Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

Оренбургская, Гейдель-
бергская, Юго-западнонемецкая — одно из двух, наряду

211

БАЗАР
с Марбургской школой, ведущих направлений
неокантианства. Основные представители: В. Виндельбанд,
Г. Риккерт, Э. Ласк, Й. Кон, Р. Кронер. В отличие от
Марбургской школы, ориентирующейся
преимущественно на математическое естествознание, для философов
Баденской школы характерен уклон к гуманитарным
наукам (Geisteswissenschaften). Исходным пунктом
послужило намеченное Виндельбандом (в его Страсбургской
ректорской речи 1894 «История и естествознание» —
Geschichte und Naturwissenschaft. — Idem. Praludien, Bd. 2.
Tub., 1919) и разработанное Риккертом (Die Grenzen der
naturwissenschaftlichen Begriffsbildung. Tub., 1913)
различение генерализирующих («номотетических») наук о
природе и индивидуализирующих («идиографических»)
наук о духе. «Существуют науки, цель которых не
установление естественных законов, ни даже образование
общих понятий, и это суть исторические науки в самом
широком смысле слова. Они не хотят производить
«готовые платья», которые годятся как Павлу, так и Петру,
а это значит: они хотят излагать действительность,
которая никогда не бывает общей, но всегда индивидуальна
в ее индивидуальности; поэтому, едва лишь речь заходит
об этой действительности, как естественно-научное
понятие обнаруживает свою несостоятельность, ибо его
значение основывается как раз на исключении им
всего индивидуального как «несущественного»» {Rickert H.
Kulturwissenschaft und Naturwissenschaft. Tub., 1921, S. 60f.).
Миру естественных законов противостоит мир ценностей
и долженствования. Если естествоиспытателя
интересуют факты как таковые, то внимание историка обращено
на обнаруживающиеся в фактах ценностные отношения
(в этом пункте Баденская школа оказала сильнейшее
влияние на историческую социологию М. Вебера, а
также на историко-религиозные исследования Э. Трёльча).
Риккерт различает общее и индивидуальное как результат
двух разнонаправленных способов рассмотрения одной и
той же материи опыта и говорит даже о категориальной
форме индивидуального, которая имеет для
действительности конститутивное значение, в отличие от категории
закона, обладающей лишь регулятивным значением.
Очевидно, что шансов справиться с этой задачей, оставаясь
в рамках кантианства, у Баденской школы было ничуть не
больше, чем у коллег в Марбурге, решающих свои, столь же
гетеродоксальные с точки зрения исторического
кантианства проблемы. Равнению на Гегеля в Марбурге противостоит
баденское равнение на Фихте, влияние которого, в
частности, на Риккерта было настолько решающим, что
неокантианство последнего с равным успехом могло бы называться и
неофихтеанством. Фихте, как известно, перенес кантовский
примат практического разума с морали на познание,
заставив категорический императив контролировать не только
поступки, но и теоретические мысли. Эта линия получает
у Риккерта центральное значение, определяя его теорию
познания («Der Gegenstand der Erkenntnis», 1915). Предмет
познания ищется не в каком-то бытии вне сознания, ни
даже не в имманентных сознанию созерцательных актах, а в
«долженствовании». Познание есть познание ценностного,
а ценность как объект предполагает у субъекта,
произносящего суждения, императив долженствования. В то же время
само долженствование, обусловливающее трансценденталь-
ность знания, оказывается трансцендентным. Старая
метафизика, изгнанная Кантом из теории познания, описывает
круг и возвращается в теорию познания как ее… условие.
Понятно, что дальнейшее развитие этой линии мысли
могло сулить какие угодно, но только не рационалистические
перспективы. Наиболее характерной предстает в этом
отношении философия Ласка, ученика Риккерта, названного
уже посмертно (Ласк был убит на фронте в Галиции в 1915)
«величайшей надеждой немецкой философии». Следующие
три пункта определяют не только специфику философии
Ласка, но и судьбы всей школы, обреченной в этом своем
enfant terrible на «переход в другой род»: 1 ) отказ от
вневременного, статического идеализма в пользу историчности
познания, 2) отказ от абстрактной всеобщности в пользу
несводимой иррациональности индивидуального, 3) отказ
от систематического мышления и философской темати-
зации жизни с требованием ее категориального познания.
Реализация этих тезисов приводит Ласка к необходимости
трансцендентальной онтологии и даже (с оглядкой на
Плотина) некой «логической мистики». В фундаментальном
труде о логике познания (Lask Е. Die Logik der Philosophie
und die Kategorienlehre, 1993) Ласк развивает учение о
категориях, где он требует включить в традиционные таблицы
категорий, охватывающие только область чувственного,
категорию сверхчувственного, напр/ человеческой жизни.
«Жизнь, противопоставленная всяческому познанию, есть
непосредственная готовность отдаться только алогичному.
Однако, взятая в более широком смысле, жизнь
характеризуется непосредственной готовностью отдачи себя чему
угодно, не только атеоретическому, но и теоретическому
как таковому. Познание само есть непосредственная жизнь»
(op. cit., S. 208 0- (Не случайно, что докторская работа
М. Хайдеггера о Дунсе Скоте вышла с посвящением Ласку,
а в позднейшей философской биографии «Мой путь в
феноменологию» он называет даже имя Ласка первым в ряду
с Э. Гуссерлем и Ф. Брентано).
Формально распад Баденской школы, параллельно с
распадом Марбургской школы, ознаменовал конец
неокантианской эпохи. По существу он явился лишь частным случаем
кризиса оснований философии, дошедшей до собственных
границ и испытавшей на себе слепую силу ею же
порожденного агностицизма.
Лит.: Sommerhauser К Emil Lask in der Auseinandersetzung mit
Heinrich Rickert. Z., 1965; Seidel H. Wert und Wirklichkeit in der
Philosophie Heinrich Rickerts. Bonn, 1968; Kuttig L. Konstitution und
Gegebenheit bei H. Rickert. Essen, 1987; Nachtsheim S. Emil Lasks
Grundlehre. Tub., 1992. См. также лит. к ст. Неокантианство.
К. А. Свасъян

БАЗАР(Bazard) Сент-Аман (19 сентября 1791, Париж —
29 июля 1832, Куртри) — французский социалист, ученик
и последователь Сен-Симона. Был одним из лидеров
движения карбонариев во Франции; проникшись идеей
республиканского правления, создал лигу «Друзей истины»,
опубликовал множество статей и брошюр по политическим
вопросам. Вместе с Анфантеном издавал журнал
«Производитель» (1825). Кавалер ордена Почетного легиона (1815).
Базар утверждал, что частная собственность является
причиной эксплуатации. Для ее уничтожения необходимо
отменить право наследования и сделать собственность
государственной. Общественная наука должна оценить
произошедшие в обществе изменения и восстановить те явле-

212

БАКУНИН
ния общественной жизни, принципы и природа которых
пребывают неизменными. По Базару, главным и
неизменным элементом общественного порядка является общая
вера, догма, принцип организации общества, власть.
Вместе с Анфантеном издал «Манифест к французам» (1830),
в котором они выступили за отмену всех привилегий и с
проповедью принципа «от каждого — по способностям,
каждому — по труду».
Соч.: Изложение учения Сен-Симона. М.—Л., 1947.
M. M. Федорова

БАЗАРОВ(наст. фам. Руднев) Владимир Александрович
[27 июля (8 августа) 1874, Тула — 16 сентября 1939] —
русский публицист, экономист и философ. Окончил Тульскую
гимназию, в 1892—95 учился на физико-математическом
факультете Московского университета. С 1895 в социал-
демократическом движении, с 1904 — большевик, затем
сблизился с меньшевиками. В 1922—30 работал в Госплане
СССР, занимался переводами философской и
художественной литературы. Арестовывался в 1930 и 1937, погиб в
заключении.
Базаров — сторонник т. н. «философии пролетарской
борьбы» (именовал асьтакже «философия действия», «философия
практики», «философия коллективизма»), рассматриваемой
в качестве познавательного орудия в
производственно-трудовой борьбе за овладение силами окружающей человека
природы и общественной среды, за изменение
исторического развития путем активного вмешательства индивидов,
партий и классов. Исходя из такого понимания философии,
главной своей задачей считал критику
«пассивно-созерцательной» «идеалистической метафизики», «отвлеченного
идеализма» (И. Кант, Вл. Соловьев, Н. Бердяев),
«догматического», «субстанционалистского», «иероглифического»
материализма (Г. В. Плеханов, Л. Аксельрод), «самокопий-
ного» материализма (т. е. теории отражения В. И. Ленина),
а также некоторых идей Ф. Энгельса. В обоснование своей
«философии действия» апеллировал к одиннадцатому
тезису Маркса о Фейербахе, одновременно считая своими
философскими авторитетами «критических позитивистов»
Э. Маха и Р. Авенариуса.
Базарову принадлежит перевод на рус. яз. «Капитала»
К. Маркса (совм. с И. И. Скворцовым-Степановым).
Соч.: Авторитарная метафизика и автономная личность. —
В сб.: Очерки реалистического мировоззрения. СПб., 1904;
Мистицизм и реализм нашего времени. — В сб.: Очерки по
философии марксизма. — СПб., 1908; К вопросу о
философских основаниях марксизма. — В сб.: Карл Маркс. К 25-летию
со дня смерти (1883—1908). СПб., 1908; «Богоискательство»
и «богостроительство», «Вершины», 1909, кн. 1, с. 331—363;
Материал коллективного опыта и организующие его формы. —
В сб.: Очерки философии коллективизма, сб. 1. СПб., 1909;
Судьбы русского «идеализма» за последнее десятилетие. —
В сб.: Из истории новейшей русской литературы. М., 1910.
Лит.: Плеханов Г. В. О книге Э. Бугру. — Он же. Избр. филос.
произв., т. 3. М., 1957, с. 516-20.
В. Ф. Пустарнаков

БАЗИС И НАДСТРОЙКА— понятия марксистского
учения об обществе, обозначающие первичную и вторичную
структуры общественной формации (см. Формации обще-
ственные) и соответствующих конкретных обществ.
Базис формации — совокупность экономических, т.е.
общественных производственных, отношений определенного
исторического типа; совокупность экономических
отношений всех ее общественных укладов (см. Производительные
силы и производственные отношения). Надстройка — это
совокупность социальных, прежде всего политических и
правовых, отношений и форм общественного сознания.
Различаются две части надстройки: политико-юридическая и
идейная, представляющая философские, социологические,
политические, юридические, этические, религиозные и др.
учения. В духовной жизни общества такие учения наделены
идеологическим статусом, т.е. непосредственно участвуют в
формировании идеологических отношений и их
институциональных форм — правовой системы, государственных
и общественных учреждений и организаций и др. В ходе
взаимодействия базис и надстройкапричина и следствие
меняются местами. Базис определяет надстройку, а
последняя не только отражает и закрепляет базис, но и создает
(или тормозит) нормативно-правовые условия его развития.
В современном мире проблемы государственного
регулирования экономики (т. е. обратного влияния надстройки на
базис) приобретают универсальное значение.
Ю. К. Плетников

БАКРАДЗЕКонстантин Спиридонова (24 ноября 1898 — 28
апреля 1970) — грузинский философ. Окончил Тифлисскую
гимназию и философский факультет Тбилисского
университета (1922); в 1922—25 продолжал учебу в Германии,
занимался, в частности, в семинарах Э. Гуссерля. С 1940
заведующий кафедрой логики Тбилисского университета; доктор
философских наук. Автор трудов по истории западной
философии (работы о диалектике в немецком идеализме,
о системе и методе философии Гегеля, о современной
философии), по истории и теории марксистской философии
(работы о философских предшественниках марксизма, об
основных чертах марксистского диалектического метода и
философского материализма, о ленинской теории
отражения) и логике. Особенный резонанс в советской
философской литературе вызвала логическая концепция Бакрадзе,
согласно которой нет двух логик — формальной и
диалектической, есть одна логика, тогда как дисциплина
«диалектическая логика» — это метод познания в марксистской
теории, а не наука о правильном мышлении. Немецкую
классическую философию трактовал как единый
диалектический процесс, в котором отдельные системы составляют
моменты

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн