Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Основы философии. Канке Виктор

искать себе интересных собеседников. В первую очередь это великие философы, в философском отношении их никто не может заменить. Желательно поэтому не упускать всякую возможность ознакомления с воззрениями выдающихся философов. Чтение книг самих великих философов или же книг и статей о них — для читателя это также участие в диалоге. Разумеется, заочный диалог с профессиональными философами желательно дополнить живым разговором с друзьями, родителями, преподавателями.

8. Следуйте древнему призыву: «познай себя». Это предполагает внимательнейшее и критическое отношение к своему собственному уровню философствования. «Каковы мои главные ценности?» — вот главный вопрос к себе философски настроенного человека.

9. Учитесь философствовать, философствуйте каждый день, не довольствуйтесь соблазнами технической цивилизации. Благородное философствование не умаляет, а украшает человека.

Приложение 3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования

Обязательный минимум содержания

Предмет философии. Основные вехи мировой философской мысли. Природа человека и смысл его существования. Человек и бог. Человек и космос. Человек, общество, цивилизация, культура. Свобода и ответственность личности. Человеческое познание и деятельность. Наука и ее роль. Человечество перед лицом глобальных проблем.

Требования к знаниям и умениям

Иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

Иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии.

Иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении.

Иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды.

Знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе.

Приложение 4. Программа курса философии

Тема 1. Что такое философия?

Тема 2. Античная философия

Тема 3. Средневековая философия

Тема 4. Нововременная философия

Тема 5. Философия наших дней

Тема 6. Философия человека, общества и истории

Тема 7. Философия как аксиология

Тема 8. Философия познания и науки

Тема 9. Философия языка

Тема 10. Философия техники

Тема 11. Философия природы

Тема 12. Второй пол и философия

Тема 13. Философия образования

Примечание. Содержание тем совпадает с содержанием одноименных глав учебника.

Тема 1. Что такое философия?

Смысл слова «философия». Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Примеры философствования. Научная, чувственно-эстетическая и морально-практическая ориентации философии. Мировоззренческая, методологическая, гуманистическая и практическая функции философии. Назначение философии: возвышение человека, обеспечение его совершенствования.

Тема 2. Античная философия

Античная натурфилософия. Возникновение философии как результат творчества древних греков. Проблема единого и многого. Единое как: материальные субстанции (милетцы), числа (Пифагор), монолитное целое (элеаты), атомы и пустота (Левкипп и Демокрит).

Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля. Сократ о душе человека. Этика Сократа. Диалектика Сократа. Смерть Сократа: его следование принципу ненасилия.

Концепции идей Платона. Понимание идей как предела становления вещей и как порождающей модели класса вещей. Интерпретация на основе концепции идей природы космоса, человека и общества.

Учение о формах Аристотеля. Четыре типа причин. Логика, этика и учение об обществе Аристотеля.

Философия эллинизма. Киники, эпикурейцы, стоики и скептики о смысле жизни. Неоплатонизм. Принцип Единого — Блага. Характерные черты античной философии.

Тема 3. Средневековая философия

Философия и религия. Основные библейские идеи философского значения; монотеизм, теоцентризм, креационизм, вера, добрая воля, этика морального долга, совесть, любовь, надежда, духовность человека, символизм. Можно ли доказать существование Бога?

Тема 4. Нововременная философия

Философия эпохи Возрождения. Основные идеи: сдвиг в сторону антропоцентризма, понимание человека как творческой личности, эстетическое отношение к действительности, гуманизм.

Философия от Декарта до Канта (XVII–XVIII вв.). Философия Декарта: ясность идей — врожденное качество человека; дедукция; сравнение знания с фактами; человек разумный. Концепция чувственного познания Локка. Противостояние сенсуалистов и рационалистов. Галилей и Ньютон — создатели теоретической механики. Природа идеализации. Выработка нового юридического мировоззрения. Философия Канта: совокупные способности души, познавательные способности, априорные принципы, этика.

Философия от Гегеля до Ницше. Гегель: философия должна стать универсальной наукой, логикой идей. Философия Маркса: общественный труд как базис общества, критика капитализма, практика как критерий истины. Концепция сверхчеловека Ницше как последний всплеск и закат философии Нового времени.

Характерные черты нововременной философии: антропоцентризм, гносеологическая установка, выработка методов познания, стремление устроить жизнь человека на ясных и разумных началах.

Тема 5. Философия наших дней

Феноменология. Философия Гуссерля. Интерес феноменологов к «работе», специфике сознания. Обогащение потока феноменов за счет воображения. Выработка эйдоса, его обозначение высказываниями. Оценка предмета созерцания на основе выработанного эйдоса. Критика обеднения жизненного мира в абстракциях науки и поверхностном понимании техники.

Герменевтика. Бытие человека в мире сущностей. Его вопрошание. Соотносительность человека и мира (вещей). Заброшенность человека в мире, его забота, страх, временность. Горизонты человека и вещи. Понимание как интерпретация на основе вовлеченности человека в традицию, его образования, вкуса, таланта.

Аналитическая философия. Анализ языка. «Логико-философский трактат» Витгенштейна и его основные идеи: язык как граница мышления, соответствие предложений фактам, отнесение эстетического, этического и религиозного к сфере мистики. Логический позитивизм: отрицание философии, аналитические и синтетические предложения, принцип проверяемости, физикализм. Постпозитивизм: гипотетико-дедуктивное построение теории, ее фальсификация, сменяемость теорий и научно-исследовательских программ, научные революции. Философия естественного языка позднего Витгенштейна: значение слова как его употребление, «семейное сходство» слов.

Постмодернизм. Протест против логоцентризма, единообразия, авторитетов, устоявшихся норм власти. Метод деконструкции Дерриды. Сближение философии с поэтикой. Эстетика возвышенного Лиотара.

Философия в России. Основные положения диалектического и исторического материализма (первичность материи, познаваемость мира, практика как критерий истины, законы диалектики, определяющая роль в обществе экономического базиса, социалистические идеалы). Основные черты русской философии: идеал цельности, положительного единства. Оправдание абсолютного добра, соборность, интуитивизм, сближение истины с праведностью, космизм. Философия B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева.

Восточная философия. Основные черты индийской философии. Формула: «Атман есть брахман». Основные черты китайской философии, ее этическая направленность. Соотношение западной и восточной философий.

Тема 6. Философия человека, общества и истории

Выбор начала систематического философствования.

Философия человека. Человек как микрокосмос и единство души и тела. Средневековая философия: трехчастность человека — духовность, душа, тело. Человек разумный (Новое время). Человек как сосредоточие общественных отношений (Маркс). «Сверхчеловек» (Ницше). Бессознательноебазис человека (Фрейд). Человек с позиций герменевтики, феноменологии, аналитической философии и постмодернизма. Человек, его уникальность и универсальность, историчность и творчество.

Философия общества. Соотношение личности и общества. Социальные действия и их смысл. Понимание общества в античности (идея справедливости), средневековье (идея «града земного»), Новом времени (концепция общественного договора) и в наши дни (идея ценностных установок).

Философия истории. Различные концепции историчности общества: цикличность (античность), разрыв цикличности библейскими историями (средние века), линейность и прогрессивность (Новое время), нелинейность (современность). Единство и многообразие истории. Запад — Россия — Восток.

Тема 7. Философия как аксиология

Учение о ценностях. Термин «аксиология». Характеристика природы ценности. Ценность как интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Измерение ценностей. Чувства, эмоции, воля, сомнение, идеал и цель как ценности.

Философия искусства. Цивилизация и культура. Красота как эстетическая ценность. Характеристика красоты в различных философских направлениях и системах (от античности до современности).

Философия практики. Практика как деятельность человека по достижению цели. Структура практики: субъект, цель, целенаправленная деятельность, средства практики, объект практического действия, результат практики. Выяснение ценности практики в процессе философской интерпретации. Добро как основная ценность практики. Изменение представлений о добре (от античности до наших дней). Измерение добра. Справедливость, свобода и ответственность как идеалы практики. Этика ответственности: классическая и неклассическая концепции.

Тема 8. Философия познания и науки

Философия познания. Чувственное познание по Локку, Канту и Гуссерлю. Ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение. Природа понятия. Понятие как мысль-обобщение, позволяющее объяснить факты. Единство чувственного и рационального познания. Память и воображение, интуиция. Творчество. Строение психики: бессознательное, сознательное и надсознательное. Природа истины. Три концепции истины (концепция соответствия, когеренции, прагматизма). Шкала истинности. Вчувствование, объяснение, понимание. Многомерность истины.

Философия науки. Наука как деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Эмпирический уровень научного познания: эксперимент, наблюдение, моделирование, измерение. Теоретический уровень научного познания. Эмпирические и теоретические законы. Методы научного познания: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный. Соотношение теории и практики. Идеалы и этика ученого. Философия, религия и наука.

Тема 9. Философия языка

Философия имени. Имя как выражение сущности вещи. Имя как знак. Имя как символ мира.

Философия предложения. Предложение и его функция истинности/ложности. Значение и смысл предложения. Семантика и синтаксис.

Философия ценностных установок. Выражение ценностных установок в языке. Прагматика. Язык как символ нашей жизни. Метаязык и объектный язык. Единство и многообразие языков. Формализованное и коммуникативное назначение языка.

Тема 10. Философия техники

Становление философии техники. Техника как символ деятельности человека, его ценностей. Техника как освоение вещества, энергии, информации. Критика техницизма Гуссерлем и Хайдеггером. Г.П. Ще дровицкий о достоинствах технического подхода. Можно ли заменить человека техническим устройством? Техника и этика. Моральные кодексы.

Тема 11. Философия природы

Характеристика термина «природа». Исторические формы отношения человека к природе (от античности до наших дней). Концепция ноосферы В.И. Вернадского. Синергетиканаука о сложном. Гипотеза Большого взрыва. Уровни организации природы. Пространство и время. Природа и ответственность человека. Экологическая, биологическая, медицинская этики.

Тема 12. Второй пол и философия

Вторая, социальная природа мужчин и женщин. Господство мужчин над женщинами. Феминизмборьба женщин за свои права. Характеристика ценностей, на основе которых формируются представления о мужественности и женственности. Философия любви.

Молодость как социальная черта молодых. Ценности молодых: жизненная непосредственность, поддержка групповой идентичности, протест против стандартов, игривость и пр. Молодежная философия как реакция на вызов современности.

Тема 13. Философия образования

Цель образования — человечность. Соотношение подготовки и образования. Единство истины, красоты и добра в образовании. Будущее — за творчеством. Непрерывность образования, самообразование. Место философии в образовании. Образование — это ответственность.

Приложение 5. Примерное почасовое планирование кнрса философии (для вариантов I/II/ III

Приложение 6. Методические заметки (для преподавателей)

Глубокоуважаемые коллеги! Позвольте в порядке заочного обмена опытом преподавания философии сформулировать ряд суждений и пожеланий.

• На наш взгляд, часто возобновляемый спор о необязательности и даже противопоказанности изучения философии в средних специальных учебных заведениях лишен серьезных оснований. Американец М. Липман разработал курс «Философия для детей». Согласно его рекомендации, уроки философии вводятся с первых классов школы. Накоплен уже солидный положительный опыт, о котором хорошо написала Н.С. Юдина (см.: Юдина Н.С. Философия для детей // Вопросы философии. 1993. № 9. С. 151–158). В свете этого никак нельзя приветствовать от лучение от философии юношей и девушек, получающих среднее специальное образование. Надо полагать, они способны превзойти детишек в понимании всего того, что можно назвать миром философии.

• Противники преподавания философии в средних специальных, или, как их теперь принято называть, профессиональных учебных заведениях, возможно, излишне благодушно относятся к тому мировоззренческому хаосу, в который ввергается каждый, кто получает современное образование, высшее или среднеспециальное, с его разветвленной дисциплинарной структурой. На студента чуть ли не ежедневно обрушивают поток разнообразных сведений, плохо согласующихся ценностных установок, противоположных по смыслу призывов и лозунгов. Преподавание философии

Скачать:PDFTXT

Основы философии. Канке Виктор Философия читать, Основы философии. Канке Виктор Философия читать бесплатно, Основы философии. Канке Виктор Философия читать онлайн