первая работа по
формальной логике после долгого периода негативной ее оценки; в
1954 — «Учение логики о доказательстве и опровержении».
В сферу интересов Асмуса входили также вопросы истории
отечественной философии, эстетики (в т. ч. музыкальной),
литературы. В последние годы готовил большую работу
«Историко-философский процесс в изображении и оценке
русского экзистенциализма». Посмертно изданы
«Историко-философские этюды», где объединены очерки по
истории западной философии от Платона до У. Джеймса.
Соч.: Немецкая эстетика 18 в. М., 1963; Вопросы теории и
истории эстетики. М., 1968; Избр. филос. труды, т. 1-2. М., 1969-
71; В. С. Соловьев. Опыт философской биографии. — «ВФ»,
1988, №6.
Лит.: В. Ф. Асмус — педагог и мыслитель (к 100-летию со дня
рождения). — «ВФ», 1995, № 1.
А. И. Абрамов
АСПАСИЙ(‘Аояааюс) (1 -я пол. 2 в.) — греческий философ-
перипатетик, глава Перипатетической школы в Афинах.
Учитель Термина, который в свою очередь был учителем
Александра Афродисийского. Известен как автор
комментария на «Никомахову этику» — самого раннего из
сохранившихся комментариев античности на Аристотеля.
Сохранились книги 1—4, 7—8, (в тексте имеются лакуны). УАспасия
были также комментарии на «Категории», «Об
истолковании», «Физику», «О небе», «О чувственном восприятии»
и (первый в традиции) комментарий на «Метафизику».
Наибольшее количество ссылок на Аспасия имеется у Сим-
пликия в комментарии на «Физику». См. также Аристотеля
комментаторы.
Соч.: Aspasii in ethica Nicomachea quae supersimt commentaria,
ed. G. Heylbut. В., 1889 (CAG 19.1).
Лит.: Moraux P. Der Aristotelismus bei den Griechen. Bd. 2. В.,
1984, S. 226—293; Mercken H. P. F. The Greek commentators on
Aristotle’s Ethics. — Sorabji Я (ed.). Aristotle transformed: the
ancient commentators and their influence. L., 1990, p. 199—231;
Albert A., Sharpies R. W. (eds.). Aspasius: The Earliest Extant
Commentary on Aristotle’s Ethics. B.-N. Y, 1998.
M. А. Солопова
АСРАВЫ(санскр. asrava — приток) — категория джайнской
философии, призванная объяснить, каким образом душа
(джива), наделенная в своей сущности атрибутами
всезнания, блаженства и могущества, подвергается «закабалению»
(бандха) и перевоплощениям (сансара). Асравы и есть те
каналы, через которые в душу вливается кармическая
материя, обеспечивающая ее «загрязнение». По «Таттвартхадхи-
гамасутре», асравы суть сама активность (yoga) души как
деятельность тела, ума и речи; благая деятельность реализуется
в благой асраве, дурная — в дурной (VI. 1—4). Деятельность
под влиянием аффектов (kasaya) обеспечивает длительную
карму, «неаффектированная» — быструю. Первая включает
прежде всего нарушения основных 5 «обетов» (убийство,
ложь, воровство, нецеломудрие, стяжательство), а также
4 «омрачения» (гнев, самомнение, иллюзии, вожделе-
191
АС-СУХРАВАРДЙ
ние), 5 видов чувственности и 25 различных деяний; вторая —
дела благочестия (VT. 5 — 6).
В. К Шохин
АС-СУХРАВАРДЙ — см. Сухраварди.
АСТАФЬЕВПетр Евгеньевич [7 (19) декабря 1846, д. Евге-
ньевка Острогожского у. Воронежской губ. — 7(19) апреля
1893, Петербург] — русский философ и публицист. Родился
в богатой дворянской семье. Окончил юридический
факультет Московского университета ( 1868), где занимался, в
частности, философией права под руководством П. Д. Юр-
кевича. В 1872—75 приват-доцент Демидовского лицея в
Ярославле; с 1881 заведующий университетским отделением
и кафедрой философии лицея цесаревича Николая;
преподавал гносеологию, этику, психологию и логику; с 1885
цензор Московского цензурного комитета; в конце жизни —
приват-доцент Московского университета.
