Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

целого.
Соч.: Избр. филос. труды, т. 1—4. Тбилиси, 1973—81; К
вопросу о соотношении логики и диалектики. — «ВФ», 1950, № 2;
Логика. Тбилиси, 1951; Очерки по истории новейшей и
современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960; Система и
метод философии Гегеля. Тбилиси, 1960.
Лит.: История философии в СССР. М., 1988, т. 5, кн. 2, с. 364,
367-70.
В. Ф. Пустарнаков

БАКУНИНМихаил Александрович [18 (30) мая 1814,
усадьба Премухино Тверской губернии — 19 июня (1 июля) 1876,
Берн, Швейцария] — русский философ, публицист, один
из идеологов революционного народничества и анархизма.
В 1829—34 учился в Артиллерийском училище в Петербурге.
По окончании его недолго служил в армии, в 1835 вышел

213

БАЛЛАНШ
в отставку, в 1840 уехал за границу Участник европейских
революций 1848 и 1849, сражался на баррикадах в
Праге и Дрездене. В 1849 арестован, в 1851 вьщан российским
властям. В 1851—57 в Петропавловской крепости, с 1857 в
ссылке, в Сибири. В 1861 совершил побег и через Японию и
Соединенные Штаты прибыл в Европу. Принимал участие в
работе Интернационала, но в 1872 исключен из него за
раскольническую деятельность.
Философские взгляды Бакунина развивались от
романтического неприятия действительности к гегельянскому
примирению с ней, затем к материализму и атеизму, к построению
социальной философии, где в качестве основных
рассматриваются такие законы общества, как социальная
солидарность и свобода. Неотъемлемый компонент свободы —
бунт. По мнению Бакунина, народ вполне дозрел до
социального переворота и готов его немедленно совершить. Нужен
лишь сигнал, чтобы начать восстание. Ожидаемый
революционный взрыв покончит с государством — главным
орудием социального угнетения, и освобожденные народные
массы сумеют в соответствии с имеющимися в их среде
идеалами построить новое общество. Бакунин выступал против
государственности как зла. Идеалом общественного
устройства считал свободную федерацию самодеятельных общин.
Соч.: Собр. соч. и писем, т. 1—4. М, 1934—35; Избр. соч.,
т. 1—5. Пб.—М., 1919—21; Философия. Социология.
Политика. М., 1989.
Лит.: СтекловЮ. М. Бакунин,т. 1—4. М., 1926—27; ПирумоваН.
Бакунин. М, 1966.
А. Д. Сухов

БАЛЛАНШ(Ballanche) Пьер-Симон (4 августа 1776, Лион —
9 июня 1847, Париж) — французский философ, представитель
христианского социализма. С 1816 жил в Париже. Согласно
Балланшу общество первично по отношению к индивиду,
однако оно заботится только о внешней стороне бытия
человека, заботу же о его внутреннем мире берет на себя религия.
Идеи мистиков (Беме, Сведенборга) о пророках, наделенных
даром духовного видения и нравственного преображения,
Балланш попытался соединить с развитой Кондорсе
концепцией прогресса. В социальном прогрессе он усматривал
действие Провидения, посылающего человеку испытания
ради его совершенствования. В «Опыте об общественных
установлениях в их отношении к новым идеям» (Essai sur les
institutions sociales dans leur rapport avec les idees nouvelles, 1817)
он отстаивал ценность новых литературных норм, новых
нравов и убеждений, в «Опытах социальной палингенезии» (Essai
de Palingenesie sociale. P., 1827—29) Балланш предсказывал
«начало новой эры», коренного перерождения мира.
Характерным для него является культ чувства и чувствительности,
искусства как синтезирующего знания, апология свободы и
демократии. Его воззрения оказали значительное влияние на
Ламенне, Леру Анфантена, Сен-Симона.
Соч.: В рус. пер.: О чувстве. Опыт об общественных
установлениях. — В кн.: Эстетика раннего французского романтизма.
М., 1982, с. 33-94.
Лит.: Frainnei H. Essai sur la philosophie de R-S. Ballanche. P., 1902.
Л/. Л/. Федорова

БАНДХА(санскр. bandha — закабаление) — четвертая из
семи категорий джайнской философии, означающая
результат инфильтрации кармической материи в дживу,
благодаря которой у дживы, действующей в симбиозе с
соответствующим психофизическим организмом, теряются ее
изначальные свойства. По «Таттвартхадхигама-сутре»
непосредственные причины бандхи — ложные воззрения,
нарушения нравственных правил, беспечность, омраченность
и активность (VIII. 1). В связи с этим различаются 5
«реализованных» карм, препятствующих познанию, 9
препятствующих «воззрению», 2 кармы чувственного, 28
«искажающих» карм, 4 кармы продолжительности жизни, 42 кармы
«свойств», 2 кармы семьи, 5 карм, задерживающих действие
(VIII. 6—14). Задача джайнского адепта — возвращение
души через избавление от бандхи к ее исходному
состоянию. В комментариях к «Санкхья-карике» 44 различаются
три вида бандхи: у тех, кто принимает за Пурушу,
соответственно, Пракрита, ее эманаты и надеются на накопленные
«обрядовые заслуги».
В. К Шохин

БАНЗЕН(Bahnsen) Юлиус (20 марта 1830, Тондерн,
Германия — 7 декабря 1881, Лауэкбург) — немецкий эстетик.
Изучал философию у Т. Фишера, с 1858 преподаватель гимназии
в Лауэнбурге. Будучи последователем Шопенгауэра и
полагая, что слепая воля — единственная реальность, он пытался
ее индивидуализировать и показать ее распадение на
множество отдельных воль, имеющих противоречивый характер.
Ядром действительности является противоречие. «Реальная
диалектика», которая развивается Банзеном, приводит к
метафизическому плюрализму и индивидуализму.
Противоречия между индивидуальными волями и внутри каждой
из воль не могут быть разрешены. В этом — исток его эти-
ко-эстетического анализа трагического, понимаемого как
основная характеристика бытия. Прекрасное — видимость
примирения противоречий, а соединение прекрасного и
трагического представлено в юморе, где дух возвышается над
волей и обладает совершенной ясностью о противоречиях и
трагичности мира. Нравственность предполагает действия
индивида, который исходит из своей воли, но одновременно
согласуется с волей других людей. Мир представляет собой
борьбу противоположных начал, а мир человека — борьбу
противоположных мотивов. С этим анализом
противоречивых мотивов связана развиваемая Банзеном характерология.
Соч.: Beitrage zur Charakterologie, Bd. 1—2. Lpz., 1867; Das Tragische
als Weltgesetz und der Humor als asthetische Gestalt der Metaphysik.
Lauenburg, 1877; Der Wideispruch im Wissen und Wesen der Welt,
Bd. 1-2. В., 1880-81; Wie ich wurde, was ich ward. Munch., 1905.
Лит.: Fechter P. Grundlagen der Realdialektik. Munch., 1906.
А. П. Огурцов

БАНФИ(Banfi) Антонио (30 сентября 1886, Вимеркат,
Милан — 22 июля 1957, там же) — итальянский
философ-марксист. С 1904 г. учился в Королевской научно-литературной
академии, которую окончил с дипломом по специальности
романская филология. Степень доктора философии (1910)
получил за исследование, посвященное философии Бугру,
Ренувье и Бергсона. Затем учился в университете
Фридриха Вильгельма в Берлине. Испытал воздействие философии
Зиммеля и Дильтея, но особенно сильное влияние на него
оказала феноменология Гуссерля, с которым его связывала
глубокая дружба. Банфи вел активную общественную и
политическую деятельность: боролся против фашизма в рядах

