Скачать:PDFTXT
Полисферный дуализм-философия идеального общества

во времени.

Необходимо отметить одинаково важную роль обе

их функций для нормального существования человеческ

ого общества во времени.Забвение или пренебрежение в

исполнении любой из этих 2 функций ведет к отрицате

льным экономическим и социальным последствиям.

«…,определяющим моментом в истории является в

66

конечном счете производство и воспроизводство непос

редственной жизни. С одной стороны — производство

средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и

необходимых для этого орудийй;с другой — производст

во самого человека,продолжение рода» (159,стр.26).

При выполнении функции воспроизводства сознат

ельных членов общества и прогрессирующим невыполнен

ием функции удоволетворения потребностей всех без

исключения членов общества рано или поздно наступает

нищета большинства членов общества, а затем и их го

лод.Данный процесс рано или поздно кончается крупным

социальным потрясением, автоматически регулирующим

численность населения, а также корректирующим формы

политического управления.Изложенный процесс,в основ

ном, описывает развитие социальных отношений двух

первых антогонистических формаций — рабовладения и

феодализма.

При медленном затухании воспроизводства сознат

ельных членов общества, что характерно для высокоци

вилизованного общества,и выполнения функции удовлет

ворения потребностей происходит объективное обогаще

ние общества при условии непрерывного роста произво

дительности труда ввиду того, что контингент работа

ющих получает все меньшее и меньшее пополнение из

рядов уменьшающегося по численности молодого поколе

ния.Причем удельный вес нетрудоспособных лиц прекло

нного возраста неуклонно возрастает.Все общество пе

реходит в состояние материально-обеспеченного вымир

ания.В начале такого процесса находятся все старые

индустриально-развитые страны Западной Европы.

При медленном затухании той и другой функции

наступает внутреннее обнищание общества.Удельный вес

пенсионеров растет, производственников и детей- уме

ньшается.Меньше становится предметов потребления на

душу населения.Типичная картина во всех странах быв

шего СССР,переходящих в том или ином темпе от эконо

мики социалистического типа к рынку.

Причины нарушения исполнения основных функций

общества различны, но все они имеют экономическую

или социальную подоплеку.

В соответствии с наличием 2 равноправных и вза

имозависимых сторон жизни общества — общественного

бытия и общественного сознания, а также необходимос

тью исполнения их основных одинакововажных функций

внутренняя структура идеального общества должна дел

иться на две основные сферы:

67

1.Сферу общественного бытия- сферу производства

предметов потребления и

2.Сферу общественного сознания-сферу воспроизво

дства сознательных членов общества.

Но с другой стороны человеческое общество есть

совокупность отдельных человеческих индивидов. И так

как каждый человек есть совокупность 4-х сфер — мат

ериальной,организационной,информационной и духовной,

то и структура человеческого общества должна состо

ять из подобных 4-х сфер,состоящих по своей сути из

соответствующих сфер всех членов общества.

Надо отметить,что вся жизнь общества подверже

на влиянию этих сфер и,практически,невозможно выдел

ить локальные зоны непосредственного влияния каждой

из них.

3.3.2.СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДМЕТОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Основной характерной чертой жизнедеятельности

человеческого общества во времени является его бесп

рерывное стремление продлить свое существование во

времени в условиях природной среды обитания.

«Рабочий ничего не может создать без природы,

без внешнего чувственного мира.Это тот материал,на

котором осуществляется его труд,в котором развертыв

ается его трудовая деятельность,из которого и с пом

ощью которого труд производит свои продукты» (102,

стр.561)

Природная среда обитания посредством своей жи

знедеятельности-солнца,климатических явлений,через

флору и фауну воздействует на каждого человека в от

дельности и на общество в целом.

Кроме того человек в процессе жизнедеятельнос

ти беспрерывно тратит накопленную в теле энергию на

движение и на нейтрализацию негативного влияния при

роды.

В результате у каждого человека в отдельности

и у всего общества в целом возникают первичные потр

ебности для восполнения энергетических затрат и ней

трализации воздействия природы.

«Такой очевидный факт,которого до сих пор,одна

ко,совсем не замечали,тот факт,что людям прежде все

го нужно есть, пить,иметь жилье,одеваться и что,сле

довательно,они должны трудиться,раньше чем они могут

бороться за господство,заниматься политэкономией,ре

лигией,философией и т.д.,-за эти очевидным фактом

признаны были,наконец,его права в истории». (156,

стр.561)

68

Для удовлетворения этих потребностей общество

берет для себя необходимые природные ресурсы и, пре

вращая их в предметы труда, создает Искусственную

Среду Обитания удобную для своего существования.

«…производительная деятельность человека воо

бще, посредством которой он осуществляет обмен ве

ществ с природой, не как ресурсы,пройдя через ста

дию обработки потребляются лишь частично,а после по

требления приходят в негодность,то затем они,по выр

ажению К.Маркса,превращаются в»экскременты производ

ства и потребления».

«Под первыми мы понимаем отбросы промышленности

и сельского хозяйства,под последними- частью экскре

менты, являющиеся результатом естественного обмена

веществ у человека,частью ту форму, какую принимают

предметы потребления после того,как процесс их потр

ебления закончен».(96,стр.106)

Экскременты производства и потребления все бо

лее расширяющейся искусственной среды обитания засо

ряли окружающую среду во все большей степени и к на

стоящему времени поставили весь земной шар на грань

экологической катастрофы.Радикально решить эту проб

лему может только объединенное человечество.

Расширение искусственной среды обитания прои

сходит в 2 этапа:

— 1.Количественное увеличение однородных орудий

труда для производства предметов потребления,

привлечение новых рабочих рук, рост производства

предметов потребления за счет интенсификации труда

отдельного производственника.После исчерпания всех

трудовых резервов должен наступить застой производс

тва,то есть производство предметов потребления начн

ет отставать от темпов воспроизводства новых членов

общества.Отсюда обнищание общества,прерываемое стих

ийным регулированием численности общества ввиде гол

ода,массовых эпидемий и голодных бунтов.

«Из форм развития производительных эти отноше

ния превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха

социальной революции».(102,,стр.274).

— 2.Но сравнительно незадолго до этого момента

происходит качественное изменение в развитии произв

одительных сил — происходит изобретение нового типа

орудия труда значительно более производительного,чем

старое и поэтому обладающее потенциальным свойством

существенного сокращения потребности в рабочих руках,

необходимых для производства предметов потребления

69

для все более возрастающего населения.С изобретением

нового орудия труда изменяется участие работника в

процессе производства,изменяется его социальный ста

тус, появляется новый класс производственников. При

этом создаются предпосылки для изменения общественн

ого бытия после того, как общественное сознание под

готовит человеческое общество к необходимости смены

общественно-экономической формации.

Примером может служить качественный прыжок от

манафактурного способа производства к машинному по

сле изобретения станка — машины из 3-х элементов:

двигатель,передаточный механизм и рабочий элемент во

время Промышленной революции с образованием рабочего

класса и перехода к стадии промышленного капитализма.

В середине 20-го века во время НТР произошло

изобретение 4-х звенного рабочего механизма- к 3-м

ранее существовавшим элементам добавился 4-й- новый,

управляющий элемент и началась сплошная замена рабо

чих-работников преимущественно физического труда на

работников преимущественно умственного труда-НИТЕРов.

«Общество порождает известные общие функции,без

которых оно не может обойтись.Предназначенные для

этого люди образуют новую отрасль разделения труда

внутри общества». ( Ф.Энгельс,157).

В условиях современной НТР наука становится

непосредственной производительной силой. Тем самым

находит свое подтверждение мысль К.Маркса о том,что

«по мере развития крупной промышленности создание

действительного богатства становится менее зависимым

от рабочего времени и количества затраченного труда,

и зависит от общего состояния науки и от степени ра

звития технологии или от применения этой науки к пр

оизводству».(101,стр.6).

На 2-ом этапе расширения искусственной среды

обитания происходит за счет экстенсивного роста

производительности труда в результате внедрения в

производство новых орудий труда взамен старых.Ввиду

изменения условий труда и образования нового класса

производственников происходит образование новых про

изводственных отношений, а отсюда на смену старому

общественному сознанию приходит новое, постепенно

подготавливающее общество к мысли о неизбежности

смены старого общественного бытия на новое. После

такой смены (произведенной революционно мирным или

немирным путем) и после полного технического перево

оружения, то есть исчерпания резервов экстенсивного

70

роста производительности труда снова рост искусстве

нной среды обитания переходит от качественного к ко

личественному росту то есть,фактически,опять начина

ется 1-й этап расширения,описанный выше.Таким образ

ом вся история производственного развития человечес

тва представляет из себя беспрерывный процесс расши

рения искусственной,среды обитания. И только в наше

время этот процесс потребовал замедления ввиду угро

зы экологической катастрофы.Прекратить или замедлить

этот процесс количественно,очевидно,возможно только

при беспрерывных качественных изменениях,то есть ус

корении развития науки и темпов внедрения ее достиж

ений в производство предметов потребления.

Для выполнения функции общественного бытия

производства предметов духовного и разумного матери

ального потребления внутри Сферы производства предм

етов потребления естественно должна быть СФЕРА ПРОИ

ЗВОДСТВА,которая обеспечивает производство предметов

потребления,затем СФЕРА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ,в которой про

исходит распределение продуктов потребления,произве

денных в Сфере производства,среди членов общества в

соответствии с их потребительским спросом, а также

СФЕРА УПРАВЛЕНИЯ,которая учитывает уровень удовлетв

орения потребительского спроса и вносит соответству

ющие управляющие коррективы в производство предметов

потребления в Сфере производства.Таким образом все

эти три сферы внутри Сферы производства предметов

потребления связаны в единую систему с обратной свя

зью.

3.3.3.СФЕРА ВОСПРОИЗВОДСТВА СОЗНАТЕЛЬНЫХ

ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА.

Для практического выполнения функции обществе

нного сознания естественно существование СФЕРЫ ВОСП

ИТАНИЯ,объединяющей в себе все учреждения воспитания

детей от рождения до начала самостоятельной деятель

ности.

Важность соблюдения функции воспроизводства

сознательных членов общества отмечалась на стр.67-68

и отсюда полная равнозначимость всех работников иде

ального общества,занятых как в Сфере производства

предметов потребления,так и в Сфере воспроизводства

сознательных членов общества.

Задачей работников этой сферы является не то

лько обеспечение физиологического воспроизводства

новых членов общества и их выращивание физически и

71

психолгически здоровыми людьми,но и воспитание из

них сознательных членов общества,так как только под

воздействием воспитания из ребенка получается Челов

ек в полном смысле этого слова.

Общее направление воспитания должно основыва

ться на основных положениях Полисферного дуализма и

не противоречить принципам общечеловеческой морали:

1.Человек есть носитель высшей формы развития

материи-человеческого мозга и,соответствующей ему,

высшей формы отражения — человеческого сознания.

Главнейшей целью жизни человека должно быть беспрер

ывное совершенствование своего сознания путем его

беспрерывного тренажа и нагрузки не входя в противо

речие с принципами общечеловеческой морали и необхо

димостью исполнения обеих функций человеческого общ

ества.

2.Для обеспечения выполнения функции воспроизво

дства предметов потребления и предотвращения эколог

ической катастрофы необходимо воспитание новых член

ов общества в духе соблюдения РАЗУМНЫХ материальных

потребностей и всяческого нацеливания на развитие

духовных потребностей с минимальным потреблением

предметов потребления с целью поддержания своего

организма в высокорабочем духовном состоянии.

3.Для обеспечения функции воспроизводства созна

тельных членов общества необходима направленность

воспитания на то,что наиболее важной обязанностью

каждого человека явлется не только совершенствование

собственного мозга,но и,главным образом,совершенств

ование общественного сознания путем всяческого соде

йствия в совершенствовании разума других членов общ

ества.

4.Всякое действие противоречащее этим трем поло

жениям есть преступление против морали идеального

общества.

5.Любое убийство мыслящего человека,находящегося

перед убийством в здравом уме и памяти всегда прест

упление,даже если появление сознания на момент убий

ства находится в потенции(ребенок или тяжелобольной

без сознания или в состоянии временного умопомешате

льства).Исключение составляет добровольная эвтаназия

человека в здравом уме и памяти или по заключению

представительной врачебной комиссии,если дальнейшее

продолжение жизни сулит только труднопереносимые фи

зиологические или психические мучения.

6.Любая военная агрессия является преступлением.

72

7.Человек в своих действиях должен всячески сод

ействовать сохранению экологического равновесия иск

усственной среды обитания и биосферы Земли,так как

несобледение этого грозит экологической катастрофой

и ставит под угрозу продолжению существования челов

ечества на Земле.

8.Основой мировоззрения должно быть последовате

льно отслеживаемый во всех проявлениях природы и об

щества принцип полисферного дуализма.

9.Гармоничное развитие челоека может быть дости

гнуто только при одновременном развитии человека по

всем 4-м его сферам:материальной -тела,организацион

ной-системы организации жизни,информационной-уровня

образования и духовной — уровня интеллектуального и

культурного развития.

3.3.4.ПОЛИСФЕРНАЯ СТРУКТУРА ИДЕАЛЬНОГО

Скачать:PDFTXT

Полисферный дуализм-философия идеального общества читать, Полисферный дуализм-философия идеального общества читать бесплатно, Полисферный дуализм-философия идеального общества читать онлайн