Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Климент называет его

«перипатетиком» (Strom. 171,4). Известно, что родился он в Панее,

жил и работал в Александрии во времена Птолемея VII Фи-

лометора (ок. 175 до н. э.). Во 2-й книге Маккавеев (2 Макк.

1:10) говорится, что он был учителем Птолемея XI. В духе

аллегорического истолкования иудейского Писания,

достигшего впоследствии полного развития у Филона

Александрийского, Аристобул рассматривает Тору как совершенный

и неисчерпаемый источник знания, истинный смысл

которого раскрывается в аллегориях (ср., напр., аллегорическое

толкование Аристобулом света на Синае — Clem, Strom. VI

32, 5; Eusebius. Praep. Eu. VIII 10, 12—17). Вероятно, именно

ему принадлежит первое развитие представления о том, что

греческая философия восходит своими корнями к Закону

Моисея и поэтому является только несовершенным

подражанием совершенной мудрости, открытой Богом Моисею

(Clem., Strom. V 97, 7; 99,3; ср. 107, 1—4, однако цитаты из

Лина, Орфея, Гомера и Гесиода, которые приводит Климент

Александрийский в доказательство «греческих

заимствований», взяты скорее всего из некоего позднейшего

произведения, которое только приписывалось Аристобулу). Эта

идея греческого «плагиата» имела долгую историю: она была

принята Филоном и затем подробно разработана в «Строма-

тах» Климента Александрийского (особенно Strom. V 14).

Фрагм.: Walter N. Der Thoraausleger Aristobulos, Untersuchungen zu

seinen Fragmenten und zu pseudepigraphischen Resten der

judischhellenistischen literatur. В., 1964.

E. В. Афонасин

АРИСТОКЛ(‘ApioroK>jjc) из Мессены (2 в.) — греческий

философ, представитель Перипатетической школы, с

характерным для поздних перипатетиков интересом к

Платону и скептикам (ср. Александр из Дамаска), а также синтезом

риторики и философии в духе «второй софистики». Автор

сочинений «О философии» (не менее 8 кн.), «Риторическое

искусство», «Кто выше — Гомер или Платон?». Обширные

выдержки из сочинения Аристокла «О философии»

приводит Евсевий в «Приготовлении к Евангелию»: о философии

Платона, Ксенофана и Парменида и особенно ценные об

учении Пиррона (см. Рг. Eu. XIV, 18, 1—4=test. 53 Decleva

Caizzi). Аристокл традиционно считался одним из учителей

Александра Афродисийского, но сейчас это мнение

оставлено (см. Аристотель из Митилены).

Лит.: Aristoclis Messenii Reliquiae, ed. H. Heiland, Diss. Giessen,

1925; Trabucco F. II problema di «de philosophia» di Aristocle et la sua

dottrina, «Acme» II, 1958, p. 97—150; Moraux P. Der Aristotelismus

bei den Griechen, Bd. 2. В., 1984, S. 83-207.

M. A. Солопова

АРИСТОКРАТИЗМ(от греч. арютокрапа, букв, власть

лучших, знатнейших) — идеал, в основе которого изначальная

и объективная предзаданность личного достоинства и

социальной значимости человека. Содержание аристократизма

включает ценностный опыт древних обществ: эвпатридов в

Афинах, патрициев Рима. Первые примеры аристократизма

представлены в сочинениях Конфуция, Пиндара, Платона

и Аристотеля (образ того, «кто считает себя достойным ве-

169

АРИСТОКСЕН

ликого, будучи этого достойным»). В эпоху средневековья

аристократизм занимает одно из центральных мест в

системе ценностей наряду с рыцарством, монашеством и др.

Феодальная аристократия, как и рыцарство, возникла из

войны и для войны, что определило возвышение ценности

личной храбрости и личной чести, но в отличие от

рыцарства, воплощавшего динамику средневекового мира, идею

пути, аристократизм олицетворял статичность,

защищенность и гарантированность установленного Богом

порядка. Незначительная социальная динамика средневековья,

жесткая иерархизированность общества и предзаданность

связей и отношений давали чувство самодостаточности и

достоинства, исключали стремление занять место другого

как возможность возвышения, формировали ценность

сословной чести и верности, а также патриархальной

ответственности за вассалитет.

Обостренное чувство чести сочеталось с довольно

свободным отношением к собственному поведению, ибо не

жизненные успехи определяют человека, а он их. Богатство

не является ценностью вне возможности его личного,

неэкономического потребления: оно результат не повседневного

труда (это участь и призвание смерда), а места в социальной

иерархии и в семье, нечто данное свыше, а потому и более

ценное, чем заработанное. Ценность богатства

заключается в том, что оно позволяет реализовывать свой долг,

осуществлять дарение и поддерживать соответствующий образ

жизни, т.е. определяется социальным обликом владельца.

Аристократический образ жизни был связан с

непроизводительной деятельностью, в т. ч. образовательной, цель

которой не профессионализм, а личное совершенствование.

Турнир и охота были сферами демонстрации личного

достоинства и самореализации. Средневековая жизнь с ее

обилием праздников и лишенным напряжения ритмом жизни

естественным образом включала в себя праздность, которая

в среде высших классов становилась нормативным

жизненным идеалом и приобретала демонстративный характер

(что отличало их ценностный мир от устремлений рыцаря и

монаха, осуществлявших идею служения в бедности и

усилиях).

В качестве общечеловеческого идеала, в отличие от

ценностно-нормативного образа в рамках аристократического

сознания, аристократизм стал осознаваться уже в период

падения аристократии и бурного возвышения буржуазии,

«мещан во дворянстве». В глазах буржуазии аристократизм

стал образом укорененности в истории и стабильности,

утрачиваемой в новом обществе. Недостижимость, невос-

питуемость и закрытость аристократизма определили то,

что это понятие развивалось не столько как нормативное,

сколько как оценочное и содержательно неопределенное.

В идеале аристократизма, утратившего свою социальную

основу, сохранилась ценность стремления к красоте, к

славе, к свободной игре (а не к пользе, безопасности,

повседневному труду). Ценности аристократизма оказались

противопоставленными ценностям мещанства.

Аристократизм подвергался критике со стороны Б. Мандевиля

Басня опчелах»), Ш. Моюпескьё(«0 духе законов»).

Социально-философская идеализация аристократизма наиболее ярко

сюуществленаФ.Нищце,ксФОрьшотмечал,чтобезпафосасословной

дистанции не мог бы существовать более таинственный

пафос — достижения все более возвышенных состояний и

увеличения дистанции в душе, возвышения самого типа

«человек». Подлинная аристократия чувствует себя не

функцией, а смыслом и высшим оправданием существующего

мира, мерилом ценностей. Для Ницше аристократизм есть

воплощение морали господ, противостоящей морали

рабов.

Лит.: Аристотель. Никомахова этика, IV. — Соч. в 4 т., т. 4. М.,

1984; Ницше Ф. По ту сторону добра и зла, 9. — Он же. Соч.

в 2 т., т. 2. М, 1990, с. 379-404; Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М.,

1987; Хейзинга И. Осень средневековья. М, 1988.

О. П. Зубец

АРИСТОКСЕНCApioroCevoc) из Тарента (ок. 370-300) —

греческий философ, ученик Аристотеля, представитель

Перипатетической школы. Из многочисленных сочинений,

главным образом музыковедческого, педагогического и ис-

торико-биографического характера (453 книги, согласно

«Суде»), сохранились только (в сокращенном виде)

«Элементы гармоники» в 3 книгах и часть 2-й книги «Элементов

ритмики» (курсы лекций по теории музыки, читавшиеся

Аристоксеном в Ликее). Применяя перипатетический

метод (сочетание систематизации со скрупулезностью

эмпирического описания), Аристоксен дал музыковедческий

синтез, оказавший многовековое влияние (сопоставим по

значению с зоологическими трудами Аристотеля или

ботаническими Теофраста). Зачинатель жанра биографий

философов; серия монографий о пифагорейцах: «О Пифагоре и

его учениках», «О пифагорейском образе жизни» и

«Пифагорейские изречения» (фр. 11—41 Wehrli), биография Архита

Тарентского (фр. 47—50). Культ Архита и стремление

изобразить Пифагора в духе просвещенного пифагорейства

последнего поколения пифагорейской школы (напр., избавив

его от архаического религиозного табу на бобы) разительно

контрастируют со скандально-анекдотической и очерни-

тельной тенденцией биографий Сократа и Платона (фр. 51 —

68). Засвидетельствованное для Аристоксена сравнение

отношения между душой и телом с отношением между

музыкальной гармонией и лирой (фр. 118—121) уже в «Федоне»

Платона вкладывается в уста пифагорейцу Симмию в

качестве аргумента против субстанциальности и, следовательно,

бессмертия души и, вероятно, также отражает точку зрения

«последних» пифагорейцев — учителей Аристоксена (ср.

Diog. L. VIII46), не веривших больше в метемпсихоз.

Фрагм.: Aristoxeni Elementa harmonica, гее. R. da Rios. Romae,

1954; Aristoxeni Elementa rhythmica, ed. G. B. Pighi. Bologna, 1959;

Elementa rhythmica: the fragment of book II and the additional evidence

for Aristoxenean rhythmic theory, texts edited with introd., transi, and

comm. by L. Pearson. Oxf., 1990; Wehrli F. von (hrsg.). Die Schule des

Aristoteles. Texte und Kommentar, Heft. 2. Basel — Stuttg., 1967.

Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и

поздняя классика. М, 1975, с. 664—670; Wehrli F. von. Aristoxenos,

RE, Suppl. XI, 1968, col. 336—343; BelisA. Aristoxene de Tarente et

Aristote: le Traite d’harmonique. P., 1986.

A. A Лебедев

АРИСТОН(‘ApioTCov) из Александрии (1 в. до н. э.) —

греческий философ-перипатетик, автор комментария на

«Категории» Аристотеля, ссылки на который имеются в

комментарии Симпликия. См. Перипатетическая школа и

Аристотеля комментаторы.

М. А. Солопова

АРИСТОН(‘Apior?v) с Кеоса (кон. 3 в. до н. э.) — греческий

философ, преемник Ликона на посту главы Перипатетичес-

170

АРИСТОТЕЛИЗМ

кой школы. Автор биографий философов Гераклита,

Сократа, Эпикура и, вероятно, схолархов Ликея; также автор

работ по этике, вт. ч. «Записок о тщеславии», написанных в

русле традиции «Характеров» Теофраста.

фрагм.: Wehrli F. (ed.). Die Schule des Aristoteles. Texte und

Kommentar. Basel, 1969, Heft VI, S. 27-44.

Лит.: Knogel W. Der Peripatetiker Ariston von Keos bei Philodem.

Lpz., 1933.

M. А. Солопова

АРИСТОН(‘ApiGTCov) Хиосский (1-я пол. 3 в. до н. э.) —

греческий философ-стоик, ученик Зенона из Китая, один из

самых оригинальных представителей первой генерации

стоической школы; от 16 известных сочинений Аристона

сохранились незначительные фрагменты. Занимался

исключительно этикой, считая (в духе Сократа—Xen. Mem. IV 7,1

sq.), что прочие дисциплины излишни, т. к. не способствуют

исправлению жизни (SVFI351 ел.); позиция Аристона была

первым доктринальным выражением обшей эволюции

стоического учения в сторону гипертрофирования этической

части. В этике Аристон придерживался последовательного

формализма, отвергая внутреннее деление «безразличного»

(см. Адиафора); абсолютно безразличное отношение к

последнему объявил конечной целью и обозначал

оригинальным термином aouxcpopia (360). Практическую этику (паре-

нетику) считал бесполезной (357 ел.).

Фрагм.: S VF I 333—403; рус. пер.: Столяров. Фрагменты, т. 1,

с.116-139.

Лит.: loppolo A. M. Aristone de Chio е le stoicismo antico. Napoli,

1980.

А. А. Столяров

АРИСТОТЕЛИЗМ— 1) в узком смысле — учение

последователей Аристотеля (не совпадает с понятием

Перипатетической школы, т. к. древние перипатетики после Теофраста

до 1 в. до н. э. по существу никак не связаны с аристотелиз-

мом); 2) в более широком смысле об аристогелизме говорят

применительно к истории истолкования, распространения,

переводов и влияния сочинений Аристотеля, а также в связи

с усвоением учения Аристотеля в различных средневековых

теологических традициях. Сам термин

новоевропейского происхождения, однако греческий глагол apiaxoie^lCeiv

(«аристотелизировать») впервые встречается у Страбона

(XIII, 1, 54) применительно к возрождению аристотелизма

в 1 в. до н. э.

Об истории античного греческого аристотелизма см.

Перипатетическая школа.

Ранняя восточная патристика отталкивается от

неоплатонизма и свободна от влияния Аристотеля, за исключением

Немесия Эмесского и Иоанна Филопона. Осуждая ересь Ев-

номия, Василий Великий, Григорий Нисский и Феодорит

усматривают ее корни в аристотелевской силлогистике.

Проникновение понятийного аппарата и терминологии

Аристотеля в христианскую теологию происходит в

сочинениях Леонтия Византийского, от которого в этом

отношении зависит Максим Исповедник. Сочинения о животных

используются в традиции «Шестодневов» (начиная с «Шес-

тоднева» Василия Великого). Официальное признание

качестве «служанки теологии») логика Аристотеля получает

в «Диалектике» Иоанна Дамаскина. Оживление

комментаторской традиции в 11 в. связано с деятельностью

платоника Михаила Пселла и его учеников Михаила Эфесского

и Иоанна Итала. Дальнейшая традиция комментирования

представлена Феодором Продромом и Иоанном Цецисом

(12 в.), Никифором Влеммидом (13 в., его аристотелевские

учебники логики и физики получили в Византии широкое

распространение), Георгием Пахимером («Сокращенный

очерк аристотелевской философии»), Мануилом Холобо-

лом (преподавал в Константинопольской школе с 1267),

Феодором Метохитом (ум. 1332) и др. Полемика между

Шифоном («О различиях платоновской и аристотелевской

философии», ок. 1439), отвергавшим не только аввероис-

тский и томистский аристотелизм, но и аристотелизм как

таковой, и Георгием Схоларием (Геннадием, «Против пли-

фоновых апорий, касающихся Аристотеля»), защитником

томистского аристотелизма, предвосхищает борьбу

«платоников и аристотеликов» в Италии в 15 в. Самый

значительный памятник византийского аристотелизма — сотни

рукописей сочинений Аристотеля (древнейшие — 9—10 вв.),

сохранившие для нас Corpus Aristotelicum.

Сирийский аристотелизм послужил связующим звеном

между греческим и арабским аристотелизмом. Логические

сочинения Аристотеля (гл. о. «Категории», «Герменевтика»

и «Первая аналитика») и «Введение» Порфирия были

усвоены сирийскими несторианами для целей теологии,

гомилетики и апологетики. Традицию открывает Ива, епископ

Эдесский с 435, его современники Куми и Проб,

преподаватели Эдесской теологической школы, впервые перевели на

сирийский язык части «Органона» и «Исагога» Порфирия.

После закрытия Эдесской школы императором Зеноном

(489) несториане переселились в Персию, логические

сочинения Аристотеля продолжали изучаться в теологической

школе в Нисибине. Сиромонофизитская традиция перевода

и комментирования Аристотеля на сирийский язык связана

с именами Иоанна бар Афтонии (ум. 558), Севера Себохта

(ум. 667), Иакова Эдесского (ок. 633—708), епископа

Георгия (ум. 724) и католикоса Хейнан-ишо I. Крупнейший

представитель сирийской учености того времени —

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн

вверх
вниз