В главных трудах, написанных в 1880—90-х гг., апеллируя к
концепции веры и знания восточных Отцов Церкви,
критиковал рационализм «германского идеализма», а также
«бессубъективное мировоззрение» как представление о
философии, изучающей прежде всего «внешний мир объектов».
Началом всякой реальности и истинно сущим считал мир
субъективный, а изучение сознания субъекта считал первой
и основной задачей философии; при этом «Я» мыслил как
монаду, представляющую акт «безусловной», «творческой»
божественной воли. Астафьев высоко ценил идеи
славянофилов, панпсихизм Козлова, спиритуализм Лопатина,
труды Владиславлева и Н. Я. Грота, из западноевропейских
философов — Лейбница. Свою философскую деятельность
рассматривал как участие в разработке национальной
русской философии, отличной от западной и призванной
осуществить «истинный идеал философии», синтезирующей
ум, чувство и волю, истину, красоту и благо.
Соч.: Монизм или дуализм? (Понятие и жизнь). Ярославль,
1873; Психический мир женщины. Его особенности,
превосходства и недостатки. М., 1881; Чувство как нравственное
начало. М., 1836; Вера и знание в единстве мировоззрения. Опыт
начал критической монадологии. М., 1893.
Лит.: Введенский А. Я. Петр Евгеньевич Астафьев. —
«Богословский вестник», 1893, июнь; Грот Я. П. Е. Астафьев. — «Вопросы
философии и психологии», 1893, № 3(18), с. 116-21; Козлов А.
П. Е. Астафьев как философ. — Там же, с. 122—26.
A Ф. Пустарнаков
АСТИКА-НАСТИКА (санскр. astika-nastika) — принятое
в индийской философской традиции деление систем на
ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).
Название происходит от санскритского глагола (асти —
существует, насти — не существует); оно отсылает к
отрицанию неортодоксальными учениями существования «иного
мира», а иногда и высшей духовной сущности — Атмана.
Считается, что в индийской философской традиции
сложилось шесть ортодоксальных систем (астика-даршана):
ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта и три
неортодоксальных (настика-даршана): буддизм,
джайнизм, локаята. Такая классификация философских школ
сформировалась именно в рамках ортодоксальных учений;
по одной из самых ранних формулировок («Законы Ману»,
II. 3), «последователь настики — это тот, кто не признает
авторитета Вед» (см. также аналогичные толкования «настики»
в«Махабхарате»:ХН. 162.7; 15.33; 12.4). Наиболее
авторитетна этимология Панини, который производит слово
«настика» от «насти», утверждая, что последователь настики — это
тот, кто полагает, будто нет «иного мира» (паралокам насти),
иначе говоря, существования души после смерти. Правда,
такое толкование «настики», по существу, распространяется
лишь на материалистов-локаятиков. В более широком
плане водораздел проходит, несомненно, по линии отношения
к Ведам; при этом сами системы астика в свою очередь
подразделяются на те, которые прямо опираются на тексты Вед
и непосредственно используют их в собственных
философских построениях (миманса и веданта), и те, которые лишь
признают авторитетность ведийских речений и стремятся
показать, что их более свободные и самостоятельные идеи в
целом не противоречат ортодоксии (ньяя, вайшешика,
санкхъя и йога). В историческом плане период относительного
преобладания неортодоксальных учений настика
приходится на время «брожения умов» и был отчасти спровоцирован
расцветом идей «странствующих проповедников» (шрама-
нов и паривраджаков) и адживиков; начиная же со 2—3 вв.
индийская философская мысль в целом возвращается в лоно
ортодоксии. Влияние неортодоксальных учений на
традиционные брахманистские воззрения проявилось не только
в определенном заимствовании идей (буддийская майя,
представление о разных уровнях реальности и истины), но и
прежде всего в усвоении ортодоксальными учениями новых
способов ведения полемики, в расширении арсенала
логических средств, в большем внимании к эпистемологической
и логической проблематике.
И. В. Исаева
АСТРАДА(Astrada) Карлос (26 февраля 1894 — 23 декабря
1970) — аргентинский философ, в 1927—32 изучал
философию в Германии, где был учеником М. Хайдеггера. Разделяя
многие идеи экзистенциальной философии, впоследствии
выступил с ее критикой. Проявлял интерес к марксизму
(в 1957 защитил докторскую диссертацию «Будущее
диалектики» в Институте философии АН СССР). Профессор
Университета Буэнос-Айреса. Основные работы:
«Феноменологический идеализм и экзистенциальная метафизика»
(1936), «Судьба свободы» (1951), «Экзистенциалистская
революция» (1952), «Гегель и диалектика» (1956), «Двойной
лик диалектики» (1962), «Миф гаучо» (1964), «Марксизм и
эсхатологии» (1969).
Астрада принимал в учении Хайдеггера то, что связано с
существованием единичного человека (Dasein), но
выступал против «абсолютного и абсолютно трансцендентного»,
«над-временного» понимания бытия. Dasein
рассматривается им как единственное бытие, доступное человеку
внутри структуры времени (temporalidad), к которому он
принадлежит, и само обладающее временной структурой. В русле
этой онтологии он пытался рассмотреть экзистенциальное
существование аргентинца. Согласно Астраде, в гуманизме
Хайдеггера «трудно увидеть возможность исторической
реализации человека», поскольку «такой гуманизм заключает в
себе его отчуждение в предполагаемой истине бытия» и
ничего не может сказать нам об истине исторического
процесса. Он называл Хайдеггера «мифологом бытия». Однако ему
ближе «практический», «реальный и конкретный» гуманизм
192
АТАРАКСИЯ
Маркса, рассматривающий человека как «историческое
существо, живущее в обществе, обусловленное во времени и
пространстве экономическими отношениями».
Соч.: Idealismo fenomenologico у metafisica existencial. В. Aires,
1936; Deslino de libertad. В. Aires, 1951; La revolution
existencialista. B.Aires, 1952; Hegel y la dialectica. B.Aires, 1956;
Ei mito gaucho. В. Aires, 1964; El marxismo y las escatologias.
B.Aires, 1969.
Лит.: Аладылн В. L Проблема человека и общества в
философии Аргентины. М., 1986; Grand Ruiz. Beatrix Hilda. El tiempo
en Jean Paul Sartre. El tiempo en Carlos Astrada. B. Aires, 1982.
A. Б. Зыкова
АСТРОЛОГИЯ(греч. doipov — звезда и )xyyoc — слово,
учение) — учение о связи между расположением небесных
светил и историческими событиями, судьбами людей и
народов. Астрология возникла в древние времена, развилась в
пору европейского средневековья, существует и ныне. Но
лишь в средние века она оказалась органично включенной
в культуру и составила наряду с алхимией и каббалой корпус
оккультных наук этой культуры.
Астрология вырастала из простых каждодневных
наблюдений. Неумолимые законы божественно-природной
регулярности (смены времен года, чередования приливов и
отливов, лунный цикл женщин, солнечный ритм растений
сопоставляются с законосообразным изменением места
звезд на ночном небе. Складывается астрологический
пантеон: созвездия, элементы, стихии; драгоценные камни,
животные, растения с магическими свойствами. Принцип
«земное узнается в небесном» (констелляции — судьбы
людей, народов, стран) — центральный в астрологии,
конкретная судьба человека, его завтрашний день считаются
незыблемо предопределенными взаимным расположением
светил.
Первые упоминания об астрологии находим у шумеров
(5 тысячелетий назад). Она получает развитие в Древнем
Египте, Индии, Китае, Средиземноморье, и лишь много
позже — средневековая Европа с обязательным астрологом
при дворе каждого властителя.
Научная критика астрологии и методов ее прогнозирования
содержится в работах Дж. Беннета и Дж. Барта, М. Гокелена,
Дж. Мак-Джерви, Дж. Мак-Гру Массовое увлечение
астрологией и прочими отраслями тайновидения характерно для
кризисных моментов развития общества и культуры.
Современная индустрия астрологических предсказаний
приобрела коммерческий размах.
Лит.: Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой
культуры. М, 1979; Розинг Б. Л. Алхимия и астрология в
современном естествознании. Л., 1924; Granbard M. Astrology and
alchemy. Two fossil sciences. N. Y, 1953.
В. Л. Рабинович
«АТАРАКСИЯ (греч. ampaCia, a — отрицательная части-
ца+тарахп, волнение, смятение, тревога)—термин античной
этики, означающий «невозмутимость», «безмятежность».
Наиболее общий смысл заключается в идеале
невосприимчивости души к аффектам, переносе внимания с внешних
обстоятельств на внутреннее состояние и в предпочтении
разума чувствам, — понимание, разделяемое практически
всеми античными школами; наибольшее значение термин
приобрел в этике эпикурейцев и скептиков. Впервые
существительное aiapaCia появляется у Демокрита: «счастье
же он называет и благодушием (EU6u[iir|) духа, и
благосостоянием, и гармонией, и размеренностью, и
безмятежностью-атараксией» (фр. 742 Лурье = Stob. II, 7, 31, р. 52,
13 W) и «мудрость, неустрашимая
невозмутимость-атараксия — превыше всего» (фр. 743 = Stob. Ill, 7,74), — ср.
другой неологизм Демокрита «неустрашимость» (оиацрСг)),
с которым атараксия близка и в последующей традиции
его вытесняет. Для истории понятия важно употребление
прилагательного «невозмутимый» (axapa/oc) y Аристотеля
в определении таких добродетелей, как тфсютт^с (ровность
характера, сдержанность): «сдержанный человек
старается оставаться невозмутимым и подчиняться не чувствам,
а следовать разуму» (Eth. Nie. 1125b34), и avopsia
(мужество) (см. Eth. Nie. 1117а18. 31). Аристотелевское
понимание «невозмутимого» состояния как состояния
подчиненности чувств разуму (формула для всякой добродетели)
вместе с демокритовским понятием атараксии оказало
влияние на эпикурейскую «невозмутимость», — вероятно,
через посредство атомиста Навсифана, ученика Пиррона
и учителя Эпикура (ср. его неологизм «несмутимость»
(акаталХт^а) вместо демокритовской
«неустрашимости»). Кроме того, Эпикур учился у Ксенократа, для
которого засвидетельствовано употребление однокоренного
слова «возмущение» в важном контексте: причина
занятий философией состоит в «прекращении возмущений в
нашей жизни по поводу вещей» (fr. 4 Heinze).
В связи с Пирроном доксографическая традиция
фиксирует атараксию как разговорную метафору для описания
состояния духа истинного мудреца: «На корабле во время
бури, когда спутники его впали в уныние, он (Пиррон)
оставался спокоен и ободрял их, показывая на
корабельного поросенка, который ел себе и ел, и говоря, что в такой
вот безмятежности-атараксии и должен пребывать
мудрец» (Diog. LIX 68). В традициях школьного пирронизма
(Энесидем — Тимон — Секст Эмпирик) и
академического скепсиса (Аркесилай) атараксия устойчиво связана с
термином «воздержание от суждений» (эпохе), — причем
Секст Эмпирик конечной целью называет атараксию, а
Диоген Лаэртий и Аркесилай (Sext. Emp. Pyrrh. I 232,8) —
эпохе: «Конечной целью скептики считают эпохе, за
которым как тень следует атараксия»