214

БАПТИЗМ
итальянского Сопротивления, был членом ЦК ИКП,
сенатором Итальянской Республики.
В первой своей работе «Философия и духовная жизнь»
(1922) Банфи дал анализ фундаментальных
философских проблем (онтологических, гносеологических,
нравственных) с точки зрения феноменологического метода.
В работах «Логические исследования Э. Гуссерля» (1922) и
«Чистая феноменология Э. Гуссерля и идеальная
автономия теоретический сферы» (1923) показал значение
феноменологии для выработки новой рационалистической
философии. В программном философском произведении
«Принципы теории разума» (1926) Банфи разрабатывает
метод «критического рационализма», ориентированный
на раскрытие конкретной структуры реального, на
исследование конкретной реальности, ее противоречий и
антиномических отношений между человеком и миром,
реальной и духовной жизнью, природой и культурой.
В последующие годы Банфи применяет метод
«критического рационализма» к различным сферам культуры —
эстетике, морали, литературе и др.
Банфи преподавал в лицеях Ланчано, Урбино, Иези,
Александрии, Милана, в Королевском высшем педагогическом
институте Флоренции, в университетах Генуи и Милана,
где он читал лекции по философии и эстетике. Вокруг
Банфи собралась группа учеников и последователей,
составивших ядро будущей «школы Банфи» (Д. Формаджо,
Э. Пачи,Д. Прети, Л. Раньони, Л. Анчески и др.).
Философия Банфи оказала заметное воздействие на современную
итальянскую и европейскую философию.
Соч.: Laricercadellarealta. Firenze, 1959; Saggisulmaixismo. Roma,
1960; La problematica dell’educazione e il pensiero pedagogico.
Firenze, 1961; I problemi di una estetica filosofia. Milano-Firenze,
1961; Vita di Galileo Galuei. Milano, 1962; Studi sulla filosofia del
Novecento. Roma, 1965; La filosofia e la vita spirituale. Roma, 1967;
Principi di una teoria della ragione. Roma, 1967; Scritti letterari.
Roma, 1970; La crisi della civilta boi^eze e il marxismo. Firenze,
1977; Избранное. М., 1965; Философия искусства. M., 1989.
Лит.: Antonio Banfi e il pensiero contemparaneo. Atti del convegno
di studi banfiani. Reggio Emilia, 13—14. Maggio, 1967.
K. M. Долгов

БАПТИЗМ(от греч. ВаятгСоэ — «погружаю в воду»,
«крещу») , крупнейшая протестантская церковь, возникшая как
радикальная ветвь английского пуританизма. Баптисты
потребовали полной независимости от светской власти,
замены прихода (parish-church) самоуправляющейся
церковной общиной (gathered-church), состоящей лишь
из «заново рожденных» верующих, которые сознательно
и публично приняли крещение. Изначально
определились две соперничавшие между собой формы баптизма.
1. Общие (генеральные) баптисты, убежденные, что Иисус
Христос искупил грехи всех людей и судьба христианина
зависит от его воли и поведения. Первая церковь общих
баптистов была образована в 1609 английскими
пуританами, переселившимися в Амстердам (в 1611 они
вернулись в Англию). 2. Частные (партикулярные) баптисты,
разделяющие учение Ж. Кальвина: искупительная жертва
Иисуса Христа касается лишь людей, от вечности
предопределенных Богом к спасению. Впервые частные
баптисты появились в Англии (1638) и впоследствии приобрели
доминирующее положение в баптизме.
В 1639 английский индепендент-эмигрант Роджер
Уильяме основал первую баптистскую церковь в Род-Айленде
(Новая Англия). Он вошел в историю как борец за
веротерпимость и свободу совести против местной
пресвитерианской (кальвинистской) олигархии. В 1707 была создана
Филадельфийская баптистская ассоциация, которая стала
ядром формирования партикулярных баптистов в США.
Специфика баптизма (демократичность организации,
строгая дисциплина в общинах, активное
миссионерство) обеспечила быстрый рост числа его приверженцев,
особенно среди американских негров, большинство
которых и поныне являются баптистами. В 18—19 вв. внутри
баптизма возникают новые толки (баптисты седьмого дня,
баптисты свободной воли, евангельские христиане и др.)
и группы инакомыслящих, впоследствии превратившиеся
в самостоятельные протестантские церкви: адвентисты,
Свидетели Иеговы, пятидесятники, которые в свою
очередь распались на многочисленные разновидности.
Американские баптисты сыграли главную роль в организации
Всемирного союза баптистов (1905), объединившего уже
около 7 млн верующих.
Баптистские теологи целеустремленно разрабатывали
проблемы личности, мировоззренческой ориентации
личности, психологии веры, свободы совести и т. п. Ярким
примером может служить знаменитая аллегория Д. Буньяна
(1628—88) «Путешествие пилигрима в небесную страну»,
в художественной форме изобразившая путь души к Богу.
Среди идеологов баптизма 20 в. и его оппонентов,
социальных философов и политических деятелей, во многом
определивших облик западной культуры, евангелические
проповедники Ч. Спёрджен и Б. Грэм, лидер социального
евангелизма У. Раушенбуш

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн