Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

на

«Метафизику»); комментарий на «О душе» не принадлежит

Симпликию, хотя и издан под его именем (собственный его

комментарий утерян). Симпликий, учившийся у

александрийца Аммония, затем переехавший в Афины и

составивший все свои комментарии уже после закрытия Академии,

равно принадлежит и Афинской, и Александрийской школе.

Комментаторы Аристотеля Александрийской школы:

Аммоний, сын Термин, Асклепий, Олимпиодор, Иоанн Филопон,

Элиас, Давид Фессалоникийский, Стефан Александрийский.

В корпусе сохранившихся античных комментариев именно

комментаторы Александрийской школы представлены

лучше всего. Традиционно считается (вслед за Прехтером), что

для них более характерно стремление к гармонизации

учений Платона и Аристотеля с одной стороны, более близкое

следование комментируемому тексту — с другой, а для

комментаторов Афин — склонность к мистицизму и теургии.

Однако две традиции были тесно переплетены: Аммоний,

учивший в Александрии, был учеником афинянина Про-

кла, а учениками Аммония были Дамаский и Симпликий

(впоследствии переехавшие в Афины). Аммоний известен

как автор комментариев на «Категории», «Об

истолковании», «Первую Аналитику» (1 кн.); запись комментария на

«Метафизику» I—VII сделана учеником Аммония Асклепи-

ем и издана под его именем. Такая практика записи «с

голоса» (ало cp?vric) учителя была достаточно распространена в

школьной практике тех лет (ср. ряд комментариев Иоанна

Филопона).

Методологические установки «афинян» и

«александрийцев» были во многом едины, ср., напр., предложенный

Аммонием в комментарии на «Введение» Порфирия список

предварительных вопросов, на которые следует ответить,

приступая к изучению любого сочинения: о тематике (ог

околос) и «пользе» (то xpfjOLfiov) сочинения, о его

аутентичности (то yvf|aiov), месте в ряду прочих сочинений (т\ таСц тт)с

dvayvcoascuc), смысле заглавия (т\ aixia tt)c елаурафт^),

структурном делении на главы (т\ eic та кефаХша oiaipeaic) и — к

какому разделу философии относится данное произведение

(гшэ rcoiov церос rivayexai то rcapov оиуурацца). Более

пространный список из 10 пунктов (завершающийся вопросом

«каков должен быть сам комментатор?») см. в комментарии

Аммония на «Категории» (in Cat. 1, 1—12). После Аммония

подобные схемы из 10 вопросов можно найти у Симпликия

(in Cat. 3, 20—29), Олимпиодора, Филопона и Элиаса. Эти

вопросы из комментариев на Аристотеля восходят к

методологическому требованию Ямвлиха точно определять «цель»

платоновского диалога и в соответствии с ней выстраивать

комментарий. Элиас полагает, что эта методологическая

схема разработана Проклом (in Cat. 107, 24—26).

Олимпиодор был последним язычником из ученых

александрийцев, позднейшие представители школы были уже

христианами: Иоанн Филопон комментировал

«Категории», «Аналитики», «Физику», «О возникновении и

уничтожении», «Метеорологику» и «Метафизику» (последний

не сохранился); в конце 6 в. Элиас и Давид комментировали

гл. о. логические труды («Категории» и «Аналитику»), Стефан

Александрийский известен как автор комментария на 3-ю

книгу «О душе» и «Об истолковании». Ок. 610 он переехал

из Александрии в Константинополь ко двору императора

Ираклия, — на этом история античного комментария

прекращается.

Задача представить учения Платона и Аристотеля как

единую доктрину требовала решения вопроса об их

«онтологической совместимости»: соотношение Единого Платона

и Ума-нуса Аристотеля, сотворенность и вечность космоса,

смертность и бессмертие души, — эти важные для

платоников вопросы приобретали дополнительную остроту для

христианских авторов. В свое время Гиерокл и затем

Аммоний решали проблему тварности космоса или его вечности

в духе «согласия» Платона и Аристотеля через

вневременное понимание мифа «Тимея»: бог есть творец

безначальной Вселенной. Но знаменателен спор о вечности мира,

инициированный на исходе античности христианином

Иоанном Филопоном, усомнившимся в ходе полемики с

Проклом в постулате ex nihilo nihil, и продолженный

критическим ответом Симпликия, защищавшим вместе с этим

постулатом всю систему античных представлений о бытии.

Эта заочная полемика выразительно зафиксировала разло

м единой культурной и философской парадигмы

античности.

ВИЗАНТИЙСКИЕ КОММЕНТАТОРЫ11-12 вв. Среди

комментаторов, представленных в серии CAG, есть также

византийские авторы: Евстпратий Никейский, комментатор

«Второй Аналитики» (кн. 2) и «Никомаховой этики» (кн. 1

и 6); Михаил Эфесский, комментатор «Никомаховой

этики» (кн. 5,9—10), «О софистических опровержениях» и ряда

психологических и биологических трактатов; утрачены его

комментарии на обе «Аналитики», «Топику», «Риторику»,

«Физику», «О небе», «Историю животных», «Политику»

(возможно, ему принадлежат книги 7—14 комментария на

«Метафизику», изданные вместе с комментарием

Александра Афродисийского, см. CAGI); Софоний, автор

комментария-парафраза на «О душе» и Гелиодор из Прусы (вероятно,

нач. 14 в.), составивший парафраз «Никомаховой этики».

Наиболе важны обстоятельные комментарии Михаила,

более следующего аристотелевской традиции, и Евстратия,

вводящего в текст комментариев платонические,

христианские и анти-исламские мотивы. Оба принадлежали к

знаменитому философскому кружку византийской принцессы

Анны Комниной.

РАННИЕ ЛАТИНСКИЕ КОММЕНТАТОРЫ(4-6 вв.).

Первыми латинскими комментаторами Аристотеля были

философы-неоплатоники и христианские богословы

Марий Викторин (сер. 4 в.), который перевел «Об

истолковании» и «Топику», а также комментарий Порфирия на

«Категории», и Боэций (1-я треть 6 в.), которому принадлежат

переводы на латынь «Органона» и комментарии на

«Категории» и «Об истолковании». Кроме того, были известны

переводы на латынь Фемистиевых парафраз обеих

«Аналитик», выполненные Претекстатом. Можно отметить

также, что еще Апулей (2 в.) изложил на латыни содержание

178

АРМИНИЙ

трактата «Об истолковании». Благодаря Боэцию латинская

традиция оказалась определяющей для создания

философского портрета Аристотеля для раннего средневековья.

Соч.: Diets H. (ed.). Commentaria in Aristotelem Graeca, editum

consilio et auctoritate Academiae Litterarum Regiae Borassicae, 23 vols.

В., 1882— 1909 [=CAG] : включаеттексты (далее в хронологической

последовательности) Адраста, Аспасия, Александра Афродисийс-

кого, Порфирия, Дексиппа, Фемистия, Сириана, Аммония, При-

скиана, Асклепия, Филопона, Симпликия, Олимпиодора, Элия,

Давида, Стефана, Евстратия, Михаила Эфесского и Софония (на

греч.); SorabjiR. (ed.). Ancient Commentators on Aristotle. L., 1987 —

(издание серии продолжается, включает английский перевод и

комментарий). См. лит. к отдельным статьям.

Лит.: Moraux Р. Aristotelismus bei den Griechen: von Andronicos bis

Alexander von Aphrodisias, Bd. 1—2. В.—N. Y., 1973—84; Aristotle

Transformed: The Ancient Commentators and their Influence, ed. R.

Sorabji. L., 1990; Blumenthal H. J. Aristotle and Neoplatonism in Late

Antiquity: Interpretations of the De Anima. N. Y, 1996.

M. A. Солопова

АРИТМОЛОГИЯ— в узком смысле слова — теория

разрывных функций, в широком смысле — миросозерцание,

основанное на идее прерывности. Впервые понятие

«аритмология» появилось у Н, В. Бугаева в его статье

«Математика и научно-философское миросозерцание» и стало

исходным понятием Московской философско-математической

школы.Аритмологияпротивопоставляласьвнейаналитике—

теории непрерывных функций и миросозерцанию,

основанному на идее непрерывности. Приверженцы аритмоло-

гии считают, что аналитическое миросозерцание в разных

формах господствовало начиная с эпохи Возрождения и

вплоть до кон. 19 в., когда ему на смену приходит

аритмология. Аналитика связана с принципом детерминизма, с

теорией эволюции в природе и теорией прогресса в обществе.

Она пытается объяснить происхождение творения без

Творца. Аритмология, уединяя каждое «зернышко» творения и

указывая на космическую несвязность разных типов этих

«зерен», возводит их конечное происхождение к Творцу.

Аритмология говорит о принципиальной невключаемости

свободы, выбора, цели, воли, веры, подвига, творчества в

аналитические схемы. Аналитической рассудочной

деятельности противостоит интуитивное озарение. В социальной

сфере аналитик говорит о непрерывной эволюции, а

аритмология — о мировых катастрофах, революциях,

переворотах в индивидуальной и общественной жизни, о

ритмической смене типов культур. Аритмология живет чувством, что

«мир надтреснут» и что сквозь эти трещины видна лазурь

вечности {Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины.

М., 1914, с. 157). Аритмология — это чувство трагедии,

совершающейся в мире, предчувствие эсхатологического

конца. Эти трещины бытия есть «бездны зла», существующие

лишь в человеческом аспекте. Непрерывность

—иллюзорна, реальность—прерывна. Чувство надтреснутости мира и

разрозненности его частей было свойственно многим

мыслителям Серебряного века: И. О. Лосскому, С. Н. Булгакову,

Н. А. Бердяеву, В. Ф. Эрну и др. См. лит. к ст. Бугаев Н. В.

С. M Половинкин

АРКЕСИЛАЙ(‘АркеочХаос) (315 до н> э., Питана в Эолии —

241 до н. э., Афины) — греческий философ, основатель

и схоларх (с 270) Новой, или Средней (скептической),

Академии. Ученик Теофраста, затем Крантора и Полемона

(Diog. L. IV 29). Продолжая традицию древнеакадемнческой

диалектики, довел до совершенства практику составления

«равносильных» (LaoaOeveic) речей «за» и «против» на любую

заданную тему; логическим выводом из этого был принцип

воздержания от суждения (эпохе). Полемика со стоиками —

вторая отличительная черта Аркксилая и созданной им

Академии. Согласно Сексту Эмпирику (Adv. math. IV 150—157),

возражения Аркесилая направлены гл. о. против

стоического учения о «постижении» (катаХлуц), определяемом как

«согласие на постигающее представление» (аиукахабЕац xf]c

катакщищ; (pavxaaiac). Указывая на противоречивость этой

концепции и невозможность рассматривать «постижение»

как критерий истины, Аркесилай отрицает существование

«постижения» как такового. Однако теоретическая

необходимость воздержания от суждения не избавляет от

принятия решений на практике: здесь критерием является (как и

у стоиков) вероятное (EUtaryov) (ibid. 158). Всякое действие

опирается на представление о приятном и на стремление к

нему, что не расходится с принципом эпохе, который

освобождает только от мнений (Plut. Мог. 1122 С, F). Т. о.,

положительная разработка практической этики у Аркесилая

фактически построена на стоических понятиях.

Лит.: Coussin P. Le Stoicisme de la Nouvelle Academie. — «Revue

d’Histoire de la Philosophie» 3, 1929, p. 241-276; Gigon 0. Zur

Geschichte der sogenannten Neuen Akademie. — «Museum

Helveticum», 1944, 1, S. 47-64; Weische A. Cicero und die

Neue Akademie. Muster, 1961; Kramer U. J. Piatonismus und

hellenistische Philosophie. B.-N. Y., 1971, S. 33-54; Levy С.

Scepticisme et dogmatisme dans l’Academie; «L’esoterisme»

d’Arcesilas. — «Revue des Etudes Latines», 1978, 56, p. 335-348.

Ю. А. Шиналин

АРМИНИЙ(Arminius — латиниз. от Harmenson или

Hermnszoon) Якоб (1560—1609) — голландский теолог,

радикальный критик кальвинизма, основатель арминианства.

Арминий рано перешел в протестантизм, изучал

кальвинистскую доктрину в Лейдене и Женеве. С 1588 он пастор

реформатской церкви в Амстердаме. Арминий приобрел

широкую известность своими решительными

выступлениями против учения Ж. Кальвина об абсолютном

предопределении, согласно которому одни люди избраны к

спасению, другие обречены погибнуть, — как

несовместимого с заповедью божественной любви и справедливости.

Человек, утверждал он, обладает свободой воли,

позволяющей ему преодолеть последствия первородного греха, а

само избрание в конечном счете определяется чувством

сострадания к падшему человеку, испытываемого Богом.

Арминий последовательно защищал идеи

веротерпимости, отвергая кальвинистское понимание церкви как органа

надзора и наказания. Несмотря на резкую критику Арминия

ортодоксальными кальвинистами, отождествлявшими его

воззрения с пелагианством, в 1603 он становится

профессором Лейденского университета и его выступления

против доктрины Кальвина привлекают всеобщее внимание.

Вскоре после смерти Арминия его последователи

публикуют «Великую Ремонстрацию» (от позднелат. remonstrare —

«заявлять», «протестовать», за что и получают

наименование «ремонстранты»), которая была подана Генеральным

штатам Нидерландов в 1610. Они отстаивали следующие

179

АРМСТРОНГ

доктринальные принципы: Бог до сотворения мира

вечным установлением благоволил через Христа спасти тех,

кто благодатью Св. Духа уверовал в него, и напротив —

осудить необратившихся; Христос умер не только за

избранных, но за всех людей; сам человек без воздействия

Св. Духа бессилен обрести спасительную веру; благодать

Божья не действует неодолимо: искупление невозможно

без милости Божьей, однако полностью она не гарантирует

спасение, которое зависит и от свободной воли человека,

способной преодолеть искушения зла. Но результатом

свободной воли человека может быть и то, что уверовавшие

отпадут от благодати и будут потеряны для спасения.

Поскольку позиция последователей Арминия выражала

интересы республиканских сил, выступавших против попыток

создания теократического строя, то острая полемика по

этим вопросам продолжалась в течение ряда лет. На соборе

в Дордрехте (1618) взгляды ремонстрантов были осуждены

с позиций ортодоксального кальвинизма, им был

предоставлен выбор: либо отказаться от своих взглядов, либо

удалиться в изгнание. Большинство выбрало последнее (в

их числе и решительный зашитник Арминия Гуго Гроций).

Преследования прекратились к 1625. В 1630 в Амстердаме

была открыта арминианская церковь, в 1632 при ней

учреждена конфессиональная академия. Полное

официальное признание последователи Арминия получили в 1795.

Хотя движение ремонстрантов ограничилось

Нидерландами, оно стало значительным событием в развитии

реформационных движений и свободомыслия в Европе.

Образование в академии, учрежденной ремонстрантами,

предполагало широкое знакомство с гуманистическими

традициями и новейшими философскими концепциями.

Вскоре академия стала играть роль всеевропейского

центра свободомыслия и профессиональной подготовки в

области теологии, философии и естествознания. В

Нидерландах иммигрант Р. Декарт написал свои основные

произведения, последователи Арминия приютили Дж. Локка,

изгнанного из Англии, здесь же спасались от

преследований многие религиозные диссиденты.

Л. Н. Митрохин

АРМСТРОНГ(Armstrong) Дэвид (род. 1926) —

австралийский философ, представитель научного материализма.

Создал теорию центральных состояний

(нейрофизиологических состояний мозга), в которой ментальные

(психические) явления

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн