Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

«исламом» в данном случае имеется в виду не само

вероучение как таковое, а его догматическая интерпретация.

Отсюда ставится задача обосновать совместимость веры и

знания, доказать, что «истинная» религия является не

врагом, но союзником научного прогресса. Стратегия на

примирение веры и знания, религии и науки прослеживается

в работах подавляющего числа современных философов из

стран мусульманского мира (Хасан Ханафи, Осман Амин,

Сейид Хусейн Наср).

Реформаторски переосмысленные онтологические,

гносеологические и этические идеи неизменно отличаются

социальной ориентацией. До обретения народами Востока

политического суверенитета фактически отсутствовало четкое

представление о том, какого рода социальное устройство

является желательным. Явно было лишь одно —

необходимы радикальные изменения косной

экономико-политической организации традиционного общества. Но в каком

именно направлении? Вопрос этот со всей остротой встал

в политически суверенных государствах. Предстояло

сделать выбор между двумя действующими на мировой арене

наиболее влиятельными моделями — капитал

диетической и социалистической. Во многих случаях предпочтение

было отдано варианту, в котором предполагалось сочетать

элементы капитализма и социализма. Так появились

теории «третьего пути развития», «исламского социализма».

В них акцентировалось внимание на тех традиционных

институтах и ценностях, которые, казалось, могли обеспечить

буржуазное развитие, сгладив одновременно присущие

капитализму негативные последствия: закат (налог в пользу

160

АРАНГУРЕН

бедных), запрет на получение риба’ (процента с

банковского капитала) и шариатский порядок наследования

толковались как «столпы» исламской социально-экономической

системы, ограничивающие злоупотребления частной

собственностью. Нередко утверждалось, что «ислам является

воплощением марксистских идеалов социализма, свободы и

справедливости» (Хасан Ханафи). Даже тогда, когда, как

казалось, безоговорочно принималась одна из двух указанных

моделей, она неизбежно несла на себе печать национальной

специфики, зачастую радикально трансформируя и искажая

принятый за идеал эталон. Даже сильная власть в конечном

счете оказывалась не в состоянии обеспечить успех «транс

плантации». Самое выразительное подтверждение тому —

антишахская революция в Иране.

Реформаторство оказалось под огнем критики того идейного

течения, которое условно называют возрожденчеством,

или фундаментализмом. Оно несет на себе печать

воинствующего национализма, для которого неприемлемы попытки

приспособления к инородным моделям. Возрожденчество

обосновывает идею «спасения» нации через возвращение к

«золотому веку», когда ислам проявлялся в «чистом» виде:

«Мусульманская история пошла по ложному пути тогда,

когда мусульмане отказались от принятия установок

своей веры, исходящих от Корана и сунны, повторяя (таклйд)

вместо этого мнения имамов и прочих духовных

наставников» (Шукри Мустафа). «Чистота» веры, однако,

понимается не однозначно. Плюрализм мнений в среде возрожденцев

столь же велик, сколь велика свойственная средним слоям

амплитуда идейных колебаний от самых консервативных

(возврат к средневековью) до экстремистски левацких.

Активизация возрожденческих течений

(«Братья-мусульмане», «Джама’ат-и исламй», хомейнизм и др.) не является

свидетельством провала реформаторства, ибо

многообразный феномен фундаментализма не может быть сведен лишь

к контрреформаторскому варианту. Усиление возрожден-

чества говорит не о конце реформационного процесса, а,

наоборот, о начале его, но уже в качестве не элитарного

(каковым он был до недавнего времени), а массового движения

за радикальную трансформацию традиционного общества.

По оценке одного из ведущих арабских философов Садика

ал-Азама, «исламский фундаментализм может еще проявить

себя как знаменосец мусульманского движения,

направленного на индустриализацию, технический прогресс,

капитализм, национальную государственность и уравнивание с

развитым миром, выступив с идеологией, которая позволит

представить воплощение в жизнь этого явно

модернистского, светского, буржуазного и изначально европейского

проекта в качестве движения, преследующего осуществление

божественных целей и реализацию воли Аллаха в истории».

Хотя по замыслам и целям идейные процессы в странах

мусульманского мира иногда и напоминают те, что имели

место в Европе на рубеже Нового времени, по сути своей

они вряд ли могут рассматриваться как реформационные в

полном смысле этого слова. Чтобы реформация здесь

состоялась, требуется еще выявить и задействовать внутренние

импульсы развития.

М. Т. Степанянц

Лит.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего

Востока. М., 1961; Григорян С. Н. Средневековая философия народов

Ближнего и Среднего Востока. М., 1966; Шаймухамбетова Г. Б.

Арабоязычная философия средневековья и классическая

традиция (начальный период). М„ 1979; Степанянц М. Т. Мусульманские

концепции в философии и политике 19 — 20 вв. М, 1982;

Фролова Е. А. Проблема веры и знания в арабской философии. М, 1983;

Она же. История средневековой арабо-исламской философии. М,

1995; ИгнатенкоА. А. В поисках счастья. М., 1989;

Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М.,

1990; Арабская философия средневековья. Проблемы и решения.

М, 1998; Boer De Т. J. The History of Philosophy in Islam. L, 1933;

MaududiAbul ‘Ala. Towards Understanding Islam. Delhi, 1961; IqbalM.

The Reconstruction of Religious Thought in Islam. Lahore, 1962; Walzer

R. Greek into Arabic. Essays on Islamic Philosophy. Oxf, 1962; Corbin B.

Histoire de la philosophie islamique. P., 1964; NasrS. H. Islamic Studies.

Essays on Law and Society, the Sciences, and Philosophy and Sufism.

Beirut, 1967; Qutb M. Islam, the Misunderstood Religion. Delhi, 1968;

Logic in Classical Islamic Culture (First Giorgio Levi delia Vida biennial

conf., May 12,1967, Los Ang.), ed. by G. E. von Grunebaum. Wiesbaden,

1970; BadawiA. Histoire de la Philosophie en Islam, v. 1-2. P., 1972;

Essays in Islamic Philosophy and Science, ed. George F. Hourani.

Albany, 1975; Philosophies of Existence. Ancient and Medieval, ed. P.

Morewedge. N. Y, 1982; Fakhry M. A History of Islamic Philosophy. N.

Y, 1983; Idem. Ethical Theories in Islam. Leiden, 1991; Hourani G. F

Reason and Tradition in Islamic Ethics. Cambr.— L,— N. Y [etc.],

1985; Black D. L. Logic and Aristotle’s Rhetoric and Poetics in Medieval

Arabic Philosophy. Leiden—N. Y, 1990; Ibrahim T., Sagadeev A.

Classical Islamic Philosophy. M., 1990; Hanafl H. Islam in the Modem

World. Cairo, 1995; Rahman F. Islam and Modernity. Transformation of

an Intellectual Tradition. Chi., 1982.

АРАБОЯЗЫЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ- см.

Перипатетизм арабоязычный.

АРАНГУРЕН(Araguren) Xoce Луис Лопес (9 июня 1909,

Авила, Испания — апрель 1996, Мадрид) — испанский

философ, популяризатор философской и социальной этики.

Глава кафедры этики и социологии Мадридского

университета (1955—65), профессор Калифорнийского университета

США, Санта-Барбара (1969—77), заслуженный профессор

Калифорнийского университета (с 1977), почетный

доктор Университета Карлоса III в Мадриде (с 1993), кавалер

орденов Сан-Жорди и Большого Креста Альфонса X

Мудрого, лауреат национальных и международных премий в

области гуманитарных и социальных наук. Широко известен

как «философ-моралист», исследователь и систематизатор

философской этики. Этическое учение Арангурена

характеризуется своеобразным синтезом экзистенциализма и

неотомизма. Разрабатываемая им проблема соотношения

этики долга и этики счастья восходит к учениям Аристотеля

и Фомы Аквинского. Свою апологетику эвдемонизма Аран-

гурен основывает на последовательной критике этического

формализма (прежде всего кантианского). Он также

опирается на классическую (аристотелевскую) этику,

неосхоластику и «новые философии» (к которым относит марксизм,

ницшеанство, экзистенциализм, фрейдизм и философию

феминизма). В центре исследований Арангурена —

проблема соотношения понятий «счастье» и «благо», а также

соотношение и взаимовлияние индивидуальной и социальной

этики, этики и религии, этики и политики.

Рассматривая счастье как цель этики и цель человеческой

жизни вообще, Арангурен формулирует 4 возможных

варианта отношения человека к собственному благу (счастью):

индифферентность (indiferencia), неприятие (aversion),

занятие или развлечение (diversion), принятие или обращение

161

АРАТ

(conversion). При этом он доказывает, что позиция

индифферентности ложная, поскольку морально

индифферентных поступков не бывает Позиция «aversion» увязывается с

существованием самодостаточного зла. «Diversion» Арангу-

рен зачастую отождествляет с экзистенциалистским

термином «забота» и считает подобное отношение человека к

благу основной характеристикой современности. «Conversion»

предполагает осмысление поступков, совершенных в

прошлом, покаяние и «исправление», т.е. реализацию

деятельности, соответствующей представлениям о благе.

В религиозной философии Арангурен эволюционировал

от апологетики католицизма и критики протестантизма к

сравнительному анализу основных конфессиональных

учений и к идеологии экуменизма. Как популяризатор

философской этики Арангурен уделяет особое внимание лексике

и стилистике философских работ. Для его исследований

характерны не только сравнительно-исторический и

герменевтический методы, но и сугубо филологический подход с

опорой на этимологию и семантику философских терминов

и понятий, Так, при доказательстве взаимосвязи свободы

и рациональности он дает морфологический анализ

понятий libertad (свобода) и deliberation (обдумывание). Следуя

ортегаанской традиции «доступности» философских идей,

Арангурен предпочитает жанр статьи или эссе.

Соч.: La etica de Ortega. Madrid, 1959; Tica y politica. Madrid, 1963;

Ex amarxismo como moral. Madrid, 1968; Erotismo y liberacion de la

mujer. Barcelona, 1972; Esplendor y la miseria de la etica kantiana.

Barcelona, 1988; Etica. Madrid, 1976; El oficio de intelectual e la cfitica

de la critica. Madrid, 1979; Catolicismo y protestantisme- como formas

de existencia. Madrid, 1980; La funcion social del intelectual. Madrid,

1983; Etica de la felicidad y otros lenguajes. Madrid, 1988.

Ю. Д. Николаева

АРАТ(«Аратос) из Сол (4 в. до н. э.) — греческий поэт,

близкий к стоической философии; особенно известен

благодаря поэме «Небесные явления» (Oaivoueva). Источником

поэмы послужила астрономическая литература, включая

Евдокса. Начальные стихи «Небесных явлений»

сопоставимы с гимном Зевсу стоика Клеанфа: космос,

наполненный присутствием Бога, опекающего людей и

руководящего ими посредством знамений. Впоследствии поэма

стала предметом подражания для поэтов и пристального

изучения философами и грамматиками (Дионисий

Фракийский, Посидоний, Диодор Александрийский),

переводилась латинскими авторами (Вергилий, Овидий, Цицерон

и др.). Сохранились небольшие фрагменты арабского

перевода 9 в., а также армянский текст с буквальными

параллелями к греческому оригиналу.

Текст: Arati Phaenomena, ed. E. Maass. В., 1893; Commentariorum in

Aratum Reliquiae, ed. E. Maass. В., 1898 (герг. 1958); Arati Phaenomena,

ed. J. Martin. Firenze, 1953; Scholia in Aratum vetera, ed. J. Martin.

Stuttg., 1974; PoccuycA. А. Небо, наука, поэзия. M., 1992.

Лит.: Martin J. Histoire du texte des Phenoraenes d’Aratos. P.,

1956; Ludwig W. Aratos, RE, Suppl. X, 1965, col. 27-30; Erren M.

Die Phainomena des Aratos von Soloi. Untersuchungen zum Sach-

und Sinnverstandnis. Wiesbaden, 1967.

A. & Пахомова

АРГУМЕНТАЦИЯспособ подведения основания под

какую-либо мысль или действие (обоснование их) с целью

публичной защиты, побуждения к определенному мнению

о них, признания или разъяснения; способ убеждения кого-

либо посредством значимых аргументов. В этом смысле

аргументация всегда диалогична и шире логического

доказательства (которое по существу безлично и монологично),

поскольку она ассимилирует не только «технику мышления»

(собственно логику), но и «технику убеждения» (искусство

подчинять мысль, чувство и волю человека).

Основные аспекты аргументации: «фактуальный»

(информация о фактах, используемых в качестве аргументов),

«риторический» (формы и стили речевого и эмоционального

воздействия), «аксиологический» (ценностный подбор

аргументов), «этический» (нравственная приемлемость и

дозволенность аргументов) и, наконец, «логический»

(последовательность и взаимная непротиворечивость аргументов, их

организация в дедуктивный вывод). Эти и другие аспекты

аргументации рассчитаны на то, «чтобы наилучшим

образом повлиять на данную аудиторию» {Ленин В. //. ПСС, т. 21,

с. 21). Поэтому они взаимно дополняют друг друга

(первый определяет «материю» аргументации, а остальные — ее

форму, «форму оказывания»). Однако их значимость может

варьировать в зависимости от конкретной ситуации. Напр.,

в обиходе чисто логические средства аргументации

используются редко. В свою очередь правильный логический

вывод не зависит от интуитивной убедительности посылок и

аксиом. Его принудительность (обязательность,

общезначимость) — во взаимной связи суждений, согласно

правилам вывода. Если же при этом имеет место убежденность в

истинности посылок и аксиом, то логический вывод

становится логическим доказательством, т.е. самым сильным

вариантом аргументации.

Т. о., понятие аргументации, равно как и понятие

доказательства, может рассматриваться с различных точек зрения.

В его содержании естественно резюмируется то, что (на

протяжении истории) люди думали о процессах

интеллектуального общения, как они описывали дискурс и какие

рациональные средства и системы изобретали, когда они

размышляли о языке и актах коммуникации. В античности

аргументация — это опора спекулятивной мысли в

качестве беседы, диалога, дискуссии. Аргументация зачислялась

по ведомству диалектики и риторики. Первая понималась

как искусство спора, вторая — как искусство красноречия,

«соответствующее диалектике, так как обе они касаются

таких предметов, знакомство с которыми может считаться

достоянием всех и каждого и которые не относятся к области

какой-либо отдельной науки» {Аристотель. Риторика. —

В кн.: Античные риторики. М., 1978, с. 15).

Но поскольку обе означали способность находить те или

иные способы убеждения относительно каждого

обсуждаемого предмета, естественно возникал вопрос: каковы же

вообще могут быть способы убеждения и какие из них

допустимы, а какие недопустимы с точки зрения определенных,

напр. нравственных, критериев?

Уже Платон отмечал разницу между понятием

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн