Скачать:TXTPDF
Очерки по истории религии и атеизма. Арсен Аветисьянович Аветисьян

увековечения существовавшего порядка всегда стремились доказать естественный характер классовых различий. Еще в древнем политико-экономическом трактате «Гуаньцзы» говорится: «…Все в государстве не могут быть знатными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы и страна оставалась бы без выгоды… Но тогда народ не сможет сам управляться. Поэтому и различают знатных и низких, чтобы сознавать последовательность тех, кто выше, и тех, кто ниже»[148].

Социально-этические нормы конфуцианской религии были призваны «доказать» существование гармонии в отношениях между рабами и рабовладельцами, между беднотой и богачами, обосновать разумность, необходимость, вечность эксплуатации человека человеком.

В конфуцианской теологии значительное место уделяется разработке положения о божественном происхождении царской власти, характерного для всех восточных деспотий. Конфуцианская религия изображает царя божеством: «Суть государя — это ветер, суть малых— это нива. Ведь наклоняется же хлеб на ниве, когда веет ветер». В книге «Весна и осень» император именуется сыном неба, богом в образе человека, олицетворением неба, центром земли. Императору приписываются все свойства божества. Сын неба получает власть от неба; ему подчинены князья, а князьям народы.

Император является не только главой государства, но и первосвященником. Он стоит выше всех земных и небесных богов, власть его беспредельна. Император, Как сын неба, чтит своих предков — приносит жертвоприношения солнцу, луне, богам облаков, дождя, ветра и грома, а также земным богам Четырех стран света, поклоняется святым, Конфуцию, божеству Мекки, богам войны и т. д.

Наряду с обожествлением царя в религиозно-этическом учении конфуцианства важную роль играет культ предков, исходя из которого конфуцианство определяет отношения между старшими и младшими по чину и возрасту, между семьей и государством, между отцом и детьми. В канонических книгах конфуцианства, в частности в «Та Ио», говорится: если отец жив, следуй его воле; если его больше нет, следуй его делам. В течение трех лет не меняй пути отца. Чтить родителей при жизни, как надлежит, после их смерти похоронить, как надлежит, и приносить им жертвы, как надлежит. Если в семье существуют согласие и порядок, то существуют согласие и порядок в государстве; если этого нет, то нет семьи и государства, а без государства и семьи люди возвращаются к состоянию зверей. Поэтому необходимо «постоянно говорить о мире, государстве и семье. Корни мировой империи в отдельном государстве. Корни государства в семье». Старшими, которых надо было почитать, считались не только родители, но и князья, чиновники, император. «Служить отцу и матери изо всех сил, служить князю, отдавая целиком самого себя».

В конфуцианском культе предков имеется еще одна очень важная сторонаучение о любви, ставшее идеологическим оружием в руках китайского мандарината в деле порабощения народных масс Китая. Если бы все люди любили своих ближних и почитали старших, говорит Мэн-цзы, на земле не было бы страданий и несчастий. Любовь — это то, чем живет небо, его закон. Стремление к достижению любви — это то, чем живут люди. Тот, кто достигает любви, избирает добро и всеми силами следует ему. «Только тот может быть под небесами, кто обладает наиболее полной любовью, кто может дать посредством ее полное развитие своей природы… Любовь — это начало и конец всего; без любви ничто не могло существовать. Вследствие этого высший человек смотрит на достижение любви, как на самое лучшее в мире». В ханжеской проповеди всеобщей любви ярко проявляется классовая сущность конфуцианства, призывающего к любви между рабом и рабовладельцем, между крестьянином и помещиком. Эксплуататорские классы веками использовали конфуцианское учение о любви к ближнему, чтобы затушевать классовые противоречия, подавить протест народных масс.

Отдельные исследователи считают особенностью конфуцианства отсутствие бога в этой религии. Однако такой вывод не соответствует действительности. Профессор Фын Ю лань пишет: «В древности небо понималось как сознательное существо, управляющее миром. Конфуций придерживался этой же точки зрения. Мо Ди также соглашался с ней…»[149].

Характерно, что все небесные и земные боги, злые и добрые духи были расставлены конфуцианскими чиновниками по рангам и чипам. В конфуцианской религии духи делились на добрых шен и злых квей. Ритуалы обрядов были строго регламентированы и сосредоточены в руках жрецов-чиновников. Согласно конфуцианству, посредством обрядов и жертвоприношений небу и земле нужно служить богу, а посредством обрядов в храме — чтить своих предков.

Конфуцианство всегда было враждебным народу. О классовой сущности конфуцианства наиболее ярко свидетельствует то, что это учение стало государственной религией. Хотя Конфуций являлся исторической личностью, он государств иным декретом был возведен в боги, ибо «сам бог свидетельствовал в нем». В Пекине был воздвигнут храм Конфуция и его семидесяти учеников, и китайские императоры в этом храме совершали жертвоприношения. Храмы Конфуция существовали во всех больших городах Китая.

Правда, были периоды в истории Китая, когда конфуцианство преследовалось господствующими классами, однако они длились недолго и только поднимали авторитет конфуцианства. Например, во время правления императора Ши Хуан-ди (III в. до н. э.), боровшегося за объединение страны, проведшего ряд экономических и культурных реформ, конфуцианство, как учение, противодействующее новым веяниям, было запрещено. По приказу императора были сожжены все конфуцианские книги, казнены и сосланы многие конфуцианские ученые. В течение трех месяцев горели костры, на которых сжигались древние рукописи. Однако гонения только увеличили популярность конфуцианства. Вскоре все старые конфуцианские руководства были восстановлены, под влиянием изменившихся социальных условий конфуцианство стало сильнее, чем было.

В начале нашей эры влияние конфуцианства несколько пошатнулось в связи с проникновением в Китай буддизма. В IV в. буддизм широко распространяется как среди народных масс, так и в среде господствующих классов. Учение о непротивлении злу, о рабской покорности, лицемерная проповедь любви ко всем людям и ко всем живым существам, учение о перерождении и нирване были очень на руку китайским рабовладельцам.

Великий адский судья

Многие буддийские монахи стали помещиками. Однако в царствование династии Танов влияние буддизма было подорвано. С этого времени религиозное мировоззрение конфуцианства становится господствующим в Китае.

Кроме конфуцианской религии и буддизма, в Китае существовала и существует поныне даосская религия. Даосизм как религиозное течение возник в первых веках нашей эры в период распада рабовладельческого общества. На первом этапе своего развития даосизм служил народным массам знаменем в борьбе против конфуцианства как идеологии рабовладельцев. Особенное распространение он получил в эпоху феодализма. Даосизм вырос на собственно китайской почве, впитав элементы как древней религии, так и философских и мистических учений. Следует различать даосизм философский и даосизм религиозный. Мистифицировав учение Лао-цзы о дао и выхолостив из него материалистическое и атеистическое содержание, даосская религиозная секта превратила его в основу своей мистической философии о достижении человеком бессмертия Русский китаевед акад. В. П. Васильев указывает, что даосская религиозная секта понимала, что она не может бороться с конфуцианством, если не оспорит самые идеи его, если не придаст своим верованиям исторической опоры. Вот почему она выставила своим основанием Лао-цзы.

Впоследствии в даосизме сложилась сложная церковная система с монашеством, жреческой иерархией. Религиозный даосизм из социального и этического учения превратился в смесь диких суеверий. Если католическая церковь цинично обманывает мирян, торгуя индульгенциями, то даосская церковь занималась изготовлением и продажей «лекарств» и «эликсиров» для продления жизни, предсказаниями и магическими заклинаниями.

При династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) положение крестьянских масс еще больше ухудшилось. Разорение крестьян и долговая кабала резко увеличили количество рабов. Широко развилась работорговля. Появляются специальные работорговцы и рынки для рабов. В «Истории первой династии Хань» упоминается о том, что работорговцы одевают рабов в роскошные одежды и выставляют их в стойлах (на базарах. — А. А.). Как свидетельствуют древние китайские источники, бедняки, доведенные до отчаяния нищетой, продавали своих детей в рабство или убивали их, чтобы сократить подушный налог.

В 184 г. до н. э. вспыхнуло крупное народное восстание, во главе которого стоял даосский проповедник Чжань Цзио. Оно известно под названием восстания «желтых повязок», так как повстанцы носили желтые повязки. Волнения охватили большую часть империи.

Восставшие призывали к свержению существующего политического строя и к установлению нового общества, основой которого было бы всеобщее равенство. Старый порядок они именовали «серым небом», а новый — «желтым небом», т. е. борьба велась под религиозными лозунгами. Восставшие освобождали рабов, захватывали имущество богачей, убивали императорских чиновников, крупных землевладельцев и служителей религиозного культа. Чжань Цзио проповедовал идею всеобщего равенства, поэтому его учение получило название «путь великого благоденствия». Восстание «желтых повязок» длилось свыше 20 лет.

Естественно, что эти социальные сдвиги не могли не отразиться на идеологии. Усилились материалистические тенденции, обострилась идеологическая борьба. Против религиозного суеверия и мистики в I в. до н. э. выступил естествоиспытатель-атеист Хуань Тань. Поборник развития научных знаний, материалист, известный своим астрономическим учением, Хуань Тань в книге «Новые рассуждения» подверг резкой критике суеверия, мистику и невежество, насаждаемые конфуцианством и даосизмом.

Одним из крупнейших материалистов и атеистов древнего Китая был Ван Чун, живший в I ст. н. э. Этот период в истории Китая насыщен событиями: восстания «краснобровых», знаменитые реформы Ван Мана, гражданские войны и т. п. Материалистическое и атеистическое учение Ван Чуна развилось и укрепилось в борьбе против конфуцианской и даосской религиозной мистики и ханжества. Из многочисленных произведений Ван Чуна сохранилась единственная книга — «Критические рассуждения», в которой ярко проявилась боевая направленность творчества Ван Чуна, его непримиримость к суевериям и мистике. Критика Ван Чуном господствующей религиозной идеологии была отражением взглядов средних социальных слоев населения— земледельцев, средних чиновников, торговцев, связанных с развитием товарно-денежных отношений.

Исходным принципом философии Ван Чуна является признание реальности материального мира, возникновение и изменение которого не связаны со сверхъестественными силами. Все в мире материально и в своем движении и развитии подчинено закону необходимости.

Человек, как часть природы, в этом отношении не составляет исключения. Ван Чун был воинствующим атеистом. Он решительно боролся против обожествления неба конфуцианцами, против попыток установить зависимость законов природы и сознания человека от небесного владыки. Небо, утверждает Ван Чун, не может действовать сознательно, так как у него нет органов чувств, а без них невозможна разумная деятельность. В каком бы состоянии ни находилось небо — в твердом, газо- или дымообразном, оно является неодушевленным материальным телом. «Небо, — писал он, — не есть воздух, оно телесно. Небо расположено очень высоко и очень далеко от людей… Мир имеет шаровидную форму и измеряется градусами, а его высота измеряется определенным количеством ли. Если небо есть в действительности воздух, а воздух подобен облаку и дыму, то как же оно может измеряться в ли и градусах?.. Утверждение ученых о телесности неба имеет основание и не является ложным. Если исследовать именно этот вопрос, то станет ясным, что небо не есть

Скачать:TXTPDF

Очерки по истории религии и атеизма. Арсен Аветисьянович Аветисьян Философия читать, Очерки по истории религии и атеизма. Арсен Аветисьянович Аветисьян Философия читать бесплатно, Очерки по истории религии и атеизма. Арсен Аветисьянович Аветисьян Философия читать онлайн