стороны, вопрос об
атрибутах вещей мира. В этом плане проблема атрибутов
сближается с вопросом о категориях (макулат) и предикатах
(махмулат; см. Универсалии), а в некоторых философских
направлениях, прежде всего арабоязычном перипатетизме
и исмаилизме, растворяется в нем.
Грамматически атрибуты могут выражаться именами
существительным и прилагательным, а также действительным
причастием. Что касается соотношения с десятью
аристотелевскими категориями, то, как сообщает аш-Шахрастани в
«Китаб ал-милал ва-н-нихал» («Книга о религиях и сектах»),
в качестве атрибутов могут выступать количество,
качество, когда, где и положение. Кроме того, к числу атрибутов
вещи, как правило, причислялось существование, тогда как
утвержденность (субут) могла не считаться атрибутом там,
где существование и утвержденность различались (напр.,
ал-Кирманй).
Истоки постановки вопроса об атрибутах первоначала
обнаруживаются в Коране и сунне. Коран неоднократно
упоминает о «прекрасных именах» (асма’ хусна) Бога, а, как
утверждается в одном из хадисов, у Бога 99 имен, сотое же —
«Бог», и кто перечислит их все, войдет в рай. В исламском
вероучении был принят тезис о буквальном понимании всех
атрибутов Бога без их исследования, направленный против
как утверждавших сходство Бога с творением (мушаббиха)
вследствие сходства атрибутов, так и отрицавших
понимание атрибутов Бога в прямом смысле (му’аттила) для того,
чтобы сохранить тезис об отличии Бога от всего
сотворенного.
В мутазилизме атрибуты Бога разделялись на
«атрибуты самости» (сифат аз-зат) и «атрибуты действия» (сифат
ал-фи’л): первые не имеют противоположности (напр.,
живой, знающий), вторые зависят от совершаемого Богом
действия и могут быть противоположными (напр.,
оживляющий — умерщвляющий). Одни атрибуты понимались
как «истинные» (хакйка), как это предполагается теорией
указания на смысл, другие перетолковывались как
иносказательные (маджаз) или исключались из философского
рассмотрения. Истинные атрибуты с этой т. зр. понимались
как конфигурация действие — действующее —
претерпевающее, напр. знание — познающий — познаваемое. Среди
«истинных» атрибутов особое значение мутазилиты
придавали четырем: знанию, могуществу, воле и жизни. Первые
три объясняли связь между первоначалом и мирозданием,
а жизнь понималась как необходимый атрибут
действователя, поскольку действовать в истинном смысле может только
живое. Вопрос об истинных атрибутах Бога был поставлен
в мутазилизме как проблема тождества субъекта атрибутов:
если «знающий» и «желающий» предполагают
действительно различные «знание» и «воление», то как субъект этих
атрибутов может быть одним и тем же? Среди предложенных
решений проблемы было отождествление соответствующих
действий (знание, воление и т. д.) с самостью Бога.
Мутазилиты, как правило, не различали термины «васф» и «сифа»,
202
АТТИК
отождествляя их с понятием «смысл» (ма’нан), и
говорили, что вещь может быть описана (мавсуфф) как
имеющая некоторый атрибут благодаря наличию в ней
соответствующего «смысла». Так же считал ал-Ашгарй,
относивший к атрибуту (васф, сифа) всякий
«несамостоятельный смысл». Однако большинство ашаритов
закрепили за термином «сифа» (качество) онтологический, а за
«васф» (описание) — гносеологический аспекты понятия
атрибутов. Напр., «чернота» именуется первым как
находящаяся в теле, а вторым — как фигурирующая в
высказывании о теле; «знающий» в высказывании «Зейд
знающий» является «качеством» (сифа) говорящего, поскольку
«имеется» (кийам) в нем, и «описанием» (васф) для Зейда,
поскольку представляет собой сообщение о нем. Что
касается атрибутов Бога, то ашариты различали атрибуты
самости (вещь, суший, самость), атрибуты, имеющиеся
благодаря некоторому «смыслу» (живой, знающий,
могущественный, желающий), и атрибуты действия (творец,
прощающий), причем последние не считали вечными.
В арабоязычном перипатетизме первоначало считалось
совершенно лишенным атрибутов, что Ибн Сйна
доказывает, исходя из понятия необходимости первоначала и
его существования. Вместе с тем Первое характеризуется
Авиценной как «уразумевающее себя» и «уразумеваемое
собой», что не влечет его множественности. В исмаилиз-
ме (ал-Кирманй), где функция первоначала расщепляется
между Богом и Первым Разумом, Бог считается
лишенным всяких атрибутов, в т. ч. атрибутов существования,
тогда как Первый Разум, в котором атрибут и носитель
атрибутов, хотя и различаемы номинально, едины,
наделяется рядом атрибутов: жизнь, действие, могущество,
знание, разумение, вечность, совершенство, полнота,
единство, существование, истинность, которые вкупе
составляют некое единство и описывают самость Первого
Разума в целом. Наряду с понятиями «атрибут» (сифа) и
«описанное атрибутом» (мавсуф), употребляются
понятия «хамил» («носитель», субъект) и «махмул» («несомое»,
предикат), и проблема атрибутов рассматривается как
проблема предикации. Ас- Сухравардй различает атрибуты,
которые существуют и в вещах, и в уме (напр., чернота),
и те, которые существуют только в уме (существование,
возможность, субстанциальность, вещность, цветность),
причем от атрибутов могут быть образованы
соответствующие предикаты (асвадиййа — чернотность, от савад —
чернота; мумкин — возможное, от имкан —
возможность), которые в любом случае являются
существующими в уме. Что касается первоначала, то в ишракизме Свет
Светов совершенно лишен атрибутов. В суфизме понятие
атрибута переосмысливается в свете основных
философских тезисов этого течения как характеристика, которой
равно наделяются как Бог, так и веши мира либо мир в
целом. Исключение составляет атрибут «необходимое
само по себе существование», которое составляет
исключительный атрибут Бога, но не творения. Термин «сифа»
(атрибут) в суфизме употребляется как синонимичный
с «’исм» (имя) и понимается как универсалия (‘амр кул-
лийй), которая может предицироваться вещам.
А. В. Смирнов
АТ-ТАУХЙДЙ — см. Таухйай.
АТ-ТАФТАЗАНИ — см. Тафтазйнй.
АТТИКOAttikoc) (2-я пол. 2 в.) — греческий философ-
платоник. Согласно Евсевию-Иерониму (Chron. Ol. 231),
его расцвет приходится на 176. Вероятно, именно Аттик
возглавил восстановленную в этом году Марком Аврелием
кафедру платоновской философии в Афинах. Его
цитируют перипатетики (Александр Афродисийский,
анонимный комментатор «Никомаховой этики») и хорошо знают
платоники; усматривается влияние Аттика на Галена, его
сочинения читались в кружке Плотина (Porph. V. Plot. 14),
его мнения приводят Порфирий, Ямвлих, Сириан, Прокл,
Дамаский, Симпликий, Иоанн Филопон; обширные
цитаты из сочинений Аттика у Евсевия, «прославленным»
(покос) называет его христианский софист Эней из Газы.
Аттик — автор полемического трактата «Против пытающихся
объяснить платоновское учение через аристотелевское»;
вероятно, у него было специальное сочинение,
посвященное космической душе; есть ссылки на его комментарии к
платоновским «Тимею», «Федру», «Федону», а также к
«Категориям» Аристотеля.
Аттик — представитель афинского платонизма,
подчеркнуто стремящегося оградить себя от влияния других школ.
Поэтому он поддерживает антиаристотелевские тенденции
своего предшественника К. Тавра; оборотной стороной
этого оказываются, однако, стоические моменты учения
Аттика. Порядок частей философии, принимаемый им, — этика,
физика, логика (ср. Евдора Александрийского). Первенство
этики, по Аттику, отличает Платона от Аристотеля
(начинавшего с логики), как и учение о добродетели (которой,
по Платону, одной достаточно для блаженства), и учение о
бессмертии индивидуальной души, которого не признавал
Аристотель (фрг. 1—2; 7 Des Places).
В области физики Аттик — как и Плутарх из Херонеи —
сторонник временного понимания демиургического мифа «Ти-
мея». При этом он считает, что до вмешательства демиурга
неупорядоченная материя, движимая злой душой,
существовала вечно, а демиург привел ее в порядок (фрг. 4; 23).
Проблема творения мира связана для Аттика с учением о
промысле: мир упорядочен потому, что создатель счел это
состояние лучшим, нежели беспорядок («Тимей» 41Ь), и
может сохранять это упорядоченное состояние вечно.
Демиург, как и любой другой ремесленник, прежде чем создать
вещи мыслит их; эти «мысли божьи» (та той беоО vor^aia) —
бестелесные, умопостигаемые, вечно самотождественные
образцы, или идеи (фрг. 9). Идеи у Аттика рангом ниже
демиурга, за что его позднее упрекал Сириан (фрг. 40),
согласно которому у Аттика идеями оказываются всеобщие
логосы, вечно существующие в душе, с которой
тождественна природа (фрг. 8).
Аттик подчеркивает, что мир состоит из четырех элементов,
отвергая аристотелевский эфир (фрг. 5). Критика эфира для
Аттика принципиальна: называя эфир неаффицируемым
телом, Аристотель, по Аттику, пытается приписать ему
свойства умопостигаемой сущности. Прокл отмечает, что
для Аттика-комментатора характерно строгое следование
тексту Платона (фрг. 14).
Фрагм.: Fragments. Texte et trad, par ed. Des Places. P., 1977.
Лит.: Baltes M. Zur Philosophie des Platonikers Atlikos. —
Blume H.-D. (ed.). Piatonismus und Christentum: Festschrift fur
H. Dorne. Munster, 1983, S. 38—57; Moreschini С. Altico: una
figura singulare del medioplatonismo. — ANRWII 30, 1. В., 1987,
p. 477-91. См. также лит. к ст. Средний платонизм.
Ю. А. Шичалин
203
АТ-ТУСИ
АТ-ТУСЙ-См .Jycu.
АФАНАСИЙАЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, Афанасий Великий
(‘ASavamoc o ‘AtaCavOpeiac apxiarioKorcoc) (293, Александрия —
373, там же) — отец и учитель древней Церкви. В период
тринитарных споров 4 в. был главным защитником никейс-
кой веры в борьбе против арианства, поддерживаемого
императорской властью. Православная церковная догматика
обязана ему прояснением своих учений о Троице и Логосе.
В раннем возрасте получил классическое светское
образование. Уже в 325 на соборе в Никее полемизировал с арианами
как диакон и секретарь александрийского епископа
Александра; в 328 становится его преемником на
александрийской кафедре. 15 лет провел в изгнании и ссылке вследствие
интриг своих противников-ариан. В 356—362 жил в Египте,
поддерживая тесный контакт с коптскими монахами. При
нем в 362 в Александрии был созван первый после Никейс-
кого православный собор.
Доктрина Афанасия формировалась в полемике с
арианством. В основе его богословия, отдающего приоритет
религиозному опыту, а не умозрительной философии, лежит
идея принципиального различия Бога и творения, а также
догмат «обожения» (малоазийская традиция), образующий
ядро сотериологии. В апологетических сочинениях «Слово
против язычников» и «Слово о воплощении Бога-Слова»
(ок. 318) Афанасий от-стаивает преимущество монотеизма
и учит о вечном Логосе, через который был сотворен мир
и который стал человеком (плотью). Главное догматическое
творение «Три слова против ариан» защищает вечное
рождение Сына из Отца и тождество их божественной природы
(единосущие). Афанасий говорит о Христе как об одном
Лице, в котором выступают вместе Бог и человек, имеющие
две воли. В его письмах «К Серапиону» содержатся
высказывания о божественности и единосущии Святого Духа.
Пасхальные послания Афанасия — ценный источник по
хронологии и истории формирования канона Священного
Писания. Его авторству принадлежит «Житие святого
Антония» (ок. 357), явившееся образцом для всей средневековой
агиографии.
Соч.: MPG, т. 25-28; в рус. пер.: Творения святого Афанасия
Великого, т. 1—4, 2-е изд. Сергиев Посад, 1902—03 (репринт:
М., 1994).
Лит.: Попов И. В. Религиозный идеал Афанасия
Александрийского. Сергиев Посад, 1904; We/g/ Е. Untersuchungen zur
Christologie des heiligen Athanasius. 1914; Hauret Ch. Comment
le «Defenseur de Nicee» a-t-il compris le dogme de Nicee? Bruges,
1936.
A. В. Михайловский
АФГАНИМухаммад б. Сафдар Джамал ад-Дйн, ал (1839,
Асадабад, Афганистан — 9 марта 1897, Стамбул) —
мусульманский реформатор, идеолог панисламизма. Родился в
семье потомков халифа Али. Традиционное образование
получил в Кабуле, светское — в Индии. Служил при дворе
афганских эмиров. Из-за участия в междоусобной
дворцовой борьбе был вынужден покинуть Афганистан и с 1869
попеременно жил в Индии, Египте, Иране, Англии, Франции,
Турции.
Опираясь на один из своих излюбленных аятов Корана
(«Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они
сами не переменят того, что с ними…» — сура 13, аят 11),
ал-Афганй настаивал на необходимости коренной реформы
мусульманского общества, которую он полагал должным
начать с изменения умонастроений прежде всего среди
духовных наставников. Материальное процветание, по его
убеждению, напрямую зависит от способности
воспользоваться достижениями науки. Сравнивая ученого с
пророком, ал-Афганй заявлял, что пророчество — такое же
ремесло (сина’а), как и медицина, философия, математика и т. д.
Различия между ними в том, что пророческая истина — плод
вдохновения, а научная — продукт разума. Предписания
пророков меняются с изменением времени и условий,
научная же истина универсальна. Он утверждал даже, что не все
эпохи нуждаются в пророчестве, но «всегда требуется
научное руководство, способное вывести человечество из болота
обскурантизма и метаний на nyFb процветания и
благосостояния».
Учитывая, что национализм как идеология в принципе
противоречит установкам ислама, поскольку отождествляется
с «’асабийа» («любовью ко всему своему»), по преданию,
осужденной пророком Мухаммадом, который считал, что
она препятствует формированию общины (уммы), не
признающей расовых, этнических и прочих различий, а также
понимая, что, объединившись, мусульманским народам
будет легче противостоять империалистическому
натиску, ал-Афганй выступил с панисламистской программой, в
которой национальной солидарности противопоставлялась
солидарность единоверцев.
Проекты альянса мусульманских стран составлялись ал-
Афганй неоднократно. Он апеллировал то к египетскому
хедиву, то к суданскому махди, то к иранскому шаху, то,
наконец, к турецкому султану. Монархия не была для ал-Афганй
политическим идеалом, об этом свидетельствует его
деятельность, направленная на установление парламентской
демократии в Египте, и признание допустимости свержения
власти «несправедливого» монарха. Однако, видя
первоочередную задачу в ликвидации чужеземного гнета, он
отодвигал вопрос