Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

своей композиции отражают их
структуру: первоначала (кн. 1), космология (кн. 2), метеорология
(кн. 3), психология (кн. 4), эмбриология и физиология (кн. 5).
Издания. Сводный текст: Diels H. Doxographi Graeci. Berolini,
1879, p. 267—444. Редакция Стобея: Slobaeus I. Anthologium,
гее. С Wachsmuth et О. Hense, v. 1. Berolini, 1884 (Printed in
Germany, 1958). Редакция Псевдо-Плутарха: Plutarchi Moralia,
ed.J. Mau,v. 5,fasc. 2, p. l.Lpz., 1971.
А. В. Лебедев

АЮРВЕЩА(от санскр. ayus — долголетие и veda — знание,
букв. — знание [о том, как поддержать] жизнь, или
долголетие) — система традиционной медицины, включающая
основные антропологические идеи индийской мысли.
Сформировалась в рамках брахманизма.
Систематизирована Сушрутой в известном собрании медицинских текстов
«Сушрута самхита», датируемом 2—3 вв., а также
придворным врачом царя Канишки Чаракой (1 в.) в «Чарака самхи-
те», окончательно отредактированной Дридхабалой ок. 5 в.
Медицинская теория аюрведы опиралась на философские
схемы устройства мира и человека, развитые гл. о. в двух
школах — вайшешике и санкхье, хотя в ней встречаются
термины и понятия других систем, таких, как ньяя,
веданта, йога, буддизм и джайнизм. У вайшешики аюрведа
заимствует идею атомистического строения вселенной и тела
человека, у санкхьи — идею эволюции Пракрити и
взаимодействия гун. Однако, хотя механистические взгляды
вайшешики и эволюционистские представления санкхьи
во многом исключают друг друга, авторы аюрведических
текстов, игнорируя возможные противоречия,
используют те и другие для решения задач медицинской науки.
По словам индолога Дж. Ларсона, «философия для
медицины выступает как служанка естественного наблюдения
и эксперимента».
Главным предметом аюрведы является жизнедеятельность
человеческого организма в контексте жизнедеятельности
природы. Поэтому из пяти первоэлементов (см. Бхуты),
которыми занималась индийская натурфилософия, на
первый план выступают те, которые составляют основу
жизненной активности — ветер, огонь и вода. Все вместе
они образуют питательную жидкость — расу. Ветер
проявляет себя в моторной деятельности организма — дыхании,
глотании, говорении, пищеварении, выведении
экскрементов, воды, кровообращении и двигательной
активности вообще. Все это составляет вату (соответствует гумору
ветра у Гиппократа). Огонь, соответствующий гумору пит-
та, или желчи, — это энергетическая система, которая
поддерживает температуру тела и способствует перевариванию
пиши (пака, букв. — подогревание на огне), окрашиванию
крови в красный цвет, цвету лица, является предпосылкой
зрения, чувственной активности. Вода представляет
собой соединительную ткань организма, капху, или флегму,
проявляющуюся в поте, плазме и всех других жидкостях,
которые поддерживают ткани и части тела в состоянии
единого целого. К трем основным флюидам добавляется
еще семь элементов: питательная жидкость, кровь, плоть,
жир, кости, желчь и семя. Все они происходят из
питательной жидкости путем «варения», все твердые части тела
являются результатом «варки» жидких. Физиология тела,
по аюрведе, отражает действие стихий в природе, где все
вегетативные процессы протекают под воздействием жара
Солнца, которое также «варит» все жидкости.
Дыхательная, пищеварительная и интегративная функции
биологической системы исчерпывают формы
жизнедеятельности организма. В состоянии сбалансированности
они выступают как «три дхату» («три элемента»), что
соответствует здоровью. Нарушение их баланса соответствует
болезни. Все люди, животные и растения, а также
природные и психологические явления (времена года, стихии,
пищевые продукты, климатические условия, темпераменты,
типы поведения, запахи, вкусы, ощущения и т. п.),
включая их нормальное и анормальное функционирование
(болезни), делятся в аюрведе на три класса по преобладанию
в них вата, питта или капха. На индивидуальном уровне
воссоздание равновесия трех классов элементов
достигается за счет «подавления» избыточного элемента. Напр.,
болезни, вызванные желчью, рекомендуется лечить водяной
пищей, остужающей огонь, в условиях прохладного
дождливого климата или прохладного времени года,
соответствующими остужающими средствами гигиены, запахами и
ощущениями, успокаивающим общением и т. п. Болезни,

209

АЯТАНЫ
вызванные флегмой, напротив — огненной пищей, жарким
климатом и т. п. Кроме нарушения баланса гуморов
причиной болезни могут стать нарушения элементов тела (дхату),
а также внешние факторы, не имеющие отношения к теории
гуморов: повреждение частей тела, отравление и происки
сверхъестественных сил (духов предков, демонов и т. п.).
Признается и влияние кармы — проступков человека в
прошлых существованиях (карма-випака).
Т. о., здоровье и болезнь с т. зр. аюрведы являются
сложными многофакторными явлениями, связанными не только с
физиологией и экологией, но и с моральным состояние как
индивида, так и вселенной в целом. Это очевидно и из
следующей распространенной классификации основных
причин болезней: 1) неправильное соединение органов чувств с
их объектами, являющееся сферой действия врача и
устраняемое с помощью диеты, хирургического вмешательства,
специальных лекарств; 2) недостаток мудрости,
представляющий собой субъективную причину заболевания,
связанную с аффективной, мыслительной, речевой и моторной
деятельностью индивида или, иными словами, с
одержимостью страстями. Поддается лечению с помощью йоги и
медитации; 3) время или смена времен года, включающие
окружение человека, его среду. Стратегия устранения
каждой из трех причин заключается в поисках того, что больше
всего подходит (сатмья, букв. — совпадающее с сутью,
душой) данному конкретному человеку, начиная с питания и
кончая климатом и средой. Аюрведу часто называют
холистической медициной, поскольку она предполагает взгляд на
природу, человека, общество и культуру как единое целое,
или же экологической медициной, т. к. она подразумевает
создание некой гармоничной экосистемы.
В. Г. Лысенко

АЯТАНЫ- см. Дхармы.

Б

БААДЕР(Baader) Бенедикт-Франц-Ксаверий (27 марта
1765, Мюнхен —23 мая 1841, Мюнхен) — немецкий
католический философ. С 1781 изучал медицину в Инголып-
тадтском университете, в 1783 — в Вене, с 1784 — в
Мюнхене. В 1788—92 учился в Горной академии во Фрейбурге,
затем несколько лет жил в Эдинбурге. С 1796 — в
Мюнхене. В 1806 им написана работа «О дедукции Кантом
практического разума». До 1820 занимал различные
административные должности, в т. ч. управляющего стекольным
заводом. С 1826 —профессор в Мюнхене. Испытал
влияние Я. Беме, В. Вейгеля, Фихте и особенно Шеллинга,
в свою очередь оказав влияние на переход Шеллинга к
теизму и теософии.
Стремился к возрождению религиозного сознания,
главными оппонентами которого Баадер считал
новоевропейский классический рационализм и идеалы Французской
революции. Он исходит из идеи нравственной автономии
личности, которая в своих поступках обусловлена
движениями воли. Разум человека не автономен в познании, он
действен лишь постольку, поскольку не утратил живой
связи с Богом. «Бог есть истина, и внутреннее познание
истины, любовь к истине, наслаждение истиной есть
закон природы для человека… Воспринять великий идеал
Бога в природе, стремиться к нему чувством — и затем на
всем существующем вне его, на всяком слове и деле своем
ставить печать своего внутреннего идеала, то есть
искаженной, ущербной, нечистой копии того первого,
воспринятого им идеала» (Из дневников. — В кн. Эстетика
немецких романтиков. М., 1987, с. 537). Познание
содействие человека божественному разуму, а человеческое
знаниесознание божественного знания.
Существование Бога дано непосредственно и не нуждается в
доказательствах.
Бог, согласно Баадеру, есть формообразующее единство.
Человекобраз Бога, и только благодаря деятельности он
может постичь сущность Бога. Существует три типа
отношения человека к Богу, когда Бог осознается 1) как
чуждая и враждебная сила, 2) как соприсутствующий и объект
внешнего поклонения, выражающегося во внешнем
авторитете церкви, 3) как внутреннее начало сознания и
действия человека, который становится «агентом» Бога. Иными
словами, на первом этапе Бог рассматривает человека как
орудие, затем поднимает его до соучастия и, наконец,
делает его свободным агентом своей воли. Полнота единства
человека и Бога представлена до грехопадения человека,
после которого и мысль, и воля человека имеют дело
с множественностью чувственного мира, или материи;
пространство и времяследствие грехопадения человека.
Грехопадение привело к ослаблению и силы духа, и силы
воли. Но для человека все же существует возможность
уяснить зло, уклониться от него и даже отвергнуть его в тот
период, когда он живет на Земле. Этика Баадера основана
на надежде на внутреннее воскрешение.
В принципе индивидуальности, Я, в индивидуализме
Баадер усматривает источник кризиса европейской
культуры. Баадер выступает как критик и классического
рационализма, и трансцендентализма Канта с его идеей о
законодательной роли разума и с разделением формы и
содержания знания. Согласно Баадеру, форма неразрывно
связана с содержанием мысли, а формы мысли совпадают
с формами вещей. В этом пункте он близок панлогизму
Гегеля. Однако в целом он возвращается к
средневековой схоластике, которая, по его мнению, была ближе к
пониманию божественной реальности, чем современная
ему философия. Отношение Бога к миру — это
отношение творчества, которое не может быть истолковано как
эманация или как диалектическое развертывание. Вслед
за Я. Бёме Баадер проводит различие между Богом в себе
и Богом, выраженным в природе, отвергая тем самым
пантеистическую натурфилософию Шеллинга.
Согласно Баадеру в Боге нет никакого развития от темного к
светлому, от бессознательного к сознательному; такие
характеристики — лишь оценки человеческим мышлением
потенций Бога, вечных и нераздельных. Божественная
реальность представлена в трех неразрывно связанных
процессах: 1) имманентный или эзотерический процесс
жизни, который является логическим и с помощью Бога
сам порождает себя из своей закрытости, 2) эманентный
или экзотерический процесс жизни, который является
реальным и в котором Бог благодаря преодолению
принципа самости и вечности природы становится
триединой личностью, 3) процесс, в котором Бог предпринимает
объединение не с самим собой, а со своими творениями
в акте любви. Творение Богом природы осуществляется
через посредство вечной мудрости, или Софии. Бог,
мудрость и вечная природа и составляют три потенции
мироздания. Взаимодействие духа и материи заключается,
согласно Баадеру, в их взаимном проникновении: духовное
действенно, поскольку находит точку приложения своей
силы к материи. Центральным символом в природе
является свет. С этих спиритуалистических позиций Баадер
рассматривает смысл органической жизни, отношение
между моральным и физическим, характеристики знания
(Fermenta cognitionis, Bd 1—4. В., 1822—24).
Соч.: Vorlesungen uber speculative Dogmatik. Munch., 1827—38;
Samtliche Werke, 16 Bd. Lpz., 1851-60; Schriflen. Lpz., 1921.
Лит.: Шевырев С. Христианская философия. Беседы Баадера. —
«Москвитянин», 1841, ч. 3, п. 6, с. 378—437; Baumgardt D.
Franz von Baader und die plulosophische Romantik. Halle, 1927;
Hemmerle K. Franz von Baaders philosophischer Gedanke der
Schopfung. Munch., 1963; Schuhmacher F. Der Begriff der Zeit bei
F. Baader. Freiburg—Munch., 1983.
А. П. Огурцов

БАДЕНСКАЯШКОЛА, также

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн