Лебединский М. Ю
. Полисферный дуализм — философия идеального общества.
В данной работе дана,разработанная мною,в ос
новном,в конце 70-х годов и дорабатываемая в дета
лях до сих пор, философская система -«ПОЛИСФЕРНЫЙ
ДУАЛИЗМ».
Смысл этого понятия состоит в том,что полисфе
рная структура отдельного человека и идеального общ
ества,как совокупности отдельных индивидумов,логиче
ски вытекает из дуалистической картины мира.
Первые предчувствия необходимости разработки
подобной теории появились у меня где-то в году 1954
1955 во время службы в армии.
Разные части данной работы (см.Библиографию,
стр.171-172) были разработаны в разное время и зача
стую в чисто прикладных целях и были объединены в
единое целое только в настоящее время.
Так космогоническая гипотеза была разработана
в 1961—62 гг.,закономерности развития изобразитель
ного искусства двумя годами позже, экономическая и
социальная структуры идеального общества в начале
70-х гг.,а принципы управления человеческим обществ
ом в начале 1994 года.
При разработке данной философской системы бы
ло проработано большое количество как марксистской,
так и прочей литературы(список ее составляет 159
названий — почти 6 страниц машинописного текста).
Ни одна из частей моей работы опубликована не
была,хотя попытки достаточно многочисленные с моей
стороны были.Происходило это,судя по отзывам,ввиду
несовпадения основных положений моих работ с официа
льной марксистской доктриной до 1985 года строя»реа
льного социализма»,а после начала перестройки учреж
дений и средств массовой информации,прикрывающихся
псевдодемократической фразеологией,а на деле все так
же верной идеям марксизма.
Я должен предупредить заранее,что терминология
моей работы, в основном, марксистская. Причины этого
следующие:
1.Эта терминология лучше всего мне известна;
2.В соответствии с»бритвой Оккама»-не надо ввод
ить новых понятий без острой на то необходимости;
3.Александр Зиновьев, дисседент и философ 70-х
2
гг.,в своих произведениях(«Зияющие высоты»,»Ночной
сторож» и других)отмечал теоретическое,в основном,
бесплодие советского дисседентства ввиду того,что
в наше время при разработке любой прогрессивной фил
ософской или социальной теории невозможно просто
проигнорировать достижения марксизма в этих областях
знаний.Необходимо преодолеть марксизм,выйдя за его
рамки путем включения тех или иных его положений,как
частные случаи новой теории(см.60,61).
Героизм публичного отрицания уродливой сове
тской действительности в условиях жесткой тоталитар
норепрессивной системы никто умалять не собирается.
Но для движения вперед одной критики мало -нужны
практические предложения, а вот их то дисседентство
предложить и не смогло — именно поэтому оно так
стремительно увяло с началом перестройки.
Исследуя революционные процессы в 18-20 веках
я пришел к следующим выводам.
Всякая революция в силу целого ряда причин
осуществляет на деле свои лозунги далеко не полн
остью. Благодаря ей к власти в стране приходят силы,
которых данные результаты революции вполне удовлетв
оряют. Ортодоксы, желающие довести революцию до кон
ца,оказываются в меньшинстве и безжалостно уничтожа
ются силами, стоящими у власти под прикрытием той
или иной системы»революционно»-демогогических лозун
гов.
После периода репрессий в стране надолго уста
навливается морально-подавленное состояние.Требуется
весьма долгое время для того,чтобы для новых поколе
ний прошедшая волна репрессий стала не реальностью,
а лишь грустным преданием.
В конце этого периода в стране появляются
достаточно активные противники сложившегося положе
ния, желающие преобразовать дейстивительность в
лучшую сторону и в случае благоприятных обстоятель
ств стараются провести свои идеи в жизнь.Эти актив
ные»недовольные»,в основном,распадаются на три ос
новные группы социальных течений:
1.Берутся все неосуществленные лозунги пос
ледней революции,сравниваются с существующим поло
жением вещей и делается вывод,что если провести их
в жизнь,то все станет прекрасно.Так как лозунги бы
ли выдвинуты несколько десятилетий назади в ушедшей
в историю социальной обстановке,то путь это тупико
вый и никуда не ведет.Примеры:»Союз равных» Бабефа
во Франции начала 19 века,советские студенческие
подпольные организации конца 60-х гг.в городах Са
ратове,Туле,Нижнем
3
Новгороде; коммунисты и аграрии времени перестройки.
2.Берется какая-либо предшествующая форма
ция,идеализируется (то есть берутся позитивные
признаки и игнорируются негативные),сравнивается с
существующим положением и предлагается вернуться к
ней и мол тогда и будет все прекрасно.Путь этот так
же тупиковый, как и в первом случае,так как еще ни
кому еще не удавалась реставрация прошлого доста
точно надолго и с положительным социальным резуль
татом.Примеры:Народники в России конца 19 века с
уже тогда отмиравшей крестьянской общиной;»Клуб
99″в Чехословакии 1968г. с Массариковской Чехосло
вакией 30-х гг.;Демсоюз Новодворской-Россия между
февралем и октябрем 1917 г.; Монархисты всех мас
тей;Соложеницын с его последней идеей земства конца
19 века в России,основанного тогда на ныне не су
ществующей земельной собственности; подавляющая
часть,так называемых «демократов»,влекущих Россию
по пути реформирования России в мелкобуржуазное го
сударство с крупным государственно-капиталистичес
ким сектором (ВПК,Космос,Инфраструктура) и мел
ко-товарным фермерским сельским хозяйством — нечто
вроде Турции начала 20 века.И даже складывающиеся в
последнее время фашиствующие организации,имеющие
ввиде идеала рухнувшие европейские фашистские госу
дарства с находящейся в острейшем кризисе экзистан
ционалистской человеконенавистнической философией.
3.Берется сложившееся положение вещей.Дается
нелицеприятный анализ экономики,политики,идеологи
ческого состояния,выявляются положительные и отри
цательные тенденции развития всех частей общест
ва.На основе положительных тенденций строится прог
рессивная модель нового общества.Выделяются прог
рессивные социальные силы несущие на себе черты со
циального прогресса.Выдвигаются новые лозунги прог
рессивных социальных преобразований.Рарабатывается
философия нового общества,как основа его идеологии.
Создается новая партия ,являющейся авангардом ново
го прогрессивного социального слоя и защищающая его
интересы.Примеры: в 19 веке это Маркс и Энгельс и
их философия рабочего класса,наиболее прогрессивно
го социального слоя того времени, Ленин в России;
во времена застоя на этом пути находились Рой Мед
ведев и А.Зиновьев;в наше время в какой то мере
Гайдар,Явлинский,Шмелев по-моему понимающие,что пока
мы в России построим Турцию начала века весь Запад
ный мир уйдет далеко вперед по направлению к иде
альному человеческому обществу.
4
Вообще движение всего бывшего СССР в направле
нии буржуазного общества вполне закономерен ввиду
следующих причин:
Во все времена существования эксплуататорских
обществ, то есть от рабовладения до капитализма в
моменты социальных катаклизмов всегда была принципи
альная возможность образования как государства эксп
луататоров,так и государства эксплуатируемых.Первый
вариант осуществлялся значительно чаще ввиду наличия
на момент начала социального конфликта боле крепкой
организованности и наличия более мощного аппарата
подавления.Но иногда осуществлялся и второй вариант.
Так во времена рабовладения были два случая образов
ания государства эксплуатируемых-рабов: «Государства
Солнца» Аристоника в Малой Азии и Савмака в Боспоре
(Крыму);во времена феодализма известна попытка орга
низации подобного государства в 17 веке на Мадагаск
аре;во времена капитализма-общеизвестная Парижская
Коммуна,Советская республика в Венгрии в 1918 году
и наше Советское государство.
Если подобное государство не было разгромлено
силами эксплуататоров в первые год-два,то потом, за
время жизни одного поколения(6о-70 лет),оно вырожда
лось в привычное государство эксплуататоров,причем
последними становилась верхушка»революционеров»или
их непосредственных наследников.
В.И.Ленин в 1918 г.констатировал организацию
в России именно государства эксплуатируемых эпохи
империализма.Предвидя почти неизбежное его перерожд
ение,он в «Очередных задачах Советской власти»,а по
том в,так называемом,»Завещании»показал пути превра
щения государства эксплуатируемых в государство-пре
дтечу идеального,коммунистического общества.(см.91,
92).Как общеизвестно,руководство Страны Советов,увл
еченное борьбой за личную власть,не последовало этим
советам. В результате мы имеем закономерный процесс
образования у нас буржуазного государства с бывшей
партийно-хозяйственной элитой во главе.
С целью вложения своей лепты в разработку 3-го
пути социальных преобразований в нашем государстве с
тесной связью с мировыми тенденциями социального ра
звития (см.стр.3) и была разработана эта философская
5
1.МЕСТО НАШЕГО ВРЕМЕНИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
1.1.СОВМЕЩЕНИЕ ЦИКЛОВ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
К настоящему времени целым рядом ученых,рассм
отревших историю человечества с самых различных точ
ек зрения,разработано несколько циклических систем,
в которые вписываются различные аспекты жизни людей
во времени.
Итак начнем с общепринятой социальной схемы
развития человечества.
В ранних философских тетрадях младогегельянец
Маркс в 1844 г.отметил:»-Коммунизм не может являться
целью политической борьбы.Это такое состояние челов
ечества,в которое оно неминуемо придет само»(102).
Следовательно,по мысли Маркса,коммунизм это не
рядовая экономическая формация,а состояние всего че
ловечества,огромная эпоха его развития,которая след
ует за эпохой настоящего времени. Нашу эпоху если
брать ее всю от рабовладения,через феодализм,включая
сюда и весь капитализм можно условно назвать ЭПОХОЙ
АНТОГОНИСТИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ.
Эта эпоха имеет следующие общие черты:
1.Частная собственность на средства производств
2.Наличие двух основных антогонистических социа
льных слоев(классов) общества:
— класса эксплуататоров- эксплуатирующих оста
льных членов общества с целью извлечения при
бавочной стоимости, как основного источника
собственного безбедного существования;
— класса эксплуатируемых — большая часть общес
тва,обеспечивающая своим трудом более или ме
нее сносное свое существование и раскошное
класса эксплуататоров.
3.Экономическая зависимость класса эксплуатируем
ых от класса эксплуататоров.
4.Постоянное наличие противоречия между трудом и
капиталом и постоянные попытки его разрешения
со стороны эксплуатируемых путем безжалостно
подавляемых восстаний и прочих методов социаль
ной борьбы за свои права.
5.Наличие двух основных типов антогонистических
сознаний:
— класса эксплуататоров- основанное на идеали
стическом,религиозном мировоззрении и навяз
ываемое классу эксплуатируемых,как средство
6
психологического их подчинения правящему
классу;
— класса эксплуатируемых- при их достаточном
развитии- те или иные формы материализма.
6.Наличие государства, как средства подавления
эксплуатируемых в интересах эксплуататоров.
7.Принципиальная возможность образования как
государства эксплуататоров,так и государства
эксплуатируемых.
8.Наличие националистических движений,применяе
мых для отвлечения социального гнева эксплуа
тируемых от эксплуататоров на инородческие
группы таких же эксплуатируемых.
9.Наличие войн,как средства разрешения противо
речий между различными группами эксплуататор
ских государств.
6
Исходя из вышеизложенного(см.стр,5)всю мысли
мую историю человечества можно разделить на 3 эпохи
состояния:
1.Эпоха первобытно-общинного строя.
2.Эпоха антогонистических формаций.
3.Эпоха коммунизма.
При переходе от эпохи к эпохе существуют пере
ходные периоды,обладающие признаками как старой так
и новой эпох.Так при переходе от 1 ко 2 эпохе сущес
твовала цивилизация городов-государств, а переходный
период между 2 и 3 эпохами носит название -» социал
изм».Именно так трактовал это понятие Маркс. То есть
это не «первая ступень коммунизма»,как это трактова
лось советскими демагогами, а лишь переходный период
между капитализмом и коммунизмом, причем достаточно
длительный этап человеческой истории — так переход
от 1 эпохи к рабовладению длился почти 1500 лет,пер
еход к феодализму в странах Западной Европы почти
800 лет, а к капитализму около 400 лет.Так что пери
од социализма должен продлиться, учитывая ускорение
процесса цивилизации — лет так 150- 200.
Каждая эпоха делится на хозяйственные уклады
или формации:
1.Эпоха первобытно-общинного строя.
1.1.Собирательство — Человеческое стадо.
1.2.Охота и рыболовство — Племя.
7
1.3.Скотоводство и земледелие-Родо-племенная
2.Эпоха антогонистических формаций.
2.1.Рабовладение- Царства,Восточные деспотии,
Рабовладельческая демократия,Империя.
2.2.Феодализм — Феоды,Княжества и графства,
Городские республики,Феодальные империи.
2.3.Капитализм — Парламентарная монархия,Бур
жуазные республики,Государственный капита
лизм.
3.Эпоха коммунизма- ?
По поводу содержания формаций внутри эпохи ко
ммунизма можно строить только общие догадки, так как
и для нашего времени остается верным высказывание
знаменитого советского энергетика Крыжыжановского о
том, что»наши представления о коммунизме так же дал
еки от истины, как представления неандертальца об
атомной электростанции».
Относительно истории всего человечества можно
отметить,что строгой последовательности эпох и форм
аций на практике не существует. Последовательная
смена формаций и эпох может быть отслежена более
или менее точно только у тех стран и народов,дли
тельное время населявших одну и ту же территорию.
Так, например, на территории,заселенной достаточно
долгое время восточными славянами можно отметить по
результатам археологических исследований все стадии
развития человеческого общества, начиная с поздних
стадий первобытного общества и вплоть до социализма.
Столь же полную картину можно представить на террит
ориях Индии,Китая и Европы.