часто называют веком образования. Ныне образование рассматривается как реализация неотъемлемого права человека. Человек не бывает от природы тем, кем он должен быть, поэтому он нуждается в образовании. Человек воспитывает, как часто выражаются, свою вторую натуру, вторую природу. Вопрос в том, какой он сделает эту вторую свою натуру. Поднимется ли он всего лишь чуть-чуть выше своих природных оснований? Или же овладеет специализированным знанием, усвоит ценности и науки, и культуры, и практики?
В наши дни мало кто сомневается в том, что действительное образование делает человека соучастником в знании целого. Образование включает человека в деяния человечества, а потому цель образования — человечность.
Единство истины, красоты и добра
Но что такое человечность? Кажется, все согласны, что отличительными признаками истинно человеческого являются три главные ценности — истина, красота и добро, которые дополняют друг друга. Встаньте на почву истины, и путеводными звездами засияют красота и добро. Перемещаясь в сторону красоты, вы обнаружите, что она нацеливает на глубокую мысль и нравственную чистоту. Наконец, в стремлении к добру вам весьма кстати окажутся истина и красота. Истина не есть красота, а красота не сводится к добру, но тем не менее каждая из трех ценностей в определенном смысле указывает на другую. Человек достигает полноты жизни в единстве всех ценностей, добиваясь их гармонии, взаимоусиления, резонанса.
Разумеется, истина, красота и добро — это идеалы, рядом с которыми постоянно находятся их антиподы: заблуждение, безобразное и зло. К какому полюсу будет стремиться человек — это, естественно, дело его выбора, его свободы, его ответственности перед собой лично и перед другими.
Будущее — за творчеством
В 1997 году в Сингапуре состоялась Всемирная конференция по проблемам мышления. Сингапур — страна маленькая, да к тому же почти напрочь лишенная природных ресурсов. Однако страна процветает, а объясняют это тем, что Сингапур по уровню общей образованности занимает первое место в мире. Тем не менее власти Сингапура обеспокоены будущим, стремятся определить новые горизонты образования. Видят же они их во всемерном внедрении в образование творческих методов.
Характерная черта современной мировой ситуации — это неопределенность, многообразие связей. Чтобы успешно ориентироваться в этих условиях, требуется нестандартность мышления, способность к дискуссиям, отказ от безумной зубрежки и заучивания. А это означает, что студенту приходится много самому работать, не удовлетворяться готовыми ответами, почерпнутыми из учебников.
Образование — это творчество.
Непрерывность образования, самообразование
Образование все в большей степени становится непрерывным, оно берет свое начало в детстве и устремляется вслед за человеком в его старость. Теперь уже всем ясно, что невозможно раз и навсегда закончить свое образование. «Век живи — век учись» — гласит старинная пословица. В наши дни она приобретает, однако, новое звучание. Дело не просто в постоянной учебе, а в ее умелом налаживании. На каком-то этапе, чаще всего после окончания учебного заведения, человек становится учителем самого себя, он вынужден заниматься самообразованием («я буду учить себя так-то и так»).
Образованный человек из года в год наращивает свои усилия, расширяет свою библиотеку, приобретает и новые интересы. Сплошь и рядом результаты самообразования оказываются столь впечатляющими, что человек, прошедший школу самообразования, вспоминает свои институтские или техникумовские достижения с улыбкой.
Место философии в образовании
На первый взгляд, достаточно полное усвоение данных разнообразных наук, искусств, практик — дело абсолютно безнадежное. Но выход из ситуации есть, и состоит он в своеобразном отказе от многознания (как часто говорят, многознание не есть знание). Человек в отличие от компьютера не просто накапливает знания, а «сворачивает» их, обобщает, выделяет принципы и способы оперирования с ними. Так поступает и математик, и физик, и психолог, и социолог, и вообще каждый человек. «Свертку» знания можно провести в любой науке, с любыми сведениями. Максимально же емкую «свертку» дает человеку философия. Именно в своей философии человек имеет все присущее ему ценностное богатство в максимально концентрированном виде. В быстро изменяющемся, насыщенном неопределенностями и риском мире ничто и никто не ориентирует человека более действенно, чем философия. Философия скрепляет знания человека в единое целое, без нее знание рассыпается.
Образование — это ответственность
Кажется, нет такой страны, где были бы довольны состоянием образования. Везде ищут новые пути образования, новые ориентиры. В дискуссиях, похоже, главный из них более или менее точно определен. Речь идет о понимании образования как ответственности.
В Новое время цель образования видели в приобретении хороших, исчерпывающих знаний. Идеал правильного знания был затем переплавлен в идеал приобретения правильных практических навыков. В последние годы все чаще требуют соединения образования с этикой. «Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой, — подчеркивал великий физик А. Эйнштейн, — и помочь ясно осознать ее значение — главная задача образования». Но в наши дни наиболее развитая этика — этика ответственности. Поэтому образование выступает как ответственность.
Перед кем ответственен преподаватель? Перед студентом и своей совестью. Перед кем ответственен студент? Перед преподавателем и своей совестью в первую очередь.
Наша страна находится на переломе своей истории, ее будущее зависит от образованности каждого россиянина.
Основные выводы
• Цель образования — максимально развить человеческие качества.
• Вершина человечности — единство истины, красоты и добра.
• Творчество — необходимая черта образования.
• Образование — это счастливый удел человека, на каком бы этапе своей сознательной жизни он не находился.
• Образование в его наиболее концентрированном виде есть философия.
• Образование — это реализация ответственности человека.
Основные термины
ТВОРЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ
НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ
Вопросы и задания
1. Часто спорят, что лучше: иметь очень хорошую специализированную подготовку или же универсальное образование. А каково ваше мнение?
2. Французский писатель Г. Флобер утверждал: «Все, что прекрасно, — нравственно». Рассмотрите правомерность (неправомерность) этого суждения на примерах.
3. В чем вы видите смысл творчества в образовании?
4. Каким образом вы реализуете ценность самообразования?
5. Какое место занимает философия в вашем образовании? Изменилось ли ваше представление о значении философии в образовании за последний год?
6. Образование — это ответственность. Попытайтесь найти короткое, лаконичное определение образованию, которое было бы лучше приведенного.
7. Сопоставьте определение «образование — это ответственность» со следующими двумя определениями: «образование — это передача знаний», «образование — это подготовка к практике жизни». Какие достоинства и недостатки вы видите в каждом их трех определений философии?
Заключение. Философия в современном мире
Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к ее идеям, стремиться выявить, постигнуть и развить глубинные смыслы своего собственного бытия.
Философия есть творчество в понимании человеком жизни и обеспечении ее достоинства. Философия направлена против краха, кризиса, упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Философия есть творчество в обретении человеком свободы и ответственности. В современном мире с его многообразием знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров осуществление желаемого синтеза сопряжено с определенными трудностями. Но решать философские проблемы надо, ибо в противном случае человеку уготовлено безвольное барахтанье в оврагах технократизма и моральной неполноценности.
Много раз пытались найти философии равноценную замену, но все эти попытки заканчивались полнейшими неудачами. Не надо искать замену философии, она прославила себя в веках, намного целесообразнее направить усилия на усвоение ее достижений и дальнейшее развитие. Вся человеческая жизнь в целом становится в философском отношении все более насыщенной.
Чем больше в мире новаций, творчества, тем больше философия необходима человеку. Это в полной мере относится к молодым. Кто более других дерзает? Молодые. Где их дерзость находит максимальную поддержку? В философии. В философии не легкомысленной, не бездумной, а наполненной глубокими жизненными исканиями. Юный Ромео, влюбленный в Джульетту, назвал философию «несчастья сладким молоком». В беззаботной легкой жизни чудный голос философии заглушается выкриками необузданных страстей и грубых поступков. Но как только человек возвращается к самому сокровенному в себе, так сразу же в шумовом оркестре жизни философские мелодии начинают звучать и весомо, и привлекательно.
Философия не повинна в том, что некоторые воспринимают ее золотые башни, выложенные из истины, красоты и добра, за каменные стены. Высоты философии манят не всех, это так. Но кто к ним стремится, тот подобно смелому альпинисту, совершающему восхождение, открывает ранее неведомое. Дерзайте, кто смел!
Курс философии в таблицах
Таблица 1. Четыре эпохи в философии
Таблица 3. Средневековая философия
Таблица 4. Философия Нового времени
Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Ку-занский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.
Таблица 6. Философия о человеке
Таблица 7. Философия об обществе
Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.
Таблица 8. Три главные ценности
Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.
Таблица 9. Философия о красоте
Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.
Таблица 11. Три концепции чувственного познания
Таблица 12. Что такое рациональное познание?
Таблица 13. Три современные концепции истины
Таблица 15. Уровни научного исследования
Таблица 16. Три теоретических метода
Таблица 20. Второй (неприродный) пол
Таблица 21. Две интерпретации образования
Приложение 2. Советы студентам
1. Относитесь к изучению философии максимально серьезно. Поставьте перед собой цель понять основные идеи великих философов. При должной целеустремленности эти идеи доступны каждому студенту.
2. Составьте себе представление о структуре учебника, внимательно ознакомьтесь с его оглавлением. Обратите особое внимание на названия глав. В кратком виде они дают представление о содержании курса философии. Научитесь пользоваться приложениями.
3. При подготовке к учебным занятиям сначала бегло ознакомьтесь с содержанием очередной главы, а затем приступайте к тщательной проработке материала.
4. Читайте учебник абзацами. Прочитайте абзац, задумайтесь, выделите его главное положение, выработайте свое личное отношение к нему (согласны ли вы с ним, нравится ли оно вам).
5. Стремитесь выразить главное положение кратко, одним предложением. Затем конкретизируйте его. Чем больше вы обнаружите проявлений главной идеи, тем лучше. Значит, эта идея приобретает в ваших представлениях должный вес.
6. Старайтесь разглядеть философское содержание везде — в излагаемых дисциплинах, в газетных статьях, романах и детективах, позициях политиков и ваших друзей, в своих собственных воззрениях.
7. Изучая философию, стремитесь к основательности, открытости, справедливости. Путь постижения философии требует и монолога (размышлений про себя) и диалога (общения с другими). С самим собой каждый может поговорить в любое удобное ему время. Намного сложнее обстоит дело с налаживанием диалога. Здесь нет другого пути, кроме как