Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Климент называет его

«перипатетиком» (Strom. 171,4). Известно, что родился он в Панее,

жил и работал в Александрии во времена Птолемея VII Фи-

лометора (ок. 175 до н. э.). Во 2-й книге Маккавеев (2 Макк.

1:10) говорится, что он был учителем Птолемея XI. В духе

аллегорического истолкования иудейского Писания,

достигшего впоследствии полного развития у Филона

Александрийского, Аристобул рассматривает Тору как совершенный

и неисчерпаемый источник знания, истинный смысл

которого раскрывается в аллегориях (ср., напр., аллегорическое

толкование Аристобулом света на Синае — Clem, Strom. VI

32, 5; Eusebius. Praep. Eu. VIII 10, 12—17). Вероятно, именно

ему принадлежит первое развитие представления о том, что

греческая философия восходит своими корнями к Закону

Моисея и поэтому является только несовершенным

подражанием совершенной мудрости, открытой Богом Моисею

(Clem., Strom. V 97, 7; 99,3; ср. 107, 1—4, однако цитаты из

Лина, Орфея, Гомера и Гесиода, которые приводит Климент

Александрийский в доказательство «греческих

заимствований», взяты скорее всего из некоего позднейшего

произведения, которое только приписывалось Аристобулу). Эта

идея греческого «плагиата» имела долгую историю: она была

принята Филоном и затем подробно разработана в «Строма-

тах» Климента Александрийского (особенно Strom. V 14).

Фрагм.: Walter N. Der Thoraausleger Aristobulos, Untersuchungen zu

seinen Fragmenten und zu pseudepigraphischen Resten der

judischhellenistischen literatur. В., 1964.

E. В. Афонасин

АРИСТОКЛ(‘ApioroK>jjc) из Мессены (2 в.) — греческий

философ, представитель Перипатетической школы, с

характерным для поздних перипатетиков интересом к

Платону и скептикам (ср. Александр из Дамаска), а также синтезом

риторики и философии в духе «второй софистики». Автор

сочинений «О философии» (не менее 8 кн.), «Риторическое

искусство», «Кто выше — Гомер или Платон?». Обширные

выдержки из сочинения Аристокла «О философии»

приводит Евсевий в «Приготовлении к Евангелию»: о философии

Платона, Ксенофана и Парменида и особенно ценные об

учении Пиррона (см. Рг. Eu. XIV, 18, 1—4=test. 53 Decleva

Caizzi). Аристокл традиционно считался одним из учителей

Александра Афродисийского, но сейчас это мнение

оставлено (см. Аристотель из Митилены).

Лит.: Aristoclis Messenii Reliquiae, ed. H. Heiland, Diss. Giessen,

1925; Trabucco F. II problema di «de philosophia» di Aristocle et la sua

dottrina, «Acme» II, 1958, p. 97—150; Moraux P. Der Aristotelismus

bei den Griechen, Bd. 2. В., 1984, S. 83-207.

M. A. Солопова

АРИСТОКРАТИЗМ(от греч. арютокрапа, букв, власть

лучших, знатнейших) — идеал, в основе которого изначальная

и объективная предзаданность личного достоинства и

социальной значимости человека. Содержание аристократизма

включает ценностный опыт древних обществ: эвпатридов в

Афинах, патрициев Рима. Первые примеры аристократизма

представлены в сочинениях Конфуция, Пиндара, Платона

и Аристотеля (образ того, «кто считает себя достойным ве-

169

АРИСТОКСЕН

ликого, будучи этого достойным»). В эпоху средневековья

аристократизм занимает одно из центральных мест в

системе ценностей наряду с рыцарством, монашеством и др.

Феодальная аристократия, как и рыцарство, возникла из

войны и для войны, что определило возвышение ценности

личной храбрости и личной чести, но в отличие от

рыцарства, воплощавшего динамику средневекового мира, идею

пути, аристократизм олицетворял статичность,

защищенность и гарантированность установленного Богом

порядка. Незначительная социальная динамика средневековья,

жесткая иерархизированность общества и предзаданность

связей и отношений давали чувство самодостаточности и

достоинства, исключали стремление занять место другого

как возможность возвышения, формировали ценность

сословной чести и верности, а также патриархальной

ответственности за вассалитет.

Обостренное чувство чести сочеталось с довольно

свободным отношением к собственному поведению, ибо не

жизненные успехи определяют человека, а он их. Богатство

не является ценностью вне возможности его личного,

неэкономического потребления: оно результат не повседневного

труда (это участь и призвание смерда), а места в социальной

иерархии и в семье, нечто данное свыше, а потому и более

ценное, чем заработанное. Ценность богатства

заключается в том, что оно позволяет реализовывать свой долг,

осуществлять дарение и поддерживать соответствующий образ

жизни, т.е. определяется социальным обликом владельца.

Аристократический образ жизни был связан с

непроизводительной деятельностью, в т. ч. образовательной, цель

которой не профессионализм, а личное совершенствование.

Турнир и охота были сферами демонстрации личного

достоинства и самореализации. Средневековая жизнь с ее

обилием праздников и лишенным напряжения ритмом жизни

естественным образом включала в себя праздность, которая

в среде высших классов становилась нормативным

жизненным идеалом и приобретала демонстративный характер

(что отличало их ценностный мир от устремлений рыцаря и

монаха, осуществлявших идею служения в бедности и

усилиях).

В качестве общечеловеческого идеала, в отличие от

ценностно-нормативного образа в рамках аристократического

сознания, аристократизм стал осознаваться уже в период

падения аристократии и бурного возвышения буржуазии,

«мещан во дворянстве». В глазах буржуазии аристократизм

стал образом укорененности в истории и стабильности,

утрачиваемой в новом обществе. Недостижимость, невос-

питуемость и закрытость аристократизма определили то,

что это понятие развивалось не столько как нормативное,

сколько как оценочное и содержательно неопределенное.

В идеале аристократизма, утратившего свою социальную

основу, сохранилась ценность стремления к красоте, к

славе, к свободной игре (а не к пользе, безопасности,

повседневному труду). Ценности аристократизма оказались

противопоставленными ценностям мещанства.

Аристократизм подвергался критике со стороны Б. Мандевиля

Басня опчелах»), Ш. Моюпескьё(«0 духе законов»).

Социально-философская идеализация аристократизма наиболее ярко

сюуществленаФ.Нищце,ксФОрьшотмечал,чтобезпафосасословной

дистанции не мог бы существовать более таинственный

пафос — достижения все более возвышенных состояний и

увеличения дистанции в душе, возвышения самого типа

«человек». Подлинная аристократия чувствует себя не

функцией, а смыслом и высшим оправданием существующего

мира, мерилом ценностей. Для Ницше аристократизм есть

воплощение морали господ, противостоящей морали

рабов.

Лит.: Аристотель. Никомахова этика, IV. — Соч. в 4 т., т. 4. М.,

1984; Ницше Ф. По ту сторону добра и зла, 9. — Он же. Соч.

в 2 т., т. 2. М, 1990, с. 379-404; Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М.,

1987; Хейзинга И. Осень средневековья. М, 1988.

О. П. Зубец

АРИСТОКСЕНCApioroCevoc) из Тарента (ок. 370-300) —

греческий философ, ученик Аристотеля, представитель

Перипатетической школы. Из многочисленных сочинений,

главным образом музыковедческого, педагогического и ис-

торико-биографического характера (453 книги, согласно

«Суде»), сохранились только (в сокращенном виде)

«Элементы гармоники» в 3 книгах и часть 2-й книги «Элементов

ритмики» (курсы лекций по теории музыки, читавшиеся

Аристоксеном в Ликее). Применяя перипатетический

метод (сочетание систематизации со скрупулезностью

эмпирического описания), Аристоксен дал музыковедческий

синтез, оказавший многовековое влияние (сопоставим по

значению с зоологическими трудами Аристотеля или

ботаническими Теофраста). Зачинатель жанра биографий

философов; серия монографий о пифагорейцах: «О Пифагоре и

его учениках», «О пифагорейском образе жизни» и

«Пифагорейские изречения» (фр. 11—41 Wehrli), биография Архита

Тарентского (фр. 47—50). Культ Архита и стремление

изобразить Пифагора в духе просвещенного пифагорейства

последнего поколения пифагорейской школы (напр., избавив

его от архаического религиозного табу на бобы) разительно

контрастируют со скандально-анекдотической и очерни-

тельной тенденцией биографий Сократа и Платона (фр. 51 —

68). Засвидетельствованное для Аристоксена сравнение

отношения между душой и телом с отношением между

музыкальной гармонией и лирой (фр. 118—121) уже в «Федоне»

Платона вкладывается в уста пифагорейцу Симмию в

качестве аргумента против субстанциальности и, следовательно,

бессмертия души и, вероятно, также отражает точку зрения

«последних» пифагорейцев — учителей Аристоксена (ср.

Diog. L. VIII46), не веривших больше в метемпсихоз.

Фрагм.: Aristoxeni Elementa harmonica, гее. R. da Rios. Romae,

1954; Aristoxeni Elementa rhythmica, ed. G. B. Pighi. Bologna, 1959;

Elementa rhythmica: the fragment of book II and the additional evidence

for Aristoxenean rhythmic theory, texts edited with introd., transi, and

comm. by L. Pearson. Oxf., 1990; Wehrli F. von (hrsg.). Die Schule des

Aristoteles. Texte und Kommentar, Heft. 2. Basel — Stuttg., 1967.

Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и

поздняя классика. М, 1975, с. 664—670; Wehrli F. von. Aristoxenos,

RE, Suppl. XI, 1968, col. 336—343; BelisA. Aristoxene de Tarente et

Aristote: le Traite d’harmonique. P., 1986.

A. A Лебедев

АРИСТОН(‘ApioTCov) из Александрии (1 в. до н. э.) —

греческий философ-перипатетик, автор комментария на

«Категории» Аристотеля, ссылки на который имеются в

комментарии Симпликия. См. Перипатетическая школа и

Аристотеля комментаторы.

М. А. Солопова

АРИСТОН(‘Apior?v) с Кеоса (кон. 3 в. до н. э.) — греческий

философ, преемник Ликона на посту главы Перипатетичес-

170

АРИСТОТЕЛИЗМ

кой школы. Автор биографий философов Гераклита,

Сократа, Эпикура и, вероятно, схолархов Ликея; также автор

работ по этике, вт. ч. «Записок о тщеславии», написанных в

русле традиции «Характеров» Теофраста.

фрагм.: Wehrli F. (ed.). Die Schule des Aristoteles. Texte und

Kommentar. Basel, 1969, Heft VI, S. 27-44.

Лит.: Knogel W. Der Peripatetiker Ariston von Keos bei Philodem.

Lpz., 1933.

M. А. Солопова

АРИСТОН(‘ApiGTCov) Хиосский (1-я пол. 3 в. до н. э.) —

греческий философ-стоик, ученик Зенона из Китая, один из

самых оригинальных представителей первой генерации

стоической школы; от 16 известных сочинений Аристона

сохранились незначительные фрагменты. Занимался

исключительно этикой, считая (в духе Сократа—Xen. Mem. IV 7,1

sq.), что прочие дисциплины излишни, т. к. не способствуют

исправлению жизни (SVFI351 ел.); позиция Аристона была

первым доктринальным выражением обшей эволюции

стоического учения в сторону гипертрофирования этической

части. В этике Аристон придерживался последовательного

формализма, отвергая внутреннее деление «безразличного»

(см. Адиафора); абсолютно безразличное отношение к

последнему объявил конечной целью и обозначал

оригинальным термином aouxcpopia (360). Практическую этику (паре-

нетику) считал бесполезной (357 ел.).

Фрагм.: S VF I 333—403; рус. пер.: Столяров. Фрагменты, т. 1,

с.116-139.

Лит.: loppolo A. M. Aristone de Chio е le stoicismo antico. Napoli,

1980.

А. А. Столяров

АРИСТОТЕЛИЗМ— 1) в узком смысле — учение

последователей Аристотеля (не совпадает с понятием

Перипатетической школы, т. к. древние перипатетики после Теофраста

до 1 в. до н. э. по существу никак не связаны с аристотелиз-

мом); 2) в более широком смысле об аристогелизме говорят

применительно к истории истолкования, распространения,

переводов и влияния сочинений Аристотеля, а также в связи

с усвоением учения Аристотеля в различных средневековых

теологических традициях. Сам термин

новоевропейского происхождения, однако греческий глагол apiaxoie^lCeiv

(«аристотелизировать») впервые встречается у Страбона

(XIII, 1, 54) применительно к возрождению аристотелизма

в 1 в. до н. э.

Об истории античного греческого аристотелизма см.

Перипатетическая школа.

Ранняя восточная патристика отталкивается от

неоплатонизма и свободна от влияния Аристотеля, за исключением

Немесия Эмесского и Иоанна Филопона. Осуждая ересь Ев-

номия, Василий Великий, Григорий Нисский и Феодорит

усматривают ее корни в аристотелевской силлогистике.

Проникновение понятийного аппарата и терминологии

Аристотеля в христианскую теологию происходит в

сочинениях Леонтия Византийского, от которого в этом

отношении зависит Максим Исповедник. Сочинения о животных

используются в традиции «Шестодневов» (начиная с «Шес-

тоднева» Василия Великого). Официальное признание

качестве «служанки теологии») логика Аристотеля получает

в «Диалектике» Иоанна Дамаскина. Оживление

комментаторской традиции в 11 в. связано с деятельностью

платоника Михаила Пселла и его учеников Михаила Эфесского

и Иоанна Итала. Дальнейшая традиция комментирования

представлена Феодором Продромом и Иоанном Цецисом

(12 в.), Никифором Влеммидом (13 в., его аристотелевские

учебники логики и физики получили в Византии широкое

распространение), Георгием Пахимером («Сокращенный

очерк аристотелевской философии»), Мануилом Холобо-

лом (преподавал в Константинопольской школе с 1267),

Феодором Метохитом (ум. 1332) и др. Полемика между

Шифоном («О различиях платоновской и аристотелевской

философии», ок. 1439), отвергавшим не только аввероис-

тский и томистский аристотелизм, но и аристотелизм как

таковой, и Георгием Схоларием (Геннадием, «Против пли-

фоновых апорий, касающихся Аристотеля»), защитником

томистского аристотелизма, предвосхищает борьбу

«платоников и аристотеликов» в Италии в 15 в. Самый

значительный памятник византийского аристотелизма — сотни

рукописей сочинений Аристотеля (древнейшие — 9—10 вв.),

сохранившие для нас Corpus Aristotelicum.

Сирийский аристотелизм послужил связующим звеном

между греческим и арабским аристотелизмом. Логические

сочинения Аристотеля (гл. о. «Категории», «Герменевтика»

и «Первая аналитика») и «Введение» Порфирия были

усвоены сирийскими несторианами для целей теологии,

гомилетики и апологетики. Традицию открывает Ива, епископ

Эдесский с 435, его современники Куми и Проб,

преподаватели Эдесской теологической школы, впервые перевели на

сирийский язык части «Органона» и «Исагога» Порфирия.

После закрытия Эдесской школы императором Зеноном

(489) несториане переселились в Персию, логические

сочинения Аристотеля продолжали изучаться в теологической

школе в Нисибине. Сиромонофизитская традиция перевода

и комментирования Аристотеля на сирийский язык связана

с именами Иоанна бар Афтонии (ум. 558), Севера Себохта

(ум. 667), Иакова Эдесского (ок. 633—708), епископа

Георгия (ум. 724) и католикоса Хейнан-ишо I. Крупнейший

представитель сирийской учености того времени —

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн