Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин

и его суровый критик Р. Нибур,
фундаменталист Д. Муди, модернист Ш, Мэтьюс,
негритянский лидер Букер Т. Вашингтон, борец против расизма
Мартин Л. Кинг, радиопроповедник Дж. Фолуэлл —
символ религиозных правых.
В середине 19 в. эмиссары Филадельфийской
ассоциации проникают на Европейский континент, прежде всего
в Германию и соседние страны, а с 1860-х гг. баптистские
миссионеры активно проповедуют на юге России. В 1874
под влиянием английского проповедника Г. Редстока в
Петербурге возникают группы евангельских христиан
(«редстокнеты», «пашковцы»), принявших вероучение
общих баптистов. В 1884 создается Союз русских баптистов.
Несмотря на активное противодействие Русской
Православной церкви и полицейские репрессии, к 1912 в России
насчитывалось около 120 тыс. частных баптистов и 30 тыс.
евангельских христиан.
Баптистские лидеры приветствовали крах российской
монархии и учреждение республиканского правления, всегда
составлявшего политический идеал баптизма.
Насильственной Октябрьской революции они противопоставляли
проповедь мирной «революции духа», следуя социальному еванге-
лизму У. Раушенбуша. В годы нэпа численность баптистской
церкви превысила полмиллиона человек. В кон. 1920-х гг.
репрессии возобновились, руководящие органы баптистов
и местные общины были распущены, многие баптисты
подверглись арестам и высылке в Сибирь и Среднюю Азию.
Как разновидность протестантизма баптизм
единственным источником вероучения признает Библию, отрицает
католическую (равно как и православную) доктрину спа-

215

БАРХИЙЙА
сения: спасает только личная вера — sola fide; отвергает
церковные таинства, культ святых, монашество,
почитание икон, священнические облачения и т. п. В баптистской
проповеди преобладают морально-назидательные темы.
Главный мотив: «Жить в мире, но быть не от мира сего»,
т.е. подчиняться земным законам, но сердце целиком
отдать Иисусу Христу. Влияние баптизма во многом
объясняется его организацией. Община (приход) состоит лишь
из людей, сознательно и публично принявших крещение.
Сплоченный коллектив «братьев и сестер», строго
соблюдающих нравственные нормы (отказ от пьянства,
сквернословия, грубости и т. п.), наделе проявляющих
добросердечие и взаимную заботу, привлекает людей, ощутивших
свою незащищенность, одиночество и несправедливость
«греховного мира». Долгом всех членов общины считается
миссионерская деятельность и религиозное воспитание в
семье. Баптисты, замеченные в греховном поведении,
подлежат наказанию, вплоть до исключения из церкви.
В 1944 баптисты и евангельские христиане были
объединены во Всесоюзный союз Евангельских христиан-баптистов
(ВСЕХБ), получивший официальный статус. Позже к нему
была присоединена часть пятидесятников (1945) и братские
менониты (1963). Искусственность такого конгломерата
быстро проявилась во внутренних трениях и расколах. В
начале 1990-х гг. ВСЕХБ распался. Ныне в России действует
примерно 2 000 баптистских общин, насчитывающих около
250 тыс. верующих. Наиболее крупные объединения
представлены конституированным в 1991 Союзом Евангельских
христиан-баптистов Российской Федерации и Союзом
Церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ). В последние годы численность
российских баптистов постепенно увеличивается.
Мировой баптизм сегодня — это крупнейшая протестантская
церковь, действующая во всех странах и регионах. Она
насчитывает свыше 40 млн верующих, три четверти которых
проживают в США.
Лит.: Буньян Дж. Духовная война. Путешествие пилигрима в
небесную страну. Бармен, 1921; КлибановА. И. История
религиозного сектантства в России. М., 1965. гл. 5; Кислова А. А.
Идеология и политика американской баптистской церкви. М.,
1967; Лялина Г. С. Баптизм: иллюзии и реальность. М., 1977;
Вероучение Евангельских христиан-баптистов. — «Братский
вестник», 1985; История евангельских христиан-баптистов в
СССР. М., 1989; История баптизма, сб., вып. 1. Одесса, 1996;
Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб.,
1997; Torbet Robert G. History of the Baptists. L., 1966; Vedder
Henrry C. A Short History of the Baptists. Valley Vorge, 1967.
Л. Н. Митрохин

БАРХИЙЙА, рабби Авраам (лат. Abraham Judaeus, или
Savasorda, арабское название его чина в Барселоне) (ок.
1065, Сория — между 1136 и 1143, Барселона) — еврейский
философ-неоплатоник, астроном, математик, библейский
экзегет. Знакомя еврейские общины севера Испании и юга
Франции с культурой испанских арабов, одним из первых
перешел с арабского на иврит. Сотрудничал с Платоном де
Тиволи в переводах с арабского и иврита на латынь. Ему
принадлежат сочинения «Расчет пути звезд», «Форма
земли», календарь («Книга интеркаляций»), космография
(география), «Книга основ познания», философские трактаты
«Книга откровенного знания» и «Книга созерцаний души».
Бар Хиййа видит в формах вселенной ступенчатую, но не
натуральную, а целенаправленно-волевую эманацию из
мира света через мир начал, ум и вселенскую душу вплоть
до вещей. Человеческая душа состоит из разумной,
похотливой и гневливой частей; грех возникает от тяготения
высшей части к низшим; избавление от него дано лишь
избранному народу. Исторично не только человечество, чьи
три эпохи отмечены сотворением Адама,
законодательством Моисея и грядущим приходом Мессии, но и
природа, с переходом от потенции к акту полнящаяся смыслом
и нравственностью.
Соч.: The meditation of the sad soul, trad. G. Wigoder. N.Y., 1969.
Лит.: Stitsrin L. A Judaism as a philosophy: The philosophy of
Abraham bar Hiyya. Brooklyn (N.Y.), 1960.
В. В. Бибихин

БАРДИЛИ(Bardili) Христоф Готфрид (18 мая 1761, Блаубей-
рен — 5 июня 1808, Мергелыитеттен) — немецкий философ.
Критиковал Канта за трактовку мышления исключительно
как субъективной способности познания. В своей системе
«чистого», или «рационального», реализма развивал идею,
согласно которой мышление существует независимо от
субъекта в качестве особой бессубстанциальной «мировой
логики» и ее «реальных идей», или онтологических
первообразов. Пронизывая все сущее, это мышление образует
восходящий ряд вещей: от бессознательной материи и
живых организмов до человеческого сознания, где мышление
впервые только и становится субъективной способностью.
Ее познавательное применение обусловлено чувственными
впечатлениями, доставляющими содержание
представлений. Способность мышления стремится растворить и
преодолеть это содержание, превратить его в ясные и
необходимые понятия о вещах, которые позволяют вспомнить и
довести до сознания «реальные идеи», или первообразы
вещей. Однако как в самих вещах, так и в содержании
познания сохраняется некий иррациональный остаток, темное
и бессознательное начало, непроницаемое для сознания и
понятий и потому исключающее их совпадение с вещами,
т.е. исключающее тождество мышления и бытия.
Соч.: Epochen der vorzuglichen philosophischen Begriffe. Halle,
1788; Allgemeine praktische Philosophie. Stuttg., 1795; Ursprung
des Begriffs von der Willensfreiheit. Stuttg., 1796; Uber die Gesetze
der Ideenassoziationen. Tub., 1796; Grundri? der ersten Logik…
Stuttg., 1800; Philosophische Elementarlehre, Bd. 1—2. Munch.,
1802—1806; Chr. G. Barduisund K. L. Reinholds Briefwechsel uber
das Wesen der Philosophie. Munch., 1804.
Лит.: KarschF. Chr. G. Bardili. Der Vertreter des logischen Realismus
im Zeitalter des deutschen Idealismus. Marburg, 1923 [Diss.]; Idem.
Chr. G. Bardilis logischer Realismus. — «Kant-Studien», Bd. 30,
1925, S. 437—452; Reininger R. Kant. Seine Anhanger und seine
Geener. Munch., 1923, S. 284-286.
В. А. Жучков

