и идеального общества
объединенного человечества,по направлению к которому
двигается весь мир.
Доказательства необходимости в настоящее время
единой философии существуют не только у меня. Так то
же самое доказывал Л.М.Семашко в своей книге(…) и
докладе о тетрафилософии на 19 Международном философ
ском конгрессе в августе 1993 г., а также В.И.Рыжков
там же в докладе «О единой философии и компьютерной
метафизике».
На основании всего вышеизложенного можно выдв
инуть следующие основные требования к идеологии иде
ального общества:
1.Идеология идеального общества должна включить
в себя весь предыдущий идеологический опыт человече
ства, основываться на реально сложившимся идеологич
еском состоянии во всем мире и содержать в себе иде
ологическую модель идеального общества.
2.Три эпохи истории человеческого общества сост
авляют Гегелевскую логическую триаду. Отсюда идеоло
гия идеального общества должна в чем-то походить на
идеологию первобытно-общинного строя но на другом,
более высоком уровне.
3.Идеология человечества должна быть единой для
всего человечества, то есть она должна снимать с по
вестки дня основное идеологическое противоречие эпо
21
хи — противоречие между основными монистическими уч
ениями, наиболее широко распрастраненными во всем
мире — между материализмом и религиозным идеализмом.
4.Идеология идеального общества должна быть иде
ологией класса НИТЕР-ов — основной социальной силы
на пути преобразования существующего мира в идеаль
ное общество.
5.Из идеологии идеального общества должна логи
чески вытекать насущная необходимость восстановления
и сохранения экологического равновесия системы Чело
вечество — Биосфера,как важнейшего условия выживания
биовида»Человек»на Земле.
В настоящее время от идеологии первобытно-об
щинного строя осталось черезвычайно мало.На Земле
сохранилось несколько малых этнических групп,находя
щихся на различных последних этапах существования
перво-бытно-общинного строя и к тому же плохо изуче
нных ввиду изолированности их существования в труд
нодоступных местах Земли.
Наиболее изученными из них являются австралий
цы и туземцы некоторых островов Океании. Представле
ние об этих верованиях можно представить себе по ос
таткам суеверий и примет у современных народов,а так
же по искаженным более поздним временем в книгах
Священных писаний некоторых религиозных культов, за
родившихся еще в доклассовую эпоху. Это книги зоро
астрийцев — Авеста; индийских учений — Чарвака, Джа
йна, Санкхья-Йога;древнейшие книги буддизма, гречес
кой Милетской школы.Благодаря усилиям ученых — исто
риков и этнографов из всего перечисленного можно вы
членить следующие основные черты идеологии первобыт
но-общинной эпохи и сравнить их с современным толко
ванием этих положений(см.табл.2)
Таблица 2
—————————————————
|Положения идеологии пер- |Современное толкование |
|вобытно-общинной эпохи | |
|————————-|————————|
| 1 | 2 |
|————————-|————————|
|1.Все средства производс-| Согласно Марксу такое |
|тва принадлежат всему об-| положение свойственно |
|ществу. | коммунизму. |
|2.Нет личной эксплуатации| Это так же принцип |
| человека человеком. | коммунизма |
22
—————————————————
| 1 | 2 |
|————————-|————————|
|3.Равное распределение | Принцип коммунизма: |
|продуктов и всех материа-| каждому по потребности|
|членов общества. | |
|4.Ценность и незаменим- | В настоящее время мы |
|ость для общества каждого|все больше убеждаемся в|
|его члена. |верности этого. |
|5.Воспитание детей основ-|Можно приравнять к осн-|
|ывается на их сознательн-|овным положениям лучших|
|ости. |современных педагогов: |
| |Корчака,Спока,Сухомлин-|
| |ского. |
|6.Основа мировоззрения: | Вечного существования |
|Мир существует вечно.Изм-| вселенной сейчас уже |
|енения происходят по цик-|никто не отрицает,посл-|
|лам.Основные события пов-|еднее время все чаще |
|торяются в каждом цикле. |появляются доказательс-|
| |тва циклического влия- |
| |ния Солнца,планет и их |
| |взаиморасположения на |
| |жизнь биосферы Земли и |
| |на человека. |
|7.Существует вера в мате-|Положение диамата-един-|
|риальную и духовную одно-|ство мира состоит в его|
|родность всего в мире. |материальности |
|8.Любой природный предмет|Положение диамата-разл-|
|(явление) наделяется раз-|ичным уровням развития |
|ными количествами одноро-|материи соответствуют |
|дной жизненной силы(духа)|разные уровни отражения|
|Чем выше стоит предмет на| |
|биолестнице, тем биосилы | |
|больше и она сильнее. | |
|9.Существует вера в возм-| Передача генетической |
|ожность передачи этой жи-| наследственности в жи-|
|зненной силы при гибели | вой природе |
|предмета другому родстве-| |
|нному ему. | |
|10.Взгляд на человека,как|В настоящее время стан-|
|на неотъемлимую часть при|овится все более очеви-|
|роды находящуюся с приро-|дным полная зависимость|
|дой в состоянии устойчив-|человека от условий жи-|
|ого равновесия. |зни на Земле
23
————————————————-
| 1 | 2 |
|————————|————————|
|11.Проводится последов-|Положение диамата — еди-|
|ательный дуализм всего |нство и борьба противоп-|
|окружающего:материи и |оложностей.Принцип допо-|
|духа,добра и зла,культ |лнительности Бора. |
|близнецов и так далее. | |
————————————————-
В эпоху первобытно-общинного строя совершенно
не ставился вопрос о первичности материи или духа
(сознания).Просто констатировалось их неразрывное
существование в данный момент.Мир первобытного чело
века был социально однороден и такого противопоста
вления не требовалось.
Эпоха антогонистических формаций ввела эти
противопоставления. Задача идеологии идеального общ
ества — снять это основное идеологическое противоре
чие эпохи — сделать мир снова социально-однородным.
И в эпоху антогонистических формаций при пере
ходах от одной формы эксплуатации к другой в момент
крайнего обострения социальных и идеологических про
тиворечий появлялись философские учения,приравнивав
шие материю и дух, — различные формы ДУАЛИЗМА. Здесь
можно назвать таких авторов этих учений, как Сократ,
Аристотель, Авиценна, Декарт, Спиноза, Бруно, Гегель,
Необходимо отметить,что будучи с детства людь
ми верующими и из-за огромной угрожающей силы служи
телей господствующей монистической религиозной фило
софии им с трудом удавалось примирять идею Бога с
фактически атеистической мыслью о равенстве духа и
материи. Поэтому высшим достижением на этом пути был
пантеизм Декарта. Кроме того наиболее бескомпромисс
ное толкование мира в дуалистическом духе было пров
едено в начале Х1Х века философами Гегелем и Гердер
ом.
В начале ХХ века В.И.Ленин в своей книге»Мате
риализм и эмпириокритицизм»(Госполитиздат,М.,1951г.)
вплотную подошел к снятию основного идеологического
противоречия эпохи, но ввиду жестокой политической
борьбы революционных сил (материалистов)и контррево
люции(религиозных идеалистов) пойти на подобный ком
промисс было тактически невозможно и он прошел мимо
этого вывода,хотя,фактически снял это противоречие,
24
как это следует из анализа текста книги. Признавая
фактическое отсутствие этого противопоствления он
в той же книге оговорился, что вопрос о первичности
материи и духа действителен только в рамках Основно
го вопроса философии(стр.131).
Итак, на странице 130 своей книги Ленин дал
следующий перечень предельно-широких понятий:
«…есть ли более широкие понятия, с которыми
могла бы оперировать теория познания, чем понятия:
бытие и мышление,материя и ощущения, физическое и
психическое? Нет. Это — предельно-широкие, самые
широкие понятия, дальше которых по сути дела (если
не иметь ввиду ВСЕГДА возможных изменений НОМЕНКЛАТ
УРЫ) не пошла до сих пор гносеология».
Далее на стр.131 он говорит о рамках противоп
оставления материи и сознания, а примерно 50 страни
цами ранее Ленин показал ложность такого противопос
тавления и в рамках основного гносеологического воп
роса. На стр. 77 он пишет:
«…логично предположить, что вся материя облад
ает свойством по существу родственным с ощущением,
свойством отражения».- Здесь он ссылается на гипоте
зу Дидро( см.стр.21):
«…простое предположение,которое объясняет все,
именно — что способность ощущения есть всеобщее сво
йство материи»
Но раз все тела обладают свойством ОТРАЖЕНИЯ,
то это значит,что понятия: мышление, сознание, псих
ическое — являются не предельно-широкими,а частными
случаями более широкого понятия — отражения,присущие
частному случаю материальных тел — человека. То есть
Ленин сам изменяет номенклатуру предельно — широких
понятий, заменяя понятия»мышление, сознание, психич
еское» более широким понятием,включающим их как свои
частные случаи и именуемое:»ОТРАЖЕНИЕ».
