Римской империи были сооружены алтари для поклонения живому императору, точнее — его гению. В связи с культом императора появляются новые жрецы — фламины, архиереи.
Новое духовенство организовывало специальные празднества, жертвоприношения и курения в честь обожествленных при жизни императоров. Умершему императору обязательно устраивался апофеоз, го есть торжественное сожжение трупа. Хотя римские обыватели, рабы и вольноотпущенники под страхом наказания выполняли религиозные обряды, но это носило формальный характер. Строгость соблюдения религиозных обрядов, особенно культа императоров, была обязательной для черни, то есть рабов и вольноотпущенников» Римские же принцепсы не верили в государственных богов. Тиберий, например, как указывает его биограф Святоний, вообще пренебрежительно относился к религии.
Праздник Вакха
Если даже римская государственная религия не смогла стать религией всей империи, то тем более не могла ею стать какая-нибудь из национальных религий покоренных Римом народов, хотя в этом направлении были сделаны некоторые попытки. Импорт восточных богов — Исиды, Озириса, Кибелы, Аттиса, Адониса и др. — временами был довольно значителен. Естественно, экзотические боги восточных народов на новом месте теряли многие самобытные, узконациональные черты.
Так, египетская богиня Исида на римской почве стала прообразом христианской девы Марии. Культ Исиды, как указывал А. Морэ, во многом напоминает христианство с «церемониями крещения, причащения, с проповедями и обрядами, спасающим человечество умерщвлением бога… Культ Исиды является чем-то вроде предхристианства»[255].
Культ Исиды был широко распространен по всему Средиземноморскому побережью. В. Тарн писал: «Исида была явлением, неизвестным ранее средиземноморскому миру, в доисторические времена, но однажды в нем показавшись, она уже его не покидала. Она была богиней женщин. Половина человеческого рода была лишена друга на небесах. Афина была богиней только мужчин; и если женщины призывали в муках родов Артемиду, то лишь за неимением какой-либо другой богини. Обыкновенная женщина имела мало общего с воинственной девственницей, которая покровительствовала искусству, или девственницей-охотницей, холодной, как посвященная ей луна; не больше она имела общего с богиней плодородия древнего матриархального века и даже с Афродитой, хотя люди могут, конечно, одухотворить, что угодно. Но теперь у женщины был друг, и величайший из всех, который может ее понять, который, как она сама, был женой и матерью и страдал, как она сама может страдать. Сама Исида не оставляет никакого сомнения в этом отношении: она «слава женщин», которая дает им «силу наравне с мужчинами». Ее исповедание, гимн Исиды, найденный в Иосе, говорит: «Я, Исида, Я та, кого женщины называют богиней. Я установила, что женщины должны быть любимы мужчинами. Я соединила жену и мужа, и я изобрела брачный контракт. Я установила, что женщины должны рожать детей и что дети должны любить своих родителей…» Известно много примеров, когда ее статуи (т. е. статуи Исиды) тоже служили изображениями Мадонны»[256].
Начиная с эпохи эллинизма процесс слияния религиозных культов усиливается. Синкретизм (слияние) неизбежно содействовал исчезновению узких, местных племенных черт национальных культов и появлению особенностей, соответствовавших новым потребностям и новым социальным условиям. Характерен следующий пример синкретизма: «Сие есть тело мое», «Сие есть кровь моя», — говорит Христос о хлебе и вине, однако задолго до появления христианства в древнем тексте сказано: «Ты — вино, но ты и не вино, ты — голова Афины Паллады; ты — вино, но ты и не вино, ты — внутренности Осириса»[257].
Богиня плодородия Церера
В I–II вв. н. э. социально-экономический кризис Римской империи обострился. Усилились противоречия между рабами и рабовладельцами. Один за другим вспыхивали восстания рабов. Восстававшие, к которым зачастую примыкали разорившиеся ремесленники и мелкие землевладельцы, не имели определенной программы и крепкой организации. Их борьба носила стихийный характер. В целях подавления движения рабов был издан закон, согласно которому в случае убийства рабовладельца даже неизвестным лицом казни предавались все рабы, принадлежащие убитому. Поражение восстаний рабов, особенно такого сильного, как восстание Спартака, вызывало у значительной части рабов настроения отчаяния, покорности судьбе. Отсюда отказ от активной борьбы и упование на чудо. Это явилось социальной основой нового религиозного течения I–II вв. н. э. — христианства.
О чистоте христианской религии не приходится говорить. Христианство в процессе своего становления впитывало в себя не только различные элементы языческих культов Востока, но и многое из наследия Греции и Рима, о чем речь пойдет во второй части нашей книги.
Религиозные движения среди рабов в большинстве случаев были связаны с восточными религиями. В них рабов привлекали, во-первых, культ загробной жизни, воскресение мертвых, личное бессмертие, во-вторых, идея единобожия.
Вера в воскресение мертвых и почитание мощей вошли в христианскую догматику. Идею богочеловека и единобожия задолго до христианства проповедовала персидская религия маздаизма, или парсизма. По маздаистским легендам, Митра — бог света (прообраз. Христа) — подчинен верховному правителю мира Ахура-Мазде (Армузду). Последний, как воплощение доброго начала, противопоставляется злому началу — тьме, мраку, силам зла — богу Аихра-Майнью (Ариману). Из маздаизма христианство заимствовало и такие религиозные обряды, как отпевание и таинственные трапезы.
Экономическое и социальное разложение Римской империи неизбежно вело к духовному упадку. От былых республиканских прав и обычаев не осталось и следа. Сенаторы и всадники, составлявшие ничтожное меньшинство населения империи, занимали все командные посты. Эти два сословия владели сказочными богатствами, дворцами, землями, рабами. Образ жизни римских рабовладельцев ничем не отличался от образа жизни царей и вельмож Востока. Римские завоевания непомерно увеличили количество рабов, так как римляне всех жителей покоренных стран обращали в рабов. Цены на рабов были очень низкими. Римские рабовладельцы цинично делили орудия труда на три вида: безгласные — заступы, лопаты, топоры; полугласные — волы, лошади и гласные — рабы, обладающие речью. Раб не имел права жениться, владеть собственностью. По римскому закону все, что добывает или зарабатывает раб, принадлежит господину. Известный римский мыслитель Колумелла в труде «О сельском хозяйстве» описывает тяжелую жизнь рабов, которых ежедневно, и по воскресеньям и в праздники, в оковах выгоняли на работу в сопровождении надсмотрщиков, вооруженных бичами и палками.
Таким образом, в период зарождения христианства Римская империя переживала тяжелый кризис. Победа христианства ускорила духовное одичание Рима.
Примечания
1
В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 117.
2
Н. С. Хрущев, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 годы, М., 1959, стр. 16.
3
См. К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные письма, М., 1948, стр. 73.
4
В. И. Ленин, Соч., т. 29, стр. 438.
5
К. Маркс и Ф. Энгельс о религии», М., 1955, стр. 94.
6
К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные письма, стр. 75.
7
К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные письма, стр. 74.
8
Там же, стр. 79.
9
В. Тарн, Эллинистическая цивилизация, М., 1949, стр. 184.
10
В. Гордон Чайлд, Археологические документы по предыстории науки. «Вестник истории мировой культуры», 1957, № 1, стр. 36.
11
См. В. Вундт, Зачатки философии и философия первобытных народов, в кн.: «Общая история философии», т. I, СПб., 1910.
12
См. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, М., 1952, стр. 299.
13
К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения в двух томах, т. I, М., 1948, стр. 309.
14
И. Сталин, Вопросы ленинизма, М., 1953, стр. 595.
15
Б. А. Тураев, Древний Египет, Пг., 1922, стр. 8–9.
16
Б. А. Тураев, Древний Египет, стр. 16.
17
«Древнеегипетская повесть о двух братьях» (под общей редакцией Б. А. Тураева), М., 1917.
18
См. Б. А. Тураев. Египетская литература, М, 1916, стр. 10.
19
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, М., 1955, стр. 445.
20
При раскопках в Египте обнаружили мумию, у которой вместо сердца был вложен камень как свидетельство того, что умершего считали человеком злым и жестоким (см. Гуго Глязер, Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова, М., 1956, стр. 14).
21
См. «Хрестоматию по истории древнего мира», М., 1950, стр. 51–53.
22
Сб. «Древний Восток», М., 1950, стр. 47–48.
23
Б. А. Тураев, История древнего Востока, т. I, Л., 1935, стр. 245.
24
Б. А. Тураев, История древнего Востока, т. I, стр. 235.
25
Джемс Генри Брэстед, История Египта, т. I, М., 1915, стр. 224–225; Б. А. Тураев, История древнего Востока, т. I, стр. 241.
26
См. И. М. Лурье, «Беседа разочарованного со своим дулом», «Труды отдела Вое: ока», т. I, Эрмитаж, Л., 1939, стр. 141–151; Б. А. Тураев, Египетская литература, т. I, М., 1920, стр. 70–71.
27
Б. А. Тураев, Египетская литература, т. I, стр. 68–70.
28
Там же, стр. 70.
29
См. И. М. Лурье, «Беседа разочарованного со своим духом», «Труды отдела Востока», т. I, Эрмитаж, стр. 148.
30
Сб. «Вопросы истории религии и атеизма», № 3, М., 1956, стр. 387–388.
31
Сб. «Древний Восток», стр. 48.
32
Гуго Глязер, Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова, стр. 111.
33
Джемс Генри Брэстед, История Египта, т. II, М., 1915, стр. 41.
34
См. Б. А. Тураев, История древнего Востока, т. I, стр. 285.
35
«Всемирная история», т. I, М., 1955, стр. 350.
36
См. Б. А. Тураев, История древнего Востока, т. I, стр. 216.
37
Сб. «Вопросы истории религии и атеизма», № 5, М., 1958, стр. 400.
38
«Древний мир в памятниках его письменности», ч. I, Восток, М., 1915, стр. 57.
39
К. Маркс, Капитал, т. I, Л., 1952, стр. 517. Прим. 5.
40
См. Ю. П. Францов, К эволюции древнеегипетских представлений о земле, «Вестник древней истории», 1940, № 1, стр. 46–51.
41
Джемс Генри Брэстед, История Египта, т. II, стр. 37.
42
См. Лев Мечников, Цивилизация и великие исторические реки, М., 1924, стр. 198.
43
«Древний мир в памятниках его письменности», ч. I, Восток, стр. 128.
44
«Древний мир в памятниках его письменности», ч. I, Восток, стр. 130.
45
Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, стр. 299.
46
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXI, ч. I, стр. 45.
47
См. Г. Винклер, Вавилонская культура, М., 1905, стр. 21–22.
48
И. М. Волков, Законы вавилонского царя Хаммураби, М., 1914, стр. 3.
49
Г. Винклер, Вавилонская культура, стр. 30.
50
М. Ж. Масперо, Древняя история народов Востока, М., 1895, стр. 295–896.
51
Д. П. Шантепи де ла Соссей, История религии, т. I, М., 1899, стр. 240–241.
52
«История философии», т, I, М., 1957, стр. 41–42.
53
Б. А. Тураев, История древнего Востока, т. I, стр. 141–142.
54
В. В. Струве, «Диалог господина и раба о смысле жизни», сб. «Религия и общество», Л., 1926, стр. 58.
55
Б. А. Тураев, История древнего Востока, т. I, стр. 143–145; В. В. Струве, «Диалог господина и раба о смысле жизни», сб. «Религия и общество», стр, 41–59.
56
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. IX, стр. 351.
57
К. Маркс, Капитал, т. 1, стр. 366.
58
Н. К. Синха и А. Г. Канерджи, История Индии, М., 1954, стр. 39.
59
С. Радхакришнан, Индийская философия, т. I, М., 1956, стр. 60.
60
Там же, стр. 61.
61
А. Барт, Религия Индии, М., 1897, стр. 43; Д. П. Шантепи де ла Соссей, История религии, т, II, М., 1899, стр. 34.
62
С. Радхакришнан, Индийская философу, т. I, стр. 81.
63
С. Радхакришнан, Индийская философия, т. I, стр. 69.
64
«Законы Ману» (перевод с санскритского Эльмановича), «Труды Общества русских ориенталистов», 1913, № 1, стр. 87.
65
«Законы Ману», «Труды Общества русских ориенталистов», 1913, № 1,