БАРРЕТ(Barrett) Уильям (30 декабря 1913, Нью-Йорк
— 8 сентября 1992, Территаун, штат Нью-Йорк) —
американский философ и историк философии. Баррет одним из
первых представил европейскую философию
экзистенциализма американской аудитории («Что такое
экзистенциализм?» — «What is Existentialism?», 1947). Позже он создал
свою концепцию в рамках философии экзистенциализма.
В центре его творчества — проблема отчуждения.
Отчуждение в современном обществе проявляется, по Баррету, в
разрушении аутентичности личности, утрате индивидом своего

216

БАРТ
«подлинного Я», а также в ощущении бессмысленности
существования. Вслед за Ясперсом он считает, что
основной источник отчуждения — это превращение техники в
самодовлеющую силу и разложение личности на
множество технических функций. Одним из источников
отчуждения выступает и рационалистическая философия. Баррет
полагал, что Платон и Аристотель придали разуму
уникальную способность постижения истины путем
отделения от нее мифических, религиозных и поэтических
элементов, с которыми она прежде была неразрывно связана.
От греческой философии (прежде всего аристотелевской
логики) берут начало европейская наука и зависимость
мышления от абстрактных моделей мира. Принятие
установок рационализма, концепций объективной истины, а
также объективного времени, пространства и
причинности заставляет человека жить не по аутентичным законам
его внутреннего мира, а по законам чуждой ему научной
картины мира. Так, Декарт перенес на философию
методы науки, распространив их на всю сферу
человеческого знания. В результате возник «технологический» дух
западной цивилизации, а рациональность стала
«безумной». «Шизофрения технологической культуры» кажется
всепоглощающей. Но человека невозможно полностью
разложить на функции и составляющие. Всегда
остается «нерастворимый» иррациональный остаток. Человек
внутренне свободен, но только в лоне «технологической»
культуры он этого не осознает. «Технологический» дух, по
Баррету, не следует развивать дальше, его следует
преодолеть. В 20 в. экзистенциализм в философии и модернизм в
искусстве отражают духовный кризис, порожденный рас-
колотостью человеческого духа, отчужденностью
человека от мира, от других людей и от самого себя.
Экзистенциализм и модернизм бросают вызов тому абстрактному
и упрощенному взгляду на человека, который берет
начало в картезианстве и продолжается в марксизме,
позитивизме, бихевиористской психологии, а также в других
выражениях «технологического» духа. Для современного
западного человека в его повседневной жизни, согласно
Баррету, спасением может стать личностное
мировосприятие и глубоко индивидуальное общение.
Соч.: Irrational Man: A Study of Existential Philosophy. N.Y., 1958;
Time of Need: Forms of Imagination in the XX-th Century. N.Y.,
1972. The Illusion of Technique. N.Y, 1978; Death of the Soul:
From Descartes to the Computer. N.Y, 1982.
Т. П. Лыфынцева

БАРСОВАнтон Алексеевич (1730, Москва — 21 января
1791, там же) — русский философ, лингвист, переводчик,
педагог. Учился в Славяно-греко-латинской академии и в
Петербургском Академическом университете. В 1753 стал
магистром философии и свободных наук и оставлен при
Академии для чтения лекций по математике и переводов
«ученых» сочинений. Ординарный профессор
красноречия Московского университета (с 1761). Почетный член
Йенского латинского общества, действительный член
Российской Академии (1783). Речью «О употреблении
красноречия в Российской империи» начал 30-летний курс
лекций, в который включал комментарии к сочинениям
Цицерона, Вергилия, Платона, Горация и Теренция.
Главный труд Барсова «Краткие правила российской
грамматики» (1771) служил основным учебником русского языка
в течение многих лет. Барсов много переводил (в т. ч. раздел
о метафизике из «Энциклопедии» Д. Дидро), писал,
произносил актовых речей («Собрание речей…», 1788),
проводя мысль о том, что философия «приобучает разум к
твердому познанию истины… испытует естество Божие,
рассматривает силы и свойства наших душ и из того
определяет наши должности в рассуждении Творца нашего».
В советской историографии делались неправомерные
попытки оценки философского и педагогического
творчества Барсова в русле просветительских и
материалистических идей.
Соч.: Речь магистра Антона Барсова, говоренная

Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать бесплатно, Новая философская энциклопедия. Том 1. В. Степин Философия читать онлайн