Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

первая работа по

формальной логике после долгого периода негативной ее оценки; в

1954 — «Учение логики о доказательстве и опровержении».

В сферу интересов Асмуса входили также вопросы истории

отечественной философии, эстетики (в т. ч. музыкальной),

литературы. В последние годы готовил большую работу

«Историко-философский процесс в изображении и оценке

русского экзистенциализма». Посмертно изданы

«Историко-философские этюды», где объединены очерки по

истории западной философии от Платона до У. Джеймса.

Соч.: Немецкая эстетика 18 в. М., 1963; Вопросы теории и

истории эстетики. М., 1968; Избр. филос. труды, т. 1-2. М., 1969-

71; В. С. Соловьев. Опыт философской биографии. — «ВФ»,

1988, №6.

Лит.: В. Ф. Асмуспедагог и мыслитель (к 100-летию со дня

рождения). — «ВФ», 1995, № 1.

А. И. Абрамов

АСПАСИЙ(‘Аояааюс) (1 -я пол. 2 в.) — греческий философ-

перипатетик, глава Перипатетической школы в Афинах.

Учитель Термина, который в свою очередь был учителем

Александра Афродисийского. Известен как автор

комментария на «Никомахову этику» — самого раннего из

сохранившихся комментариев античности на Аристотеля.

Сохранились книги 1—4, 7—8, (в тексте имеются лакуны). УАспасия

были также комментарии на «Категории», «Об

истолковании», «Физику», «О небе», «О чувственном восприятии»

и (первый в традиции) комментарий на «Метафизику».

Наибольшее количество ссылок на Аспасия имеется у Сим-

пликия в комментарии на «Физику». См. также Аристотеля

комментаторы.

Соч.: Aspasii in ethica Nicomachea quae supersimt commentaria,

ed. G. Heylbut. В., 1889 (CAG 19.1).

Лит.: Moraux P. Der Aristotelismus bei den Griechen. Bd. 2. В.,

1984, S. 226—293; Mercken H. P. F. The Greek commentators on

Aristotle’s Ethics. — Sorabji Я (ed.). Aristotle transformed: the

ancient commentators and their influence. L., 1990, p. 199—231;

Albert A., Sharpies R. W. (eds.). Aspasius: The Earliest Extant

Commentary on Aristotle’s Ethics. B.-N. Y, 1998.

M. А. Солопова

АСРАВЫ(санскр. asrava — приток) — категория джайнской

философии, призванная объяснить, каким образом душа

(джива), наделенная в своей сущности атрибутами

всезнания, блаженства и могущества, подвергается «закабалению»

(бандха) и перевоплощениям (сансара). Асравы и есть те

каналы, через которые в душу вливается кармическая

материя, обеспечивающая ее «загрязнение». По «Таттвартхадхи-

гамасутре», асравы суть сама активность (yoga) души как

деятельность тела, ума и речи; благая деятельность реализуется

в благой асраве, дурная — в дурной (VI. 1—4). Деятельность

под влиянием аффектов (kasaya) обеспечивает длительную

карму, «неаффектированная» — быструю. Первая включает

прежде всего нарушения основных 5 «обетов» (убийство,

ложь, воровство, нецеломудрие, стяжательство), а также

4 «омрачения» (гнев, самомнение, иллюзии, вожделе-

191

АС-СУХРАВАРДЙ

ние), 5 видов чувственности и 25 различных деяний; вторая —

дела благочестия (VT. 5 — 6).

В. К Шохин

АС-СУХРАВАРДЙ — см. Сухраварди.

АСТАФЬЕВПетр Евгеньевич [7 (19) декабря 1846, д. Евге-

ньевка Острогожского у. Воронежской губ. — 7(19) апреля

1893, Петербург] — русский философ и публицист. Родился

в богатой дворянской семье. Окончил юридический

факультет Московского университета ( 1868), где занимался, в

частности, философией права под руководством П. Д. Юр-

кевича. В 1872—75 приват-доцент Демидовского лицея в

Ярославле; с 1881 заведующий университетским отделением

и кафедрой философии лицея цесаревича Николая;

преподавал гносеологию, этику, психологию и логику; с 1885

цензор Московского цензурного комитета; в конце жизни —

приват-доцент Московского университета.

В главных трудах, написанных в 1880—90-х гг., апеллируя к

концепции веры и знания восточных Отцов Церкви,

критиковал рационализм «германского идеализма», а также

«бессубъективное мировоззрение» как представление о

философии, изучающей прежде всего «внешний мир объектов».

Началом всякой реальности и истинно сущим считал мир

субъективный, а изучение сознания субъекта считал первой

и основной задачей философии; при этом «Я» мыслил как

монаду, представляющую акт «безусловной», «творческой»

божественной воли. Астафьев высоко ценил идеи

славянофилов, панпсихизм Козлова, спиритуализм Лопатина,

труды Владиславлева и Н. Я. Грота, из западноевропейских

философов — Лейбница. Свою философскую деятельность

рассматривал как участие в разработке национальной

русской философии, отличной от западной и призванной

осуществить «истинный идеал философии», синтезирующей

ум, чувство и волю, истину, красоту и благо.

Соч.: Монизм или дуализм? (Понятие и жизнь). Ярославль,

1873; Психический мир женщины. Его особенности,

превосходства и недостатки. М., 1881; Чувство как нравственное

начало. М., 1836; Вера и знание в единстве мировоззрения. Опыт

начал критической монадологии. М., 1893.

Лит.: Введенский А. Я. Петр Евгеньевич Астафьев. —

«Богословский вестник», 1893, июнь; Грот Я. П. Е. Астафьев. — «Вопросы

философии и психологии», 1893, № 3(18), с. 116-21; Козлов А.

П. Е. Астафьев как философ. — Там же, с. 122—26.

A Ф. Пустарнаков

АСТИКА-НАСТИКА (санскр. astika-nastika) — принятое

в индийской философской традиции деление систем на

ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).

Название происходит от санскритского глагола (асти —

существует, насти — не существует); оно отсылает к

отрицанию неортодоксальными учениями существования «иного

мира», а иногда и высшей духовной сущности — Атмана.

Считается, что в индийской философской традиции

сложилось шесть ортодоксальных систем (астика-даршана):

ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта и три

неортодоксальных (настика-даршана): буддизм,

джайнизм, локаята. Такая классификация философских школ

сформировалась именно в рамках ортодоксальных учений;

по одной из самых ранних формулировок («Законы Ману»,

II. 3), «последователь настики — это тот, кто не признает

авторитета Вед» (см. также аналогичные толкования «настики»

в«Махабхарате»:ХН. 162.7; 15.33; 12.4). Наиболее

авторитетна этимология Панини, который производит слово

«настика» от «насти», утверждая, что последователь настики — это

тот, кто полагает, будто нет «иного мира» (паралокам насти),

иначе говоря, существования души после смерти. Правда,

такое толкование «настики», по существу, распространяется

лишь на материалистов-локаятиков. В более широком

плане водораздел проходит, несомненно, по линии отношения

к Ведам; при этом сами системы астика в свою очередь

подразделяются на те, которые прямо опираются на тексты Вед

и непосредственно используют их в собственных

философских построениях (миманса и веданта), и те, которые лишь

признают авторитетность ведийских речений и стремятся

показать, что их более свободные и самостоятельные идеи в

целом не противоречат ортодоксии (ньяя, вайшешика,

санкхъя и йога). В историческом плане период относительного

преобладания неортодоксальных учений настика

приходится на время «брожения умов» и был отчасти спровоцирован

расцветом идей «странствующих проповедников» (шрама-

нов и паривраджаков) и адживиков; начиная же со 2—3 вв.

индийская философская мысль в целом возвращается в лоно

ортодоксии. Влияние неортодоксальных учений на

традиционные брахманистские воззрения проявилось не только

в определенном заимствовании идей (буддийская майя,

представление о разных уровнях реальности и истины), но и

прежде всего в усвоении ортодоксальными учениями новых

способов ведения полемики, в расширении арсенала

логических средств, в большем внимании к эпистемологической

и логической проблематике.

И. В. Исаева

АСТРАДА(Astrada) Карлос (26 февраля 1894 — 23 декабря

1970) — аргентинский философ, в 1927—32 изучал

философию в Германии, где был учеником М. Хайдеггера. Разделяя

многие идеи экзистенциальной философии, впоследствии

выступил с ее критикой. Проявлял интерес к марксизму

(в 1957 защитил докторскую диссертацию «Будущее

диалектики» в Институте философии АН СССР). Профессор

Университета Буэнос-Айреса. Основные работы:

«Феноменологический идеализм и экзистенциальная метафизика»

(1936), «Судьба свободы» (1951), «Экзистенциалистская

революция» (1952), «Гегель и диалектика» (1956), «Двойной

лик диалектики» (1962), «Миф гаучо» (1964), «Марксизм и

эсхатологии» (1969).

Астрада принимал в учении Хайдеггера то, что связано с

существованием единичного человека (Dasein), но

выступал против «абсолютного и абсолютно трансцендентного»,

«над-временного» понимания бытия. Dasein

рассматривается им как единственное бытие, доступное человеку

внутри структуры времени (temporalidad), к которому он

принадлежит, и само обладающее временной структурой. В русле

этой онтологии он пытался рассмотреть экзистенциальное

существование аргентинца. Согласно Астраде, в гуманизме

Хайдеггера «трудно увидеть возможность исторической

реализации человека», поскольку «такой гуманизм заключает в

себе его отчуждение в предполагаемой истине бытия» и

ничего не может сказать нам об истине исторического

процесса. Он называл Хайдеггера «мифологом бытия». Однако ему

ближе «практический», «реальный и конкретный» гуманизм

192

АТАРАКСИЯ

Маркса, рассматривающий человека как «историческое

существо, живущее в обществе, обусловленное во времени и

пространстве экономическими отношениями».

Соч.: Idealismo fenomenologico у metafisica existencial. В. Aires,

1936; Deslino de libertad. В. Aires, 1951; La revolution

existencialista. B.Aires, 1952; Hegel y la dialectica. B.Aires, 1956;

Ei mito gaucho. В. Aires, 1964; El marxismo y las escatologias.

B.Aires, 1969.

Лит.: Аладылн В. L Проблема человека и общества в

философии Аргентины. М., 1986; Grand Ruiz. Beatrix Hilda. El tiempo

en Jean Paul Sartre. El tiempo en Carlos Astrada. B. Aires, 1982.

A. Б. Зыкова

АСТРОЛОГИЯ(греч. doipov — звезда и )xyyoc — слово,

учение) — учение о связи между расположением небесных

светил и историческими событиями, судьбами людей и

народов. Астрология возникла в древние времена, развилась в

пору европейского средневековья, существует и ныне. Но

лишь в средние века она оказалась органично включенной

в культуру и составила наряду с алхимией и каббалой корпус

оккультных наук этой культуры.

Астрология вырастала из простых каждодневных

наблюдений. Неумолимые законы божественно-природной

регулярности (смены времен года, чередования приливов и

отливов, лунный цикл женщин, солнечный ритм растений

сопоставляются с законосообразным изменением места

звезд на ночном небе. Складывается астрологический

пантеон: созвездия, элементы, стихии; драгоценные камни,

животные, растения с магическими свойствами. Принцип

«земное узнается в небесном» (констелляции — судьбы

людей, народов, стран) — центральный в астрологии,

конкретная судьба человека, его завтрашний день считаются

незыблемо предопределенными взаимным расположением

светил.

Первые упоминания об астрологии находим у шумеров

(5 тысячелетий назад). Она получает развитие в Древнем

Египте, Индии, Китае, Средиземноморье, и лишь много

позже — средневековая Европа с обязательным астрологом

при дворе каждого властителя.

Научная критика астрологии и методов ее прогнозирования

содержится в работах Дж. Беннета и Дж. Барта, М. Гокелена,

Дж. Мак-Джерви, Дж. Мак-Гру Массовое увлечение

астрологией и прочими отраслями тайновидения характерно для

кризисных моментов развития общества и культуры.

Современная индустрия астрологических предсказаний

приобрела коммерческий размах.

Лит.: Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой

культуры. М, 1979; Розинг Б. Л. Алхимия и астрология в

современном естествознании. Л., 1924; Granbard M. Astrology and

alchemy. Two fossil sciences. N. Y, 1953.

В. Л. Рабинович

«АТАРАКСИЯ (греч. ampaCia, a — отрицательная части-

ца+тарахп, волнение, смятение, тревога)—термин античной

этики, означающий «невозмутимость», «безмятежность».

Наиболее общий смысл заключается в идеале

невосприимчивости души к аффектам, переносе внимания с внешних

обстоятельств на внутреннее состояние и в предпочтении

разума чувствам, — понимание, разделяемое практически

всеми античными школами; наибольшее значение термин

приобрел в этике эпикурейцев и скептиков. Впервые

существительное aiapaCia появляется у Демокрита: «счастье

же он называет и благодушием (EU6u[iir|) духа, и

благосостоянием, и гармонией, и размеренностью, и

безмятежностью-атараксией» (фр. 742 Лурье = Stob. II, 7, 31, р. 52,

13 W) и «мудрость, неустрашимая

невозмутимость-атараксия — превыше всего» (фр. 743 = Stob. Ill, 7,74), — ср.

другой неологизм Демокрита «неустрашимость» (оиацрСг)),

с которым атараксия близка и в последующей традиции

его вытесняет. Для истории понятия важно употребление

прилагательного «невозмутимый» (axapa/oc) y Аристотеля

в определении таких добродетелей, как тфсютт^с (ровность

характера, сдержанность): «сдержанный человек

старается оставаться невозмутимым и подчиняться не чувствам,

а следовать разуму» (Eth. Nie. 1125b34), и avopsia

(мужество) (см. Eth. Nie. 1117а18. 31). Аристотелевское

понимание «невозмутимого» состояния как состояния

подчиненности чувств разуму (формула для всякой добродетели)

вместе с демокритовским понятием атараксии оказало

влияние на эпикурейскую «невозмутимость», — вероятно,

через посредство атомиста Навсифана, ученика Пиррона

и учителя Эпикура (ср. его неологизм «несмутимость»

(акаталХт^а) вместо демокритовской

«неустрашимости»). Кроме того, Эпикур учился у Ксенократа, для

которого засвидетельствовано употребление однокоренного

слова «возмущение» в важном контексте: причина

занятий философией состоит в «прекращении возмущений в

нашей жизни по поводу вещей» (fr. 4 Heinze).

В связи с Пирроном доксографическая традиция

фиксирует атараксию как разговорную метафору для описания

состояния духа истинного мудреца: «На корабле во время

бури, когда спутники его впали в уныние, он (Пиррон)

оставался спокоен и ободрял их, показывая на

корабельного поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что в такой

вот безмятежности-атараксии и должен пребывать

мудрец» (Diog. LIX 68). В традициях школьного пирронизма

(Энесидем — Тимон — Секст Эмпирик) и

академического скепсиса (Аркесилай) атараксия устойчиво связана с

термином «воздержание от суждений» (эпохе), — причем

Секст Эмпирик конечной целью называет атараксию, а

Диоген Лаэртий и Аркесилай (Sext. Emp. Pyrrh. I 232,8) —

эпохе: «Конечной целью скептики считают эпохе, за

которым как тень следует атараксия»

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн