отчетливо (лат.).
9
Это прекрасно выяснено в труде кн. Е. Трубецкого «О смысле жизни». См. ниже в гл. VI.
10
Эту же позицию в русском богословии с большой настойчивостью развивал М. М. Тареев. См. о нем в моей «Истории русской философии», т. II.
11
Доведение до абсурда (лат.).
12
См. об этом мой этюд «Проблема космоса в христианстве» (Православная мысль).
13
Только верою (лат.) — только верою спасется человек (главный тезис протестантизма).
14
Логос, пневма (греч.), здесь: Слово-Бог, Святой Дух.
15
См. среди других работ труд Hugo Rahner «Mythes grecs et mysteres chretiens». Trad. fr, 1954, а также работы Dolger’a.
16
Ко всей этой проблеме см. материал, указанный мной в ранней моей книге «Проблема психической причинности» (Киев, 1914, гл. III, § 26, с. 352-362). «Не восприятия надо объяснять из ощущений, а ощущения из восприятии» — таков был тезис в указанной моей работе.
17
Как невозможно отодвигать объект познания от субъекта, так невозможно и слишком их сближать.
18
В русской литературе с большой глубиной анализировал различную значимость двух аспектов в исходном материале познания А. А. Козлов. См. о нем в моей «Истории русской философии» (Т. II, ч. II, гл. VII).
19
Если верно, что уже у Платона (как это убедительно показал Natorp в книге «Platos Ideenlehre») было учение об a priori, то все же только у Канта это понятие получило точный и определенный смысл.
20
Сам Гуссерль не входил в эту тему, между тем феноменологическая редукция не может быть отделена от исследований диалектических соотношений в сфере идей. Гуссерль должен быть восполняем всем тем, что развивал Гегель.
21
См. подробности в моей «Истории русской философии». Том II ч. IV, гл. III.
22
Чтобы понять позицию кн. Е. Трубецкого, надо иметь в виду, что он все асе далек от гносеологического пантеизма, чего не могла избежать близкая в этих пунктах система Гегеля. О Е. Трубецком см. подробности в моей книге «История русской философии».
23
Тут кстати напомнить учение П. Я. Чаадаева и Н. И. Пирогова о «мировой мысли», оплодотворяющей индивидуальные сознания. О Чаадаеве и Пирогове см. мою «Историю русской философии». Т. I.
24
Букв.: в середину вещей (лат.), в самую суть.
25
Тайна, внушающая трепет (лат.).
26
Страх создал богов (лат.).
27
Психология восприятия (нем.).
28
Потустороннее (нем.).
29
С наибольшей четкостью трансцендентализм в отношении религиозной сферы выразил Г. Гурвич в своем этюде об этом (см. Совр. Зап. 29—1926 г.; см. также мою «Историю русской философии», т. I, с. 242). О трансцендентальном a priori в религиозном сознании писал и о. С. Булгаков в «Свете Невечернем», но позже, насколько я знаю, он больше никогда не возвращался к этому своему учению.
30
Посюстороннее (нем.).
31
Все, чего может достигнуть наша мысль, чтобы охватить Бога вне мира, нам дано лишь в Откровении; если не принимать этого самооткровения Бога, то ничего об Абсолюте мысль наша сказать не может.
32
Об удивительном совпадении вершин западной и восточной мистики см. книгу R. Otto.
33
Едва ли нужно доказывать, что в основе всякой оценки (моральной, правовой, эстетической) лежит некое, не всегда осознаваемое до конца, переживание нормы, в свете которой и совершается «оценка».
34
Единомыслие с Отцами <Церкви> (лат.).
35
Умопостигаемый космос (греч.).
36
К истории этой концепции см. мой этюд «Проблема космоса в христианстве» (сб. «Живое предание»).
37
В. В. Зеньковский допускает неточность: соответствующие термины Аристотеля — noys pathetikos и noys poietikos — «пассивный или душевный разум» и «творческий ум» (греч.). Подробнее см.: Трубецкой С. Н. Сочинения. М., 1994, с. 78.
38
Что вовсе не ведет к утверждению его «нетварной» природы. Разъяснение этого пункта должно быть дано в последующем.
39
Заметим тут же, что о. С. Булгаков в своих «Главах о Троичности» как раз ипостазирует «сущность», что и привело и в богословии и в философии (см. его «Tragodie der Philosophie») к ошибкам.
40
Впервые — хотя в ином смысле — этот термин, насколько я знаю, встречается у Авенариуса.
41
См. интересную и показательную статью Бердяева о гносеологии Лосского в «Вопросах философии» за 1908 год.
42
Эта «непосредственная данность» переживания, выражаемого в теории наивного реализма, заставляет быть осторожным при критическом анализе наивного реализма: в нем бесспорно «просвечивает» что-то от истины.
43
Чувствительность, мягкосердечие (фр.).
44
В процессе становления (нем.).
45
В области антропологии такой основной христианской идеей является идея первородного греха.
46
См. особенно т. IV известного издания о герметизме Фестюжьера.
47
См. книги Фестюжьера.
48
Я достаточно писал об этом в моей книге «Апологетика», Париж, 1958. [См. наст. издание,— Прим. ред.}
49
Уход в бесконечность (лат.).
50
Прекрасной, но, конечно, не единственной иллюстрацией этого положения может быть концепция известного французского философа Boutroux (La loi naturelle. La contingence des lois naturelles), где показана прерывность в системе форм бытия.
51
Это очень хорошо показано в ранней работе кн. С. Трубецкого «Метафизика в Древней Греции».
52
53
Соответствие предмету (лат.).
54
Это превосходно выяснил Koffka в своей ранней работе «Zur Analyse der Vorstellungen».
55
До вещей или после вещей (лат.).
56
Совпадение противоположностей (лат.).
57
Противоположности (лат.).
58
См. в моей ранней книге «Проблема психической причинности».
59
Целительная сила природы (лат.).
60
Это все входит в круг того, что можно назвать «языческой софиологией». См. об этом в книге, посвященной проблеме космологии.
61
По истории фил. антропологии см. книгу «Groethugsen».
62
Об этом различении и его смысле см. наши труды по антропологии.
63
См., например, указанную книгу Koffka.
64
Психология подсознательного (нем.).
65
Все это составляет предмет третьего тома настоящего труда — « Антропологии ».
66
См. об этом мою «Историю русской философии», т. II, а также мою статью «Проблема человека у С. Л. Франка» в сборнике памяти С. Л. Франка.
67
Я примыкаю к критике Лосского у Аскольдова «Мысль и действительность» и Бердяева «Вопросы философии и психологии», № 93. См. также мои беглые замечания в «Истории русской философии», т. II.
68
Бог из машины (лат.).
69
Полностью (лат.).
70
Сперматические (осеменяющие мир) логосы (греч.).
71
Тут уместно вспомнить ценные черты гносеологии Фомы Аквината, параллельной тому, что сейчас было указано.
72
С необычайной глубиной это развивал уже архим. Бухарев в гениальных очерках «Двунадесятые праздники» и в третьем письме к Гоголю.
73
Правдивость Бога (лат.).
74
К Гуссерлю в этом вопросе всецело примыкает С. Л. Франк.
75
Gilson. La philosophie au Moyen Age, 2, 1944. Chevalier J. Histoire de la pensee, V. II. La pensee chretienne.
76
Навязчивая идея (фр.).
77
Я писал об этом более подробно в моем этюде «Наша эпоха» (Париж, 1952).
78
См. обзор ранних христианских учений в небольшом этюде Е. Fascher «Vom Anfang der Welt und Ursprung der Menschengeschichte». Berlin, 1961.
79
См. об этом этюд Marcel Costes. Aristote et Plotin (1935) и Mughier. La Theorie du Premier Moteur chez Aristote, Paris, 1930.
80
Бог содержит идеи внутри себя (лат.).
81
К этой проблеме в ее историческом развитии см. книгу Staudenmaier’a «Die Lehre von d. Idee». См. также статью Верховского о книге Staudenmaier’a в «Православной мысли» за 1935 г.
82
Sertillanges A. D. L’idee de la creation et ses retentissements en philosophie. Paris, 1945.
83
Во что бы то ни стало (фр.).
84
Юридический вопрос в вопрос фактический (лат.).
85
Полная зависимость (фр.).
86
Творение (лат.).
87
Природа сотворенная и нетворящая (лат.) — мир конкретных чувственных вещей. Подробнее см.: Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979, с. 114-117.
88
Бог, или природа (лат.).
89
На зависимость Boutroux от Comte указал Berlitz в своем этюде о нем.
90
См. об этом ч. II, гл. I.
91
92
Все живое — из живого (лат.).
93
Что касается так наз. вирусов, стоящих ниже клеточного бытия, то до сих пор их удается выделять лишь из живых клеток, и самостоятельного живого бытия вирусов пока еще не найдено.
94
Движущие силы эволюции (фр.).
95
Вывод из недоказанного (лат.) — логическая ошибка.
96
Подробно мы говорим об этом в III томе нашей трилогии «Основы христианской антропологии».
97
См. книгу De Broglie «Continuite» (Paris, 1941) и сборник статей под тем же заглавием (Cahiers de la nouvelle journee. Paris, 1929).
98
См. об этом мою давнюю книгу «Проблема психической причинности».
99
См. его книгу «La contingence des lois de la nature».
100
«Небесная иерархия».
101
См. об этом труд о. С. Булгакова «Лествица Иаковля». В этой книге много спорного (в учении о природе ангелов), но входить в анализ этого нам здесь незачем.
102
Ср. то же в словах Господа: «Земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом зерно в колосе» (Мк., гл. 4, ст. 28).
103
Подробности см. в I томе моей «Истории русской философии».
104
К истории этого сближения см. этюд о. Г. Флоровского.
105
Человек сокрытый, непознаваемый (лат.).
106
Здесь: настоящая, подлинная природа (лат.).
107
Настоящее состояние (лат.).
108
О последнем см. обзор материалов, напр., в небольшой книге Thiezemann «Leben und Umwelt» (1956).
109
Очень много материала по этому вопросу собрал кн. Кропоткин (известный проповедник анархизма).
110
См. об этом в моей ранней книге «Проблема психической причинности».
111
О применении моральной категории к оценке бытия см. ч. II.
112
Мы займемся анализом этого существенного пункта в метафизике при изучении исторического бытия (см. ч. II).
113
См. объемистый труд Ed. Hartmann’a по истории эстетики.
114
Творческая эволюция (фр.).
115
Руководящие идеи (фр.).
116
С точки зрения вечности (лат.).
117
Должен, однако, указать, что в понятии «инерции» воскресает до известной степени гилозоизм. См. об этом в моей книге «Проблема психической причинности», ч. I, гл. 1 (Логический анализ понятия причинности), § 7.
118
Кассирер. Познание и действительность. Немецкое название его книги яснее выражает идеи Кассирера: «Funktionsbegriff und Substanzbegriff».
119
Проблема психической причинности, с. 52-53.
120
См. об этом капитальное исследование Busse «Leib und Seele, Geist und Korper».
121
Задняя мысль, подоплека (фр.).
122
По известной формуле (идущей от Фехнера) «не живое из мертвого, а мертвое из живого».
123
См. об этом подробнее в моей книге «Апологетика».
124
Своеобразное, специфическое, букв.: своего рода (лат.).
125
См. об этом: Choulguine. L’histoire et la vie.
126
В русской литературе ярче и настойчивее других развивал историософский алогизм Герцен.
127
Этой теме были посвящены большие работы Г. И. Челпанова. См. также анализ этого у А. А. Козлова (см. мою «Историю русской философии», т. II).
128
Lavelle. La presence totale.
129
Длительность (фр.).
130
Но также и в отношении будущего. Учение о конце истории, а следовательно, и о конце времени (нашего) есть коренное ветхозаветное и христианское учение.
131
Это понятие «развития» впервые оформил Аристотель.
132
В русской литературе с исключительным мастерством раскрывал это Лопатин в своих психологических статьях.
133
Киев, 1914. Первая часть (с. 13-120) посвящена логическому и гносеологическому анализу причинности.
134
См. особенно этюд: Hessen. Uber die individuelle Kausalitat.
135
В русской литературе с наибольшей силой развил это понятие Лопатин (см. его «Положительные задачи философии»).
136
Причина равна следствию (лат.).
137
См. подробный анализ понятия причинности в упомянутой моей книге «Проблема психической причинности», ч. I, гл. I.
138
Православная мысль. Париж, 1948, № 6.
139
Первая причина (лат.).
140
Следствие второй причины не превосходит следствие первой причины (лат.).
141
Следствия второй причины заключаются в первой (лат.).
142
Божественная помощь (фр.).
143
К вопросу о внепричинности в актах свободы, кроме моей большой книги «Проблема психической причинности», см. мой этюд «Наша эпоха».
144
См. его книгу «Предмет знания» (ч. III, гл. X), где развиты очень глубокие анализы проблемы числа.
145
Бог сокрытый… мир сокрытый (лат.).
146
Lemaitre G. L’hypothese de 1’atome primitif (1946), 1’Univers (1951). Rayons cosmiques et cosmologie.
147
L. de Broglie. Matiere et lumiere, p. 21. Было бы любопытно сопоставить с этим учением ту метафизику света, которая развивалась в Средние века Witelo и другими философами.