Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

по его мнению, порождает социальные идеалы

(в первую очередь идеал свободы), которые сам же мешает

воплотить. В конфликте между ценностями демократии

(свобода, равенство, автономия личности) и императивами

индустриального общества (централизация, иерархизация,

субординация, дисциплина) Арон видел главную причину

нестабильности современной цивилизации.

Соч.: Introduction a la philosophie de l’histoire. P., 1938; L’opium

des intellectuels, P., 1955; Le developpement de la societe industrielle

et la stratification sociale. P., 1956; Paix et guerre entre les nations. P.,

1962; Dix-huit lecons sur la societe industrielle. P., 1963; Essai surles

libertes. P., 1965; Les desillusions du progres. P., 1969; Memoires. P.,

1983; в рус. пер.: Демократия и тоталитаризм. М., 1993;

Пристрастный зритель. М., 1992; Этапы развития социологической

мысли. М., 1993.

А. А. Кара-Мурза

АР-РАЗЙ — см. Рази.

АРСЕНЬЕВНиколай Сергеевич [16 (28) мая 1888,

Стокгольм — 18 декабря 1977, Нью-Йорк] — русский философ-

культуролог, историк религии. Родился в дворянской семье,

сын дипломата. Школьное образование получил в

Московском лицее; испытал огромное влияние С. Я. Трубецкого и

атмосферы русского религиозно-философского ренессанса

нач. 20 в. В Московском университете (1905—10) учился уже

со сложившимся мировоззрением, которое определял как

философию сердца. Арсеньев активно посещал

философские кружки и салоны: Психологическое общество,

Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьева,

«Кружок ищущих духовного просвещения». В 1910—12, после

оставления для подготовки к профессорскому званию,

учился в университетах Мюнхена, Фрейбурга и Берлина,

сдал магистерские экзамены и в 1914 избран доцентом

Московского университета. В 1918—19 профессор Саратовского

университета. В 1919 дважды арестовывался. В 1920

эмигрировал. Профессор Кенигсбергского (с 1921) и

православного факультета Варшавского (1926—38) университетов.

В 1944 переехал в Париж, преподавал в Сорбонне. С 1948

работал в Св.-Владимирской семинарии в Нью-Йорке.

Видный участник экуменического движения, был приглашен в

качестве наблюдателя на II Ватиканский собор.

Большинство сочинений посвящены истории

религиозно-мистических движений в античности и христианстве

(«В поисках Абсолютного Бога». М., 1910; «Плач по

умирающем Боге». М., 1912; «Платонизм любви и красоты в

литературе эпохи Возрождения». — «Журнал Министерства

народного просвещения». 1913, январь и февраль). История

духовных поисков человечества — это непрерывное

искание реального, «подлинного бытия» («Жажда подлинного

бытия». Берлин, 1922), это жажда Христа. Воплощенное

Слово Божие есть центр истории мира. К нему сходятся и

от него расходятся все лучи. В Логосе исполняются все

обетования Божий, в нем осуществляется план Божий,

раскрывается и входит в мир воплощенная Любовь Божия —

основоположный закон бытия всего мира.

182

АРТХАПАТТИ

Соч.: О современном положении христианства. Варшава, 1927;

О литургии и таинстве Евхаристии. Париж, 1928; Die russische

Literatur der Neuzeit und Gegenwart. Mainz, 1929; Эллинский мир

и христианство. Варшава, 1933; Из жизни Духа. Варшава, 1935;

Из русской культурной и творческой традиции. Франкфурт-на-

Майне, 1959; Преображение мира и жизни. Нью-Йорк, 1959;

О Жизни Преизбыточествующей. Брюссель, 1966; Единый поток

жизни. К проблеме единства христиан. Брюссель, 1973; О красоте

и мире. Мадрид, 1974.

Лит.: Плетнев Р. Я. С. Арсенъев. — В сб.: Русская

религиозно-философская мысль 20 в. Питсбург, 1975; Филонова Л. Г. Николай

Сергеевич Арсеньев. — В кн.: Русские философы. М., 1993; Хализев В. Е.

Арсенъев как философ, культуролог и литературовед. —

«Литературное обозрение», 1994, № 1—2.

А И. Абрамов

АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ— игумен, русский религиозный

публицист 16 в. Мирское имя и происхождение неизвестны.

Постриг принял, вероятно, в Псково-Печерском

монастыре, подвизался в Порфирьевой пустыни на Белоозере.

В 1551 по царскому повелению поставлен в игумены Трои-

це-Сергиева монастыря. В следующем году оставил

монастырь и возвратился в Порфирьеву пустынь. За «потворство

еретикам» и нестяжательскую позицию осужден соборным

судом 1553 и в 1554 сослан в Соловецкий монастырь, откуда

бежал в Литву, где умер около 1570. Автор 16 посланий

Ивану Грозному, Андрею Курбскому и др. адресатам, в

которых обсуждаются различные богословские и философские

проблемы, ведется полемика с лютеранством и

кальвинизмом. Взгляды Артемия сложились под влиянием

святоотеческой литературы, исихазма, Нила Сорского, Максима Грека.

Мало значения придавая внешнему благочестию, считал

главным для христианина следовать евангельской заповеди

любви к Богу и ближнему. Заблуждение еретиков,

отрицавших догмат о Св. Троице, считал «ребячьим

мудрствованием». Большое внимание уделял «книжному учению» и

«разуму божественных писаний». Процесс познания считал

бесконечным: «премудрости путешествию нет конца».

Ложное мудрствование стремящегося к самоутверждению ума

отделял от истинного знания. Через «смиренную мудрость»

человек восходит к горней Премудрости, для чего

необходимы сосредоточение духовных сил, оздоровление души и

тела. Идеал возвышенного существования видел в скитском

уединенном житии. В человеке выделял плотское («преес-

тество»), душевное («естество»), духовное («вышеестество»)

начала. Современную ему эпоху описал как «время плача».

Оказал заметное влияние на нестяжательство и

недогматическое мышление на Руси.

Соч.: Послания старца Артемия 16 в. — «Русская историческая

библиотека». СПб., 1878, т. 4.

Лит.: Садковский С.Артемий, игумен Троицкий. М., 1892; Вилин-

ский С Г. Послания старца Артемия. Одесса, 1906; Зимин А. А.

И. С. Пересветов и его современники. М., 1958; Mainka R. Der

Konflikt des Starzen Artemij mit der russisch-orthodoxen Kirche.—

«Ostkirchische Studien», 1966. Bd. 15.

M. H. Громов

APTXA (санскр. artha — цель, смысл, польза, выгода) —

многозначный термин индийской культуры, означающий

и одну из четырех целей человеческого существования (см.

Пурушартхи), признаваемую всеми индийскими

философами и включавшую прежде всего материальное

благоустройство, богатство и прибыль, но также эрудицию и успех

в мирской жизни в широком смысле. С артхой была

соотнесена литературная традиция, включавшая в первую

очередь знаменитый трактат «Артхашастра», посвященный

государственному управлению, экономике и политике (ср.

наука правильного поведения нитишастра). Хотя

общепринятое индуистское мнение отстаивало приоритет дхармы

перед артхой, как и перед комой, теоретики «Артхашастры»

утверждали, что дхарма и кама основываются на артхе (1.7);

даже знаменитый комментатор «Законов Ману» Медхатит-

хи (в толковании к VIII. 26) считал, что царю в случае

вынужденного выбора между следованием дхарме и большими

потерями для артхи предпочтение следует отдать второй.

Артха трактовалась, однако, не только как одна из

человеческих целей, но и как реализация их всех в целом и в этом

смысле идентифицировалась в качестве пурушартхи как

таковой. В «Камасутре» артха, дхарма и Кама — три

разновидности артхи, благодаря чему целое как бы

отождествляется с одной из своих частей (VI. 6.5). В «Артхашастре» артха

также интерпретируется как «общий успех», в котором как

бы «сливаются» архта, дхарма и кама (IX. 7) и указывается,

что реально существует лишь оппозиция пользы и вреда.

Для составителей «Артхашастры» характерна типичная для

индийского менталитета игра с формальными

характеристиками объектов. Различаются: 1) выгода, связанная с

пользой; 2) выгода, ни с чем не связанная; 3) выгода, связанная

с вредом; 4) вред, связанный с пользой; 5) вред, ни с чем не

связанный; 6) вред, связанный с вредом («вред в квадрате»).

В. Г Шохин

АРТХА-КРИЯ-КАРИТВА (санскр. artha-kriya-karitva, букв,

свойство быть задействованным при совершении

целесообразных действий) — буддийское определение свойства

эмпирической реальности. В школе йогачара реальность

вещей окружающего мира разъяснялась как их способность

быть предметами целесообразной деятельности или

воздействовать на наши органы чувств. Для буддистов

эмпирический мир не обладает подлинной реальностью: в

действительности существуют дхармы, а человек видит вещи и

себя. Мир вещей человеку может быть дан двояким

образом: через чувства в настоящий момент (тогда в

определенном смысле можно говорить о реальных вещах — об

эмпирически, относительно реальных) и через мышление во все

остальные (тогда мы имеем дело не с реальными вещами, а с

мысленными конструкциями). Напр., огонь, который жжет

и на котором можно готовить пищу, реален, а огонь,

который мы мыслим, не реален, потому что не жжет и на нем

нельзя готовить.

Н. А Канаева

АРТХАПАТТИ(санскр. arthapatti — вхождение в предмет) —

источник знания (прамана), признаваемый независимым

в мимансе и веданте. У Шабарасвамина в «Мимансасутра-

бхашье» артхапатти — допущение единственно возможного

объяснения проблемной ситуации. Классический пример:

видя, что Дэвадатта не ест днем, но поправляется, мы

приходим к убеждению, что он ест ночью (1.1.5). Другой

популярный пример: зная, что Чайтра жив, но не дома, однозначно

предполагают, что он вне дома. Осознавая близость

артхапатти к другим источникам знания, мимансаки

позаботились об аргументации: артхапатти — необычное умозаклю-

183

«АРТХАШАСТРА»

чение, ибо между нахождением вне дома и существованием

как таковым нет такой же необходимой связи (ср. Ввяпти),

какмеждудымомиогнем. Различались два вида артхапатти —

объяснение воспринимаемого факта (случай с Дэвадаттой)

и смысла услышанных слов (слово «сожмите» в

определенном контексте однозначно предполагает «губы»).

В. К. Шохин

«АРТХАШАСТРА» (санскр. ArthaSastra — «Наука о

пользе») — сводный трактат по науке управления, традиционно

приписываемый министру-мудрецу Каутилье, но

реально унифицированный в первые века новой эры. Основное

содержание «Артхашастры», включающей 15 разделов,

составляют проблемы административной структуры

государства, экономики и финансов, судопроизводства, ведения

войны. Как теоретический трактат «Артхашастра»

базируется на общих принципах «науковедения», развиваемых во

вступительной части (раздел I, глава 2). Критерий науки как

таковой (шастра) — познание закона и пользы. Основных

наук четыре: Три Веды, наука о хозяйстве, наука о самом

управлении и философия (анвикшики). Последней придается

статус метанауки, исследующей посредством логической

аргументации предметы трех остальных наук:

соответственно должного и недолжного, пользы и вреда, правильной и

неправильной политики. Последний раздел

«Артхашастры» — перечень 32 признаков науки, изложенной в тексте,

(tantra-yukti), имеющий общеметодологическое значение.

В. К. Шохин

АРХАТ(пали arahant, санскр. arhat — достойный) — в

«ортодоксальном» буддизме тхеравады высшая ступень,

которой может достичь последователь Будды, принявший

монашеские обеты. С целью достижения этого результата

он изучает дисциплинарные правила и приступает к четы-

рехчастному нравственному тренингу {шила): 1) отказ от

нанесения вреда — вреждения (ахимса) непосредственно и

даже опосредованно всем живым существам и

культивирование сострадания к ним (каруна); 2) избежание присвоения

чужого имущества не только словом, но и мыслью, а также

зависти; 3) верность обету целомудрия, включающему не

только воздержание от совокупления, но и от плотских

желаний; 4) правдивость — избежание любой лжи и отсутствие

лукавства. За нравственным тренингом следуют

упражнения в контроле над чувствами, в постоянном внимании к

себе и в культивировании со-радования живым существам

(маитри). После этого можно приступать к уединенному

созерцанию, затем к ступеням медитации (четыре дхьяны)

и, наконец, к обретению сверхспособностей (напр., видение

прежних собственных и чужих реинкарнаций) и

совершенства всеведения (Дигха-никая I. 63—85).

В классификациях тхеравадинской сотериологии архат —

четвертая и завершающая ступень совершенствования,

которой предшествуют стадии «вступившего в поток» сан-

сары с целью пересечь его (сотапанна), «возвращающегося

один раз» в сансару (сакадагамин) и «невозвращающегося»

в нее (анагамин). От этих стадий ступень архата

отличается тем, что он, т.е. архат, уже в этой жизни должен войти в

нирвану. В главе, посвященной архатам, составитель «Дхам-

мапады» характеризует «достойного» следующим образом

(ст. 93—94): «У него уничтожены желания, и он не привязан

к пише; его удел — освобождение, свободное от желаний и

условий. Его стезя как у птиц в небе, трудна для понимания.

Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей.

Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже

боги завидуют» (пер. В. Н. Топорова). В текстах «Виная-пи-

таки» архат характеризуется как «высший человек» (уттара-

манусса). Архатами считались ближайшие ученики Будды —

Ананда, Сарипутта, Маудгальяяна и практически все

видные деятели раннебуддийской монашеской общины (также

некоторые монахини). Архатом всех архатов является сам

Будда — «совершенный, достигший высшего просветления,

наделенный [превосходным] знанием и поведением,

блаженныйучитель богов и людей» (Дигха-никая I. 49 ел.).

Однако уже вскоре после кончины Будды в его общине

начались дискуссии на предмет безукоризненности идеала

архата, которые привели к первой значительной схизме в

истории буддийской общины — самоотделению махасанг-

хиков, когда после т. н. второго буддийского собора в

середине 4 в. до н. э. Махадэва заявил, что даже «совершенный»

монах-архат, достигнув нирваны, может подвергаться

телесной «нечистоте» и не обладать всеведением. Полемический

трактат тхеравадинов «Катхаваттху» («Пункты дискуссии»),

ядро которого сложилось, вероятно, в 3 в. до н. э.,

свидетельствует о полемике буддийских «ортодоксов» с «еретиками» о

возможности телесной нечистоты у архата, его способности

обладать теми же «сверхсилами» (иддхи), что и Будда, а

также о возможности для мирянина достичь тех же результатов

(разделы II—IV). Сомнения первых «еретиков» стали

почвой, на которой выросла

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн