Сергий,
архиятр («главный врач») г. Решайн в Месопотамии (ученик
Иоанна Филопона), переводчик Галена и Аристотеля и
автор оригинальных логических трактатов (ум. 536).
Первые переводы Аристотеля на арабский язык (с
сирийского) были сделаны сирийскими врачами из Гундиша-пура,
приглашенными Аббасидами в Багдад в кон. 8 в. в качестве
лейб-медиков. Переводческое дело упрочилось с
утверждением халифом аль-Мамуном в 832 в Багдаде «Дома
мудрости». Самыми выдающимися переводчиками Аристотеля в
9—10 вв. были несторианин Хунайн ибн Исхак (ум. 877) и
его сын Исхак ибн Хунайн (ум. 910 или 911).
Крупнейшими представителями аристотелизма в арабском мире были
Кинди, Рази, Фараби, Ибн Сина, Ибн Баджжа, Ибн Туфайль,
Ибн Рушд. Противником аристотелизма был Газали,
который написал «Ниспровержение философов», но
предпослал ему другое сочинение — «Стремление философов», где
излагалась аристотелевская система (логика, метафизика и
физика); однако именно это сочинение, переведенное в
середине 12 в. Домиником Гундисальви в Толедо на латинский
язык, стало на латинском Западе одним из самых
популярных учебников аристотелизма. Арабы восприняли
аристотелизм из позднеантичной (неоплатонической) традиции,
171
АРИСТОТЕЛИЗМ
что наложило печать на арабский образ Аристотеля; ср.
особенно неоплатонизированный аристотелизм у Кинди и
идеи эманации и провидения у Ибн Сины. Подлинной
признавалась «Теология Аристотеля» — извлечение из «Эннеад»
Плотина. В то же время арабский аристотелизм оказался
более тесно связанным с конкретными науками —
медициной, астрономией, математикой, и его в меньшей степени
стремились приноровить к букве Корана, чем на Западе — к
Библии: Фараби и Ибн Сина, не говоря уже об Ибн Рушде,
прямо учили о вечности мира.
В средневековой еврейской философии об аристотелизме
можно говорить с сер. 12 в. — начиная с «Возвышенной
веры» (1161, на арабском языке) Авраама бен Давида из
Толедо — сочинения, направленного против
неоплатонического направления Ибн Гебироля. Наиболее значительная
попытка создания «еврейской схоластики» — синтеза
иудаизма и аристотелизма — принадлежит Маймониду,
«Путеводитель блуждающих» которого был переведен на латинский
язык по заказу Фридриха II и использовался уже Гильомом
из Оверни. Учение Аристотеля о вечности мира уступает в
еврейской философии место библейскому креационизму,
однако в познании подлунного мира Аристотель наделяется
непререкаемым авторитетом. В 13—14 вв. философия
арабских аристотеликов распространяется в иудейской среде в
Испании и Провансе (многочисленные переводы с
арабского на еврейский язык, сопровождаемые комментариями).
Крупнейшим комментатором парафраз и комментариев
Ибн Рушда был Леви бен Герсон (1288—1344), отрицавший,
в частности, творение из ничего.
До 12 в. единственным сочинением Аристотеля, известным
на латинском Западе, были «Категории» и «Герменевтика» в
латинском переводе Боэция, которые вместе с
комментариями Боэция и переводом «Введения» Порфирия
составляли т. н. старую логику (logica vetus). К сер. 12 в. был хорошо
известен весь «Органон» (его остальные книги получили
название «новой логики» — logica nova), гл. о. благодаря
Шартрской школе. Переводы с арабского языка (при дворе
епископа Раймунда в Толедо) и непосредственно с
греческого языка (особенно в Палермо, при дворе норманнских
королей) осуществлялись параллельно, причем, как
показали исследования последних десятилетий, доля ранних
переводов с греческого языка в целом больше, чем переводов
с арабского языка. Самые ранние переводы с греческого
языка принадлежат Якову Венецианскому ( 1128) и
архидиакону Катании Генриху Аристиппу (ум. 1162), выдающимися
переводчиками с арабского языка были Герард Кремонский
(ум. 1187 в Толедо) и Михаил Скот (первые десятилетия 13 в.);
одним из самых плодовитых переводчиков с греческого
языка во 2-й пол. 13 в. был доминиканец Выльем из Мер-
беке. Распространению естественно-научных идей
аристотелизма способствовали врачи и натуралисты (Даниил из
Морлея, «О природе горнего идольнего», 1175—85; Альфред
Англичанин, «О движении сердца», комментарий к
«Метеорологии», ок. 1200; Петр Испанский, 13 в.). В «Похвалах
божественной мудрости» Александра Некама (ум. 1217)
Аристотель уже «учитель Афин, вождь, глава, слава
Вселенной». Самым выдающимся английским аристотеликом
рубежа 12—13 вв. был Роберт Гроссе тест, переведший с
греческого языка значительную часть «О небе» и
комментарий Симпликия к этому трактату, всю «Никомахову этику»
с комментариями и написавший комментарий ко «Второй
аналитике» и Физике». В Оксфордский и Парижский
университеты аристоелизм проникает в нач. 13 в., причем в Париже
он подвергался многочисленным запретам (1209,1215,1231,
1263), касающимся гл. о. сочинений по физике и
метафизике. В 1255 факультет искусств в Париже предписывает
изучение всех сочинений Аристотеля. Широкое проникновение
аристотелизма в католическую теологию (и христианизация
учения Аристотеля) связано с деятельностью доминиканцев
Альберта Великого и Фомы Аквинского (см. также Томизм,
Схоластика), которая наталкивалась на сопротивление как
со стороны францисканцев, державшихся старой платони-
ческо-августинианской традиции, так и со стороны авер-
роизма (Сигер Брабантский). С запретами 13 в.
контрастируют статуты 1366, требующие от лиценциата факультета
искусств знания не только логических, но и
естественно-научных сочинений Аристотеля и «Метафизики», а от
магистра этого факультета — знания «Этики» и первых трех книг
«Метеорологии». В 14 в. получает распространение новый
жанр комментария — «вопросы» по поводу аристотелевских
проблем, ответы на которые подчас содержали
оригинальные взгляды комментатора (напр., «Вопросы» Ж. Буридана
к «Политике»). В 14 в. появляются и первые переводы
Аристотеля на новоевропейские языки (Николай Орем).
В эпоху Возрождения уровень текстологии, истолкования
и переводов Аристотеля значительно возрастает, особенно
благодаря переселению в Италию таких ученых греков, как
Мануил Хрисофор (1355—1415), учеником которого был
Л. Бруни, Иоанн Аргиропул (1417—73), ФеодорГаза (1400—75),
Георгий Трапезундский (1396—1486) и кардинал
Виссарион (1403—72). Сочинения Аристотеля начинают
печататься, причем, согласно Саптону, среди научных изданий 15 в.
они занимают по количеству заглавий (98) 2-е место после
сочинений Альберта Великого (151). 1-е полное издание в
лат. пер. выходит в Падуе в 1472—74, греческое («Альдина») —
в Венеции в 1495—98. Борьба против схоластического и
арабского аристотелизма (оба зачисляются в категорию
«варварского») сопровождается стремлением к
восстановлению «подлинного» Аристотеля. Философская жизнь 15 —
16 вв. сосредоточена вокруг оппозиции Платон —
Аристотель (ср. полемику Георгия Трапезундского с Виссарионом
и др.). Флорентийские платоники (Фичино, Пико делла
Мирандола) продолжают неоплатоническую традицию
«согласования», рассматривая аристотелизм как «подготовку»
к платонизму. Оплотом аверроистического аристотелизма
остаются в 15—16 вв. северные итальянские города, прежде
всего Болонья и Падуя (см. Падуанская школа). Знакомство
с новооткрытым комментарием Александра Афродисийс-
кого к «О душе» породило в 16 в. долголетний спор между
«александристами» (Помпонацци, Я. Дзабарелла),
утверждавшими смертность человеческой души, и «аверроиста-
ми», модифицировавшими учение о «единстве интеллекта»
в духе неоплатонического толкования Симпликия.
Позиция Лютера с его возвращением к августинианству
была сугубо антиаристотелевской («князь философов» был
назван Лютером «князем мрака»). Однако потребность в
системосозидании побудила уже Меланхтона насаждать
аристотелизм в протестантских школах; аристотелевскую
метафизику вводят в протестантскую теологию Тауреллус
(1547-1606), Тимплер (1567-1624), X. Шейблер (1589-1653),
172
И. Томазиус (1622 — 84). Параллельный процесс
насаждения томистского аристотелизма в системе образования и
теологии в католических странах после Тридентского собора
известен под названием «второй схоластики». Научная
революция 17 в. и формирование механистической картины
мира приводят к падению аристотелизма в естествознании
(см. Галилей, Кеплер, Ф. Бэкон, Гассенди), однако
Лейбниц, подтвердив приговор физике Аристотеля, в
метафизике возвращается к аристотелианскому телеологизму (см.
Энтелехия). О томистском аристотелизме в Новое время см.
в ст. Неотомизм, Неосхоластика.
Рукописи Аристотеля и средневековые переводы: Moraux Р.,
Harlfinger D., Wiesner J. Die griechischen Manuscripte des
Aristoleles, Bd. 1. В.—N. Y, 1976; большую часть
сохранившихся араб. пер. издал Badawi Abdurrahman в Каире, в т. ч.
«Органон» (1948), «Риторику» (1959), «Поэтику» (1958), «О
душе», «О небе» и «Метеорологию» (1960); Tkatsch J. Die arabische
Ubersetzung der Poetik des Aristoteles und die Grundlage der Rritik
des griechischen Textes, Bd. 1—2. W.-Lpz., 1928—32; Steinschneider
M. Die hebraischen Obersetzungen des Mittelalters und die Juden als
Dolmetscher. Graz, 1956; Aristoteles Latinus. Bruges —P., 1952 —
(СофиБрпПозорпогигпгпеаиаеуО; Corpus Latinum commentariorum
in Aristotelem Graecorum. Louvain, 1957.
Лит.: Зубов В. П. Аристотель. M., 1963, с. 194—349 (общий
очерк аристотелизма и подробная библиография); During I. Von
Aristoteles bis Leibniz, — «Antike und Abendland», 1954, 4, S. 118—
154; византийский аристотелизм: Oehler. Aristotle in Byzantium.—
«Greek, Roman and Byzantine Studies», 1964, 5, p. 133—146; Moraux
P. D’Aristote a Bessarion. Trois exposes sur l’histoire et la transmission de
l’aristotelisme grec. Quebec, 1970; арабский: Badawi A. La transmission
de la philosophie grecque au monde arabe. P., 1968; Opelti. Griechische
Philosophie bei den Araben. Munch., 1970; западноевропейский
аристотелизм: Steenberghen F. van. Aristote en Occident. Louvain,
1946; Idem. La philosophie au 13 siecle. Louvain—P., 1966; Block E.
Avicenna und die Aristotelische Linke. В., 1952; Petersen P. Geschichte
der Aristotelischen Philosophie im protestantischen Deutschland.
Stuttg., 1964; Piaton et Aristote a la Renaissance. 16 Colloque
international de Tours. P., 1976.
А. В. Лебедев
АРИСТОТЕЛЬ(‘ApioTOT&Tic) из Стагиры (384, Стагир,
восточное побережье п-ова Халкидика — октябрь 322 до н. э.,
Халкида, о. Эвбея) — греческий философ и
ученый-энциклопедист, основатель Перипатетической школы. В 367—347 —
в Академии Платона, сначала как слушатель, затем как
преподаватель и равноправный член содружества
философов-платоников. Годы странствий (347—334): в г. Ассе в
Троаде (М. Азия), в Митилене на о. Лесбос; с 343/342
воспитатель 13-летнего Александра Македонского (вероятно, до
340). Во 2-й афинский период (334—323) преподает в Ликее.
Полный свод всех древних биографических свидетельств об
Аристотеле с комментариями см. I. During, 1957.
Подлинные сочинения Аристотеля распадаются на три
класса: 1) опубликованные при жизни и литературно
обработанные (т. н. экзотерические, т.е. научно-популярные), гл. о.
диалоги; 2) всевозможные собрания материалов и выписок —
эмпирическая база теоретических трактатов; 3) т. н. эзо
терические сочинения — научные трактаты («прагматии»),
часто в форме «лекторских конспектов» (при жизни
Аристотеля не публиковались, вплоть до 1 в. до н. э. были мало
известны — об их судьбе см. в ст. Перипатетическая школа).
Все дошедшие до нас подлинные сочинения Аристотеля
(Corpus Aristotelicum — свод, сохранившийся в византийских
рукописях под его именем, включает также 15 неподлинных
сочинений) принадлежат к 3-му классу (кроме «Афинской
политии»), сочинения первых двух классов (и, судя по
античным каталогам, часть сочинений 3-го класса) утрачены.
О диалогах дают некоторое представление фрагменты —
цитаты у позднейших авторов (есть три общих издания: V. Rose,
3ed. 1886; R. Walzer, 2ed. 1963; W. D. Ross, 1955 и множество
отдельных изданий с попытками реконструкций).
Проблема относительной хронологии сочинений Аристотеля
тесно переплетена с проблемой эволюции его философских
взглядов. Согласно генетической концепции немецкого
ученого В. Йегера(1923), вакадемический периодАристотельбыл
ортодоксальным платоником, признававшим «отдельность»
идей; только после смерти Платона, пережив
мировоззренческий кризис, он подверг критике теорию идей и затем
до конца жизни эволюционировал в сторону
естественнонаучного эмпиризма. Соответственно Йегер и его школа
датировали сочинения Аристотеля по степени
«удаленности» от платонизма. Теория Йегера, предопределившая пути
развития аристотелеведения в 20 в., в настоящее время мало
кем разделяется в чистом виде. Согласно концепции
шведского ученого И. Дюринга (1966), Аристотель изначально был
противником трансцендентности идей, наиболее резкий тон
его полемика носит именно в ранних сочинениях, наоборот,
в своей зрелой онтологии («Метафизика» Г—Z—Н—0) он
по существу вернулся к платонической проблематике
сверхчувственной реальности.
Датировка сочинений Аристотеля по Дюрингу. До 360
(параллельно «Федру», «Тимею», «Теэтету», «Пармениду» Платона): «Об
идеях» (полемика с Платоном и Евдоксом), диалог «О риторике, или
Грил» и др. 1-я пол. 50-х гг. (параллельно «Софисту», «Политику»
Платона): «Категории», «Герменевтика», «Топика» (кн. 2—7, 8, 1,
9), «Аналитики» (см. «Органон»), диалог «О философии» (одно из
важнейших утраченных сочинений, основной источник сведений
о философии Аристотеля в эллинистическую эпоху; кн. 1 : развитие
человечества от первобытною состояния до становления наук и
философии, достигающих вершины в Академии; кн. 2: критика
учения Платона о принципах, идеальных числах и идеях; кн. 3:
космология Аристотеля—альтернатива «Тимею»); конспект лекций
Платона «О благе»; А «Метафизики»; диалог «О поэтах»,
«Гомеровские вопросы», первоначальный вариант «Поэтики», кн. 1—2
«Риторики», первоначальный вариант «Большой этики». От 355 до
смерти Платона в 347 (параллельно «Филебу», «Законам», 7-му письму
Платона): «Физика» (кн. 1, 2, 7, 3—4), «О небе», «О возникновении
и уничтожении», «Метеорология» (кн. 4), полемика по вопросу об
идеях («Метафизика» M 9 1086Ь21 — N, А, I, M 1—9, В),
переработка кн. 1—2 и книга 3 «Риторики», «Евдемоваэтика», диалог «Евдем»
(о бессмертии души), «Протрептик» («Увещание» к