Оренбургская, Гейдель-
бергская, Юго-западнонемецкая — одно из двух, наряду
211
БАЗАР
с Марбургской школой, ведущих направлений
неокантианства. Основные представители: В. Виндельбанд,
Г. Риккерт, Э. Ласк, Й. Кон, Р. Кронер. В отличие от
Марбургской школы, ориентирующейся
преимущественно на математическое естествознание, для философов
Баденской школы характерен уклон к гуманитарным
наукам (Geisteswissenschaften). Исходным пунктом
послужило намеченное Виндельбандом (в его Страсбургской
ректорской речи 1894 «История и естествознание» —
Geschichte und Naturwissenschaft. — Idem. Praludien, Bd. 2.
Tub., 1919) и разработанное Риккертом (Die Grenzen der
naturwissenschaftlichen Begriffsbildung. Tub., 1913)
различение генерализирующих («номотетических») наук о
природе и индивидуализирующих («идиографических»)
наук о духе. «Существуют науки, цель которых не
установление естественных законов, ни даже образование
общих понятий, и это суть исторические науки в самом
широком смысле слова. Они не хотят производить
«готовые платья», которые годятся как Павлу, так и Петру,
а это значит: они хотят излагать действительность,
которая никогда не бывает общей, но всегда индивидуальна
в ее индивидуальности; поэтому, едва лишь речь заходит
об этой действительности, как естественно-научное
понятие обнаруживает свою несостоятельность, ибо его
значение основывается как раз на исключении им
всего индивидуального как «несущественного»» {Rickert H.
Kulturwissenschaft und Naturwissenschaft. Tub., 1921, S. 60f.).
Миру естественных законов противостоит мир ценностей
и долженствования. Если естествоиспытателя
интересуют факты как таковые, то внимание историка обращено
на обнаруживающиеся в фактах ценностные отношения
(в этом пункте Баденская школа оказала сильнейшее
влияние на историческую социологию М. Вебера, а
также на историко-религиозные исследования Э. Трёльча).
Риккерт различает общее и индивидуальное как результат
двух разнонаправленных способов рассмотрения одной и
той же материи опыта и говорит даже о категориальной
форме индивидуального, которая имеет для
действительности конститутивное значение, в отличие от категории
закона, обладающей лишь регулятивным значением.
Очевидно, что шансов справиться с этой задачей, оставаясь
в рамках кантианства, у Баденской школы было ничуть не
больше, чем у коллег в Марбурге, решающих свои, столь же
гетеродоксальные с точки зрения исторического
кантианства проблемы. Равнению на Гегеля в Марбурге противостоит
баденское равнение на Фихте, влияние которого, в
частности, на Риккерта было настолько решающим, что
неокантианство последнего с равным успехом могло бы называться и
неофихтеанством. Фихте, как известно, перенес кантовский
примат практического разума с морали на познание,
заставив категорический императив контролировать не только
поступки, но и теоретические мысли. Эта линия получает
у Риккерта центральное значение, определяя его теорию
познания («Der Gegenstand der Erkenntnis», 1915). Предмет
познания ищется не в каком-то бытии вне сознания, ни
даже не в имманентных сознанию созерцательных актах, а в
«долженствовании». Познание есть познание ценностного,
а ценность как объект предполагает у субъекта,
произносящего суждения, императив долженствования. В то же время
само долженствование, обусловливающее трансценденталь-
ность знания, оказывается трансцендентным. Старая
метафизика, изгнанная Кантом из теории познания, описывает
круг и возвращается в теорию познания как ее… условие.
Понятно, что дальнейшее развитие этой линии мысли
могло сулить какие угодно, но только не рационалистические
перспективы. Наиболее характерной предстает в этом
отношении философия Ласка, ученика Риккерта, названного
уже посмертно (Ласк был убит на фронте в Галиции в 1915)
«величайшей надеждой немецкой философии». Следующие
три пункта определяют не только специфику философии
Ласка, но и судьбы всей школы, обреченной в этом своем
enfant terrible на «переход в другой род»: 1 ) отказ от
вневременного, статического идеализма в пользу историчности
познания, 2) отказ от абстрактной всеобщности в пользу
несводимой иррациональности индивидуального, 3) отказ
от систематического мышления и философской темати-
зации жизни с требованием ее категориального познания.
Реализация этих тезисов приводит Ласка к необходимости
трансцендентальной онтологии и даже (с оглядкой на
Плотина) некой «логической мистики». В фундаментальном
труде о логике познания (Lask Е. Die Logik der Philosophie
und die Kategorienlehre, 1993) Ласк развивает учение о
категориях, где он требует включить в традиционные таблицы
категорий, охватывающие только область чувственного,
категорию сверхчувственного, напр/ человеческой жизни.
«Жизнь, противопоставленная всяческому познанию, есть
непосредственная готовность отдаться только алогичному.
Однако, взятая в более широком смысле, жизнь
характеризуется непосредственной готовностью отдачи себя чему
угодно, не только атеоретическому, но и теоретическому
как таковому. Познание само есть непосредственная жизнь»
(op. cit., S. 208 0- (Не случайно, что докторская работа
М. Хайдеггера о Дунсе Скоте вышла с посвящением Ласку,
а в позднейшей философской биографии «Мой путь в
феноменологию» он называет даже имя Ласка первым в ряду
с Э. Гуссерлем и Ф. Брентано).
Формально распад Баденской школы, параллельно с
распадом Марбургской школы, ознаменовал конец
неокантианской эпохи. По существу он явился лишь частным случаем
кризиса оснований философии, дошедшей до собственных
границ и испытавшей на себе слепую силу ею же
порожденного агностицизма.
Лит.: Sommerhauser К Emil Lask in der Auseinandersetzung mit
Heinrich Rickert. Z., 1965; Seidel H. Wert und Wirklichkeit in der
Philosophie Heinrich Rickerts. Bonn, 1968; Kuttig L. Konstitution und
Gegebenheit bei H. Rickert. Essen, 1987; Nachtsheim S. Emil Lasks
Grundlehre. Tub., 1992. См. также лит. к ст. Неокантианство.
К. А. Свасъян
БАЗАР(Bazard) Сент-Аман (19 сентября 1791, Париж —
29 июля 1832, Куртри) — французский социалист, ученик
и последователь Сен-Симона. Был одним из лидеров
движения карбонариев во Франции; проникшись идеей
республиканского правления, создал лигу «Друзей истины»,
опубликовал множество статей и брошюр по политическим
вопросам. Вместе с Анфантеном издавал журнал
«Производитель» (1825). Кавалер ордена Почетного легиона (1815).
Базар утверждал, что частная собственность является
причиной эксплуатации. Для ее уничтожения необходимо
отменить право наследования и сделать собственность
государственной. Общественная наука должна оценить
произошедшие в обществе изменения и восстановить те явле-
212
БАКУНИН
ния общественной жизни, принципы и природа которых
пребывают неизменными. По Базару, главным и
неизменным элементом общественного порядка является общая
вера, догма, принцип организации общества, власть.
Вместе с Анфантеном издал «Манифест к французам» (1830),
в котором они выступили за отмену всех привилегий и с
проповедью принципа «от каждого — по способностям,
каждому — по труду».
Соч.: Изложение учения Сен-Симона. М.—Л., 1947.
M. M. Федорова
БАЗАРОВ(наст. фам. Руднев) Владимир Александрович
[27 июля (8 августа) 1874, Тула — 16 сентября 1939] —
русский публицист, экономист и философ. Окончил Тульскую
гимназию, в 1892—95 учился на физико-математическом
факультете Московского университета. С 1895 в социал-
демократическом движении, с 1904 — большевик, затем
сблизился с меньшевиками. В 1922—30 работал в Госплане
СССР, занимался переводами философской и
художественной литературы. Арестовывался в 1930 и 1937, погиб в
заключении.
Базаров — сторонник т. н. «философии пролетарской
борьбы» (именовал асьтакже «философия действия», «философия
практики», «философия коллективизма»), рассматриваемой
в качестве познавательного орудия в
производственно-трудовой борьбе за овладение силами окружающей человека
природы и общественной среды, за изменение
исторического развития путем активного вмешательства индивидов,
партий и классов. Исходя из такого понимания философии,
главной своей задачей считал критику
«пассивно-созерцательной» «идеалистической метафизики», «отвлеченного
идеализма» (И. Кант, Вл. Соловьев, Н. Бердяев),
«догматического», «субстанционалистского», «иероглифического»
материализма (Г. В. Плеханов, Л. Аксельрод), «самокопий-
ного» материализма (т. е. теории отражения В. И. Ленина),
а также некоторых идей Ф. Энгельса. В обоснование своей
«философии действия» апеллировал к одиннадцатому
тезису Маркса о Фейербахе, одновременно считая своими
философскими авторитетами «критических позитивистов»
Э. Маха и Р. Авенариуса.
Базарову принадлежит перевод на рус. яз. «Капитала»
К. Маркса (совм. с И. И. Скворцовым-Степановым).
Соч.: Авторитарная метафизика и автономная личность. —
В сб.: Очерки реалистического мировоззрения. СПб., 1904;
Мистицизм и реализм нашего времени. — В сб.: Очерки по
философии марксизма. — СПб., 1908; К вопросу о
философских основаниях марксизма. — В сб.: Карл Маркс. К 25-летию
со дня смерти (1883—1908). СПб., 1908; «Богоискательство»
и «богостроительство», «Вершины», 1909, кн. 1, с. 331—363;
Материал коллективного опыта и организующие его формы. —
В сб.: Очерки философии коллективизма, сб. 1. СПб., 1909;
Судьбы русского «идеализма» за последнее десятилетие. —
В сб.: Из истории новейшей русской литературы. М., 1910.
Лит.: Плеханов Г. В. О книге Э. Бугру. — Он же. Избр. филос.
произв., т. 3. М., 1957, с. 516-20.
В. Ф. Пустарнаков
БАЗИС И НАДСТРОЙКА— понятия марксистского
учения об обществе, обозначающие первичную и вторичную
структуры общественной формации (см. Формации обще-
ственные) и соответствующих конкретных обществ.
Базис формации — совокупность экономических, т.е.
общественных производственных, отношений определенного
исторического типа; совокупность экономических
отношений всех ее общественных укладов (см. Производительные
силы и производственные отношения). Надстройка — это
совокупность социальных, прежде всего политических и
правовых, отношений и форм общественного сознания.
Различаются две части надстройки: политико-юридическая и
идейная, представляющая философские, социологические,
политические, юридические, этические, религиозные и др.
учения. В духовной жизни общества такие учения наделены
идеологическим статусом, т.е. непосредственно участвуют в
формировании идеологических отношений и их
институциональных форм — правовой системы, государственных
и общественных учреждений и организаций и др. В ходе
взаимодействия базис и надстройка — причина и следствие —
меняются местами. Базис определяет надстройку, а
последняя не только отражает и закрепляет базис, но и создает
(или тормозит) нормативно-правовые условия его развития.
В современном мире проблемы государственного
регулирования экономики (т. е. обратного влияния надстройки на
базис) приобретают универсальное значение.
Ю. К. Плетников
БАКРАДЗЕКонстантин Спиридонова (24 ноября 1898 — 28
апреля 1970) — грузинский философ. Окончил Тифлисскую
гимназию и философский факультет Тбилисского
университета (1922); в 1922—25 продолжал учебу в Германии,
занимался, в частности, в семинарах Э. Гуссерля. С 1940
заведующий кафедрой логики Тбилисского университета; доктор
философских наук. Автор трудов по истории западной
философии (работы о диалектике в немецком идеализме,
о системе и методе философии Гегеля, о современной
философии), по истории и теории марксистской философии
(работы о философских предшественниках марксизма, об
основных чертах марксистского диалектического метода и
философского материализма, о ленинской теории
отражения) и логике. Особенный резонанс в советской
философской литературе вызвала логическая концепция Бакрадзе,
согласно которой нет двух логик — формальной и
диалектической, есть одна логика, тогда как дисциплина
«диалектическая логика» — это метод познания в марксистской
теории, а не наука о правильном мышлении. Немецкую
классическую философию трактовал как единый
диалектический процесс, в котором отдельные системы составляют
моменты