вряд ли способно навести в этом потоке идеальный порядок, но по крайней мере снабдит студента инструментарием для его более или менее сознательного отношения к миру множащихся частностей, неопределенностей, разветвлений. С этой точки зрения преподаванию философии нет альтернативы. Соответственно нет альтернативы и работе преподавателя философии. Эту работу может выполнить только он, никто другой из числа преподавателей нефилософских дисциплин.
• Преподавать философию следует серьезно и основательно. Другого не дано. К сожалению, постоянно множатся попытки предложить студентам какие-то до смешного упрощенные курсы философии. Это приводит к тому, что от подлинной философии ничего не остается. Следует иметь в виду, что за последние два-три десятилетия произошла существенная интенсификация преподавания учебных дисциплин в средних специальных учебных заведениях. Это относится и к естественным, и к техническим дисциплинам. Студенты изучают интегральное и дифференциальное исчисление, теорию информации. Им, как показывает практика, вполне посильна нормальная философия. Философия, адаптированная к условиям среднего учебного заведения, но не перестающая быть полноценным курсом философии.
• Авторам учебников и учебных пособий по философии, преподавателям философии следует быть, на наш взгляд, крайне осторожными в адаптации курса философии. Особенно много негативных последствий несет с собой желание изобрести некоторую синтетическую философию, которая, якобы, содержит в себе разом достоинства всех философских систем. При ближайшем рассмотрении выясняется в таких случаях, что за мировую философию выдается недостаточно прорефлексированная точка зрения. Современная философия имеет плюралистический характер. Это — фундаментальный для преподавания философии факт, причем независимо от типа учебного заведения, где это преподавание осуществляется. Именно поэтому в нашем учебнике плюрализму современной философии уделяется первостепенное внимание.
• Преподавание философии в различных странах мира сейчас ведется по двум вариантам, которым дали название «немецкого» и «американского». «Немецкий» вариант преподавания философии заключается в историко-философской проблематизации курса философии. «Американский» вариант состоит в изложении курса аналитической философии, с позиций которой рассматриваются не столь уж частые вкрапления историко-философского материала.
• В нашем учебнике вполне сознательно используется «немецкий» вариант, который характерен для абсолютного большинства европейско-континентальных стран. Вместе с тем в учебнике должное внимание уделяется аналитической философии. Ее достижения, безусловно, пора включать в российские учебники философии. В то же время вряд ли целесообразно в России, являющейся крупнейшей европейской державой, слепо следовать по пути американского философского изоляционизма.
• Рискуя вызвать на себя огонь безжалостной критики, мы тем не менее считаем необходимым высказать свое мнение об использовании в преподавании философии ориентации на диалектический материализм (ради краткости изложения не упоминаем исторический материализм) и русскую философию.
Диалектический материализм сейчас находится в кризисе. Преподавателю философии истоки такого положения дел, очевидно, хорошо известны. Сложнее понять, что косметический ремонт использовавшихся в советское время курсов диалектического материализма, изобиловавших догматическими отсылками к произведениям классиков марксизма-ленинизма, мало что дает. Российским философам-профессиналам предстоит весьма объемная работа по осмыслению достижений и недостатков диалектического материализма советского периода. Насколько нам известно, пока такая работа далека от своего завершения, в создавшихся условиях преподавателю философии ничего не остается как на свой страх и риск вырабатывать собственное отношение к диалектическому материализму. На наш взгляд, диалектический материализм в современном его виде не является достойной альтернативой достигшей высокого уровня развития западной философии.
Немало методических затруднений связано с осмыслением педагогической ценности русской философии. Особенно неуместны две крайности. Во-первых, противопоставление России с философской точки зрения остальному, особенно западному, интеллектуальному миру. Во-вторых, отрицание за русской философией ее смыслообразующей функции в российском менталитете. Неуместны как слепое преклонение перед философией Запада, так и российский философский ура-патриотизм. В этой связи нам представляется разумным рассматривать русскую философию в контексте мировой философской мысли.
• О дефиците учебного времени. Абсолютное большинство преподавателей философии жалуются, причем вполне справедливо, на дефицит учебного времени. Часто слышится риторический вопрос: разве можно за 32 часа обучить философии. Действительно, отводимые на изучение философии 32–40 учебных часов лекционно-семинарских занятий ставят преподавателя философии в положение своеобразного цугцванга: не хочется как обеднять курс философии (с тем чтобы «уложиться» в отведенное на занятия учебное время), так и преподавать полноценный курс философии, который окажется изученным лишь частично. Положение трудное, но не катастрофическое.
Во-первых, успешное преподавание философии, рост авторитета преподавателя философии, безусловно, открывает путь к увеличению объема учебного времени, отводимого на изучение философии. Во-вторых, всякий дефицит учебного времени не закрывает пути педагогического творчества, поиска наилучших путей преподавания.
На наш взгляд, даже в условиях бесспорного дефицита учебного времени не следует отказываться от ориентации на изучение не исковерканного, а полноценного учебного материала. В этой связи часть материала должна быть предоставлена студенту для простого чтения. Студент должен ознакомиться с каждой главой учебника, но отнюдь не обязательно включать в вопросники к зачетам и экзаменам все содержание учебника. Многое может быть использовано в качестве материала для сообщений, докладов, рефератов, конференций. В связи с различным почасовым планированием курса философии мы привели три варианта указанного планирования. Разумеется, каждый преподаватель, руководствуясь федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, волен по-своему проводить почасовое планирование курса основ философии.
• Об относительно самостоятельных структурных компонентах учебника. Главы и темы учебника скомпонованы таким образом, что они образуют относительно самостоятельные структурные компоненты. Это, в частности, две части учебника: «Основные этапы философии» (темы 2–5) и «Систематический курс философии» (темы 6-13). Так как вторая часть является во многих отношениях продолжением первой, то ее неразумно изучать в качестве самостоятельного курса философии. В случае острейшего дефицита учебного времени мы рекомендуем считать основой учебника именно первую часть.
При трехчастном делении материала учебника выделяются три большие структурные единицы: темы 1–5, темы 1–8, темы 1-13 (весь учебник). Темы 1–8 дают достаточно исчерпывающие сведения о состоянии современной философии, ее основных «болевых» точках.
• Против безымянной философии. Преподавание многих учебных дисциплин является в значительной степени безымянным. Имя того или иного ученого упоминается разве что в случае, когда оно присвоено закону (например, законы Ньютона, Менделя и т. п.). Практика преподавания философии показывает, что безымянная философия скучна и лишена значимых ориентиров. Имена философов должны быть на слуху. Это справедливо по отношению к выдающимся философам, к тому же приводимые имена философов запоминаются, иногда бессознательно, студентами и позволяют им даже спустя годы иметь представление о структуре философии.
Мы доводим до сведения читателя достаточно много имен выдающихся философов. Имеется в виду, что для студента учебник является маленькой энциклопедией. Думается, преподаватель должен определиться: вклад каких именно философов в современную культуру должен знать студент. Наш минимальный список имен философов видится таким: Сократ, Платон, Аристотель (античность), Христос (начало новой эпохи), Декарт, Локк, Кант, Гегель, Маркс, Ницше (Новое время), Гуссерль, Хайдеггер, Витгенштейн, Деррида (XX в.), Соловьев, Бердяев, Лосев (русская философия).
• О языке философии. Язык философии достаточно специфичен, он содержит много слов греческого и латинского происхождения и уже по этой причине многим кажется трудным. Практика преподавания философии показывает, что совершенно неразумно стремиться во всех случаях греческие и латинские термины переиначивать на русскоязычный манер. Поступив таким образом, мы бы отлучили студентов от оригинальной философской литературы. И это вместо того чтобы, наоборот, предоставить им необходимый инструментарий для чтения философских книг и статей. Языку философии следует учить со всей тщательностью филологов, не оставляя без разъяснения ни один термин.
• Преподавание философии должно быть интересным. Это аксиома. Но когда именно преподавание философии является интересным? Хайдеггер как-то разъяснял, что философский интерес имеет место там, где человек встречается с сущим. Речь идет не об эмоциях, которые тут же сменяются равнодушием и безразличием, а об устойчивом интересе. Когда философский энтузиазм преподавателя находит не случайный, а вполне оправданный отклик в душе студента. Когда для обоих, преподавателя и студента, философия становится откровением, поднимающим на новые научные, эстетические и нравственные высоты.
Глубокоуважаемые коллеги! Из тех многочисленных инстанций, перед которыми мы ответственны, наиглавнейшей является студент. Дело наше относится к числу благороднейших.
Приложение 7. Годы жизни выдающихся философов(в хронологическом порядке)
Античность до н. э.
Фалес (624–546)
Парменид (540–470)
Гераклит (535–470)
Зенон(510–430)
Сократ (469–399)
Демокрит (460–371)
Платон (427–347)
Аристотель (384–322)
Эпикур (341–270)
Цицерон (106-43)
Сенека (4 до н. э.-65 н. э.)
Плотин (204–270)
Августин А. (354–430)
Боэций А. (480–524)
Авиценна (980-1037)
Ансельм (1033–1109)
Абеляр П. (1079–1141)
Аверроэс (1126–1198)
Фома Аквинский (1221–1274)
Оккам У. (1280–1349)
Возрождение и Новое время
Кузанский Н. (1401–1464)
Фичино М. (1433–1499)
Бруно Дж. (1548–1600)
Бэкон Ф. (1561–1626)
Гоббс Т. (1588–1679)
Декарт Р. (1596–1650)
Спиноза Б. (1632–1677)
Локк Дж. (1632–1704)
Лейбниц Г. (1646–1716)
Юм Д. (1711–1776)
Гольбах П. (1723–1789)
Кант И. (1724–1804)
Фихте И. (1762–1814)
Гегель Г. (1770–1831)
Шеллинг Ф. (1775–1854)
Шопенгауэр А. (1788–1860)
Фейербах Л. (1804–1872)
Маркс К. (1818–1883)
Пирс Ч. (1839–1914)
Джемс У. (1842–1910)
Ницше Ф. (1844–1900)
Соловьев B.C. (1853–1900)
Новейшее время
Фрейд 3. (1856–1939)
Гуссерль Э. (1859–1938)
Бергсон А. (1859–1941)
Лосский И.О. (1870–1965)
Рассел Б. (1872–1970)
Бердяев Н.А. (1874–1948)
Флоренский П.А. (1882–1937)
Витгенштейн Л. (1889–1951)
Хайдеггер М. (1889–1976)
Карнап Р. (1891–1970)
Лосев А.Ф. (1893–1988)
Гадамер Г. (1900)
Поппер К. (1902–1994)
Сартр Ж.-П. (1905–1980)
Куайн У. (р. 1908)
Кун Т. (р. 1922)
Фуко М. (1926–1984)
Хабермас Ю. (р. 1929)
Деррида Ж. (р. 1930)
Ленк Г. (р. 1935)
Примечание. Разумеется, приведенный перечень содержит элементы произвола, ибо выдающихся философов было и есть намного больше, чем здесь указано. Перечисленные шесть десятков имен дают читателю легкообозримую хронику. Изучающему философию следует в ней ориентироваться.
Великие философы (до XX века)
Сократ (469–399 до н. э.). Сократ на суде: «Я вам сказал: не шумите, афиняне!».
Казнен в Афинах, будучи обвиненным в растлении молодежи. Открыл сущность человека. Человек — это душа, по возможности благая и совершенная.
Платон (427–347 до н. э.). «В род богов никому не позволено попасть, если он не занимается философией».
Платон — это псевдоним Аристокла. Своему псевдониму Платон обязан мощным телом и широким лбом. Платон — ученик Сократа. Пытался внушить идею о правителе-философе тирану Сиракуз Дионисию I, но был продан им в рабство. По освобождении основал академию.
Разработал концепцию идей, без которой немыслима современная цивилизация.
Аристотель (384–322 до н. э.). «Искать истину — и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина».
Эти слова Аристотеля выгравированы на здании Национальной академии наук в Вашингтоне.
Учился в академии Платона 20 лет. Был наставником Александра Македонского. Обладал энциклопедическими познаниями.
Разработал концепцию формы как динамической сущности единичных вещей. Превратил в науку логику и этику.
Провел обобщение философских воззрений античных авторов.
Эпикур (341–270 до н. э.). «Пусть никто не откладывает философию в юности…».
Философией начал заниматься с 14 лет, приобщал к ней рабов. Основал школу своего имени. По преданию перед смертью лег в ванну с горячей водой, выпил вина, пожелал друзьям не забывать его учений и скончался.
На основе атомизма разработал этическую концепцию отсутствия страданий, покоя души.
Плотин (204–270). «Старайтесь воссоединиться с божественным, которое внутри вас, с божеством, которое есть универсум». Последние слова, сказанные Плотином перед смертью.
В Риме открыл философскую школу. Был добр и легкодоступен, в том числе подросткам. Мечтал создать для философов специальный город — Платонополис. Учил своих учеников преодолевать земные измерения жизни.
Разработал учение о Едином-Благе и достижении его в