и его суровый критик Р. Нибур,
фундаменталист Д. Муди, модернист Ш, Мэтьюс,
негритянский лидер Букер Т. Вашингтон, борец против расизма
Мартин Л. Кинг, радиопроповедник Дж. Фолуэлл —
символ религиозных правых.
В середине 19 в. эмиссары Филадельфийской
ассоциации проникают на Европейский континент, прежде всего
в Германию и соседние страны, а с 1860-х гг. баптистские
миссионеры активно проповедуют на юге России. В 1874
под влиянием английского проповедника Г. Редстока в
Петербурге возникают группы евангельских христиан
(«редстокнеты», «пашковцы»), принявших вероучение
общих баптистов. В 1884 создается Союз русских баптистов.
Несмотря на активное противодействие Русской
Православной церкви и полицейские репрессии, к 1912 в России
насчитывалось около 120 тыс. частных баптистов и 30 тыс.
евангельских христиан.
Баптистские лидеры приветствовали крах российской
монархии и учреждение республиканского правления, всегда
составлявшего политический идеал баптизма.
Насильственной Октябрьской революции они противопоставляли
проповедь мирной «революции духа», следуя социальному еванге-
лизму У. Раушенбуша. В годы нэпа численность баптистской
церкви превысила полмиллиона человек. В кон. 1920-х гг.
репрессии возобновились, руководящие органы баптистов
и местные общины были распущены, многие баптисты
подверглись арестам и высылке в Сибирь и Среднюю Азию.
Как разновидность протестантизма баптизм
единственным источником вероучения признает Библию, отрицает
католическую (равно как и православную) доктрину спа-
215
БАРХИЙЙА
сения: спасает только личная вера — sola fide; отвергает
церковные таинства, культ святых, монашество,
почитание икон, священнические облачения и т. п. В баптистской
проповеди преобладают морально-назидательные темы.
Главный мотив: «Жить в мире, но быть не от мира сего»,
т.е. подчиняться земным законам, но сердце целиком
отдать Иисусу Христу. Влияние баптизма во многом
объясняется его организацией. Община (приход) состоит лишь
из людей, сознательно и публично принявших крещение.
Сплоченный коллектив «братьев и сестер», строго
соблюдающих нравственные нормы (отказ от пьянства,
сквернословия, грубости и т. п.), наделе проявляющих
добросердечие и взаимную заботу, привлекает людей, ощутивших
свою незащищенность, одиночество и несправедливость
«греховного мира». Долгом всех членов общины считается
миссионерская деятельность и религиозное воспитание в
семье. Баптисты, замеченные в греховном поведении,
подлежат наказанию, вплоть до исключения из церкви.
В 1944 баптисты и евангельские христиане были
объединены во Всесоюзный союз Евангельских христиан-баптистов
(ВСЕХБ), получивший официальный статус. Позже к нему
была присоединена часть пятидесятников (1945) и братские
менониты (1963). Искусственность такого конгломерата
быстро проявилась во внутренних трениях и расколах. В
начале 1990-х гг. ВСЕХБ распался. Ныне в России действует
примерно 2 000 баптистских общин, насчитывающих около
250 тыс. верующих. Наиболее крупные объединения
представлены конституированным в 1991 Союзом Евангельских
христиан-баптистов Российской Федерации и Союзом
Церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ). В последние годы численность
российских баптистов постепенно увеличивается.
Мировой баптизм сегодня — это крупнейшая протестантская
церковь, действующая во всех странах и регионах. Она
насчитывает свыше 40 млн верующих, три четверти которых
проживают в США.
Лит.: Буньян Дж. Духовная война. Путешествие пилигрима в
небесную страну. Бармен, 1921; КлибановА. И. История
религиозного сектантства в России. М., 1965. гл. 5; Кислова А. А.
Идеология и политика американской баптистской церкви. М.,
1967; Лялина Г. С. Баптизм: иллюзии и реальность. М., 1977;
Вероучение Евангельских христиан-баптистов. — «Братский
вестник», 1985; История евангельских христиан-баптистов в
СССР. М., 1989; История баптизма, сб., вып. 1. Одесса, 1996;
Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб.,
1997; Torbet Robert G. History of the Baptists. L., 1966; Vedder
Henrry C. A Short History of the Baptists. Valley Vorge, 1967.
