Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

философии,

использовано в «Гортензии» Цицерона и «Протрептике» Ямвлиха)

и др. Период странствий в Ассе, Митилене, Македонии (347—334):

«Историяживотных»(кн. 1—6,8), «О частях животных», «О

передвижении животных», «Метеорология» (кн. 1—3), первые наброски

малых естественно-научных сочинений и «О душе». К этому же

периоду, вероятно, относится совместная работа с Теофрастом

по описанию 158 государственных устройств («Политий»)

греческих полисов и утраченное описание негреческих обычаев и

установлений, «Политика» (кн. 1, 7 — 8), эксперты из

«Законов» Платона. 2-й афинский период (с 334 и вплоть до смерти):

«Риторика» (переработка), «Политика» (кн. 2, 5, 6, 3—4), первая

философияМетафизика», Г, E, Z, H, 0), «Физика»

(вероятно, кн. 8), «О рождении животных», вероятно, сохранившаяся

редакция малых естественно-научных сочинений и трактата

«О душе», «Никомахова этика».

173

АРИСТОТЕЛЬ

Философия делится Аристотелем на теоретическую

(умозрительную), цель которой — знание ради знания,

практическую, цель которой — знание ради деятельности, и

пойетическую (творческую), цель которой — знание ради

творчества. Теоретическая философия разделяется на

физическую, математическую и первую (в «Метафизике» Е —

«теологическую») философию. Предмет физической

философии то, что существует «отдельно» (т. е.

субстанциально) и движется; математической — то, что не существует

«отдельно» (т. е. абстракции) и неподвижно; первой, или

собственно философии (также «софия»), — то, что

существует «отдельно и неподвижно». К практической философии

относятся этика и политика, к пойетической — риторика и

поэтика. Логика — не самостоятельная наука, а

пропедевтика ко всему комплексу наук. Теоретические науки обладают

ценностным приматом над практическими и пойетически-

ми науками, первая философия — над остальными

теоретическими науками.

ЛОТИКА И ТЕОРИЯПОЗНАНИЯ. У Платона методом

науки (эпистеме) была диалектика, Аристотель низвел ее до

уровня вспомогательной эвристической дисциплины

Топика»), противопоставив ей в качестве строго научного

метода аналитику—теорию аподиктического («доказательного»)

силлогизма, который исходит из достоверных и

необходимых посылок и приводит к «научному знанию» — эпистеме

(см. также Силлогистика). Диалектический силлогизм (эпи-

херема) исходит из «правдоподобных», или «вероятных»,

посылок (evooCa — положения, которые принимаются «всеми,

большинством или мудрыми») и приводит к «мнению» —

докса. Эристический силлогизм (софизм; ср. «О

софистических опровержениях») — ошибочное или исходящее из

ложных посылок умозаключение. Аподиктика Аристотеля

(теория доказательства изложена во 2-й «Аналитике») как

дедуктивно-аксиоматический метод имеет своей

порождающей моделью геометрическое доказательство и заимствует

ряд существенных терминов («доказательство», «начала»,

«элементы», «аксиомы») из геометрии. Высшие принципы

(архе) научно-философского знания недоказуемы и

познаются непосредственно интеллектуальной интуицией (нус)

либо (отчасти) — путем индукции (эпагоге).

Основополагающее значение имеют оппозиции «общее — единичное»

и «первичное — вторичное»; единичное (и вообще «более

близкое» к чувственной явленности) «первично для нас»,

«вторично по природе»; общее (в т. ч. «причины» и

«начала») «вторично для нас», но «первично по природе». «Знать»

(e7riGTao0ai, atoevai) для Аристотеля означает «знать первые

причины, или элементы» вещи, «всякое научное знание есть

знание об общем», эпистеме о единичном невозможна. Т. о.,

универсалии (прежде всего четыре причины) структурируют

хаос «слитных» впечатлений и, разлагая чувственную

«целостность» на «элементы», делают ее впервые познаваемой.

Вопреки Платону, знание универсалий не врождено. Они

постепенно «усматриваются» (как в онто-, так и в филогенезе,

в т. ч. и в истории философии) через ступени познания:

ощущениепамятьопыт (эмпирия) — наука. Порядок

«Физика» — «Метафизика» в дошедшем до нас курсе

лекций (от «первичного для нас» к «первичному по природе»)

имитирует этот процесс как педагогически целесообразный,

хотя «более научным» (Тор. 14lb 16) всегда будет познание,

исходящее из универсалий.

МЕТАФИЗИКА. Предмет «первой философии» в

дошедшем до нас своде метафизических трактатов раздваивается,

соответственно следует различать два варианта метафизики.

«Общая» метафизика в отличие от частных наук,

«отсекающих» для себя определенную часть бытия, изучает «сущее,

поскольку оно — сущее, и его атрибуты сами по себе», а

также высшие принципы (архе), или «причины» бытия

(схоластическая metaphysica generalis). Частная метафизика

(схоластическая metaphysica specialis; у Аристотеля —

«теологическая философия») изучает особый вид бытия —

«неподвижную субстанцию», или «неподвижный вечный первый

двигатель». Соотношение этих двух вариантов — ключевая

проблема интерпретации «Метафизики» и предмет острых

дискуссий; генетической теории В. Йегера (точка зрения

которого поддержана в капитальном труде С.-Н. Chen, 1976)

противостоит унитарная точка зрения, либо подчиняющая

онтологическую проблематику «теологической» (G. Reale,

J. Owens и др., см. лит. к ст. «Метафизика»), либо

рассматривающая «теологию» как частный аспект общей онтологии.

Сама формула «сущее, поскольку оно — сущее» (то ov fj ov)

истолковывается по-разному: либо как трансцендентное

«сущее в себе» (то же, что «неподвижная субстанция» — Ph.

Merlan), либо как абстрактное «сущее вообще», т.е. понятие

чистого бытия (S. Moser). В основе онтологии Аристотеля

лежат: 1) категориальный анализ сущего (то ov), или

учение о бытии-чем; 2) каузальный анализ субстанции (оших);

3) учение о возможности и действительности, или теория

еще-не-бытия. Учение о категориях (катцуорш —

«предикат») имеет двойственный логико-онтологический характер,

основываясь на семантической классификации предикатов

сущего (выступающих терминами в суждении). Аристотель

рассматривает также категориальный анализ как

классификацию значений связки «есть»: «сколько значений

связки «быть», столько обозначаемых ею видов сущего» (Met.

1017а23). В гл. 4 «Категорий» Аристотель устанавливает 10

семантических классов предикатов: сущность, количество,

качество, отношение, место, время, состояние, обладание,

действие, страдание. Только 1-я категория указывает сферу

субстанциально сущего, все остальные — сферу акциден-

тально сущего. Напр., предикат «белый» сказывается о

«человеке» как о своем «подлежащем» (imoKeiusvov), но не

наоборот. «Подлежащее» на логическом уровне выступает как

«субъект» предикатов, на онтологическом — как «субстрат»,

которому имманентны денотаты этих предикатов. Гетероп-

редикативность, т. о., оказывается показателем

несубстанциальности: так Аристотель избавляется и от платоновской

идеи качества («белизна»), и от гипостазирования

«математических предметов». 1-я категория тоже предикативна

Сократчеловек»), но, она автопредикативна (для нее

«сказываться о чем» не означает «быть в чем»): в 5-й гл.

«Категорий» Аристотель отличает сущность-подлежащее

(«определенный человек» — индивид), или «первую сущность»,

от предикативной, или «второй», сущности («человек» —

вид, «животное» — род), но в Z «Метафизики» термин

«первая сущность» применяется именно к чистому эйдосу.

Различие между конкретной сущностью (также «составная

сущность») и сущностью-эйдосом можно передавать как

«субстанция и сущность» (лат. substantia и essentia). Для

чистой сущности Аристотель изобрел специальный термин то тг

f]v elvai (quidditas, essentia) — «чтойность». Субстанция есть

«вот это нечто» (to5e ti); чистая сущность, или эйдос (вид),

обозначает не «обособленный» предмет, а качественную

определенность вещи.

174

АРИСТОТЕЛЬ

Каузальный анализ нацелен уже не на все сущее, а только

на субстанциально сушее: он устанавливает «начала» (архе),

или «причины субстанции» (apxai xfjc oikrtac). Таких

«причин» четыре: 1) форма (эйдос, морфе), или «чтойность», или

сущность (essentia); 2) материя («то, из чего»), или субстрат;

3) источник движения, или «творящее» начало, и 4) цель,

или «то, ради чего». Фундаментальной является оппозиция

формы и материи; движущая, формальная и целевая

причины могут совпадать (особенно в биологической сфере).

«Форма» Аристотеля — это платоновская идея (эйдос),

превращенная из трансцендентного первообраза (парадигмы)

в имманентный принцип вещи. Вопреки Платону, эйдос

не существует как «одно помимо множества» индивидов,

эйдосом (видом) которых он является, но «сказывается о

множестве» (предикативность как показатель

несубстанциальности). Однако этот общий предикат не есть только

слово — он имеет объективный коррелят, существующий

не «помимо множества», а «во множестве» (universalia in re).

Материя есть чистая возможность, или потенция (owamc),

веши, форма — осуществление (энергия, энтелехия) этой

потенции (см. Акт и потенция). Форма делает материю

действительной, т.е. осуществленной в конкретную вещь,

или «целостность». Движение, или процесс (кинесис),

понимается как переход от возможности к действительности —

этим тезисом Аристотель вносит в онтологию идею

развития: различение актуально и потенциально сущего

родилось из анализа «становления» (генесис), которое у Пла

тона жестко противопоставлялось бытию (otiaia). «Сущее

актуально всегда возникает из сущего потенциально под

действием сущего актуально» (Met. 1049b24). Для космоса

в целом таким актуальным первоначалом (одновременно

движущей, формальной и целевой причиной) должен быть

бог, или неподвижный перводвигатель—чистая энергия, не

сопряженная ни с какой материальностью или

потенциальностью, сам себя мыслящий ум (нус), запредельный

космосу, существующий не во времени, а в вечности (эон) и в акте

непрерывного и моментального творения осуществляющий

все космические потенции как объект эроса, к которому все

стремится как к высшей цели.

«ФИЗИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ», или «наука о природе»,

занимает у Аристотеля доминирующее положение по

объему и детальности разработки: от абстрактных «принципов

природы» и теории движения («Физика») через

космологию, теорию элементов («О небе», «О возникновении и

уничтожении») и «Метеорологию» к психологическому

трактату «О душе» и биологическим работам. Основные

принципы натурфилософии Аристотеля: 1) финитизм:

невозможность актуально существующей бесконечной

величины — отсюда конечность Вселенной; запрет бесконечных

причинно-следственных цепей — отсюда идея перво-дви-

гателя; 2) телеологизм («бог и природа ничего не делают

напрасно») — обратная сторона финитизма (греч. xekoq — и

«конец», и «цель»); 3) квалитативизм — отсюда постоянная

полемика против квантификации физики у пифагорейцев и

Платона и редукции чувственных качеств у атомистов

(неприменимость математики к изучению природы — Met. A

3,995а 14—17); 4) дуализм подлунного мира четырех

элементов и надлунного мира квинтэссенции, отменяющий

всеобщность физических законов; 5) концепция иерархической

лестницы природы, в которой каждая высшая ступень

имеет и ценностное превосходство над низшей (что не мешало

Аристотелю находить «нечто прекрасное» и божественное

в изучении эстетически безобразных животных — De part,

an. 15,645al7 слл.); эстетическая мотивировка «совершенства»

круговых движений светил, сферичности космоса и т. д.;

6) антикосмогонизм (Аристотель видел свою заслугу в том,

что он первым перестал «порождать Вселенную» — «О небе»

II, 2) и переориентация с генетического объяснения на

структурно-имманентный анализ.

ЭТИКА И ПОЛИТИКАобразуют единый комплекс

«философии о человеческом», занимающейся сферой

практической деятельности и поведения. Генетической концепции

В. Йегера, согласно которой этическая мысль Аристотеля в

своем развитии прошла три фазы (платоновская — «Про-

трептик», теономная концепция «Евдемовой этики»,

рационализм и эмпиризм «Никомаховой этики»), противостоит

унитарная точка зрения, исходящая из единства этической

концепции Аристотеля (Готье, Дюринг и др.). Этика имеет

дело с «правильной нормой» (opGoc Aoyoc) поведения,

которая обусловлена социальными особенностями и не может

как быть дедуцирована подобно положениям теоретических

наук, так и претендовать на всеобщность. В «Никомаховой

этике» Аристотельклассический представитель евдемо-

низма. высшее благо человека определяется как «счастье»

(эвдемония). Однако это не гедонистический, а «аретоло-

гический» эвдемонизм (арете — «добродетель», собственно

«добротность», «дельность», функциональная пригодность —

Eth. Nie. 1106a22). Счастье состоит в деятельности души

по осуществлению своей арете, причем, чем выше в

ценностном отношении арете, тем полнее достигаемая при этом

степень счастья (наивысшая степень эвдемонии достигается

в «созерцательной жизни» — занятиях философией).

Аристотель далек от стоического культа самодостаточной

добродетели и идеала абсолютной внутренней свободы: для

беспрепятственного осуществления своей арете необходимы

(хотя и недостаточны) некоторые внешние блага (здоровье,

богатство, общественное положение и т. д.). Добродетели,

осуществляемые в разумной деятельности, делятся на

этические и диано-этические (интеллектуальные). Этическая

арете — «середина между двумя пороками» (метриопатия):

мужествомежду отчаянностью и трусостью,

самообладаниемежду распущенностью и бесчувственной тупостью,

кротость — между гневливостью и невозмутимостью и т. д.

Сущность дианоэтической добродетели — в правильной

деятельности теоретического разума, цель которой может

быть теоретической — отыскание истины ради нее самой

либо практической — установление нормы поведения.

«Политические» взгляды Аристотеля («политическое искусство»

(лоХткп теууц) охватывает область права, социальных и

экономических институтов; в широком смысле включает в себя

«этику») продолжают сократо-платоновскую аретологи-

ческую традицию, однако отличаются от Платона большей

гибкостью, реалистичностью и ориентированностью на

исторически сложившиеся формы социально-политической

жизни греков, что, в частности, объясняется теорией

«естественного» происхождения государства (подобно живым

организмам): «очевидно, что полис принадлежит к

естественным образованиям и что человек от природы есть

политическое животное» (Pol. 1253a9 ел.). Поэтому государство

не подлежит радикальным искусственным переустройствам:

175

АРИСТОТЕЛЬ ИЗ МИТИЛЕНЫ

так, платоновский проект упразднения семьи и частной

собственности насилует человеческую природу и не реален.

Генетически семья предшествует сельской общине,

сельская община — городской (полису), но в синхронном плане

полис (государство) как высшая и всеобъемлющая форма

социальной связи, или «общения» (койнония), первичен по

отношению к семье и индивиду (как целое первично по

отношению к части). Конечная цель полиса, как и индивида,

состоит в «счастливой и прекрасной жизни»; основной

задачей государства оказывается воспитание (пайдейя)

граждан в нравственной добродетели (арете). «Желательный»

государственный стройПолитика», кн.

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн