целого.
Соч.: Избр. филос. труды, т. 1—4. Тбилиси, 1973—81; К
вопросу о соотношении логики и диалектики. — «ВФ», 1950, № 2;
Логика. Тбилиси, 1951; Очерки по истории новейшей и
современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960; Система и
метод философии Гегеля. Тбилиси, 1960.
Лит.: История философии в СССР. М., 1988, т. 5, кн. 2, с. 364,
367-70.
В. Ф. Пустарнаков
БАКУНИНМихаил Александрович [18 (30) мая 1814,
усадьба Премухино Тверской губернии — 19 июня (1 июля) 1876,
Берн, Швейцария] — русский философ, публицист, один
из идеологов революционного народничества и анархизма.
В 1829—34 учился в Артиллерийском училище в Петербурге.
По окончании его недолго служил в армии, в 1835 вышел
213
БАЛЛАНШ
в отставку, в 1840 уехал за границу Участник европейских
революций 1848 и 1849, сражался на баррикадах в
Праге и Дрездене. В 1849 арестован, в 1851 вьщан российским
властям. В 1851—57 в Петропавловской крепости, с 1857 в
ссылке, в Сибири. В 1861 совершил побег и через Японию и
Соединенные Штаты прибыл в Европу. Принимал участие в
работе Интернационала, но в 1872 исключен из него за
раскольническую деятельность.
Философские взгляды Бакунина развивались от
романтического неприятия действительности к гегельянскому
примирению с ней, затем к материализму и атеизму, к построению
социальной философии, где в качестве основных
рассматриваются такие законы общества, как социальная
солидарность и свобода. Неотъемлемый компонент свободы —
бунт. По мнению Бакунина, народ вполне дозрел до
социального переворота и готов его немедленно совершить. Нужен
лишь сигнал, чтобы начать восстание. Ожидаемый
революционный взрыв покончит с государством — главным
орудием социального угнетения, и освобожденные народные
массы сумеют в соответствии с имеющимися в их среде
идеалами построить новое общество. Бакунин выступал против
государственности как зла. Идеалом общественного
устройства считал свободную федерацию самодеятельных общин.
Соч.: Собр. соч. и писем, т. 1—4. М, 1934—35; Избр. соч.,
т. 1—5. Пб.—М., 1919—21; Философия. Социология.
Политика. М., 1989.
Лит.: СтекловЮ. М. Бакунин,т. 1—4. М., 1926—27; ПирумоваН.
Бакунин. М, 1966.
А. Д. Сухов
БАЛЛАНШ(Ballanche) Пьер-Симон (4 августа 1776, Лион —
9 июня 1847, Париж) — французский философ, представитель
христианского социализма. С 1816 жил в Париже. Согласно
Балланшу общество первично по отношению к индивиду,
однако оно заботится только о внешней стороне бытия
человека, заботу же о его внутреннем мире берет на себя религия.
Идеи мистиков (Беме, Сведенборга) о пророках, наделенных
даром духовного видения и нравственного преображения,
Балланш попытался соединить с развитой Кондорсе
концепцией прогресса. В социальном прогрессе он усматривал
действие Провидения, посылающего человеку испытания
ради его совершенствования. В «Опыте об общественных
установлениях в их отношении к новым идеям» (Essai sur les
institutions sociales dans leur rapport avec les idees nouvelles, 1817)
он отстаивал ценность новых литературных норм, новых
нравов и убеждений, в «Опытах социальной палингенезии» (Essai
de Palingenesie sociale. P., 1827—29) Балланш предсказывал
«начало новой эры», коренного перерождения мира.
Характерным для него является культ чувства и чувствительности,
искусства как синтезирующего знания, апология свободы и
демократии. Его воззрения оказали значительное влияние на
Ламенне, Леру Анфантена, Сен-Симона.
Соч.: В рус. пер.: О чувстве. Опыт об общественных
установлениях. — В кн.: Эстетика раннего французского романтизма.
М., 1982, с. 33-94.
Лит.: Frainnei H. Essai sur la philosophie de R-S. Ballanche. P., 1902.
Л/. Л/. Федорова
БАНДХА(санскр. bandha — закабаление) — четвертая из
семи категорий джайнской философии, означающая
результат инфильтрации кармической материи в дживу,
благодаря которой у дживы, действующей в симбиозе с
соответствующим психофизическим организмом, теряются ее
изначальные свойства. По «Таттвартхадхигама-сутре»
непосредственные причины бандхи — ложные воззрения,
нарушения нравственных правил, беспечность, омраченность
и активность (VIII. 1). В связи с этим различаются 5
«реализованных» карм, препятствующих познанию, 9
препятствующих «воззрению», 2 кармы чувственного, 28
«искажающих» карм, 4 кармы продолжительности жизни, 42 кармы
«свойств», 2 кармы семьи, 5 карм, задерживающих действие
(VIII. 6—14). Задача джайнского адепта — возвращение
души через избавление от бандхи к ее исходному
состоянию. В комментариях к «Санкхья-карике» 44 различаются
три вида бандхи: у тех, кто принимает за Пурушу,
соответственно, Пракрита, ее эманаты и надеются на накопленные
«обрядовые заслуги».
В. К Шохин
БАНЗЕН(Bahnsen) Юлиус (20 марта 1830, Тондерн,
Германия — 7 декабря 1881, Лауэкбург) — немецкий эстетик.
Изучал философию у Т. Фишера, с 1858 преподаватель гимназии
в Лауэнбурге. Будучи последователем Шопенгауэра и
полагая, что слепая воля — единственная реальность, он пытался
ее индивидуализировать и показать ее распадение на
множество отдельных воль, имеющих противоречивый характер.
Ядром действительности является противоречие. «Реальная
диалектика», которая развивается Банзеном, приводит к
метафизическому плюрализму и индивидуализму.
Противоречия между индивидуальными волями и внутри каждой
из воль не могут быть разрешены. В этом — исток его эти-
ко-эстетического анализа трагического, понимаемого как
основная характеристика бытия. Прекрасное — видимость
примирения противоречий, а соединение прекрасного и
трагического представлено в юморе, где дух возвышается над
волей и обладает совершенной ясностью о противоречиях и
трагичности мира. Нравственность предполагает действия
индивида, который исходит из своей воли, но одновременно
согласуется с волей других людей. Мир представляет собой
борьбу противоположных начал, а мир человека — борьбу
противоположных мотивов. С этим анализом
противоречивых мотивов связана развиваемая Банзеном характерология.
Соч.: Beitrage zur Charakterologie, Bd. 1—2. Lpz., 1867; Das Tragische
als Weltgesetz und der Humor als asthetische Gestalt der Metaphysik.
Lauenburg, 1877; Der Wideispruch im Wissen und Wesen der Welt,
Bd. 1-2. В., 1880-81; Wie ich wurde, was ich ward. Munch., 1905.
Лит.: Fechter P. Grundlagen der Realdialektik. Munch., 1906.
А. П. Огурцов
БАНФИ(Banfi) Антонио (30 сентября 1886, Вимеркат,
Милан — 22 июля 1957, там же) — итальянский
философ-марксист. С 1904 г. учился в Королевской научно-литературной
академии, которую окончил с дипломом по специальности
романская филология. Степень доктора философии (1910)
получил за исследование, посвященное философии Бугру,
Ренувье и Бергсона. Затем учился в университете
Фридриха Вильгельма в Берлине. Испытал воздействие философии
Зиммеля и Дильтея, но особенно сильное влияние на него
оказала феноменология Гуссерля, с которым его связывала
глубокая дружба. Банфи вел активную общественную и
политическую деятельность: боролся против фашизма в рядах
214
БАПТИЗМ
итальянского Сопротивления, был членом ЦК ИКП,
сенатором Итальянской Республики.
В первой своей работе «Философия и духовная жизнь»
(1922) Банфи дал анализ фундаментальных
философских проблем (онтологических, гносеологических,
нравственных) с точки зрения феноменологического метода.
В работах «Логические исследования Э. Гуссерля» (1922) и
«Чистая феноменология Э. Гуссерля и идеальная
автономия теоретический сферы» (1923) показал значение
феноменологии для выработки новой рационалистической
философии. В программном философском произведении
«Принципы теории разума» (1926) Банфи разрабатывает
метод «критического рационализма», ориентированный
на раскрытие конкретной структуры реального, на
исследование конкретной реальности, ее противоречий и
антиномических отношений между человеком и миром,
реальной и духовной жизнью, природой и культурой.
