Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Сергий,

архиятр («главный врач») г. Решайн в Месопотамии (ученик

Иоанна Филопона), переводчик Галена и Аристотеля и

автор оригинальных логических трактатов (ум. 536).

Первые переводы Аристотеля на арабский язык

сирийского) были сделаны сирийскими врачами из Гундиша-пура,

приглашенными Аббасидами в Багдад в кон. 8 в. в качестве

лейб-медиков. Переводческое дело упрочилось с

утверждением халифом аль-Мамуном в 832 в Багдаде «Дома

мудрости». Самыми выдающимися переводчиками Аристотеля в

9—10 вв. были несторианин Хунайн ибн Исхак (ум. 877) и

его сын Исхак ибн Хунайн (ум. 910 или 911).

Крупнейшими представителями аристотелизма в арабском мире были

Кинди, Рази, Фараби, Ибн Сина, Ибн Баджжа, Ибн Туфайль,

Ибн Рушд. Противником аристотелизма был Газали,

который написал «Ниспровержение философов», но

предпослал ему другое сочинение — «Стремление философов», где

излагалась аристотелевская система (логика, метафизика и

физика); однако именно это сочинение, переведенное в

середине 12 в. Домиником Гундисальви в Толедо на латинский

язык, стало на латинском Западе одним из самых

популярных учебников аристотелизма. Арабы восприняли

аристотелизм из позднеантичной (неоплатонической) традиции,

171

АРИСТОТЕЛИЗМ

что наложило печать на арабский образ Аристотеля; ср.

особенно неоплатонизированный аристотелизм у Кинди и

идеи эманации и провидения у Ибн Сины. Подлинной

признавалась «Теология Аристотеля» — извлечение из «Эннеад»

Плотина. В то же время арабский аристотелизм оказался

более тесно связанным с конкретными науками —

медициной, астрономией, математикой, и его в меньшей степени

стремились приноровить к букве Корана, чем на Западе — к

Библии: Фараби и Ибн Сина, не говоря уже об Ибн Рушде,

прямо учили о вечности мира.

В средневековой еврейской философии об аристотелизме

можно говорить с сер. 12 в. — начиная с «Возвышенной

веры» (1161, на арабском языке) Авраама бен Давида из

Толедо — сочинения, направленного против

неоплатонического направления Ибн Гебироля. Наиболее значительная

попытка создания «еврейской схоластики» — синтеза

иудаизма и аристотелизма — принадлежит Маймониду,

«Путеводитель блуждающих» которого был переведен на латинский

язык по заказу Фридриха II и использовался уже Гильомом

из Оверни. Учение Аристотеля о вечности мира уступает в

еврейской философии место библейскому креационизму,

однако в познании подлунного мира Аристотель наделяется

непререкаемым авторитетом. В 13—14 вв. философия

арабских аристотеликов распространяется в иудейской среде в

Испании и Провансе (многочисленные переводы с

арабского на еврейский язык, сопровождаемые комментариями).

Крупнейшим комментатором парафраз и комментариев

Ибн Рушда был Леви бен Герсон (1288—1344), отрицавший,

в частности, творение из ничего.

До 12 в. единственным сочинением Аристотеля, известным

на латинском Западе, были «Категории» и «Герменевтика» в

латинском переводе Боэция, которые вместе с

комментариями Боэция и переводом «Введения» Порфирия

составляли т. н. старую логику (logica vetus). К сер. 12 в. был хорошо

известен весь «Органон» (его остальные книги получили

название «новой логики» — logica nova), гл. о. благодаря

Шартрской школе. Переводы с арабского языка (при дворе

епископа Раймунда в Толедо) и непосредственно с

греческого языка (особенно в Палермо, при дворе норманнских

королей) осуществлялись параллельно, причем, как

показали исследования последних десятилетий, доля ранних

переводов с греческого языка в целом больше, чем переводов

с арабского языка. Самые ранние переводы с греческого

языка принадлежат Якову Венецианскому ( 1128) и

архидиакону Катании Генриху Аристиппу (ум. 1162), выдающимися

переводчиками с арабского языка были Герард Кремонский

(ум. 1187 в Толедо) и Михаил Скот (первые десятилетия 13 в.);

одним из самых плодовитых переводчиков с греческого

языка во 2-й пол. 13 в. был доминиканец Выльем из Мер-

беке. Распространению естественно-научных идей

аристотелизма способствовали врачи и натуралисты (Даниил из

Морлея, «О природе горнего идольнего», 1175—85; Альфред

Англичанин, «О движении сердца», комментарий к

«Метеорологии», ок. 1200; Петр Испанский, 13 в.). В «Похвалах

божественной мудрости» Александра Некама (ум. 1217)

Аристотель уже «учитель Афин, вождь, глава, слава

Вселенной». Самым выдающимся английским аристотеликом

рубежа 12—13 вв. был Роберт Гроссе тест, переведший с

греческого языка значительную часть «О небе» и

комментарий Симпликия к этому трактату, всю «Никомахову этику»

с комментариями и написавший комментарий ко «Второй

аналитике» и Физике». В Оксфордский и Парижский

университеты аристоелизм проникает в нач. 13 в., причем в Париже

он подвергался многочисленным запретам (1209,1215,1231,

1263), касающимся гл. о. сочинений по физике и

метафизике. В 1255 факультет искусств в Париже предписывает

изучение всех сочинений Аристотеля. Широкое проникновение

аристотелизма в католическую теологию (и христианизация

учения Аристотеля) связано с деятельностью доминиканцев

Альберта Великого и Фомы Аквинского (см. также Томизм,

Схоластика), которая наталкивалась на сопротивление как

со стороны францисканцев, державшихся старой платони-

ческо-августинианской традиции, так и со стороны авер-

роизма (Сигер Брабантский). С запретами 13 в.

контрастируют статуты 1366, требующие от лиценциата факультета

искусств знания не только логических, но и

естественно-научных сочинений Аристотеля и «Метафизики», а от

магистра этого факультета — знания «Этики» и первых трех книг

«Метеорологии». В 14 в. получает распространение новый

жанр комментария — «вопросы» по поводу аристотелевских

проблем, ответы на которые подчас содержали

оригинальные взгляды комментатора (напр., «Вопросы» Ж. Буридана

к «Политике»). В 14 в. появляются и первые переводы

Аристотеля на новоевропейские языки (Николай Орем).

В эпоху Возрождения уровень текстологии, истолкования

и переводов Аристотеля значительно возрастает, особенно

благодаря переселению в Италию таких ученых греков, как

Мануил Хрисофор (1355—1415), учеником которого был

Л. Бруни, Иоанн Аргиропул (1417—73), ФеодорГаза (1400—75),

Георгий Трапезундский (1396—1486) и кардинал

Виссарион (1403—72). Сочинения Аристотеля начинают

печататься, причем, согласно Саптону, среди научных изданий 15 в.

они занимают по количеству заглавий (98) 2-е место после

сочинений Альберта Великого (151). 1-е полное издание в

лат. пер. выходит в Падуе в 1472—74, греческое («Альдина») —

в Венеции в 1495—98. Борьба против схоластического и

арабского аристотелизма (оба зачисляются в категорию

«варварского») сопровождается стремлением к

восстановлению «подлинного» Аристотеля. Философская жизнь 15 —

16 вв. сосредоточена вокруг оппозиции Платон

Аристотель (ср. полемику Георгия Трапезундского с Виссарионом

и др.). Флорентийские платоники (Фичино, Пико делла

Мирандола) продолжают неоплатоническую традицию

«согласования», рассматривая аристотелизм как «подготовку»

к платонизму. Оплотом аверроистического аристотелизма

остаются в 15—16 вв. северные итальянские города, прежде

всего Болонья и Падуя (см. Падуанская школа). Знакомство

с новооткрытым комментарием Александра Афродисийс-

кого к «О душе» породило в 16 в. долголетний спор между

«александристами» (Помпонацци, Я. Дзабарелла),

утверждавшими смертность человеческой души, и «аверроиста-

ми», модифицировавшими учение о «единстве интеллекта»

в духе неоплатонического толкования Симпликия.

Позиция Лютера с его возвращением к августинианству

была сугубо антиаристотелевской («князь философов» был

назван Лютером «князем мрака»). Однако потребность в

системосозидании побудила уже Меланхтона насаждать

аристотелизм в протестантских школах; аристотелевскую

метафизику вводят в протестантскую теологию Тауреллус

(1547-1606), Тимплер (1567-1624), X. Шейблер (1589-1653),

172

АРИСТОТЕЛЬ

И. Томазиус (1622 — 84). Параллельный процесс

насаждения томистского аристотелизма в системе образования и

теологии в католических странах после Тридентского собора

известен под названием «второй схоластики». Научная

революция 17 в. и формирование механистической картины

мира приводят к падению аристотелизма в естествознании

(см. Галилей, Кеплер, Ф. Бэкон, Гассенди), однако

Лейбниц, подтвердив приговор физике Аристотеля, в

метафизике возвращается к аристотелианскому телеологизму (см.

Энтелехия). О томистском аристотелизме в Новое время см.

в ст. Неотомизм, Неосхоластика.

Рукописи Аристотеля и средневековые переводы: Moraux Р.,

Harlfinger D., Wiesner J. Die griechischen Manuscripte des

Aristoleles, Bd. 1. В.—N. Y, 1976; большую часть

сохранившихся араб. пер. издал Badawi Abdurrahman в Каире, в т. ч.

«Органон» (1948), «Риторику» (1959), «Поэтику» (1958), «О

душе», «О небе» и «Метеорологию» (1960); Tkatsch J. Die arabische

Ubersetzung der Poetik des Aristoteles und die Grundlage der Rritik

des griechischen Textes, Bd. 1—2. W.-Lpz., 1928—32; Steinschneider

M. Die hebraischen Obersetzungen des Mittelalters und die Juden als

Dolmetscher. Graz, 1956; Aristoteles Latinus. Bruges —P., 1952 —

(СофиБрпПозорпогигпгпеаиаеуО; Corpus Latinum commentariorum

in Aristotelem Graecorum. Louvain, 1957.

Лит.: Зубов В. П. Аристотель. M., 1963, с. 194—349 (общий

очерк аристотелизма и подробная библиография); During I. Von

Aristoteles bis Leibniz, — «Antike und Abendland», 1954, 4, S. 118—

154; византийский аристотелизм: Oehler. Aristotle in Byzantium.—

«Greek, Roman and Byzantine Studies», 1964, 5, p. 133—146; Moraux

P. D’Aristote a Bessarion. Trois exposes sur l’histoire et la transmission de

l’aristotelisme grec. Quebec, 1970; арабский: Badawi A. La transmission

de la philosophie grecque au monde arabe. P., 1968; Opelti. Griechische

Philosophie bei den Araben. Munch., 1970; западноевропейский

аристотелизм: Steenberghen F. van. Aristote en Occident. Louvain,

1946; Idem. La philosophie au 13 siecle. Louvain—P., 1966; Block E.

Avicenna und die Aristotelische Linke. В., 1952; Petersen P. Geschichte

der Aristotelischen Philosophie im protestantischen Deutschland.

Stuttg., 1964; Piaton et Aristote a la Renaissance. 16 Colloque

international de Tours. P., 1976.

А. В. Лебедев

АРИСТОТЕЛЬ(‘ApioTOT&Tic) из Стагиры (384, Стагир,

восточное побережье п-ова Халкидика — октябрь 322 до н. э.,

Халкида, о. Эвбея) — греческий философ и

ученый-энциклопедист, основатель Перипатетической школы. В 367—347 —

в Академии Платона, сначала как слушатель, затем как

преподаватель и равноправный член содружества

философов-платоников. Годы странствий (347—334): в г. Ассе в

Троаде (М. Азия), в Митилене на о. Лесбос; с 343/342

воспитатель 13-летнего Александра Македонского (вероятно, до

340). Во 2-й афинский период (334—323) преподает в Ликее.

Полный свод всех древних биографических свидетельств об

Аристотеле с комментариями см. I. During, 1957.

Подлинные сочинения Аристотеля распадаются на три

класса: 1) опубликованные при жизни и литературно

обработанные (т. н. экзотерические, т.е. научно-популярные), гл. о.

диалоги; 2) всевозможные собрания материалов и выписок —

эмпирическая база теоретических трактатов; 3) т. н. эзо

терические сочинения — научные трактаты («прагматии»),

часто в форме «лекторских конспектов» (при жизни

Аристотеля не публиковались, вплоть до 1 в. до н. э. были мало

известны — об их судьбе см. в ст. Перипатетическая школа).

Все дошедшие до нас подлинные сочинения Аристотеля

(Corpus Aristotelicum — свод, сохранившийся в византийских

рукописях под его именем, включает также 15 неподлинных

сочинений) принадлежат к 3-му классу (кроме «Афинской

политии»), сочинения первых двух классов (и, судя по

античным каталогам, часть сочинений 3-го класса) утрачены.

О диалогах дают некоторое представление фрагменты —

цитаты у позднейших авторов (есть три общих издания: V. Rose,

3ed. 1886; R. Walzer, 2ed. 1963; W. D. Ross, 1955 и множество

отдельных изданий с попытками реконструкций).

Проблема относительной хронологии сочинений Аристотеля

тесно переплетена с проблемой эволюции его философских

взглядов. Согласно генетической концепции немецкого

ученого В. Йегера(1923), вакадемический периодАристотельбыл

ортодоксальным платоником, признававшим «отдельность»

идей; только после смерти Платона, пережив

мировоззренческий кризис, он подверг критике теорию идей и затем

до конца жизни эволюционировал в сторону

естественнонаучного эмпиризма. Соответственно Йегер и его школа

датировали сочинения Аристотеля по степени

«удаленности» от платонизма. Теория Йегера, предопределившая пути

развития аристотелеведения в 20 в., в настоящее время мало

кем разделяется в чистом виде. Согласно концепции

шведского ученого И. Дюринга (1966), Аристотель изначально был

противником трансцендентности идей, наиболее резкий тон

его полемика носит именно в ранних сочинениях, наоборот,

в своей зрелой онтологии («Метафизика» Г—Z—Н—0) он

по существу вернулся к платонической проблематике

сверхчувственной реальности.

Датировка сочинений Аристотеля по Дюрингу. До 360

(параллельно «Федру», «Тимею», «Теэтету», «Пармениду» Платона): «Об

идеях» (полемика с Платоном и Евдоксом), диалог «О риторике, или

Грил» и др. 1-я пол. 50-х гг. (параллельно «Софисту», «Политику»

Платона): «Категории», «Герменевтика», «Топика» (кн. 2—7, 8, 1,

9), «Аналитики» (см. «Органон»), диалог «О философии» (одно из

важнейших утраченных сочинений, основной источник сведений

о философии Аристотеля в эллинистическую эпоху; кн. 1 : развитие

человечества от первобытною состояния до становления наук и

философии, достигающих вершины в Академии; кн. 2: критика

учения Платона о принципах, идеальных числах и идеях; кн. 3:

космология Аристотеля—альтернатива «Тимею»); конспект лекций

Платона «О благе»; А «Метафизики»; диалог «О поэтах»,

«Гомеровские вопросы», первоначальный вариант «Поэтики», кн. 1—2

«Риторики», первоначальный вариант «Большой этики». От 355 до

смерти Платона в 347 (параллельно «Филебу», «Законам», 7-му письму

Платона): «Физика» (кн. 1, 2, 7, 3—4), «О небе», «О возникновении

и уничтожении», «Метеорология» (кн. 4), полемика по вопросу об

идеях («Метафизика» M 9 1086Ь21 — N, А, I, M 1—9, В),

переработка кн. 1—2 и книга 3 «Риторики», «Евдемоваэтика», диалог «Евдем»

(о бессмертии души), «Протрептик» («Увещание» к

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн