Скачать:PDFTXT
Полисферный дуализм-философия идеального общества

мате- |йнизм,Санк-|идеального| Декарт, | религии |Цель будд-|офские| |Демокрит|риализм |хья-Йога, |общества- | Гегель | |изма и Йо-|учения| |Эпикур, | |Фалес,Бруно|ПОЛИСФЕР- | | |ги,Абсолю-| | |Спиноза | | Гердер, |НЫЙ ДУА- | | |тный дух | | | | | Богданов |ЛИЗМ | | | Гегеля | | —————————————————————————————

27

первичности одного из них и о вечном независимом су

ществовании. Причем левая сторона второй части табл

ицы 3 дает различные формы материализма, а правая

идеализма.

Яркий пример насущности перехода от монистическ

их учений к полисферным дает анализ сборника рефера

тов выступлений на Х1Х Международном философском ко

нгрессе, проходившем 22-28.08.1993 года в г.Москве.

Всего в сборнике помещено 662 реферата,в действ

ительности, конечно, выступлений на конгрессе было

больше ввиду того, что значительная часть выступав

ших не успела подать заявки предварительно и их ре

фераты не попали в сборник.

Иноязычных авторов рефератов было 208 (31%),

остальные докладчики были из стран бывшего СССР, но

на русском языке было напечатано 399 (60%), так как

61 русский автор дали свои рефераты на иностранном

языке. Так что анализу и были подвергнуты эти самые

399 рефератов.

Иностранная «философская общественность» была

настолько обескуражена результатами конгресса, что

в Международном философском совете в результате выб

оров вместо прежних 6 представителей от СССР не ока

залось ни одного представителя стран СНГ.

Высокие чаяния «иностранцев» были связаны с

внешне бурной перестройкой в бывшем социалистическом

лагере и показному интересу к религиозным и прочим

оккультным наукам. На деле в идеологии, практически,

ничего не изменилось и идеологическими науками у нас

до сих пор занимаются, в основном, бывшие ярые марк

систы и бывшие марксистские научные институты лишь

лицемерно сменившие старые вывески на более прогре

ссивные.Тем более, что организатором конгресса была

Академия управления,бывшая Академия общественных на

ук при ЦК КПСС.

И действительно 302 реферата (или 76%) из 399

даны в духе истового марксизма, а остальные 97, от

оного отходящие, попали в этот сборник благодаря

марксистскому звучанию заголовков анализируемых ре

фератов.

Вот эти то 97 рефератов и посвящены полисферным

философским системам, в том числе 70 из них затраги

вают вопросы дуализма в философии, 3 — трехсферным,

2- тетрасферным,2- семиразмерным и 2- многоразмерным,

а 18 рефератов посвещены дуалистической в своей осн

ове теории так называемой Когнитологии или теории по

знания.

28

Большая часть этой группы рефератов посвящены

отдельным вопросам философии и осмыслению природных

тел и явлений с точки зрения полисферной философии

(в основном с точки зрения дуализма) после осознания

авторами ограниченности монистических философий.

Наиболее ценная часть этих рефератов представ

ляют изложенне в сжатом виде основное содержание це

льных философских систем.

Прежде чем рассматривать многосферные филосо

фии реферативного сборника необходимо отметить,что

необходимость появления единой философии в наше вре

мя отстаивали на конгрессе не менее 15 авторов. Кро

ме Семашко и Лебединского, данное положение явно и

определенно сформулировано еще у двоих: В.И.Рыжков

(«О Единой философии и компьютерной метафизике»т.1,

стр.305)- говорит,что»в связи с ускорением мировых

интеграционных процессов в экономике и политике ак

туализируется проблема становления общечеловеческой

духовной культуры и идеологии,в том числе ее ядра

единой философии как системы мировозрения»,а также

В.Я.Далин с его претензиями на то, что разработан

ная им «Когнитология» является единственной действи

тельно философской системой.

Из остальных 11 авторов только трое В.А.Асеев

(СПБ) и В.И.Купцов в союзе с С.В.Девятовой вплотную

подошли к мысли о необходимости Единой философии, а

у остальных такой вывод можно, в принципе, вывести

из их общих рассуждений.

Продолжая разговор о многосферных философиях

необходимо отметить, что если А.В.Разин и В.С.Вели

чко просто настаивают на необходимости многомерности

в новой философии, то В.К.Шохин и Р.Мухамедов приво

дят аргументы в пользу н-мерного мира, подозревая

его существование у первого автора от 1 до 7 сфер,а

у второго- от 3 до 7.

Возвращаясь к вопросу о тетрасферной философии

надо сказать,что кроме Семашко и Лебединского докла

ды о тетрафилософии сделала профессор из Севастополя

Н.Б.Оконская-«История и биология»(т.1,стр.364),кото

рая говорит, что «человек- интегральное существо,итог

эволюции…Вселенной;поэтому он…остается носителем

не только социальных, но и физических, химических,

биологических сил, процессов и присущих им законов.

«Суммой всех этих сфер и является окружающий нас мир.

Фактически о тетрасферной философии говорит и

ранее цитированный В.И.Рыжков, который говорит об

29

этом следующее:

«Главной проблемой единой философии является

интеграция систем веры и знаниния в единую духовную

систему. На основе классификации по принципу двойной

дихотомии рассмотрен сложившийся универсум фундамен

тальных систем мировоззрения (идеализм догматический

и диалектический, материализим догматический и диал

ектический), а также универсум языковых средств выр

ажения знаний(конкретное нечеткое- видение,впечатле

ние;конкретное четкое- образ, картина; абстрактное

нечеткое -понятие, слово; абстрактное четкое- число,

код) и сделан вывод» о том что эта система универсу

мов может быть основой единой философии.

Еще три автора сводят мир к 3 началам:

Л.А.Цымбал- Физиология, Отражение и Воображение;

В.М.Шкарупа- Объективная реальность- Мезореальн

ость-Субьективная реальность и

В.И.Тараконовский к Богу-отцу, Богу-сыну и Богу

Духу святому.

Больше всего рефератов посвящено дуалистичес

кой философии — 70 штук, из которых только 7 дают

намеки на законченые философские учения,а остальные

лишь обращают внимание на дуализм изучаемых объект

ов,причем в 10 случаях это различные виды наук,а ос

тальные-различные аспекты изучения человека как так

ового.

Полное изложение одного из 7 дуалистических

учений приводится в данной работе,а остальные авторы

об этом говорят:

— Н.Н.Кожевников в докладе»Ступени саморазвития

природы и переломный этап развития человечества»обр

ащает внимание на то,что «взаимодействие любой прир

одной системы можно свести к перемещению в двумерном

фазовом пространстве по изменяющимся в порядке эвол

юции структурным уровням.В настоящее время образует

ся духовный уровень,который может находиться в равн

овесном состоянии только при обеспечении Свободы во

леизлияния,как параметра устойчивости высшей Духовн

ости(т.1,стр.17 и 22).

— С.П.Павлов в докладе»Общая картина мира»обосн

овывает единство мира как единство телесного и духо

вного для преодоления противоречий между Материализ

мом и Идеализмом(т.1,стр46).

— И.З,Самигулина в докладе»Хаос и Порядок»доказ

ывает, что двойственный мир представлен ввиде двух

половин, в основе которых лежат ХАОС(Х) и ПОРЯДОК(П)

30

и всякий процесс можно представить ввиде движения по

магниту с 2-я полюсами Х и П,как по системе с»н»эле

ментами с различной магнитной напряженностью (т.1,

стр.58).

— А.А.Баталов в докладе»Биоэтика и космизм:крит

ерии жизни»доказывает возможность построения мира на

основе 2-х понятий(почти таких же,как и в предыдущем

случае) — ХАОСА и ЛОГОСА,лежащих в основе систем ра

зного типа — физических,органических,социальных,пси

хических и других(т.1,стр.203).

— Н.А.Комлева в докладе»Ментальные основы техно

кратической и гуманистической культур»показывает,что

современный мир построен на основе дуалистического

соединения этих культур(т.2,стр.122).

— И.А.Мотынга(т.1,стр.351) и В.Г.Борзенков(т.1,

стр.354)-выводят картину мира, основываясь на дуали

стическом понимании сущности человека и истории его

развития, изучаемой философско-биологической антроп

ологией.Основой такого подхода является учение выда

ющегося русского биолога и Нобелевского лауреата И.И.

Мечникова об ОРТОБИОЗЕ- концепции о здоровой,счастл

ивой и долгой жизни, в конце которой смерть встреча

ется не как трагедия,а естественным завершением жиз

ненного цикла.

Рассмотрев в общих чертах развитие философии

предыдущего периода развития человечества перейдем

к подробному рассмотрению философии будущего идеаль

ного общества.

31

2.ОНТОЛОГИЯ ПОЛИСФЕРНОГО ДУАЛИЗМА

2.1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

МАТЕРИЯ И ОТРАЖЕНИЕесть два основных свойс

тва всех природных тел и явлений

— эти два свойства сущест

вуют вечно и в неразрывной взаимосвязи;

— их наличие есть признак

дуализма всего мира.

Следствия:

1.Каждому уровню развития материи соответству

ет свой уровень развития отражения.

2.Высшему уровню развития материи-ЧЕЛОВЕКУ со

ответствует высшая форма развития отражения-СОЗНАНИЕ.

Носителем сознания является человеческий мозг.

3.Человек есть человек пока есть неразрывное

единство материального носителя сознания- человечес

кого мозга и соответствующей ему формы отражения

сознания(или появление его является реальной потен

цией — у ребенка или больного).

4.Переход от низшей формы материи и соответст

вующего ей уровня отражения к высшей форме материи

с соответствующим уровнем отражения происходит подо

бно нарастанию площади внутри Архимедовой спирали

придвижении точки от центра к периферии: высшие фор

мы материи включают в себя низшие и более высшая фо

рма отражения включает в себя все уровни отражения,

соответствующие всем включенным в высшую форму мате

рии ее низшим формамам.

2.2.ОСНОВЫ ГНОСЕОЛОГИИ

2.1.Сознание человека отражает действительную

картину мира, существующего независимо от него,

благодаря свойственному всем материальным объектам

свойству отражения.

2.2.Действительное строение мира есть Абсолютная

истина.

2.3.Абсолютная истина, в принципе, познаваема до

конца.

2.4.В каждый данный момент времени наше знание о

действительности есть Относительная истина.

2.5.В каждой Относительной истине есть элемент

Абсолютной истины.

2.6.Критерием истинности наших знаний является

практика.

2.7.Сумма наших знаний увеличивается, приближа

32

ясь экспотенциально к Абсолютной истине, как растет

площадь внутри Архимедовой спирали при движении точ

ки от центра спирали к периферии: новое знание, как

новая Относительная истинакаждый следующий момент

познания включает все ранее познанные относительные

истины.

2.3.ПРЕДЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ

МАТЕРИЯ- «есть философская категория для обозначения

объективной реальности, которая дана челов

еку в ощущениях его, которая копируется,

фотографируется,отображается нашими ощущен

иями, существуя независимо от них.»

(В.И.Ленин)

ОТРАЖЕНИЕ- есть философская категория для обозначе

ния постоянного второго свойства объект

ивной реальности называемой материей,ко

торое обнаруживается благодаря наличию у

человека, как материального объекта свой

ства отражения через его органы ощущения;

отражение есть совокупное свойство имею

щее разное содержание в зависимости от

уровня развития материи:

— на уровне неживой, мертвой материи,

свойственной всему небиологическому

миру содержанием отражения является

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СВОЙСТВО-способность

материальных объектов сохранять прис

ущую им устойчивую структуру во вре

мя взаимодействия друг с другом; при

переходе организации неживой материи

к другому качественному уровню — орг

низации органических веществ возника

ют качественно другие материальные

тела называемые биолгическими;

— при переходе к биологическим объектам

к организационному свойству в содерж

ании отражения добавляется свойство,

поддерживающее жизнь в любом биологи

ческом объекте в течении всего его

жизненного цикла вплоть до распада в

неживую материю и называемое — ИНФОР

МАЦИОННЫМ СВОЙСТВОМ,которому свойств

енно обязательное наличие объекта и

субъекта информации;

— при беспрерывном совершенствовании и

33

усложнении организационной структуры,

а следовательно и информационного по

ля живых организмов рано или поздно

большое число количественных измене

ний порождает новое качество -орган

мышления, являющийся носителем созна

ния и к предыдущему содержанию отраж

ения добавляется свойство ДУХОВНОСТИ.

Необходимо отметить,что в неживой природе еще

до появления живых организмов всегда существовали и

существуют материальные явления,являющиеся носителя

ми всех свойств отражения:

взаимодействие ядерных частиц и отдельных атомов,

на основе которого зиждится организационное свой

ство;именно могучие силы,притягивающие отдельные

атомы вещества друг к другу,обеспечивают материа

льным телам сохранение их формы при взаимодейст

вии с окружающей действительностью;

— электромагнитные поля,статическое электричество и

первичные стихийно-возникающие электрические токи

в живых телах и между ними несут на себе информа

цию,обеспечивая информационное свойство живых тел

и его высшую форму — сознание.

ЧЕЛОВЕК — как носитель качественно другой формы мат

ерии и как особый вид материальных тел об

ладает 4 основными свойствами:

— свойством материальности,

— свойством организационности,

— свойством информативности,

— свойством духовности.

(последние 3 свойства являются содержанием понятия

«отражение»).

Кстати говоря,основываясь именно на этих че

тырех свойствах и придавая им первичное значение

по сравнению со всеми остальными,философы монистиче

ских направлений в поисках философского

Скачать:PDFTXT

Полисферный дуализм-философия идеального общества читать, Полисферный дуализм-философия идеального общества читать бесплатно, Полисферный дуализм-философия идеального общества читать онлайн