человек обладает четырьмя нео
тъемлимыми свойствами: материальности, организацион
ности, информационности и духовности и в нем можно
выделить соответствующие четыре сферы, то и в общес
тве являющемся совокупностью отдельных людей можно
выделить четыре тесно взаимосвязанных сферы:
1.Материальную сферу.
2.Организационную сферу.
3.Информационную сферу.
4.Духовную сферу.
Все члены общества находятся в почти беспрерывн
ом 4-х сферном взаимодействии:
МАТЕРИАЛЬНАЯ его сущность состоит в том,что вся
взаимная информация передается на информационно-мод
улированных материальных носителях(электромагнитные
поля,колебания воздушной среды,непосредственное дак
тильное общение,информация на бумаге,кино- и фото
лентах и так далее).
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ сущность заключается в том,что
взаимный информационный поток организован так,чтобы
информационные датчики — органы чувств человека мог
ли воспринять эту информацию.
ИНФОРМАЦИОННАЯ суть состоит в том,что любая ком
муникационная связь между людьми носит информацион
ный характер,так или иначе принимаемый партнерами.
ДУХОВНАЯ — все информационные сообщения воспри
нятые органами чувств осмысливаются сознанием чело
века,что так или иначе обеспечивает взаимное сосущ
ствование людей в человеческом обществе.
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ — материальная сторона жизни общ
53
ества,
— производство материальных благ,
— совокупность производственных
отношений,в которые люди вступ
ают в процессе производства ма
териальных благ,
— материальная и организационная
сферы общества.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ- форма отражения человеческого
общества;
— философия,взгляды,представле
ния,идеи;
— политические,юридические,эст
етические,этические и прочие
гуманитарные науки;
другие формы общественного
сознания;
— информационная и духовная
сферы человеческого общества.
Общественное бытие и общественное сознание со
ответствуют в каждый исторический момент друг-другу,
развиваются одновременно и в неразрывной связи друг
с другом в процессе совершенствования человеческого
общества. Они находятся в теснейшем взаимодействии и
влиянии друг на друга: общественное бытие формирует
общественное сознание, которое, в свою очередь, оп
ределяет рамки развития общественного бытия. Каждой
ступени развития общества соответствует только ему
свойственная совокупность общественных бытия и созн
ания.
История развития общества есть история смены
не только форм общественного бытия, но и одновремен
ной смены форм общественного сознания(см.таблицу 5,
стр.54)
Необратимая смена форм общественного бытия
возможна только при,практически,полном распаде ста
рого общественного сознания и внедрения на его ме
сто эволюционным путем нового.
И наоборот новая форма общественного сознания
сможет заменить старую только при условии смен нена
сильственным путем старой формы общественного бытия
на новую.
Как видно из таблицы 5 при первобытно-общинном
строе главными формами общественного сознания были
54
Схема взаимосвязанной смены форм общественного бытия
и общественного сознания. Таблица 4 ——————————————————————|Формы обществен- | Формы общественного сознания | Виды | |ного бытия | |дуализма| |——————|—————————————|———| |Первобытно-общи- | Тотемно-анималистические верования | |нная эпоха | Первобытный дуализм| |——————|—————————————| Йога | |Эпоха антогонист-| Общественное сознание | | |—————-|ических формаций.|Эксплуататоров| Эксплуатируемых | | |——————|—————|————————| Фалес | | | Политеизм | Пережитки |Материализм| | | Рабовладение| Платона |первобытных| Демокрита |———| | | | верований | Эпикура |Аристо- | |——————|—————|————|————|тель | | Феодализм | Мировые | Ереси и | Метафизич.|———| | | религии | секты |материализм|Декарт, | |——————|—————|————|————|Спиноза,| | Капитализм |Протестанство | Материализм Маркса |Гердер. | | | Прагматизм | |———| |——————|—————————————|Богданов| |Идеальное | П о л и с ф е р н ы й д у а л и з м | | общество| | ——————————————————————
тотемно-анималистические верования и первобытный ду
ализм — вера в парных охотничьих богов: Ладу и Лель
у славян, близнецов Кастора и Полукаса — у древних
греков и так далее.При разложении первобытно-общинн
ого строя и образования племенных союзов из соедине
ния тотемов различных родов образовались политеисти
ческие религии.
Дуализм переходной эпохи городов-государств
наиболее точно выражен в греческой философии Фалеса.
При переходе к эпохе антогонистических форма
ций вместе с появлением антогонистических групп нас
еления(классов)- эксплуататоров и эксплуатируемых
единые обшественные бытие и сознание распадаются на
общественные бытие и сознание эксплуататоров и обше
ственные бытие и сознание эксплуатируемых.
