См. об этом, напр.: Gilson. La philosophie du Moyen-Age. Paris, 1944, p. 424.
148
Тут кстати указать, что библейский текст не говорит о создании света. Слова «да будет свет» скорее наводят на мысль, что в создание материальной основы уже была включена светоносная сила.
149
В системе Лосского все вообще качественные различия в мире объясняются активностью отдельных монад.
150
Прибежище незнания (лат.).
151
С известными оговорками (лат.).
152
Некоторые мыслители (среди русских философов о. С. Булгаков) пользуются термином «панэнгеизм», чтобы обозначить вездеприсутствие Божие. Но термин этот иногда, увы, прикрывает момент пантеизма, хотя его можно истолковывать и вполне ортодоксально.
153
См. интересную книгу: Duranton. Desir de Dieu.
154
Жизненная сила (лат.).
155
Обзор всех тем, связанных с идеей активного приспособления, см., напр., в кн.: Driesch. Philosophie des Organischen.
156
Творческая эволюция есть управляемая эволюция (фр.).
157
См. об этом в моей книге «Проблема психической причинности».
158
См. старую, но ценную книгу: Busse. Leib und Seele, Geist und Korper.
159
Вмещает бесконечность… вмещает Бога (лат.).
160
См. наиболее авторитетное изложение догматического учения о человеке в католичестве у Schoeben Dogmatik (1925) В. II.
161
Ibid.
162
См. об искушениях Господа книгу Тареева.
163
См. это учение в кн.: Brunner. Der Mensch im Widerspruch.
164
О том, что в этом — онтологическое преимущество человека, прекрасно писал св. Григорий Палама. См. об этом книгу архим. Киприана «Антропология св. Григория Паламы».
165
Наиболее полно эта тема разработана в труде проф. В. И. Несмелова «Наука о человеке» (т. II).
166
См. его «Философские начала цельного знания», «Чтения о Богочеловечестве», статью об Югюсте Конте (где Соловьев раскрывает по-новому смысл идеи Конта о человечестве, как Grand Etre).
167
Мы не можем здесь входить в обсуждение построения Риккерта и Дильтея, отчасти Гессена (Neben die individuelle Kausalitat) об отсутствии причинности в исторических взаимосвязях (см. об этом т. Ш нашей работы).
168
Из этой темы исходит и вся проблема «теодицеи», «оправдания» Бога,— из нее исходит и учение (идущее от Бёме и в русской литературе ярко выраженное Бердяевым) о том, что Бог свят, но не всемогущ, т. е. не может «справиться» со злом, все настойчивее проявляющим себя в мире. Этой темы, хотя и вторичной в системе космологии, да еще и ложно поставленной, мы коснемся ниже.
169
Отметим, что о. С. Булгаков, так долго склонявшийся к апокатастазису в форме софиологического детерминизма, в последнем своем большом труде «Невеста Агнца» пришел к мысли, что гармонизация мира находит препятствие в начале свободы.
170
См.: Булгаков. Философия хозяйства.
171
По словам блаж. Августина, «добродетели язычника суть лишь блестящие пороки» — их внешняя красота заключает в себе все Равно порок.
172
См.: Danielou. Les saints patens.
173
См. православное изъяснение этого в статье о. С. Булгакова «Евхаристический догмат».
174
Вечное возвращение (фр.).
175
Противоречие в определении (лат.), внутреннее противоречие.
176
Ниневия была столицей Ассирии, которая в XIII в. до Р. X. завоевала Вавилон (находившийся южнее Ассирии) и владела им до VII в. до Р. X. Религия и культура Ассирии зависели от Вавилона.
177
Приведем для тех, у кого нет под руками Библии, библейский текст (кн. Бытия, гл. I, ст. 1—27):«В начале сотворил Бог небо и землю; земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет, и стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро — день один. И сказал Бог: да будет твердь среди воды и да отделяет она воду от воды; и создал Бог твердь и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так, и назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так — и произвела земля зелень, траву, сеющую семя, дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер и было утро: день третий. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи и для знамений и времен и дней и годов и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю, и стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды, и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю и управлять днем и ночью и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер и было утро: день четвертый. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и птицы да полетят над землею по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножатся на земле. И был вечер и было утро: день пятый. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов и зверей земных по роду их и скот по роду его и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».
178
См. о них в главе III, § 3.
179
Трудности этого библейского текста разобраны, например, в книге Ceuppens-Genese I-III. См. также: Толковая Библия. Под ред. Лопухина, 1904.
180
Из новых комментаторов, это мнение развивает в упомянутой книге Ceuppens-Genese I-III.
181
Ср. слова Господа в Евангелии от Марка (гл. 4, ст. 28).
182
Это прекрасно раскрыто акад. В. И. Вернадским в этюде «О научном мировоззрении». См. Вернадский. Очерки и речи. Пг., 1922.
183
См. об этом подробнее в ч. III, гл. II: Церковь и свобода духа.
184
Здесь уместно указать на ошибку Л. Толстого, который сверхразумное отожествлял с неразумным и потому отвергал христианское Учение о Триедином Боге.
185
«Иррациональность» этого очень ярко подчеркивал наш знаменитый химик Д. И. Менделеев.
186
Напомним слова Господа: «Блаженны чистые сердцем — они Бога узрят». Живое чувство Бога дается только нашему сердцу (в его чистоте).
187
Только у Платона в диалоге «Тимей» есть учение о Демиурге как творце мира, но Демиург творит не от себя мир, а по идеям, от чего независимым, и из материи, тоже от него независимой.
188
р. Lemaitre G. Prof de 1’Universite, Louvain «L’hypothese de 1’atome primitife». Neuchatel, 1946. См. также его брошюрки «L’Univers» (1951) и «Rayons cosmiques et cosmologie» (1949).
189
«Галаксией» называется система звезд и туманностей, к которой принадлежит и наша Солнечная система; но за пределами нашей Галаксии (в которой насчитывают миллиарды звезд) есть, как ныне считают, более или менее сходные, многочисленные иные галаксии. «Вселенная состоит из галаксий» — учат нас современные теории. О современных астрономических учениях см. книгу известного астронома Fr. Hoyle «Aux frontieres de l,astronomie». Trad. franc, 1956.
190
По гипотезе Lemaitre, вся нынешняя масса была сосредоточена в первичном «атоме», так что развитие Вселенной со всеми ее галаксиями есть продукт разложения этой массы и ее эволюции.
191
В католической догматике со времени Фомы Аквината (XIII в.) утвердилось учение, возникшее под влиянием Аристотеля, что идея творения, утверждаемая христианством и принимаемая в порядке веры, не может быть философски защищаема с достаточной силой. В современном неотомизме (т. е. у современных последователей Фомы Аквината) это учение получило особенно соблазнительное выражение. См., напр.: Sertillanges. L’idee de la creation. Paris. См. об этом мой этюд «Основные принципы христианской космологии» (Православная мысль, Париж, 1942).
192
Заметим, кстати, что закон «постоянства материи» (ныне, впрочем, уже поколебленный вследствие явлений дематериализапии) не означает, конечно, «вечности» материи, а говорит, что материя не исчезает, а остается в том же объеме, в каком она была создана.
193
Я не хочу совершенно «опорочивать» оригинальную систему идей о. Teilhard de Chardin, хотевшего сохранить идею непрерывной эволюции и христианскую веру. См. о нем книгу Tresmontant — «L’introduction a la pensee de T. de Chardin».
194
См. подробности у Guibert et Chinchole — Les Origines.
195
Живые организмы с полным правом могут быть названы «существами» в отличие от «вещей». На эту тему написана превосходная книга W. Stern’a — «Person und Sache».
196
Выгодная сторона формулы Спенсера в том, что «динамическое начало жизни» не отожествляется с понятием силы, как это понятие определяется в физике.
197
Недавно история эта была рассказана в живой форме, правда иногда и односторонне, в книге Herbert Wendt (в фр. переводе «А 1а recherche d’Adam», Paris, 1953).
198
Впервые выдвинул в науке это положение русский ученый кн. Кропоткин (известный в истории русской жизни как защитник «мирного анархизма»).
199
Установлению этого факта посвящена недавняя книга двух французских ученых Lafont et Salet — «L’evolution regressive» (Paris).
200
Факт мутации, впервые отмеченный ботаником де Фризом, связан именно с рядом внезапно наступающих перемен в организме, при которых выступают совсем новые, не связанные с прежним состоянием организмов свойства.
201
В новейшей литературе пользуются большой известностью построения упомянутого католического ученого (палеонтолога) Teilhard de Chardin, который стремится к изучению эволюции (включая и появление человека) без привлечения участия Творца. Но Teilhard de Chardin как бы ослеплен фактом мировой эволюции, не замечая, что ему приходится вместо участия Творца снова обращаться к случайности. Особенно нелепо это у него при объяснении появления человека на Земле (см. дальше в гл. VI, 1).
202
Boutroux: «La loi naturelle», «La contingence des lois de la nature».
203
Очень полезно иметь под руками необходимые рисунки, которые иллюстрируют сходство и различие человека и обезьяны. См., напр.: Grison. Problemes d’origine. Paris, 1954, или Guibert et Chinchole. Les origines. 7, edit. Paris, 1923.
204
Упомянутый уже авторитетнейший палеонтолог (недавно умерший) Theilhard de Chardin пишет в своей прославленной книге «Le Phenomene humain»: «Только благодаря двуногости человека, что освободило его руки, и смог развиться мозг».
205
На эту тему, как было указано, написана Герб. Вендтом (Н. Wendt) интересная книга «A la recherche d’Adam» (цитирую по фр. переводу, Paris, 1953).
206
Термин «homo sapiens» (разумный человек) есть обычный термин, характеризующий человека. Motandon прибавляет «protosapiens»