Л. Н. Митрохин
БАРХИЙЙА, рабби Авраам (лат. Abraham Judaeus, или
Savasorda, арабское название его чина в Барселоне) (ок.
1065, Сория — между 1136 и 1143, Барселона) — еврейский
философ-неоплатоник, астроном, математик, библейский
экзегет. Знакомя еврейские общины севера Испании и юга
Франции с культурой испанских арабов, одним из первых
перешел с арабского на иврит. Сотрудничал с Платоном де
Тиволи в переводах с арабского и иврита на латынь. Ему
принадлежат сочинения «Расчет пути звезд», «Форма
земли», календарь («Книга интеркаляций»), космография
(география), «Книга основ познания», философские трактаты
«Книга откровенного знания» и «Книга созерцаний души».
Бар Хиййа видит в формах вселенной ступенчатую, но не
натуральную, а целенаправленно-волевую эманацию из
мира света через мир начал, ум и вселенскую душу вплоть
до вещей. Человеческая душа состоит из разумной,
похотливой и гневливой частей; грех возникает от тяготения
высшей части к низшим; избавление от него дано лишь
избранному народу. Исторично не только человечество, чьи
три эпохи отмечены сотворением Адама,
законодательством Моисея и грядущим приходом Мессии, но и
природа, с переходом от потенции к акту полнящаяся смыслом
и нравственностью.
Соч.: The meditation of the sad soul, trad. G. Wigoder. N.Y., 1969.
Лит.: Stitsrin L. A Judaism as a philosophy: The philosophy of
Abraham bar Hiyya. Brooklyn (N.Y.), 1960.
В. В. Бибихин
БАРДИЛИ(Bardili) Христоф Готфрид (18 мая 1761, Блаубей-
рен — 5 июня 1808, Мергелыитеттен) — немецкий философ.
Критиковал Канта за трактовку мышления исключительно
как субъективной способности познания. В своей системе
«чистого», или «рационального», реализма развивал идею,
согласно которой мышление существует независимо от
субъекта в качестве особой бессубстанциальной «мировой
логики» и ее «реальных идей», или онтологических
первообразов. Пронизывая все сущее, это мышление образует
восходящий ряд вещей: от бессознательной материи и
живых организмов до человеческого сознания, где мышление
впервые только и становится субъективной способностью.
Ее познавательное применение обусловлено чувственными
впечатлениями, доставляющими содержание
представлений. Способность мышления стремится растворить и
преодолеть это содержание, превратить его в ясные и
необходимые понятия о вещах, которые позволяют вспомнить и
довести до сознания «реальные идеи», или первообразы
вещей. Однако как в самих вещах, так и в содержании
познания сохраняется некий иррациональный остаток, темное
и бессознательное начало, непроницаемое для сознания и
понятий и потому исключающее их совпадение с вещами,
т.е. исключающее тождество мышления и бытия.
Соч.: Epochen der vorzuglichen philosophischen Begriffe. Halle,
1788; Allgemeine praktische Philosophie. Stuttg., 1795; Ursprung
des Begriffs von der Willensfreiheit. Stuttg., 1796; Uber die Gesetze
der Ideenassoziationen. Tub., 1796; Grundri? der ersten Logik…
Stuttg., 1800; Philosophische Elementarlehre, Bd. 1—2. Munch.,
1802—1806; Chr. G. Barduisund K. L. Reinholds Briefwechsel uber
das Wesen der Philosophie. Munch., 1804.
Лит.: KarschF. Chr. G. Bardili. Der Vertreter des logischen Realismus
im Zeitalter des deutschen Idealismus. Marburg, 1923 [Diss.]; Idem.
Chr. G. Bardilis logischer Realismus. — «Kant-Studien», Bd. 30,
1925, S. 437—452; Reininger R. Kant. Seine Anhanger und seine
Geener. Munch., 1923, S. 284-286.
В. А. Жучков
БАРРЕТ(Barrett) Уильям (30 декабря 1913, Нью-Йорк
— 8 сентября 1992, Территаун, штат Нью-Йорк) —
американский философ и историк философии. Баррет одним из
первых представил европейскую философию
экзистенциализма американской аудитории («Что такое
экзистенциализм?» — «What is Existentialism?», 1947). Позже он создал
свою концепцию в рамках философии экзистенциализма.
В центре его творчества — проблема отчуждения.
Отчуждение в современном обществе проявляется, по Баррету, в
разрушении аутентичности личности, утрате индивидом своего
216
БАРТ
«подлинного Я», а также в ощущении бессмысленности
существования. Вслед за Ясперсом он считает, что
основной источник отчуждения — это превращение техники в
самодовлеющую силу и разложение личности на
множество технических функций. Одним из источников
отчуждения выступает и рационалистическая философия. Баррет
полагал, что Платон и Аристотель придали разуму
уникальную способность постижения истины путем
отделения от нее мифических, религиозных и поэтических
элементов, с которыми она прежде была неразрывно связана.
От греческой философии (прежде всего аристотелевской
логики) берут начало европейская наука и зависимость
мышления от абстрактных моделей мира. Принятие
установок рационализма, концепций объективной истины, а
также объективного времени, пространства и
причинности заставляет человека жить не по аутентичным законам
его внутреннего мира, а по законам чуждой ему научной
картины мира. Так, Декарт перенес на философию
методы науки, распространив их на всю сферу
человеческого знания. В результате возник «технологический» дух
западной цивилизации, а рациональность стала
«безумной». «Шизофрения технологической культуры» кажется
всепоглощающей. Но человека невозможно полностью
разложить на функции и составляющие. Всегда
остается «нерастворимый» иррациональный остаток. Человек
внутренне свободен, но только в лоне «технологической»
культуры он этого не осознает. «Технологический» дух, по
Баррету, не следует развивать дальше, его следует
преодолеть. В 20 в. экзистенциализм в философии и модернизм в
искусстве отражают духовный кризис, порожденный рас-
колотостью человеческого духа, отчужденностью
человека от мира, от других людей и от самого себя.
Экзистенциализм и модернизм бросают вызов тому абстрактному
и упрощенному взгляду на человека, который берет
начало в картезианстве и продолжается в марксизме,
позитивизме, бихевиористской психологии, а также в других
выражениях «технологического» духа. Для современного
западного человека в его повседневной жизни, согласно
Баррету, спасением может стать личностное
мировосприятие и глубоко индивидуальное общение.
Соч.: Irrational Man: A Study of Existential Philosophy. N.Y., 1958;
Time of Need: Forms of Imagination in the XX-th Century. N.Y.,
1972. The Illusion of Technique. N.Y, 1978; Death of the Soul:
From Descartes to the Computer. N.Y, 1982.
Т. П. Лыфынцева
БАРСОВАнтон Алексеевич (1730, Москва — 21 января
1791, там же) — русский философ, лингвист, переводчик,
педагог. Учился в Славяно-греко-латинской академии и в
Петербургском Академическом университете. В 1753 стал
магистром философии и свободных наук и оставлен при
Академии для чтения лекций по математике и переводов
«ученых» сочинений. Ординарный профессор
красноречия Московского университета (с 1761). Почетный член
Йенского латинского общества, действительный член
Российской Академии (1783). Речью «О употреблении
красноречия в Российской империи» начал 30-летний курс
лекций, в который включал комментарии к сочинениям
Цицерона, Вергилия, Платона, Горация и Теренция.
Главный труд Барсова «Краткие правила российской
грамматики» (1771) служил основным учебником русского языка
в течение многих лет. Барсов много переводил (в т. ч. раздел
о метафизике из «Энциклопедии» Д. Дидро), писал,
произносил актовых речей («Собрание речей…», 1788),
проводя мысль о том, что философия «приобучает разум к
твердому познанию истины… испытует естество Божие,
рассматривает силы и свойства наших душ и из того
определяет наши должности в рассуждении Творца нашего».
В советской историографии делались неправомерные
попытки оценки философского и педагогического
творчества Барсова в русле просветительских и
материалистических идей.
Соч.: Речь магистра Антона Барсова, говоренная