В последующие годы Банфи применяет метод
«критического рационализма» к различным сферам культуры —
эстетике, морали, литературе и др.
Банфи преподавал в лицеях Ланчано, Урбино, Иези,
Александрии, Милана, в Королевском высшем педагогическом
институте Флоренции, в университетах Генуи и Милана,
где он читал лекции по философии и эстетике. Вокруг
Банфи собралась группа учеников и последователей,
составивших ядро будущей «школы Банфи» (Д. Формаджо,
Э. Пачи,Д. Прети, Л. Раньони, Л. Анчески и др.).
Философия Банфи оказала заметное воздействие на современную
итальянскую и европейскую философию.
Соч.: Laricercadellarealta. Firenze, 1959; Saggisulmaixismo. Roma,
1960; La problematica dell’educazione e il pensiero pedagogico.
Firenze, 1961; I problemi di una estetica filosofia. Milano-Firenze,
1961; Vita di Galileo Galuei. Milano, 1962; Studi sulla filosofia del
Novecento. Roma, 1965; La filosofia e la vita spirituale. Roma, 1967;
Principi di una teoria della ragione. Roma, 1967; Scritti letterari.
Roma, 1970; La crisi della civilta boi^eze e il marxismo. Firenze,
1977; Избранное. М., 1965; Философия искусства. M., 1989.
Лит.: Antonio Banfi e il pensiero contemparaneo. Atti del convegno
di studi banfiani. Reggio Emilia, 13—14. Maggio, 1967.
K. M. Долгов
БАПТИЗМ(от греч. ВаятгСоэ — «погружаю в воду»,
«крещу») , крупнейшая протестантская церковь, возникшая как
радикальная ветвь английского пуританизма. Баптисты
потребовали полной независимости от светской власти,
замены прихода (parish-church) самоуправляющейся
церковной общиной (gathered-church), состоящей лишь
из «заново рожденных» верующих, которые сознательно
и публично приняли крещение. Изначально
определились две соперничавшие между собой формы баптизма.
1. Общие (генеральные) баптисты, убежденные, что Иисус
Христос искупил грехи всех людей и судьба христианина
зависит от его воли и поведения. Первая церковь общих
баптистов была образована в 1609 английскими
пуританами, переселившимися в Амстердам (в 1611 они
вернулись в Англию). 2. Частные (партикулярные) баптисты,
разделяющие учение Ж. Кальвина: искупительная жертва
Иисуса Христа касается лишь людей, от вечности
предопределенных Богом к спасению. Впервые частные
баптисты появились в Англии (1638) и впоследствии приобрели
доминирующее положение в баптизме.
В 1639 английский индепендент-эмигрант Роджер
Уильяме основал первую баптистскую церковь в Род-Айленде
(Новая Англия). Он вошел в историю как борец за
веротерпимость и свободу совести против местной
пресвитерианской (кальвинистской) олигархии. В 1707 была создана
Филадельфийская баптистская ассоциация, которая стала
ядром формирования партикулярных баптистов в США.
Специфика баптизма (демократичность организации,
строгая дисциплина в общинах, активное
миссионерство) обеспечила быстрый рост числа его приверженцев,
особенно среди американских негров, большинство
которых и поныне являются баптистами. В 18—19 вв. внутри
баптизма возникают новые толки (баптисты седьмого дня,
баптисты свободной воли, евангельские христиане и др.)
и группы инакомыслящих, впоследствии превратившиеся
в самостоятельные протестантские церкви: адвентисты,
Свидетели Иеговы, пятидесятники, которые в свою
очередь распались на многочисленные разновидности.
Американские баптисты сыграли главную роль в организации
Всемирного союза баптистов (1905), объединившего уже
около 7 млн верующих.
Баптистские теологи целеустремленно разрабатывали
проблемы личности, мировоззренческой ориентации
личности, психологии веры, свободы совести и т. п. Ярким
примером может служить знаменитая аллегория Д. Буньяна
(1628—88) «Путешествие пилигрима в небесную страну»,
в художественной форме изобразившая путь души к Богу.
Среди идеологов баптизма 20 в. и его оппонентов,
социальных философов и политических деятелей, во многом
определивших облик западной культуры, евангелические
проповедники Ч. Спёрджен и Б. Грэм, лидер социального
евангелизма У. Раушенбуш