— примитивно-разумный человек.
207
Это признает Teilhard de Chardin.
208
Какое странное понятие! Чистая мифология!
209
С этим тесно связан вопрос о жизни человека после смерти («бессмертие души»).
210
Подробности о развитии речи см., напр., в моей книге «Психология детства» (1924).
211
То, что сказано о сотворении человека в 1-й главе, имеет в этом вопросе (т. е. из одной ли пары произошло все человечество или нет) неопределенный характер, так как не касается этого вопроса.
212
«Трансцендентальные элементы знания» — те, которые не получаются из опыта; только их наличность делает возможным опыт. Таковы восприятия пространства, времени, категория причинности и т. д. Трансцендентальные элементы знания одинаковы у всех людей и свидетельствуют о единосущии человечества.
213
«Силлабические языки» имеют только односложные «слова»; в агглютинирующих языках нет «флексии» (нет склонений и спряжений).
214
Вот перечень теорий, попытавшихся дать объяснение того, как возникает религиозная жизнь в человечестве: фетишизм, анимизм, тотемизм, магия; все эти теории, последовательно возникавшие, оказались непригодными для объяснения религии. Лишь библейское учение о том, что первые люди пребывали в раю в непосредственном общении с Богом, объясняет нам, почему человеческая душа неустанно ищет Бога (по чудному выражению блаж. Августина: «Ты для себя создал нас. Боже, и не успокоится душа наша, пока не найдет Тебя»). Обо всем этом см. вторую часть книги.
215
Глаголев С. С. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого. М., 1894.
216
См. Guibert, Chinghole. Les origines. P. 496.
217
Riem. J. Die Sintflut in Sage und Wissenschaft. Hamburg, 1925.
218
Эти слова находятся в песнопении на утрени — «Слава в вышних Богу».
219
Сказание о св. Граале не было, впрочем, в точном смысле слова народным — в его создании принимали участие поэты и писатели.
220
Эту точку зрения особенно защищал известный французский историк религии Reinach; его книга «Orpheus» — история религий — была усиленно распространяема в советской России.
221
Weigall A. Survivances paiennes dans le monde chretien (перев. с англ.). Париж, 1934.
222
Особенно развязным и совершенно бездоказательным является русский советский ученый Р. Ю. Виппер, когда-то хороший ученый, а ныне открыто защищающий атеизм. Характерны его работы «Ранняя христианская литература» и «Рим и раннее христианство».
223
Отметим, что долго существовал и сейчас есть так наз. мандеизм, в основе которого лежит поклонение «Иоанну сыну Захарии». Мандеисты отвергают божество Иисуса Христа (которого крестил Иоанн), но заимствовали у христиан евхаристию (для причащения у них служит хлеб и вода). Мандеизм все же косвенно свидетельствует о Христе.
224
Они сочинены, по-видимому, лишь в IV в.
225
Заметим, что лишь немногие ученые связывают письмо Клавдия с христианами, огромное же большинство не видит в глухих указаниях Клавдия намеков на христианство.
226
Заметим, что в первые века нашей эры греческое слово Christos римляне произносили часто Chrestos.
227
См. об этом у Labriolle «La reaction paienne». P. 43.
228
Как и Плиний, Тацит употребляет термин «хрестиане», «Хрестос».
229
Чаяния иудеев, связанные с ожиданием Мессии, состояли в надежде на восстановление самостоятельного иудейского царства. Во время Христа иудейский народ был подчинен Риму.
230
Этот процесс лучше всего обрисован в: Cumont Fr. Les religions orientales dans le paganisme romain. 4 ed. Paris, 1929.
231
Эта точка зрения, наиболее глубоко представленная выдающимся исследователем Фрезером (Fraser), усвоена и русской антирелигиозной литературой.
232
Weigall A. Survivances paiennes dans le monde chretien (перев. с англ.). Париж, 1934.
233
См. об этом в книге Cumont.
234
Это была исконная иранская идея.
235
См., впрочем, в следующей главе § 4 (примечание).
236
Вокруг хронологии Заратустры не прекращается спор у исследователей. Надо считать наиболее вероятным, что он жил в VII-VI вв. до Р. X.
237
Быть может, самым ярким свидетельством этого может служить произведение Марка Аврелия (римского императора в конце II в. по Р. X.) «К самому себе».
238
Говорим «по-видимому», так как при настоящем состоянии разработки исторических данных этого нельзя утверждать категорически.
239
Когда в религиозной эволюции в Греции Зевс вытеснил Посейдона с Олимпа (Посейдон с тех пор стал богом моря), то местную богиню Аттику-Афину признали «дочерью» Зевса, вышедшей из головы Зевса, уже вооруженной. Это связывание в «родственные отношения» божественных образов, бывших до этого отдельными друг от друга, очень характерно для религиозной эволюции всего язычества.
240
См. об этом в книге Страхова, с. 179-189.
241
В одной из книг, изданных защитниками «мифологической» теории (Виппер. Возникновение христианской литературы, 1945), говорится об «историзации» Иисуса Христа; т. е. «превращении» мифического образа в «исторический», т.е. об усвоении Христу исторической реальности. Конечно, Виппер вынужден признаться в том, что все христианское сознание было насквозь «историзирующим», т.е. утверждающим историческую реальность Христа.
242
Подробности см. в книге Страхова.
243
В первоначальной форме Аттис, убегая от своей матери (которая есть в то же время и «Мать-земля», «Великая Матерь богов»), убивает сам себя (оскопляет) под сосной.
244
Заметим, что особых мистерий, связанных с Адонисом, не было; миф о смерти Адониса и о частичном возвращении его к жизни благодаря любившей его Афродите был чистой «идеей», облеченной в форму сказания.
245
Процесс распространения языческих культов лучше всего изображен в книге Cumont’a «Religions orientates dans 1’empire romain», а распространение христианства — в книге Harnack’a «Ausbereitung d. Cristenthuma».
246
Особенно это надо сказать о гностицизме и герметизме, которые долго были «соперниками» христианства.
247
Кроме вавилонского гностицизма, есть гностицизм, выросший на почве Нового Завета.
248
С особенной силой это подчеркивал Norden. в работе «Die Geburt d. Kindes». См- любые книги по истории религии — особенно: Bultmапп. Le chris lanisme primitif. Trad. franc. Paris, 1950.
249
Weigall. Les survivances paiennes dans le monde chetien.
250
Из новых работ я особенно опираюсь на работу католического ученого Hugo Rahner’а. «Mythes grecs et mysteres chre iense». Trad. franc. 1954.
251
Это относится особенно к повествованию о сошествии Господа в ад. См. у Rahner’a. P. 128. Очень важны работы известного ученого Dolger (особенно «Sol salutis»).
252
Из этой темы исходит и вся проблема «теодицеи», «оправдания» Бога,— из нее исходит и учение (идущее от Бёме и в русской литературе ярко выраженное Бердяевым) о том, что Бог свят, но не всемогущ, т. е. не может «справиться» со злом, все настойчивее проявляющим себя в мире. Этой темы, хотя и вторичной в системе космологии, да еще и ложно поставленной, мы коснемся ниже.
253
См. об этом у Ранера.
254
См. книгу архим. Киприана «Евхаристия».
255
См. упомянутую выше книгу Duchesne «Les origines du culte chretien».
256
Приведем еще слова Рейнака (из книги «Орфей»): «Христианское причащение… является отдаленным пережитком ранних тотемических обрядов».
257
Чем, конечно, не исключается такое действие св. Евхаристии на человека, которое иногда переходит в чудо исцеления человека от болезни.
258
По замечательной формуле восточных патриархов (в их послании к Римскому Первосвященнику в 1847 г.), тело Церкви есть клир и миряне в живом их единстве, а вовсе не один клир (к чему практически, не в принципе, часто склонялась и склоняется Западная Церковь, а в известной мере склоняются и в восточном христианстве).
259
Новейшие попытки католических апологетов оправдать решение иерархии тем, что Галилей слишком преждевременно (!!) обнародовал свое учение, никак не могут быть признаны удачными.
260
См. более подробно в моем этюде «Судьба Халкидонских определений». Православная мысль, № 9.
261
Здесь особенно кстати упомянуть о превосходной книге Зейпеля «Хозяйственные взгляды Отцов Церкви» (русск. перев., изд. «Пути», Москва).
262
«Есть лишь один способ быть христианином,— писал русский религиозный мыслитель П. Я. Чаадаев,— быть им до конца».
263
К истории этих социальных движений первой половины XIX в. см. мой этюд «Окаменелое нечувстие». (Православная мысль, вып. 8.)
264
Хотя марксизм и величает себя «научным социализмом», но его учение о переходе в новый социальный порядок имеет бесспорно утопический характер. Тут всюду выступает необъяснимый иррациональный «скачок» (!) из «царства необходимости» в «царство свободы».
265
В русской литературе это стало впервые проступать у Вл. Соловьева в его проповеди «христианской общественности».
266
См. об этом мой этюд «Зло в человеке» (полностью напечатан в немецком сборнике «Kirche, Staat und Mensch» (1937). Мой этюд в основном напечатан в журнале «Путь».
267
Более подробно см. в приложении «Основы христианской морали».
268
Особенно догмат о непогрешимости папы (когда он утверждает что-либо ex cathedra), провозглашенный на Соборе 1854 г.
269
Флорентийский Собор, созванный римским папой, имел всю видимость Вселенского Собора, поскольку на нем участвовали представители православной Церкви. Хотя один лишь Марк Ефесский не присоединился к теме Собора о воссоединении, но затем весь Восток отрекся от своих представителей, предавших Православие.
270
Начиная с XVI в. (Брестская уния) римская церковь вплоть до наших дней (в так наз. «Восточном обряде») пытается добиться присоединения к Риму Православия (вместо воссоединения) при условии подчинения папе.
271
См. текст этой декларации в Церковном Вестнике Зап. Европ. Экзархата.
272
Зеньковский В. Пять месяцев у власти (15 мая — 19 октября 1918 г.). Воспоминания. М-, 1995, с. 50.
273
Там же, с. 51.
274
Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991, т. II, ч. 2, с. 251.
275
Зеньковский В. В. Окамененное нечувствие (У истоков агрессивного безбожия) // Православная мысль. Париж, 1951, вып. VIII, с. 44.
276
Зеньковский В. В. История русской философии, т. II, ч. 2, с. 252.
277
Зеньковский В. В. История русской философии, т. II, ч. 2, с. 253.
278
Наст. изд., с. 310.
279
Отрывок из этой рукописи опубликован в «Вестнике РХД», 1991, № 161.