Утопий, как развития положительных
тенденций эпохи, появились многочисленные Антиуто
пии- результат литературного анализа развития отр
ицательных тенденций развития.Антиутопии капитали
зма даны в книгах Бредбери,Уиндема; Социализма
Оруэлла,Замятина,Платонова,Хаксли и Ефремова.
Утопии,рисующие идеальное человеческое общест
во,прошли в своем развитии следующие два этапа:
— на первом,в середине 50-х годов,они строились на
основе теории марксизма о коммунистическом общест
ве — это И.Ефремов «Туманность Андромеды»,Вайс «В
стране наших внуков»,Лем»Астронавты», Стругацкие
«Полдень,ХХ век»,»Стажеры»;
— на втором этапе по мере накопления протворечий
реального социализма и уяснения того, что разви
тие его ведет в социальный и политический тупик,
и кроме того с развитием НТР вширь и вглубь нача
ли появляться Утопии, строившие картину будущего
общества на немарксистских началах. Причем если
братья Стругацкие в»Сезоне дождей»только намети
ли такую возможность, то Кларк в»Фонтанах рая»и
Лем в «Возвращении со звезд» дают немарксистскую
теорию построения идеального общества, а И.Ефрем
ов в»Часе быка» показал не только картину тупиков
ого развития реального марксистского социализма и
идеального человеческого общества,построенного на
немарксистской теории»ИНФЕРНО»,то есть отрицания
темных насильных сторон жизни, но и показал какими
путями надо идти от существовавшего в то время ре
ального социализма к идеальному обществу чтобы не
оказаться в политическом и экономическом тупике.
Ввиду того, что подобные идеи, в принципе, были
неприемлимы тогдашнему руководству страны,то «Час
Быка»оказался под запретом вплоть до начала перес
тройки.
В настоящее время,исчерпав запас положительных
и отрицательных социальных тенденций современности
и приучив мир к мысли о том, что вполне возможна
60
замена существующих всех форм общественного устро
йства другими — несоциалистическими и некапиталис
тическими социальная фантастика пошла на убыль.Как
правило серьезные научные работы о переустройстве
общества появлялись вслед за Утопиями, а затем с
разрывом в 30-40 лет начинались социальные потряс
ения(революции),преобразовывшие условия существов
ания общества(закономерности революционного проце
сса отражены в настоящей работе на стр.1-5).
6.Наиболее прогрессивно- мыслящие художники, уловив,
часто бессознательно,прогрессивные тенденции в ра
звитии нового общественного сознания, в максимуме
развития существующей формации создавали произвед
ния,далеко опережающие свое время по фактическому
их содержанию.Такие художники являлись в искусстве
«ПРЕДТЕЧАМИ»искусства следующего периода,выражая в
своих произведениях образы людей следующей форма
ции,как то: — Одухотворенность непривычную для ис
кусства рабовладельческой элохи выразилась в прои
зведениях Тель-Амарны и Фаюмских портретах в Еги
пте,а также в скульптурах Мирона и Праксителя в
4-м в.до н.э.в Греции;могущество духа свободного
человека — в произведениях Леонардо да Винчи и Ми
календжело — в искусстве Высокого Возрождения в
Италии;красота человека труда — произведениях Ме
нье,Курбе- в Европе и в искусстве передвижников
в России в середине 19-го века.
7.После социального переворота общественное сознание
новой формации довлеет над остатками старого обще
ственного сознания,постепенно изживая его в целях
укрепления нового общественного бытия, которое,в
свою очередь,обеспечивает экономическую базу для
дальнейшего совершенствования нового общественного
сознания.
Так как любые идеи для больших масс людей наи
более доходчивы в реалистическом изображении, то
на этапе подъема пощряется развитие искусства в
сторону нарастания реализма.
8.Но при этом новое искусство использует формы и
приемы изображения,оставшиеся в наследство от пре
дыдущей формации.Если распад искусства предыдущей
формации,как правило,одновременный с распадом ста
рого общественного сознания,зашел достаточно дале
ко (до цвето-декоративных поисков или абстракции),
то новому искусству при его движении в сторону ре
ализма приходится снова набираться собственного
61
опыта в обогащении методов и приемов искусства:
так было при переходе от рабовладения к феодализму
и после революции 1917 года в России — набор прие
мов был обеднен до крайности, изображения плоскос
тные, понятия о изображении перспективы почти утр
ачен.Правда,надо сказать,что в России приемы реал
изма были сохранены художниками реалистической
школы в начале 20-х годов весьма гонимых со сторо
ны нового»прогрессивного»искусства.
9.Художники,инстинктивные проповедники нового общес
твенного сознания,вкладывают, зачастую бессознате
льно,эти идеи в свои произведения,пользуясь обедн
енным запасом художественных приемов, для достиже
ния максимального духовного воздействия на зрите
лей пишут «на разрыв аорты»на пределе своих духов
ных и физических возможностей. Отсюда высокая оду
хотворенность примитивных по форме и приемам прои
зведений искусства на ранних этапах подъема искус
ства развивающихся формаций:-фрески Древнего царс
тва в Египте,куросы древней Греции,скульптуры Бен
ина,иконы Дионисия,Рублева,Чимабуе.
10.Ввиду наличия общественной потребности в пропаган
де новых идей нарастает реализм произведений иску
сства,обогащается запас приемов художественного
изображения вплоть до вершин реализма: — Италия
развитие живописи от Чимабуе до Рафаеля; на Руси
от Рублева до Брюллова,в СССР-от Малевича до Иога
нсона.
11.Развитие общественного сознания в политическом ра
зрезе,характеризуется постепенным переходом от ра
здробленности к централизации власти с нарастанием
демократизма по отношению к любым идеологическим
учениям,прямо или косвенно укрепляющим новое обще
ственное сознание и ослабляющее старое.Но одновре
менно с укреплением положительных сторон нового
общественного уклада начинают постепенно проявля
ться и недостатки его.Сначала они не слишком меша
ют общественной жизни,нейтрализуясь положительными
сторонами по сравнению с недостатками старой фор
мации во всех сферах общественного существования.
3.2.3.ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАСЦВЕТА
1.Расцвет искусства данной экономической формации
приходится на очень краткий по времени период рас
цвета политического и экономического могущества
62
данного способа общественного существования.
2.Общественные сознание и бытие данной формации нах
одятся в наиболее гармоничном взаимном соответст
вии друг с другом.
3.Общественное сознание данной формации практически
полностью изжило пережитки общественного сознания
предыдущей формации.Ввиду того,что положительные
черты данной формации пока перевешивают отрицате
льные, то потребность социального преодоления по
следних еще не порождают даже утопических учений
о следующем совершенствовании общественного суще
ствования.
4.Главенствующая социальная группа наиболее сильна
экономически и политически допускает наиболее пол
ную демократию для верных правительству социальн
ых групп — рабовладельческую демократию Греции и
Рима;просвещенный абсолютизм во Франции ХU11 века;
буржуазная демократия в Европе и США в ХХ веке.
5.Ввиду наличия максимально-возможной для данных ус
ловий демократии в это время начинает появляться
сравнительно большое количество произведений лите
ратуры и искусства бичующих пороки данного общест
венного существования,особенно властей предержащ
их.Формируются школы и направления «прогрессивно
го»,критикующего,искусства.
7.Максимальное развитие искусства(живописи и скуль
птуры) данной формации отмечается наибольшим раз
витием реалистического портрета деятелей данной
эпохи-рабовладение-портретная скульптура древней
Греции и Рима; при феодализме- акварельные портр
еты Клуэ во Франции, а также Шубин,Рокотов,Борови
ковский и Кипренский в России; при капитализме
Серов и Репин также в России.
8.Кратковременный баланс общественных сознания и бы
тия кончается в результате того, что общественное
сознание ведущей социальной группы подтачивается
произведениями,критикующими недостатки данной фор
мации, а также искусством»предтеч»,выдвигающим но
вые идеалы. Общественное бытие при этом может еще
долго наращивать свою мощь,постепенно приближаясь
по своему развитию к общественному бытию следующей
формации.
3.2.4.ЗАКОНОМЕРНОСТИ СПАДА
1.Под влиянием критической мысли постепенно формируе
63
тся новое общественное сознание следующей формации,
которое стимулируется развитием нового общественно
го бытия внутри старого.Одновременно начинает выхо
дить на поверхность искусство ведущей социальной
группы следующей формации:
— например во Франции середины 18-го века наряду
с аристократическим искусством Ватто,Буше,Наттье
существовало искусство»третьего сословия»- бра
тьев Ленен,Шардена,Греза.
2.Ввиду того,что необходимо защищать существующее
общественное сознание и волевым порядком поддержи
вать соответствующее ему общественное бытие из-за
разлагающего влияния нового, нарождающегося,крити
чески настроенного,общественного сознания и бурно
растущего нового общественного бытия политическая
власть, стараясь продлить свое существование во
времени,постепенно переходит от демократии к тота
литарным формам правления:императорская власть в
Риме,абсолютизм,военные и однопартийные диктатуры,
3.Необходимо отличать тоталитаризмы периодов подъема
и спада. В периоды подъема прогрессивный вид обще
ственного существования защищает себя от реакцион
ных,отмирающих сил прошлой экономической формации
в интересах прогрессивной,растущей части общества.
По мере подавления реакции, как правило,демократи
чность власти нарастает. Во время спада наоборот:
правящий, реакционный социальный строй пытается
всеми силами мощного карательного аппарата подав
ить неумолимо растущие прогрессивные силы,олицет
воряющие нарождающееся новое общественное существ
ование.Тоталитарный строй спада,обычно,свергается
социальным катаклизмом(революцией).
4.В результате усиления политической реакции ее зап
реты распространяются на все виды искусства и ли
тературы.
5.Прогрессивные направления искусства и литературы
переходят к реалистическим формам иносказаний,
притч и Утопий(см.пп.3-5-Закономерностей подъема).
6.По мере усиления тоталитаризма ввиду запрета пра
вдивого изображения народной жизни художники,кото
рым свойственно занятие искусством,как птицам петь,
переходят к поискам средств максимального воздейс
твия на человеческие чувства, а так как сами эти
чувства носят весьма абстрактный характер,то и ра
звитие искусства идет по нарастанию условнсти
64
вплоть до полного абстракционизма(Малевич-«Черный
квадрат»).
7.В части формы происходит постепенное обеднение
приемов и техники живописи и скульптуры, так как
условное изображение обходится без того богатства
техники,которое требуется для изображения сверхсл
ожных образов природной натуры.
8.Для поддержания методов художественного изображе
ния и для обучения художников,работающих в духе
консервативных идей существуещей формации, в самом
начале периода спада создаются Академии Художеств,
которые канонизируют приемы и сюжеты, приемлимые
для правящего социального слоя.Академические худо
жники во время периода спада в порядке совершенст
вования приемов в целях наиболее точного изображе
ния натуры часто доходят до фотографического нату
рализма:эллинистическая скульптура древней Греции;
Лактионов и Шилов в СССР.
9.Во время спада по мере углубления его и нарастания
обеднения приемов характерно уподобление внешних
форм произведений изобразительного искусства пери
одов спада и подъема по степени лаконизма изобр
ажения и обедненности приемов:
А.При возникновении в конце 19-го века стиля мод
ерн были»открыты»заново Эль-Греко и Ботичелли.
Б.Переход к плоскостным изображениям и к искажен
ной перспективе открыл»моду»на Андрея Рублева
и Чимабуэ.
В.Кубизм и орнаменталистика начала 20-го века наш
ли свое оправдание в орнаментах раннего средне
вековья,примитивах Африки и в японских буддах
Энку.
Но необходимо помнить о разнице в причинах
обеднености приемов и методов периодов спада и по
дъема.В 1-ом случае обедненность искусства была
достигнута,практически,сознательно от высокого
уровня его развития по пути формалистических иска
ний и вывертов,а во 2-ом- в результате того, что
обедненная сумма приемов и методов досталась худо
жникам периода подъема в наследство от предыдущей
формации, сташих таковыми во время формалистическ
их поисков в конце ее.
10.При развитии крайних тоталитарных форм власти одн
овременных с крайним распадом экономики характерно
создание грандиозных скульптур и сооружений по
приказу политической власти с целью создания в со
65
седних странах иллюзии политического и экономичес
кого могущества,но которые окончательно подрывают
распадающуюся экономику страны и в результате соц
иального взрыва иногда остаются недостроенными:
— пирамиды древнего Египта;Колизей,термы Каракал
лы,статуи Октавиана и Бартлетта в джревнем Риме;
гигантская глиняная статуя коня Микельанджело во
Флоренции;Версаль во Франции;грандиозная статуя
Сталина на входном створе канала Волга-Дон и вы
сотные здания в Москве в СССР.
3.3.СТРУКТУРА ИДЕАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
3.3.1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В своем исследовании по построению структуры
идеального общества мы будем использовать так назыв
аемый»кибернетический метод»,выдвинутый в Г.Клаусом
Сущность кибернетического метода заключается в
том,что вся интересующая нас система, как нераздели
мая совокупность,рассматривается во взаимодействии
со средой обитания.На первом этапе устанавливаются
основные функции такой системы, обуславливающие ее
поведение во времени, а затем строится внутренняя
структура этой системы для выполнения этих функций.
«В кибернетической области процесс идет…от ко
мплексных целостностей и их функционирования к пост
епенному изучению составляющих элементов и их соеди
нению,на которых основываются их функции»(76,стр.37).
Человеческому обществу для продления своего
существования во времени свойственны 2 функции:
1.Функция общественного бытия:
— воспроизводство материальных благ для удовл
етворения духовных и разумных материальных потребно
стей членов общества,служащих средством восполнения
и сохранения энергетических и психологических затрат
в процессе жизнедеятельности членов общества.
2.Функция общественного сознания:
— воспроизводство сознательных членов общества
для восполнения естественной убыли численности обще
ства как средства продления существования биовида