Таким образом номенклатура предельно-широких
понятий сводится к двум — МАТЕРИИ и ОТРАЖЕНИЮ, при
сущим всем телам и явлениям.
В основном гносеологическом вопросе философии
противопоставляются два понятия:материя и сознание.
Но из формальной логики известно, что логический
смысл имеет противопоставление только одноуровневых
понятий, то есть понятий одного объема, а в данном
случае сравниваются два несоизмеримых по уровню и
объему понятия:
-МАТЕРИЯ- предельно-широкое понятие, относящееся
25
ко всему материальному миру и
-СОЗНАНИЕ- понятие обозначающее частный случай
предельно-широкого понятия»отражения»,присущее част
ному случаю материльных тел — человеку.
Одноуровневыми понятиями являются:
для понятия МАТЕРИЯ — понятие ОТРАЖЕНИЕ,
для понятия СОЗНАНИЕ- понятие ЧЕЛОВЕК.
Но ввиду того, что все материальные тела обла
дают двумя основными свойствами: материальностью и
отражением, которые нерасторжимы, то есть не может
существовать материальных тел с каким-либо одним
свойством, то основной гносеологический вопрос не
имеет логического смысла.
Отсюда:-1.Материальный мир существует вечно.
2.Основные свойства материальных тел
материя и отражение нерасторжимы и всегда развивал
ись в тесной неразрывной связи с друг другом, всег
да завися друг от друга и подвергаясь теснейшему
взаимовлиянию.
Следствие:-Человек есть единство его материа
льного тела и сознания, как частного случая отраже
ния.
Вышеприведенные формулировки снимают основное
идеологическое противоречие эпохи и поэтому могут
служить основой как философии идеального общества,
так и философией основного социального слоя этого
общества — класса НИТЕР-ов.
На странице 26 приводится схема развития Ос
новного вопроса философии вплоть до формулировки
ПОЛИСФЕРНОГО ДУАЛИЗМА.
Как видно из табл.3 она состоит из 4-х основн
ых частей:в верхней помещены подходы к принципу поз
наваемости мира,а также даны основные формулировки
соотношения материи и сознания по зонам части,помещ
енной ниже и отражающей диалектику соотношения мате
рии и сознания в различных формулировках Основного
вопроса философии.В нижней части перечислены филосо
по произведениям и именам авторов,разрабавтывавших
формулировки 2-й части. Справа представлены уровни
терпимости ко второму компоненту формулировки.
По второй части виден путь развития содержания
и сути формулировок Основного вопроса философии от
признания права на существование только одного из
двух компонентов и до признания их полного равнопра
вия и тесной взаимозависимости через утверждение о
26 Таблица 3
Схема развития Основного вопроса философии. —————————————————————————————
Все познаваемо до конца | Ничто не может быть познано до конца | ————————————————————————————-|
Примат материи | Равноправие материи и сознания |Примат сознания | | | —————————————————————————-| | |
Сознание зависит от материи|Взаимозависимы|Сознание не зависит от материи| Уровни | | Уровни —————————————————————————-| терпи- |
| Сознание и материя существуют одновременно | | мости | | терпимости ————————————————————————————-|- |————
|Существуют | |Уровень |
| материя и | |полной |Д
| отражение.| |терпимо-|
| Материя | |сти |У
|и сознание | | |
|равноправны| | |А
———————————— |———|
|Материя и | |Сознание | |Уровень |Л
|сознание | |и материя | |полного |
|существуют| |существу- | |призна- |И
|теснейшей | |совершенно| | |З
|взаимоза- | |независимо| | |
|висимости | | | | |М
———————— ———————— |———|
|Материя и | |Сознание и | |Уровень |А
|сознание | |материя су-| |частич- |Н
|существуют,| |ществуют,но| |ного |Т
|но материя | | сознание | |призна- |О
|первична | | первично | |ния |Г ———————- ———————|———|О | Сущест-| | Сущест-|Уровень |Н | вует | | вует |полной |И | только | | только |нетерп- |З | материя| |сознание|имости |М ————————————————————————————— |Чарвака |Диалектиче-|Авеста,Джа-|Философия | Сократ, | Все |Солипсизм,|Филос-| |(Индия),|ский