Общественное сознание эксплуататоров это, как
правило,идеализм, эксплуатируемых- остаточные веры
и ереси,а также материализм различного типа.Для всей
эпохи антогонистических формаций характерна жестокая
идеологическая борьба между общественными сознаниями
эксплуататоров и эксплуатируемых. Первые, используя
55
весь подвластный им аппарат подавления, беспрерывно
вели борьбу на физическое уничтожение инаковерующих
эксплуатируемых и за полное подчинение и переход в
веру идеологии эксплуататоров.
В моменты переходных периодов от одной эконом
ической формации к другой, когда идеологические про
тиворечия обострялись до крайности, обязательно воз
никали дуалистические учения, как средство снятия
идеологических противоречий эпохи. Но ввиду того,что
преобразования происходили не радикальные, а лишь
смена одного вида эксплуатации на другой, то учения
эти новыми эксплуататорами подвергались разгрому и
жестокой критике как справа, так и слева. Идеологи
правящего класса упрекали дуалистов в непоследовате
льном идеализме и излишней приверженностью к матери
ализму, а идеологи угнетенных — наоборот:в непослед
овательном материализме и излишней приверженностью к
положениям идеализма.
Во время рабовладения в религии эксплуататоров
выделяются главные боги(подобие царей на Земле),низ
ведя прочих политеистических богов в подчиненное по
ложение вплоть до образования монотеизма. Эксплуати
руемые верят в отвергаемых официальной религией в
первобытных тотемных богов.Философией противостоящей
официозу становится материализм типа Демокрита или
Эпикура.Позже во время общего экономического кризиса
рабовладельческого строя низы охватывают учения мес
сианства и эсхатологические учения,связанные с верой
в конец света и приход посланца верховного бога-Мес
сии для справедливого осуждения и наказания богатых,
спасения бедных и установления всеобщей справедливо
сти.Кроме того появлялись также различные учения о
способах личного совершенствования с целью получения
вечного блаженства после смерти.
В это, переходное, время наиболее ярким предс
тавителем дуализма в европейской культуре был Арист
отель. За дуализм его весьма жестко критиковали, но
его достижения как в материализме, так и в идеализме
широко использовались как правыми, так и левыми.
После окончательного перехода к феодализму,ко
гда так называемые «мировые религии»- христианство,
буддизм и магометанство стали мировоззрением класса
эксплуататоров, угнетенные в стремлении освободиться
от давления официальной идеологии начали выдвигать
различные ереси,а также образовывать примиренческие,
нацеленные на самосовершенствование, и эсхатологиче
56
ские секты.Кроме того в борьбе с официальной доктри
ной было выдвинуто учение — метафизического материа
лизма.
При переходе от феодализма к капитализму дуал
истическая философия разрабатывалась пантеистом Дек
артом,Спинозой,Гердером.
При капитализме основой идеологии служат, прис
посбленные к новым условиям «мировые религии».Так в
западных странах широко распространились протестанс
кие учения(кальвинизм,лютеранство,англиканская церк
овь), а так же усовершенствованный католицизм.Восто
чные религии- будизм,мусульманство, синтоизм достат
очно легко приспособились к новым условиям.Широкое
распространение получил так называемый — прагматизм.
Класс эксплуатируемых эпохи капитализма — раб
очий класс взял себе на вооружение учение Марксизма,
на основе которого к настоящему времени разработано
множество программ различных рабочих партий,имеющих
в конечном итоге одну цель- построение идеального
общества и создания условий для полного удовлетворе
ния всех духовных и разумных материальных потребнос
тей и отсутствия условий для эксплуатации человека
человеком с целью обеспечения своего безбедного сущ
ествования за счет чужого труда.
Во время переходного периода от эпохи антогон
изма к идеальному обществу опять появился интерес к
дуалистическим учениям,как средству примирения анто
гонистических идеологий при переходе к единой филос
офии социально-однородного идеального общества.
3.2.ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИАЛЕКТИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
И ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ.
(на примере изменений всех видов искусства при смене
экономических формаций)
3.2.1.ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
1.Искусство, как часть общественного сознания разви
вается в неразрывном единстве с общественным быти
ем и является одним из основных факторов, изменяю
щих общественное сознание и подготавливающее его к
необходимости смены общественного бытия.
2.Идеологическое содержание искусства полностью отр
ажает состояние общественного сознания, а следова
тельно и общественного бытия.
3.Так же как общественное бытие каждой экономической
формации,общественное сознание(а следовательно и
искусство)проходит в своем развитии три основные
57
стадии- подъем, вершину и спад.
4.Основное идеологическое содержание искусства дан
ной формации соответствует уровню развития общест
венного сознания и отражает тем самым идеологичес
кие потребности общественного бытия.
5.Отсюда- картину развития искусства следует рассма
тривать в целом за весь период существования экон
омической формации во времени с одновременным и
беспрерывным анализом состояния общественного бы
тия и соответствующих остальных форм общественного
сознания.
6.Экономические формации следуют не строго друг за
другом(то есть вслед за стадией спада предыдущей
не следует подъем следующей),а со сдвигом.Новая
общественная формация со своими общественными быт
ием и сознанием зарождается еще во время предыду
щей,часто в конце стадии расцвета, а чаще в начале
стадии спада существующей формации.Отсюда картина
состояния искусства в периоды спада и подъема так
разнообразны и противоречивы, так как они являются
сложным конгломератом искусства,как отражения отм
ирающего,но поддерживаемого правящим официозом,об
щественного сознания и его новых форм, отражающих
становление новых общественных сознания и бытия,
находящихся в оппозиции правящей верхушке общества,
а потому гонимых. После социального переворота они
поменяются ролями:старое- станет оппозиционным,ре
акционным, а новое- прогрессивным, поощряемым и
укрепляемым.
7.Каждый художник творит свои произведения самостоя
тельно, руководствуясь своим художественным вкусом,
своим видением мира в меру своих спосбностей и ум
ения в том или ином виде искусств.Но с другой сто
роны художник,являясь человеком,есть продукт обще
ства, воспитавшего его до уровня сознательного
члена общества. Ввиду того,что сознание его являе
тся частью общественного сознания он в своем твор
честве зачастую совершенно бессознательно отражает
те или иные тенденции изменения общественного сущ
ествования. Отсюда — при рассмотрении большого ко
личества произведений искусства, расположенных в
хронологическом порядке внутри времени существова
ния целой экономической формации, можно отметить
на основе статистического и искусствоведческого
анализа целый ряд закономерностей развития искусс
тва, а следовательно и общественного сознания, со
58
ответстующего существующей форме общественного бы
тия рассматриваемой экономической формации.
3.2.2.ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОДЪЕМА
1.Общественное сознание следующей формации зарождае
тся в недрах предыдущей формации,как учение,предл
агающее пути разрешения социальных язв существующ
его общества,чаще всего в форме литературных прои
зведений критического направления.Изобразительные
искусства выступают здесь, как иллюстраторы этих
произведений. Происходит это в момент наивысшего
расцвета существующей экономической формации, в
момент наивысшего экономического и политического
могущества правящего социального слоя, когда при
наличии максимально-достижимой в данных условиях
демократии наиболее выпукло выступают все достои
нства и недостатки существующей экономической фо
рмации.
2.Основное направление искусства этой стадии- обли
чение недостатков данной экономической формации,
отрицание их и поиски новых путей идеологического
и экономического развития.Новое, критикующее, иск
усство — нарождающееся общественное сознание имен
уется «прогрессивным»,а искусство и общественное
сознание существующей формации-«консервативным».
3.В начале этого этапа новое,развивающееся искусство
является гонимым, в лучшем случае-терпимым,а зача
стую и подпольным.Политическое руководство сущест
вующей формации,стремясь сохранить свою власть в
неприкосновенности постепенно переходит от»демокр
атии»расцвета ко все более ощутимой тоталитарности
— режимам военной и личной диктатуры.
4.Для пропаганды новых идей используются все формы и
методы развитого искусства существующей формации
в это время наблюдается смешение,»эклектика»,мног
их стилей и манер в произведениях искусства.
5.В частности широко применяется символический метод.
В литературе появляются, так называемые,»УТОПИИ»,
рисующие возможность создания нового общественного
существования без социальных противоречий реально
существующего общества.Утопии обычно предшествуют
за несколько десятков лет крупным социальным потр
ясениям в той или иной стране.Так например:
— Английской буржуазной революции 1642г. предшест
вовали утопии Шекспира(«Зимняя сказка»и»Буря»),Бэ
59
кона и Уэнстенли;
— Великой французской революции — утопии Мелье,Де
зами,Морелли,Мерсье,Ланжюмье,Мабли и Рейналя;
— Декабристскому восстанию 1825г.- те же французс
кие утописты и Радищев;
— Революции 1917г.-Чернышевский, Бунин и Богданов.
— В наше время ввиду сложности социальной картины
мира жанр социальной фантастики развился весьма
широко и кроме