Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

идеалу

аскетизма.

Лит.: Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная

философия. — Соч. в 2 т., т. I. M., 1988, с. 135-152; Ницше Ф. К.

генеалогии морали. — Соч. в 2 т., т. 2. М., 1990, с. 472—524;

Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению.

Этико-богословское исследование. М., 1996; Хоружий С. С.

К феноменологии аскезы. М., 1998.

Р. Г. Апресян

АСКЛЕПИДЦ(‘АсткХлшаолс) из Вифинии (120-56 до н. э.) —

реческий врач и натурфилософ, работал в Риме. Воспринял

атомистическое учение Гераклида Понтийского о

«несопряженных молекулах» (avapuoi оукоО, которое соединил с

гипотезой о мельчайших «порах» в телах, и применял, в

частности, для объяснения взаимодействия веществ в растворах.

Известен также тем, что применял на практике

пифагорейские идеи о лечебном воздействии музыки. Книги Асклепиа-

да были использованы Авлом Корнелием Цельсом (1 в. н. э.)

при написании медицинского раздела своей энциклопедии

(«Artes», особенно кн. 2—4 «О медицине»). Греческие

источники сведений: Гален (особенно «Об элементах», «О

природных способностях» и «Об изготовлении лекарств») и Секст

Эмпирик («Пирроновы положения», кн. 3).

Лит.: Harig G. Die philosophischen Grundlagen des medizinischen

Systems des Asclepiades von Bithynien. — «Philologus», 1983, 127;

Rawson E. The life and death of Asclepiades of Bithynia. — «Classical

Quarterly», 1982, 32.

M. A. Солопова

АСКЛЕПИАД(‘AoTd.Ti7ruiort) из Флиунта (4—3 вв. до н. э.) —

греческий философ-сократик, друг и единомышленник

Менедема из Эретрии. Принадлежал к Элидо-эретрийской

школе.

Лит.: Giannantoni G. (ed.). Socraticorum Reliquiae, t. 1, p. 179—80.

A. В. Пахомова

АСКЛЕПИЙ(‘Аак^ллюс) из Тралл (сер. 6 в.) — греческий

философ-неоплатоник, ученик Аммония, схоларха

Афинской школы. Под именем Асклепия изданы комментарии

Аммония на «Метафизику» Аристотеля (кн. 1—7) и

комментарий на «Введение в арифметику» Никомаха из Герасы,

возможно также принадлежащий Аммонию.

Соч.: Asclepii in Aristotelis metaphysicorum libros A-Z

commentaria, ed. M. Hayduck. В., 1888 (CAG 6,2); Taran L. (ed.).

Asclepius of Tralles. Commentary to Nicomachus Introduction

to Arithmetic, Transactions of the American Philosophical Society,

n. s. 59.4. Philadelphia, 1969.

Лит.: Westerink L. Deux commentaries sur Nicomaque: Asclepius et

Jean Philopon.—«Revue des Etudes grecques» 1964,77, p. 526—535;

Madigan A. Syrianus and Asclepius on Forms and Intermediates in

Plato and Aristotle. —«Journal of the History of Philosophy», 1986,

24, p.149-171.

А. В. Пахомова

АСКЛЕПИОДОТ(‘АакХплюботос) Александрийский (2-я

пол. 5 в.) — греческий естествоиспытатель, математик, врач

и философ, ученик и последователь Прокла, автор

комментария к «Тимею» (Olymp., In Meteor. 321, 28). Отдельные

физические и астрономические положения Асклепиодота

сохранились в Olymp., ib. 321, 26; Schol. Arist. de Cael. 508 а

39f. Дамаский (Vit. lsid. 126) считал, что Асклепиодоту

недоступна мудрость, содержащаяся в орфических сочинениях

и Халдейских оракулах, и порицал его за то, что он сводит

умозрение в дольний мир явлений (фактически это

означало лишь отсутствие у Асклепиодота интереса к культу и

мистике, ср. Suda, v. AeiaiOaiuovia). Интересно сообщение

Симпликия (In Phys. 795, 177 ел.) о том, что Асклепиодот не

только признавал вместе с Проклом наличие вневременного

принципа времени (xpovoc х^рютос — «абсолютное время»),

но и учил о времени, присутствующем во всяком движении

как «неподвижный ум и бог».

Ю. А. Шичалин

АСКОЛЬДОВ(наст. фам. Алексеев) Сергей Алексеевич

(1871, Москва — 23 мая 1945, Потсдам) — русский

религиозный философ, публицист. Внебрачный сын философа

А, А, Козлова. Окончил естественно-историческое отделение

физико-математического факультета

Санкт-Петербургского университета, работал экспертом по химии в

Департаменте таможенных пошлин и акциза. В 1914 получил

степень магистра философии в Московском университете

за книгу «Мысль и действительность». С 1908 — член

Петербургского религиозно-философского общества.

Участник сборников «Проблемы идеализма» (1902) (ст.

«Философия и жизнь») и «Из глубины» (1918) (ст. «Религиозный

смысл русской революции»). После революции

преподавал химическую технологию в Ленинградском

политехническом институте. Сотрудничал в журнале «Мысль»

(1922), альманахе «Литературная мысль» (1922—25).

В 1920-е годы основал тайное религиозно-философское

общество «Братство св. Серафима Саровского». В 1928

арестован, первое время провел в соловецких лагерях, затем

189

АСЛ

скитался по ссылкам. Будучи в очередной ссылке в

Новгороде, попал в оккупацию и перебрался в Германию. Когда

работники советских органов безопасности пришли его

арестовывать, он был уже мертв.

Первое философское сочинение Аскольдова — «Основные

проблемы теории познания и онтологии» (1900),

написанное всецело под влиянием монадологического

«панпсихизма» А. А. Козлова, исследованию творчества которого он

позднее посвятил книгу «Алексей Александрович Козлов»

(1912). Основное направление философских исследований

Аскольдова, продолжившего направление своего отца,

уделяя большее внимание вопросам гносеологии, — критика

трансцендентализма, которая была призвана расчистить

место для персоналистической религиозной метафизики.

Исходным пунктом, по его мнению, должен стать не

обезличенный «трансцендентальный субъект», а личностный

«индивидуальный субъект». Познание должно быть

символично, ибо предмет философского познания трансценден-

тен. Исходным понятием гносеологии должна стать

интуиция. От Канта он призывал вернуться к философам более

ранних эпох — Лейбницу, Плотину и Аристотелю.

Соч.: О любви к Богу и любви к ближнему. — «Вопросы

философии и психологии», 1907, № 86; О старом и новом

религиозном сознании. — «Вопросы религии». М., 1908, в. 2; Время

и его религиозный смысл. — «Вопросы философии и

психологии», 1913, № 117; Гносеология. Пг., 1919; Аналогия как

основной метод познания.— «Мысль» (Пг.), 1922, № 1; Время и его

преодоление. — Там же, № 3; Религиозно-этическое значение

Достоевского. — В сб.: Ф. М. Достоевский. Пг., 1922.

Лит.: Филиппов Б. С. А. Алексеев-Аскольдов. — В сб.: Русская

религиозно-философская мысль 20 в. Питсбург, 1975.

А. В. Соболев

АСЛ(араб, основа) — термин, употребляемый в фикхе,

классической арабо-мусульманской филологии и

философии. Наряду с конкретными значениями в каждой из этих

наук понятие ‘асл приобретает метатеоретический статус,

когда служит для упорядочения терминологии и

обобщенного описания рациональных процедур получения знания.

Асл, как правило, соотносится с понятием фар’ (ветвь), хотя

может функционировать без него. Наиболее общими

значениями термина ‘асл является безусловная несомненность,

предшествование своей «ветви» (временное или логическое)

и приоритет перед ней. Асл не обязательно служит

генетической основой для «ветви», а отношение «основаветвь»

не обязательно совпадает с отношением «общее—частное»

(‘aMM-xacc) или «общее — единичное» (куллийй-джуз’ийй).

Соотношение ‘асл—фар’ является одним из

основополагающих для классического арабского мышления. Оно близко

к отношениям захир—батин и лафз—ма’нан (см. Явное,

Смысл), хотя и не совпадает с ними.

В фикхе выделяется несколько значений понятия ‘асл.

«Основами фикха» (‘усул ал-фикх) называется наука,

устанавливающая классификацию источников права и

исследующая процедуры доказательства. В плане

характеристики источников права «основами фикха» именуются Коран

и сунна, содержащие «незыблемые нормы» (насс, букв. —

текст), которые не должны подвергаться сомнению или

перетолковываться с потерей их смысла. На основе таких

норм могут выводиться новые нормы, касающиеся

случаев, не зафиксированных в Коране и сунне. Для этого

служит кийас (соизмерение), в котором стремятся установить

отношение исследуемого казуса к зафиксированному в

источниках-‘асл как отношение «ветви» к «основе» (см.

Доказательство). Третье значение термина «основа фикха» —

общее правило (‘асл куллийй, ка’ида куллиййа) в

отношении выводимых из него норм. Такой вывод называется

«ветвление» (тафрй*) или «вывод ветвей из основ» (тахрйдж

ал-фуру’ ‘ала ал-‘усул). Исследование и установление его

правил составляет специальную дисциплину, развитую в

позднем средневековье (Джалал ад-Дйн ал-‘Иснавй, ум.

1370/71, и др.). Как общие принципы «основы фикха» были

сформулированы достаточно поздно как обобщение

конкретных постановлений факихов. Поэтому «основы фикха»

как общие правила не являются абсолютными принципами

права, допуская многочисленные исключения, кроме того,

отдельные правила не связаны между собой какими-либо

общими принципами. Формулировка «основ фикха» не

привела к кодификации мусульманского права, хотя в качестве

попытки в этом направлении можно рассматривать «Свод

юридических норм» («Маджаллат ал-ахкам ал-‘адлиййа»),

опубликованный в кон. 19 в. в Стамбуле и включивший

99 «общих правил».

В качестве специального термина в собственно фикхе ‘асл

может означать: состояние, предшествующее

рассматриваемому моменту (напр., состояние ритуальной чистоты тахара)

и считающееся сохранившимся несмотря на сомнение в

этом согласно принципу «сомнение не уничтожает

уверенность»; родителей или предков человека; наследников,

полностью получающих обязательную долю наследства, в

отличие от второстепенных, чья доля может варьироваться;

оригинал вещи в отношении ее эквивалента (бадал);

автора хадиса в отношении его передатчика; основные фонды

(дома, деревья) в отношении к получаемому с них доходу;

человека, взявшего в долг, в отношении к гаранту его

долгового обязательства. Кроме того, ханафиты под «основой

вещи» понимают характеристики, существенные для

установления ее существования или несуществования. В таком

случае «основа» соотносится не с «ветвью», а с «атрибутами»

(васф). Различение «основы» и «атрибутов» вещи дает

основание для различения понятий «недействительное» (батил)

и «испорченное» (фасид): первое характеризует вещь как

«несостоявшуюся» (гайр мун’акид), а второе — как

состоявшуюся, но имеющую изъян (халал).

В филологии ‘асл имеет несколько значений. Под ‘асл

понимается корень слова, т. е., как правило, три харфа

(согласных с сопровождающими их гласными или без них),

которые при присоединении к ним морфем образуют слово.

Асл в морфологическом или синтаксическом анализе

означает логически исходную, полную форму слова или фразы,

за счет трансформации которой получается реально

функционирующая в языке, называемая «ветвью». Такая

трансформация подчинена строгим правилам, что позволяет

описать морфологию и синтаксис, практически не прибегая к

понятию «исключение». Классическая арабская филология

предпочитает упорядочивать лексический и

синтаксический материал с помощью отношения «основаветвь».

Восстановление формы-‘асл по реально действующей в языке

форме-«ветви» называется такдйр, а сама такая форма-‘асл—

мукаддар («восстанавливаемая»). Отношение

восстановление (такдйр) логически противоположно ветвлению

190

АСРАВЫ

(тафрй’). В дальнейшем термин ‘асл начал употребляться в

филологии аналогично своему значению в фикхе — «общий

принцип», «общее правило». В этом направлении

разрабатывались ‘усул ан-нахв (основы грамматики).

В философии ‘асл употребляется в соответствии с общим

значением предшествования и приоритета, а также для

обозначения общего правила или принципа.

Первопричина может именоваться сабаб ‘асл (изначальная причина).

«Основами» являются четыре первоэлемента в

противопоставлении к их смешению (мизадж). Душа является основой-

‘асл в отношении ветвей — телесных сил, «страсть» (шахва)

составляет основу для своей ветви — гнева (гадаб).

Универсалия, напр., человечность, может именоваться «первоос-

новной природой» (табй’а ‘аслиййа) и противопоставляться

«особи» (шахе). Тезисы философского учения могут также

именоваться ‘асл в отношении к разворачивающим их

«ветвям» (Ибн Cum). Наряду с этим ‘асл продолжает пониматься

как негенетическая основа: пророк является основой-‘асл

для своих последователей, изначально данный людям Закон

представляет собой основу-‘асл в отношении сменявших

его (ал-Кирманй). Ас-Сухраварди наряду с термином ‘асл

использует синонимичный ему синх (корень). Ибн ‘Арабй

называет «основой» существования мира его движение из

небытия в бытие. В соответствии с концепцией

неразделимой двойственности Бога-Истины и Творения,

предполагающей возможность их взаимного перехода, в качестве ‘асл

может пониматься как Бог, так и Творение в зависимости от

того, с какой стороны бытия, вечностной или временной,

начинается рассмотрение их взаимоотношения.

А. В. Смирнов

АСМУСВалентин Фердинандович [18 (30) декабря 1894,

Киев — 5 июня 1975, Москва] — российский философ,

историк философии и литературы, логик. Окончил

историко-филологический факультет Киевского

университета св. Владимира (1919), доктор философских наук (1940).

С 1927 работал в Институте красной профессуры, с 1939

профессор Московского университета; преподавал также в

Академии коммунистического воспитания им. Н. К.

Крупской и Московском институте философии, литературы и

истории. Старший научный сотрудник Института мировой

литературы (1956). Старший научный сотрудник

Института философии (1968). Заслуженный деятель науки РСФСР,

лауреат Государственной премии (1943) за участие в работе

над «Историей философии» (1940—43). Действительный

член Международного института философии в Париже.

Автор многих статей в «Философской энциклопедии»,

«Большой советской энциклопедии», «Литературной

энциклопедии» и др. Философская деятельность Асмуса началась в

Киеве, где в 1916 опубликована его первая научная работа

«О задачах музыкальной критики». В 1929 изданы «Очерки

истории диалектики в новой философии». В 1920—40-х гг.

сотрудничал в журналах «Под знаменем марксизма»,

«Вестник Коммунистической академии», «На литературном

посту», «Советская музыка», «Знамя» и др. В 1933 вышла книга

«Маркс и буржуазный историзм», посвященная проблемам

философии истории; в 1942 — «Фашистская

фальсификация классической немецкой философии» с критикой

идеологии национал-социализма. В 1950—70-е гг.

опубликованы исследования по истории философии: «Декарт» (1956),

«Философия Иммануила Канта» (1957), «Демокрит» (1960),

«Жан Жак Руссо» (1962), «История античной философии»

(1965), «Платон» (1969), «Иммануил Кант» (1973); разделы в

«Кратком очерке истории философии» (1960); исследование

«Проблема интуиции в философии и математике» (1963). В

1947 вышла в свет «Логика» —

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн