Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

трактуются как артефакты языкового

описания нейрофизиологических процессов. Согласно

Армстронгу, сознание есть не что иное, как мозг, который

выступает в качестве посредника внешних или внутренних

для организма стимулов и моторных, эмоциональных и

концептуальных (идеальных) реакций человека. При этом

понятие «ментальное состояние» включает то, что

вызывается в человеке определенными стимулами и что в свою

очередь вызывает определенные реакции. В этом

отношении ментальное (психическое, духовное) неотличимо от

физического (нейрофизиологического). Законы

природы — отношения универсалий, но при этом универсалии

превращаются у него в индивидуалии (партикулярии), ибо

они в своей индивидуальности ничем не отличаются от

индивидов. Закон как отношение между универсалиями есть

теоретическая сущность, постулирование которой

объясняет наблюдаемые явления и предсказывает новые

наблюдения. Развивая позицию номинализма, он рассматривает

тропы как языковое замещение универсалий.

Соч.: Материалистическая теория сознания. — В кн.:

Аналитическая философия. М, 1993; A Materialist Theory of Mind. N. Y— L.,

1968; What is a Law of Nature. Cambr., 1983; Universal. An Opinionated

Introduction, Boulder—San Franc. — L., 1989.

А. И. Ланченко

АРНО(Arnauld) Антуан (16 февраля 1612, Париж —8

августа 1694, Брюссель) — французский богослов, философ,

логик, писатель-полемист, названный в свое время «великим

Арно». Происходил из семьи известного адвоката Антуана

Арно, был самым младшим из его двадцати детей. Готовился

к адвокатской карьере, но пожертвовал ею ради «служения

Богу». В 1641 защитил докторскую диссертацию по теологии

в Сорбонне и принял сан священника. Принадлежал к ян-

сенистской общине Пор-Рояля и был фактическим ее

главой. Всю свою жизнь посвятил борьбе с иезуитами, написав

множество памфлетов против их трактовки христианства,

религиозной практики и «ослабленной морали»: «О частом

причастии» (1643), «Моральная теология иезуитов»,

«Письмо к знатной особе», «Второе письмо к пэру Франции»

(1655) и др. В ответ иезуиты организовали настоящую

травлю «великого Арно» и добились его исключения из состава

теологического факультета Сорбонны (1656). Тогда Арно

решил привлечь общественное мнение Франции к

«порочной деятельности» всесильного ордена иезуитов, чтобы

раз и навсегда сокрушить его. Пор-Рояль поручил

выполнить эту задачу Паскалю, в связи с чем им и были написаны

«Письма к провинциалу» — антиклерикальный памфлет,

всколыхнувший всю Францию и вызвавший полицейские-

преследования янсенистов из Пор-Рояля. Выступал Арно и

против кальвинистов, чтобы отвести от янсенистов

обвинения в «ереси» и спасти Пор-Рояль.

Арно, Паскаль и др. отстаивали свободу воли человека,

отрицаемую протестантами, и считали возможным согласовать

ее с предопределением и благодатью. Арно написал

множество богословских сочинений по вопросам вероучения

и католической догмы: «Церковная традиция в практике

покаяния», «Непрерывность веры», «Согласование

Евангелий» и др. Однако распря с иезуитами, их преследования

и поддержка их позиций Людовиком XIV вынудили Арно

в 1679 покинуть Францию и поселиться в Бельгии (сначала

в Монсе, а затем в Брюсселе). Папа Иннокентий XI

предлагал ему убежище в Риме, но Арно отказался. Он умер

в изгнании, но сердце его было отправлено на родину и

похоронено в загородном Пор-Рояле.

Авторитет Арно и как философа был высок, его признания:

в свое время добивался Лейбниц, с которым он

полемизировал по вопросу о предустановленной гармонии, считая его

философские размышления о Боге далекими от подлинной

веры. Испытав на себе определенное влияние Декарта и

будучи картезианцем в гносеологии и методологии, Арно

не принимал многие положения его метафизики и прислал

ему свои «Возражения» (1641, рус. пер. 1994) на его

«Размышления о первой философии». Арно полагал весьма

опасным для склонных к неверию людей «этот чересчур

свободный прием философствования, все подвергающий

сомнению» («Четвертые возражения. Письмо,

адресованное досточтимому мужу». — В кн.: Декарт Р. Соч. в 2 т., т.

2. М., 1994, с. 169). Критиковал Арно и дуализм Декарта,

180

АРОН

не соглашаясь с его утверждением о возможности чистого,

т.е. бестелесного, мышления, ибо «способность мышления

представляется тесно связанной с телесными органами…,

нечестивые атеисты — палачи наших душ — особенно

напирают на это» (там же, с. 161). Он считал некорректной

в логико-философском плане трактовку Бога у Декарта и

не соответствующим действительности отрицание души у

животных (там же, с. 162). Что же касается души

человеческой, то далеко не все в ней осознано, как об этом думал

«досточтимый муж» (там же, с. 169). И вообще «догмы

Декарта» опасны для религии, ее таинств и вряд ли адекватны

христианскому учению — таково резюме Арно. В полемике

с Мальбраншем он написал трактат «Об истинных и

ложных идеях» («Des vraies et des fausses idees», 1683),

открывший многолетний спор о «видении вещей в Боге», статусе

разума, природе идей и др.

Полемически заострен против схоластической логики

известный учебник «Логика, или искусство мыслить» («La

logique ou L’art de pensen>, совместно с П. Николем, 1662,

рус. пер. 1991), названный «Логикой Пор-Рояля».

Философской базой его является картезианская гносеология и

методологияестественный свет» разума в дополнение к

правилам силлогизма, приоритет интеллектуальной

интуиции над дедукцией, аксиоматико-дедуктивный метод) и

янсенистская идеология (правильное направление разума

верой, приоритет морали перед абстрактной гносеологией,

интерес к психологии познания). Если схоласты

изощрялись в логико-грамматическом анализе и технике

формальных приемов, имея в виду лишь правильное мышление,

то Арно говорил о «естественной логике», задача которой

состоит в определении стратегии реального процесса

познания истины и анализе не только формальнологических,

но и «естественных заблуждений» человека (см. гл. 20

«Софизмы самолюбия, личного интереса и страсти»,

написанную под влияниш Паскаля). Поэтому «Логика Пор-Рояля»

излагается не в «безвоздушном пространстве чистой

мысли», а в контексте духовной и культурно-исторической

ситуации того времени. В развитие и дополнение

картезианской методологии Арно включает в свою «Логику» 8 правил

геометрического метода Паскаля из его сочинения «О

геометрическом уме и об искусстве убеждать». Арно отличает

этот «научный, или теоретический, метод» («метод

композиции») от «метода решения, или изобретения», Декарта.

Итак, «Логика Пор-Рояля», помимо

формально-логических, включает содержательные и психологические аспекты

исследования процесса познания. Совместно с К. Лансло

Арно написал учебник «Грамматика общая и

рациональная» («Grammaire generate et raisonnee», 1665, рус. пер. 1990,

1991). В 1667 он издал сочинение «Новые начала

геометрии», в котором подвергает критике теорию определений и

доказательств Евклида. Как вождь янсенистов во Франции

Арно (вместе с Паскалем) сыграл главную роль в

разоблачении иезуитов, породив широкое общественное движение

против них, результатом чего было запрещение ордена в

1773. Большое значение в образовании имели учебники,

созданные Арно, особенно «Логика Пор-Рояля», по

которой учились несколько поколений французов.

Соч.: Oeuvres completes, v. 1—43. Lausanne, 1777—81; Oeuvres

philosophiques, ed. par Jules Simon. P, 1843; E рус. пер.;

Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля, пер. Н. Ю. Бока-

доровой. М., 1990; Всеобщая рациональная грамматика, пер.

Ю. С. Маслова. М.,1991; Логика, или искусство мыслить, пер.

В. П. Гайдамака. М., 1991; 2-е изд. 1997.

Лит.: Lettre de Leibniz a Amauld d’apres un manuscrit inedit. P.,

1952; Verga L. Il pensiero filosofico e sciemifico di A. Amauld. Mil.,

1972; Marin L. La critique du discours sur la «Logique de Port-

Royal» et les «Pensees» de Pascal. P., 1975; LaporteJ. La doctrine de

la grace chez Arnauld. P., 1982.

L Я. Стрельцова

АРНОБИЙ(Amobius) (ок. 260, г. Сикка, Северная Африка —

ок. 327) — латинский христианский апологет. Учитель

риторики в родном городе, вначале боролся с христианством,

но ок. 296 заявил о принятии крещения. Известен своим

апологетическим трактатом «Семь книг рассуждений

против язычников» (Disputationum adversus gentes libri septem),

или «Против народов» (Adversus nationes), который он

написал по требованию крестившего его епископа для

подтверждения своей веры. Критикуя характерное для античной

культуры неоправданное превознесение возможностей

человеческого разума (особенно рационализм платоников),

Арнобий считал, что даже просвещенный разум не может

привести человека к истине — таким проводником может

стать только христианская вера. Его апология монотеизма

не лишена гностико-платонических элементов: наряду с

верховным Богом признаются другие божества-демиурги,

одним из которых был сотворен человек; душа человека,

смертная по природе, приобщаясь к Христу может получить

благодатное бессмертие.

Лит.: Micka E. F. The Problem of Divine Anger in Arnobius and

Lactantius. Wash., 1943.

О. В. Голова

АРОН(Aron) Реймон Клод Фердинанд (14 марта 1905, Рам-

бервиллер, Франция — 17 октября 1983, Париж) —

французский социальный мыслитель и публицист. В 1928 окончил

Высшую нормальную школу в Париже (где вместе с ним

учились Ж-Я. Сартр, П. Низан, Ж. Кангилем, А. Койре).

В 1930 отправился продолжать образование в Германию.

Работал ассистентом сначала в Кельнском (1930—31), а затем

в Берлинском (1931—33) университетах. Главное внимание

Арон уделял изучению малоизвестных тогда во Франции

неокантиантства, феноменологии Э. Гуссерля, работ

раннего М. Хайдеггера и особенно социально-политической

теории М. Вебера. В 1935 вышла первая книга Арона

«Критическая философия истории», в которой анализировались

взгляды В. Дилыпея, Г. Риккерта, L Зиммеля и М. Вебера.

После прихода в Германии к власти национал-социалистов

вернулся во Францию. Преподавал в Гаврском лицее (1933—

34), работал секретарем Центра социальной документации

Высшей нормальной школы (1934—39), преподавателем

Нормальной школы в Сен-Клу (1935—39), затем

профессором социальной философии Тулузского университета.

С началом 2-й мировой войны был призван в армию. После

оккупации Франции эмигрировал в Англию, где

редактировал журнал «Свободная Франция»; регулярно публиковал

«Французскую хронику» — военно-политические обзоры

вишистской Франции.

После войны Арон возвратился во Францию. Некоторое

время работал Директором канцелярии А. Мальро (в то

время министра информации во втором правительстве

111. де Голля). Преподавал в Институте политических

исследований и Национальной школе администрации. В 1955—68

возглавлял кафедру социологии в Сорбонне, в 1968—70

181

AP-РАЗИ

работал профессором в Школе высших социальных

исследований, а в 1970 возглавил кафедру социологии

современной цивилизации в «Коллеж де Франс» (которой

руководил до конца жизни).

Арондействительный член Французской Академии

моральных и политических наук (с 1963), почетный доктор

Гарвардского, Оксфордского и др. университетов. Почетный

член Американской Академии искусств и наук. С 1962 —

вице-президент Всемирной социологической ассоциации.

В течение нескольких десятилетий Арон был ведущим

политическим публицистом Франции. В 1946—47 писал

в левой газете «Комба»; 30 лет был политическим

обозревателем газеты «Фигаро» (1947—77); с 1977 и до конца

жизни — ведущий сотрудник еженедельника «Экспресс»

(с 1981 — председатель редакционного комитета). В 1978

основал и возглавил журнал «Комментер» — ведущий

орган праволиберальной философской и политической

мысли Франции.

Основные работы Арона посвящены проблемам

философии истории, анализу социокультурных и политических

противоречий современных индустриальных обществ.

Занимался также проблемами эпистемологии и методологии

исторического познания. В ранних работах он находился

под влиянием баденской школы неокантианства (в первую

очередь благодаря своему учителю — Л. Брюнсвику),

феноменологии Э. Гуссерля и политической философии

М. Вебера. Увлекался также марксизмом (к которому, по его

собственным словам, «охладевал по мере изучения

экономики»), поддерживал дружеские отношения с Ж.-П.

Сартром. Однако уже в работе «Опиум интеллигенции» (1955)

резко выступил против французских интеллектуалов,

некритично поддерживающих «реальный социализм» в СССР.

Арон полагал, что в среде левой западной интеллигенции

(начинавшей с экзистенциализма, антифашизма и

прошедшей школу марксизма) ныне должно пройти четкое

принципиальное размежевание между теми, «кто всего лишь

не отрицает существования лагерей в СССР, и теми, кто

разоблачает эти лагеря». Противник тоталитаризма Арон

активно выступал против не только «просоветских»

симпатий Сартра, но и «нейтралистской» позиции М. Мерло-

Понти (называвшего себя «а-коммунистом» и

провозгласившего тезис: «Если марксизм ложен, то история теряет

смысл»). В работе «La Revolution introuvable» (1968) Арон

продолжил атаку на левых интеллектуалов, резко выступив

против их поддержки «студенческой революции» 1968.

В противоположность популярному во Франции

«антиамериканизму» Арон считал США «детищем европейского

либерализма», выступал твердым сторонником

присутствия США в Европе и западного военно-политического

альянса, видя в этом противовес тоталитарной экспансии

СССРв Восточной Европе.

В 1960—70-е гг. Арон выступил одним из создателей и

главных теоретиков концепции деидеологизации (наука

выступает у него как альтернатива партийным идеологиям),

а также теорий «мондиализации» и единого

индустриального общества. По его мнению, западная

(демократическая) и советская (авторитарно-идеократическая) модели

являются лишь различными модификациями одного и

того же универсального новейшего социального типа. При

этом, однако, в отличие от сторонников идеи

конвергенции (постепенного слияния капитализма и коммунизма),

Арон настаивал на неизбежности «демистификации» и

поглощения идеологизированного социализма более научно-

рациональным и эффективным капитализмом.

В последние годы жизни в его либеральных

представлениях о закономерностях исторического развития

появились элементы социального пессимизма: прогресс науки

и техники,

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн