moderne, 1985) обвинил Ницше в

«романтической эстетической ностальгии», из-за которой

Ницше отворачивается от современности в пользу позиции,

подразумевающей невозможность построения разумных

интерсубъективных отношений и, следовательно,

бессмысленность разумной политической деятельности. Сам Ницше

предвидел возможность подобной критики и отверг ее еще

в «Опыте самокритики» (гл. 7), предпосланном «Рождению

трагедии» в издании 1886. Слотердейк («Мыслитель на

подмостках», 1986), напротив, опираясь на Ницше, выстраивает

теорию философской интерпретации, понимаемой как

драматическое самораскрытие реальности.

В России учение Ницше об аполлоническом и дионисийском

нашло ближайший отклик среди литераторов-символистов,

многие из которых были и профессиональными

эллинистами, в частности, у В. В. Вересаева

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн