Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

отказ от

приложения к Богу понятий и представлений, почерпнутых

из рассмотрения конечных вещей, так как с их помощью

невозможно достичь положительного знания о Боге. При этом

в апофатической теологии в целях Богопознания могут

использоваться любые понятия и представления, но при

условии осознания их радикального отличия по своему

содержанию от божественной сущности. В этом случае доступные

познанию образы конечных вещей как бы сами отсылают

к тому, что находится за пределами тварного мира и

недоступно рациональному познанию — к Богу. Апофатическая

теология отрицает возможность приписывания каких-либо

постижимых атрибутов Богу; последовательно раскрывая

неадекватность не только чувственных образов, но и самых

возвышенных понятий, таких как «благость», «любовь»,

«мудрость» для познания божественной сущности,

апофатическая теология демонстрирует абсолютную

трансцендентность Бога-Творца. Апофатический путь Богопознания

предполагает, что человек обладает способностью как

рационального познания, так и выхода за его пределы. Выход за

границы рационального познания не может быть

результатом чисто интеллектуальных усилий, для этого необходим

духовный опыт; путь апофатики — путь аскезы. Четкое

разграничение двух путей Богопознания — катафатического

и апофатического — впервые введено Псевдо-Дионисием

Ареопагитом, хотя основные идеи апофатической теологии

были сформулированы уже каппадокийцами, а отдельные

элементы содержатся у более ранних отцов Церкви. Путь

отрицания описывается Дионисием как требующий

очищения ума и сердца: необходимо оставить «как чувственную,

так и умственную деятельность, и вообще все чувственное и

умозрительное, все не сущее и сущее, и изо всех сил

устремиться к соединению с Тем, Кто выше всякой сущности и

познания» («О мистическом богословии». — см. Дионисий

Ареопагит. О божественных именах. О мистическом

богословии. СПб., 1994, с. 341—343). Это путь обретения

мистического опыта, ведущего к тому, что превосходит всякое

разумение. Бог, по утверждению Псевдо-Дионисия Ареопа-

гита, познается во мраке неведения; он открывается тому,

кто сам, «будучи за пределами всего», отказавшись от

всякого знания, соединяется с Неведомым, «ничего-не-знанием

сверхразумное уразумевая» (там же, с. 349). В экстатическом

и неизреченном единении с Божеством, как утверждают

Григорий Нисский и Максим Исповедник, Бог познается не

по отдельным действиям, или энергиям, а по существу. При

этом сущность Божия продолжает оставаться недоступной

рациональному познанию; для рассудка мистический опыт

Богопознания предстает как чисто отрицательный,

апофатический в узком смысле слова.

Средневековая схоластика ищет способы рационального

отображения апофатического опыта. Особое внимание в

ней уделяется анализу логической структуры

высказываний, в которых Богу приписываются те или иные признаки.

Начиная с Боэция, теологи-схоласты указывают на

принципиальное отличие суждений о Боге от суждений о

сотворенных вещах: все предикаты, приписываемые Богу, совпадают,

и потому ни один из них не приписывается ему в

положительном смысле, как обладающий особым содержанием,

отличным от содержания других предикатов. На понятийно-

логическом уровне, т. о., воспроизводится апофатическое

учение о неизреченности Бога. Рациональная апофатика в

схоластике приобретает самостоятельное значение; она по

существу рассматривается как начальная стадия обретения

собственного мистического опыта. Прежде чем отрицать

правомерность приписывания того или иного атрибута Богу,

схоласты считают необходимым сначала как можно точнее

сформулировать и логически обосновать то, что подлежит

отрицанию. Наиболее яркий пример — апофатический

вывод о непознаваемости Бога и его существования, к

которому приходит Ансельм Кентерберийский после завершения

онтологического доказательства в «Proslogion».

В отличие от католической традиции в православии

рациональные элементы апофатической теологии выполняют

151

АПОХА-ВАДА

сугубо вспомогательные функции; православная апофатика

всегда подчинена решению духовно-практических задач.

Апофатическое отрицание является условием личной

встречи человека с Богом. Бог в мистическом опыте познается не

как Сущность, а как Личность, вернее, как три нераздельные

Личности, непознаваемые по своей сущности. Бог

одновременно есть Бог, которому каждый христианин говорит «Ты»,

который в рамках катафатической теологии открывается

как обладающий положительными определениями.

Апофатический подход к реалиям мистического опыта

присущ и другим религиям — запрет изображения Бога в

иудаизме и исламе, концепция высшего духовного начала всего

сущего (Брахмана) в индуизме и т. д. Так, Брахман вне

времени, пространства и причинно-следственных отношений,

свободный от качеств и действий и внеположный явленному

(феноменальному) миру невыразим в положительных

терминах и чаще всего определяется чисто отрицательно — как

немыслимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый,

неизменяемый, непроявленный, нерожденный, лишенный

образа, безначальный, бесконечный, «не это, не это» (na iti,

па iti) и т. п. Не постигаемый обычным сознанием или

различными рационально-умозрительными конструкциями,

Брахман познается лишь высшей религиозной интуицией,

лежащей в основе целостного опыта.

В. П. Гайденко

АПОХА-ВАДА (от санскр. apoha — исключение, отличение

и vada — учение, доктрина) — учение буддийского

философа Дигнаги, согласно которому смысл слова определяется

не позитивно (смысл слова А есть объект В), а чисто

негативно — исключением всех других возможных смыслов (смысл

слова А есть исключение не-А). Напр., произнося слово

«корова», мы обозначаем не корову, а то, что не является быком,

лошадью и т. д. Задолго до Дигнаги близкие взгляды

развивал брахманистский грамматик Вьяди, который утверждал,

что значением слов являются не родовые свойства (акрити),

а индивидуальные вещи (дравья). В связи с этим он

подчеркивал, что функция слова заключается в дифференциации

объекта познания (бхеда) от всех других объектов. Апоха-

вада связана также с номиналистической позицией,

занятой Дигнагой в его полемике с доктриной универсалий ньяи.

С его т. зр., язык, являющийся набором чисто условных

этикеток, не способен сказать ничего позитивного о

природе вещей как таковых и поэтому единственная его

функция заключается в указании на то, что обозначаемая вещь

не является другой вещью. Сторонники ньяи, в свою

очередь, критиковали апоха-ваду за тавтологизм, поскольку, с их

т. зр., исключение не-А сводится в конечном счете к

утверждению А. Последователи Дигнаги продолжали развивать

апоха-ваду с учетом этой критики. Дхармакирти отмечал,

что утверждение и отрицание в апоха-ваде связаны

настолько тесно, что их невозможно разделить, поэтому апоха-вада

не является чисто негативной концепцией. Большой

интерес к апоха-вада проявили и логики навья-ньяи.

В. Г. Лысенко

АППЕРЦЕПЦИЯ(от лат. ad — к и perceptio —

восприятие) — понятие, выражающее осознанность восприятия,

а также зависимость восприятия от прошлого духовного

опыта и запаса накопленных знаний и впечатлений. Термин

«апперцепция» ввел Е В. Лейбниц, обозначив им сознание

или рефлективные акты («которые дают нам мысль о том,

что называется «Я»), в отличие от неосознаваемых

восприятий (перцепций). «Т. о., следует делать различие между

восприятием-перцепцией, которая есть внутреннее состояние

монады, и апперцепцией-сознанием, или рефлективным

познанием этого внутреннего состояния…» (Лейбниц Г. В.

Соч. в 4 т., т. 1. М., 1982, с. 406). Это различие было

проведено им в полемике с картезианцами, которые «считали за

ничто» неосознаваемые восприятия и на основании этого

даже «укрепились… во мнении о смертности душ».

И. Кант использовал понятие «апперцепция», чтобы

обозначить им «самосознание, производящее представление

«я мыслю», которое должно иметь возможность

сопровождать все остальные представления и быть тождественным

во всяком сознания» (Кант И. Критика чистого разума. М,

1998, с. 149). В отличие от эмпирической апперцепции,

которая представляет собой всего лишь «субъективное

единство сознания», возникающее посредством ассоциации

представлений и носящее случайный характер,

трансцендентальная апперцепция является априорной,

первоначальной, чистой и объективной. Именно благодаря

трансцендентальному единству апперцепции возможно объединение

всего данного в наглядном предстаачении многообразия в

понятие объекта. Главное утверждение Канта, которое он

сам называл «высшим основанием во всем человеческом

знании», состоит в том, что единство чувственного опыта

(наглядных представлений) заключено в единстве

самосознания, но никак не наоборот. Именно для утверждения

изначального единства сознания, навязывающего свои

категории и законы миру явлений, Кант и вводит понятие

трансцендентальной апперцепции: «…Единство сознания

есть то непременное условие, которым создается

отношение представлений к предмету… то есть превращение их в

знание; на этом условии, следовательно, основывается

возможность самого рассудка» (там же, с. 137—138). Другими

словами, чтобы наглядные представления стали для

субъекта знанием о предмете, он должен непременно осознать их

как свои, т.е. объединить со своим «Я» посредством

выражения «я мыслю».

В 19—20 вв. понятие апперцепции получило развитие в

психологии как истолкование нового опыта путем

использования старого и как центр или основное начало всей

психической деятельности. В русле первого понимания #.

Ф. Гербарт рассматривал апперцепцию как осознавайие

вновь воспринимаемого под влиянием уже накопленного

запаса представлений («апперцепционной массы»), при

этом новые представления пробуждают старые и

смешиваются с ними, образуя некий синтез. В рамках второго

толкования В. Вундт считал апперцепцию проявлением

воли и видел в ней единственный акт, благодаря которому

становится возможным отчетливое осознание психических

явлений. При этом апперцепция может быть активной в

случае, когда мы получаем новое знание благодаря

сознательному и целенаправленному устремлению своей воли

на объект, и пассивной, когда то же знание воспринимается

нами без всяких волевых усилий. Как один из основателей

экспериментальной психологии Вундт сделал даже

попытку обнаружить физиологический субстрат апперцепции,

выдвинув гипотезу о находящихся в мозгу «апперцепцион-

152

АПРИОРИЗМ

ных центрах». Подчеркивая волевой характер апперцепции,

Вундт полемизировал с представителями ассоциативной

психологии, утверждавшими, что все проявления

психической деятельности можно объяснить с помощью закона

ассоциации. Согласно последнему, появление при

определенных условиях одного психического элемента вызывается в

сознании только благодаря появлению другого, связанного

с ним ассоциативной связью (подобно тому, как это

происходит при последовательном воспроизведении алфавита).

В современной психологии апперцепция понимается как

зависимость каждого нового восприятия от общего

содержания психической жизни человека. Апперцепция

толкуется как осмысленное восприятие, благодаря которому

на основании жизненного опыта выдвигаются гипотезы

об особенностях воспринимаемого объекта. Психология

исходит из того, что психическое отражение какого-либо

предмета не является отражением зеркальным. В результате

овладения новыми знаниями человеческое восприятие

непрерывно изменяется, приобретает содержательность,

глубину и осмысленность.

Апперцепция может быть устойчивой и временной. В

первом случае на восприятие влияют устойчивые

характеристики личности (мировоззрение, образование, привычки и

т. п.), во втором — психическое состояние

непосредственно в момент восприятия (настроение, мимолетные чувства,

надежды и т. д.). Физиологической основой апперцепции

является сам системный характер высшей нервной

деятельности, основанной на замыкании и сохранении нейронных

связей в коре головного мозга. При этом большое влияние

на апперцепцию оказывает доминанта — мозговой центр

наибольшего возбуждения, подчиняющий себе работу

остальных нервных центров.

Лит.: Ивановский A К вопросу об апперцепции. —

«Вопросы философии и психологии», 1897, кн. 36 (1); Теплое Б. М.

Психология. М., 1951.

О. Б. Суворов

АППРОКСИМАЦИЯ(от лат. approximare —

приближаться) — метод сознательного упрощения «слишком точного»

теоретического знания с целью привести его в

соответствие с потребностями и возможностями практики. Напр.,

использование числа я с точностью до пятого знака после

запятой достаточно для решения поставленной

практической задачи. Аппроксимация первоначально использовалась

в математике и затем распространилась на все науки.

Аппроксимация противоположна идеализации,

Г. Д. Левин

АПРИОРИЗМ(от лат. a priori — из предшествующего) —

философское учение, согласно которому существует

знание, полученное человеком до опыта и независимо от него,

причем эта первичность по отношению к опыту и

независимость от него представляет собой преимущество такого

знания, обеспечивая его несомненную достоверность по

сравнению с обусловленным опытом знанием. Истоки самой

идеи априоризма содержатся уже в античной философии.

Так, в учении об анамнезисе (воспоминании) Платона

утверждается, что некоторые знания (напр., математические

теоремы, человеческое сознание, «душа») можно при

определенном усилии вспомнить, т.е. воспроизвести,

актуализировать независимо от восприятия каких-либо феноменов

реального опыта. Т. о., и в своих истоках в античности, и в

дальнейшей эволюции в новое время (в частности, у

Декарта) априоризм тесно связан с учением о врожденных идеях,

хотя в последующем развитии, прежде всего у Канта, эта

связь обрывается. Наиболее последовательное выражение

как гносеологическая и логико-методологическая доктрина

априоризма получает в классическом рационализме нового

времени (Декарт, Лейбниц). Рационалисты формулируют

понятие всеобщих и необходимых (аподиктических) истин

разума, противопоставляемых «случайным истинам опыта»,

которые всегда могут быть опровергнуты в ходе

последующего развития последнего. Априоризм как учение о

независимости безусловно достоверных «истин разума» от опыта

выступает гносеологическим обоснованием преимущества

«истин разума» (термин, введенный Лейбницем) перед

«истинами опыта».

Реальным основанием априоризма рационалистов является

попытка истолкования особых свойств

научно-теоретического знания как оно выступало в математике и в

математическом естествознании в противопоставление

эмпирическому знанию. Относительная независимость теоретических

положений науки от эмпирического исследования,

обусловленная тем, что они являются результатом движения мысли

в теоретических идеализированных объектах, сочетающаяся

с истолкованием исходных принципов теоретического

знания, в первую очередь евклидовой геометрии, как

самоочевидных и незыблемых, послужила источником концепции

безусловности и необходимости (аподиктичности)

теоретических истин, что в свою очередь приводило к их

истолкованию в духе априоризма. При этом сама априорность

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн