если бы кто-либо захотел разговаривать с домами». При этом люди не понимают смысла своих действий, «они не знают, каковы боги и герои» (В5).
1 Vlastos G. On Heraclitus // American Journal of Philology 1955.
2 См.: Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. (Становление греческой философии.) М., 1972. С. 175-189.
Гераклит, однако,- не моралист, он не поучает снисходительно или же негодующе, а «вещает» подобно Сивилле и Дельфийскому оракулу, который «не говорит и не скрывает, но знаками указывает» (В92, В93). Попытки указать на вторую, «скрытую» сторону вещей и явлений, «намекнуть» на то, что ускользает от невнимательного человека, и придают образам Гераклита, всегда конкретным и точным, большую смысловую емкость. Гераклита невозможно понять, не принимая во внимание стиль его мышления. Созерцание мира (образно-поэтическое видение) оказывается одновременно и его осмыслением: созерцая, Гераклит (впрочем, как и его милетские предшественники) размышляет и, размышляя, созерцает. Все это и позволяет Гераклиту в
214
своих «темных», «загадочных» суждениях сдернуть с окружающего покров привычности и обнажить жгучую тайну человеческого и космического бытия.
Язык высказываний Гераклита, парадоксальный и антиномичный, не отгораживает эфесского мыслителя от человека, а приближает его к насущным тревогам и заботам людей: для чего живет человек и как следует жить, что есть война и мир, существует ли справедливость? И первое, чему пытается научить Гераклит, — это необходимость признать, «что все — едино» (В50). Об этом единстве, «одном и том же для всего существующего» в мире, и повествует фрагмент ВЗО. Подчеркивая несотворенность этого мира, Гераклит говорит о нем как о «вечно живом огне». В то же время Гераклит приподнимает человека над уровнем обыденности, противопоставляет друг другу обыденное, земное и вечное.
В этом столкновении, соизмерении Гераклит нащупывает предельные основания человеческого бытия — мир, который никем не создан, «который был, есть и будет». Эта формула говорит о том, что отправной точкой для Гераклита выступает настоящее, «здесь», «теперь». Видимо, загадка времени волновала и Гераклита. И говоря о мире как о «вечно живом огне, мерами загорающемся и мерами потухающем», Гераклит подчеркивает не только динамику мира, но указывает на «реку жизни», характеризует временные параметры человеческого и одновременно космического бытия. Обращение к огню как наиболее «подвижной», динамичной стихии как бы завершает и обосновывает «космическое звучание» так называемых речных фрагментов, в которых утверждается идея подвижности вещей и вечности мирообновления. Эти фрагменты вызвали целую бурю полемики. Смыслообраз реки традиционен для анализа фрагмента В49а: «…В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем». Во фрагменте 91 говорится: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды, и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и собирает ее, а лучше сказать не снова и не после, но одновременно она образуется и погибает, приближается и удаляется».
Платон, передавший одну из важнейших идей Гераклита в изречении panta rhei («все течет»), дал тем самым повод к релятивистскому ее истолкованию. С другой стороны, некоторые современные ученые, в частности английский исследователь Г. Керк, в противоположность этому подчеркивают, что основной у Гераклита была идея стабильности. Мы придерживаемся мнения Ф.Х. Кессиди, согласно которому образ реки говорит о том, что «природа вещей подвижна, а сущность
215
бытия активна» [1]. Поэтому образ реки и образ огня взаимно дополняют друг друга. Попытаемся разобраться в выдвинутом тезисе. Река течет ритмично, мерно, это та же самая река и в то же время беспрестанно новая. Она представляет собой напряженное единство противоположностей движения и покоя. Образ реки отражает всеобщее состояние мира.
1 Кессиди Ф.Х. Гераклит. М., 1982. С. 80.
Чрезвычайно важно, на наш взгляд, что философема реки допускает наличие темпоральных измерений. Она предполагает в качестве исходной точки настоящее, то самое «здесь», «теперь», которое благодаря образу реки оказывается включенным в единый временной поток. Однако такими же (или подобными) темпоральными измерениями пронизан и космический ритм. Представляется, что космическая символика Гераклита способствует репрезентации человека, раскрывает мир человеческих устремлений, возможностей и пределов перед лицом вечности. Другими словами, суверенное бытие человека, по Гераклиту, — это бытие человека перед лицом вечности, но не временности, хотя последнему Гераклит и не отказывает в статусе времени.
Обращение Гераклита сразу к двум аспектам бытия — преходящему и вечному — придает его высказываниям по политическим и этическим вопросам космическую символику. В своей обращенности к человеку Гераклит вообще подверг коренной реформации традиционные социальные и этические ценности, базирующиеся на общепринятых воззрениях на Зевса и справедливость. Новое видение мира-космоса и выдвигаемые Гераклитом требования осознания единого, общего всему порядка восходит к новой трактовке dike — земной и космической справедливости. К этому вопросу мы еще вернемся далее.
Огонь Гераклита — один из его важнейших смыслообразов, и таковым он становится потому, что превращается из генетического в субстанциональное начало, «просвечивается» в беспрестанном мелькании многообразных вещей и бесконечных взаимопереходах. Огонь Гераклита — «вечно живой». В этом отношении Гераклит продолжает натуралистическую традицию в понимании единства человека и мира. Их единство состоит в общей для них субстанции «живом огне». Душа человека — «огненная психея» (В 118). В «огненности», а точнее, в одушевленности, олицетворяемой огнем, состоит единство мира и человека. Огонь — самый емкий космический символ Гераклита. Как и вода Фалеса, это — жизненное начало, имеющее вещественную и в
216
каком-то смысле органическую природу. В огне Гераклит подчеркивает также его «правящую» функцию. Анализ системы символов, характеризующих «правящую» функцию огня, содержится в статье Ш. Ле-банидзе: «Молния — это сжавшаяся воедино, возвратившаяся к своему огненному прообразу триада Логоса, Времени и Борьбы» [1]. Соответственно, акцент в соотношении гилозоистических концепций милетских философов и учения Гераклита может быть поставлен на понимании им огня как «субстанционального», а не «генетического» начала.
Гилозоизм Гераклита органически вливается в его пантеизм, подчиняется ему. Огонь правит «всем через все», божество пребывает в вещах, процессах и явлениях. Это тот же огонь, но взятый в его «метафизической» ипостаси: «…день — ночь, зима — лето, война — мир, изобилие — голод — все противоположности. Этот ум изменяется подобно огню, который, смешиваясь с благовониями, называется различно, как различны удовольствия от каждого из них» (В 67). Г. Френкель потратил много усилий, чтобы доказать, что в качестве основы аналогии взят процесс изготовления духов посредством примешивания к очищенному маслу различных благовоний [2]. Уточнения Френкеля не меняют сути вопроса. Бог у Гераклита представляет собой единство, в котором гаснут противоположности, исчезает все временное и эфемерное. Однако признание тождества противоположностей означает признание их сущностного единства. Тождественная основа не проявляет себя иначе, как путем раздвоения на противоположности. Мир тождества и единства — это божественный мир вечности и совершенства. Мир противоположностей, переходящих друг в друга, мир текучего и эфемерного — это человеческий мир. Не оттого ли Гераклита прозвали «плачущим»? Действительно, так ли жалок человек, так ли ничтожны его деяния и несовершенны окружающие его природные явления? Как совместить это с захватывающей динамикой мира, представленной образами борьбы и огня? Попытаемся в этом разобраться.
1 Лебанидзе Ш. Огонь и космос в философии Гераклита // Вопросы философии. 1981. №6. С. 148.
2 Frankel H. Wfegeund Formen friihgriechischen Denkens. Miinchen, 1960. S. 237-250.
Гилозоизм Гераклита, как и всякий античный гилозоизм, одушевляя природу, вел к системе представлений о существовании космической души отдельных людей и даже вещей. В этих наивных представлениях мы не найдем качественных различий между неживой и живой природой. Однако в них природа предстает единым живым и целостным организмом, и, что самое главное, в этот организм как его неотъ
217
емлемая часть входит человек. Поскольку нет различия между неживой и живой природой, более того, самой природе приписывается разумность, человек, живой и разумный, оказывается неотделимым от природы.
Гилозоистическую трактовку человека продолжает пантеизм Гераклита. Божественная природа — это тот же вечно живой божественный огонь, нестареющий и бессмертный. Сталкиваясь с повседневными проявлениями тождественной, вечной первоосновы, т.е. с явлениями быстротекущей жизни, человек улавливает в лучшем случае лишь их эфемерность и не может дать правильной оценки окружающему его миру, а в конечном счете и богу как вечной основе этого изменчивого мира. Человеческий мир не просто текуч и изменчив. Имея тождественную основу, находясь на грани случайного и сущностного, временного и вечного, человеческий мир представляет собой продукт гетерогенного синтеза этих двух различных начал.
Здесь, по нашему мнению, следует отметить самое главное. У Гераклита нет иррациональных, находящихся вне времени, явлений. Всеобщее течение и изменение (не бесцельная и неуемная текучесть, которую в последующем будет обосновывать Кратил) утверждается в качестве основополагающего признака человеческого мира и предполагает обуздание иррационального. Поток времени оформляется, структурируется. Формой его структурирования выступает настоящее «здесь», «теперь», которое соотносится, в свою очередь, с вечностью. Бесчеловечная, холодная «вечность» (aion) и человеческое «время» (chronos) при пересечении порождают поток жизни, смену событий, вещей и поколений.
Однако без эфемерности и неуловимости человеческого мира, схваченного посредством состояния «здесь», «теперь», не существует и вечность, ибо она есть вечность эфемерного и преходящего. Космос, вечно существующий, изначально включает в себя человека, а значит, эфемерное и текучее. С другой стороны, вся эта текучесть воспринимается с позиций настоящего и поэтому предстает структурно оформленной в потоке времени. Гераклитовский человек ориентируется на настоящее, на посюстороннюю жизнь, а не на прошедшее или будущее, с которым ассоциируются вечность и бессмертие мира и соответственно конечность и смертность. Это, однако, не значит, что Гераклит не ставит вопросы последующих судеб человеческой души, но такого рода вопросы не являются для него ни самозначащими, ни тем более основополагающими.
«Мерами загорающийся и мерами потухающий» — такая характеристика огня поясняет упорядоченность мира, в котором живет человек. Этот мир вечно обновляется, поэтому и солнце в нем «вечно и
218
непрерывно новое» (В6). Мир, в котором живет человек, по Гераклиту, это тот самый мир, который окружает нас, который с солнцем, луной и звездами, ветрами, облаками и молнией представляет собой и метеорологический, и космический феномен. Именно в этом мире быки всему предпочитают солому, свиньи любят купаться в грязи, а иной человек отдает предпочтение чувственным удовольствиям. Однако в этом же мире человек может посвятить жизнь высшим ценностям — вечной славе и получаемому благодаря этому бессмертию. Человек может жить в соответствии с космическим разумом и космической гармонией, ибо в этом мире существует «божественная гармония», которая осуществляется через борьбу противоположностей. Человек един именно с таким противоречивым миром. Суть же вопроса состоит не в том, чтобы