Скачать:PDFTXT
Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. Г. Драч

заметить, что явления этого мира противоположны друг другу. Гераклит не был бы Гераклитом, если бы он не довел взаимоотношения противоположностей до «гармонии», «меры», «порядка».

«Гармония», «мера», «порядок», а тем самым темпоральная структурируемость космоса представляют собой процесс самопорождения, внутренне присущий космосу. Другими словами, темпоральная структурируемость представляет собой результат базисного для космоса процесса единения и борьбы противоположностей — временного и вечного. Человек составляет неотъемлемую часть этих процессов. Символом человеческого бытия, но бытия космизированного, а поэтому символом всего космоса выступает «полемос» (polemos) (B80). Это — всеобщая борьба, нескончаемый жизненный поединок, в который вступает все живое (совершенно неживых явлений у Гераклита нет). «Polemos» выступает не разрушающим началом, как это было у Гомера, а созидающим. В этой функции «polemos» имеет не только пространственные, но и временные параметры, ему присущи отсутствие хорологической локальности и присутствие хронологической про-цессуальности. Если «polemos» в первую очередь характеризует взаимоотношения людей, то человек находится в центре структурирования явлений и событий и может выбирать «золото» или «солому», однако в последнем случае он идет наперекор событиям, не подозревая, что polemos и «мера» восстановятся под воздействием dike и «огня», который «все обоймет и всех рассудит» [1].

1 Лебанидзе Ш. Огонь и космос в философии Гераклита // Вопросы философии, 1981. №6. С. 148.

И наконец, последнее. Объективный логос характеризуется современными исследователями как структура космоса. Однако включает

219

ли он в себя темпоральные измерения, а вместе с ними в каком-то особом отношении и человека? Фрагмент ВЗО содержит не только пространственную характеристику космоса, но и временную. К. Аксе-лос, например, замечает, что Гераклит мыслит пространство и время, отдавая предпочтение времени [1]. В данном фрагменте темпоральные измерения космоса («вечный») коррелируют с мерностью («мерами»). Логос как объективный порядок также содержит в себе темпоральные изменения — существует вечно. В то же время логос структурирует «слова» и «дела» людей, а мерность огня также характеризуется логосом, согласно которому совершается все. Логос, таким образом, будучи «вечным», пересекается с миром повседневной и текучей действительности, сообщая ей порядок и меру. Это пересечение — мир людей, которые не замечают, что все совершается «согласно логосу». Логос предстает своеобразным законом накопления, когда в определенную единицу времени можно записать определенное количество знаков и сделать определенное количество дел. Слова и дела человека и есть эти знаки, однако каков их смысл? Логос не вносит смысла самопроизвольно, люди сами выбирают «золото» или «солому», «достраивая» космос и часто не понимая необратимости произведенного выбора и необратимости времени, на страже которого находится вечность.

1 См.: КессидиФ.Х. Гераклит. М, 1982. С. 56.

В целом же, несмотря на возможные отклонения людей, логос в то же время структурирует космос, субстанциальным началом которого выступает огонь.

Уже у Фалеса обращение к вещественному первоначалу мира, каковым у него является вода, подразумевает определенное построение космоса. Существование всего многообразия вещей (Фалес первый из античных философов, если доверять доксографической традиции, обратился к проблеме начала) соотносится с единственным основанием — водой. Причем появляется относящийся к вещной сфере определитель — одушевленность вещей. «Согласно Фалесу, ум есть божество мироздания, все одушевлено и полно демонов» (Аэц., 176, 11/Д.301).

Дальше своего учителя в создании единой картины мира идет Анаксимандр. У него — первооснование — apeiron порождает мир путем разделения на пару противоположностей — теплого и холодного, сухого и влажного. Но первооснование не является определителем вещной сферы, определителем здесь оказывается Дике (космическая Справедливость, Правда). Действие dike распространяется у Анакси-мандра на сферу выделившихся из первооснования вещей, где Дике

220

регулирует правильность взаимоотношений отдельных предметов. Основание (apeiron), остающееся наряду с циклом вещей, не попадает в сферу действия dike. Само действие dike не столько раскрывает программу космических движений, сколько корректирует возможные отклонения от правильного пути.

Важный шаг на пути формирования античных представлений о космосе делает Анаксимен. У него первооснование оказывается определителем вещной сферы. Многообразие мира объясняется у Анакси-мена качественной определенностью первооснования: «А различается (воздух) по своей плотности или разреженности своей сущности. При разрежении рождается огонь, а при сгущении — ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого (возникает) все прочее» (Simplic. Phys, 24, 26). И в этом своем начинании Анаксимен гораздо ближе Гераклиту, чем Анаксимандр, хотя последний отводил большое место dike, играющей важную роль и у Гераклита.

Новые тенденции натурфилософии Гераклита выражаются в способе построения космоса, в новой трактовке роли dike в космических процессах. Привлечение данных, полученных в результате серьезных филологических исследований Гераклитовых текстов, позволяет говорить о существенных особенностях употребления понятия dike Гераклитом [1]. Английский филолог Керк выделяет следующие значения слова dike в употреблении древних греков:

1) санкционированный обычай или установленный порядок;

2) приговор;

3) судебный процесс;

4) наказание.

Далее Керк отмечает, что первое и второе значения, встречаемые в поэмах Гомера, легко объясняются как «правильное направление», третьего же и четвертого значений в поэмах Гомера нег. Так что этимологические истоки третьего и четвертого значений приходится объяснять. Если говорить о производности третьего и четвертого значений из второго, то надо объяснить изменение смысла корня в этих значениях. По мнению Керка, «небольшое отличие смысла корня подчеркивается не столько указанием правильного направления между двумя противоположностями, сколько клеймением ложного пути» [2]. Так или иначе, но и третье и четвертое значения могут выражать как правильность движения без отклонений в ту или иную сторону, к той или иной противоположности, так и коррекцию этих отклонений.

1 Для этой цели мы берем исследование: Kirk G.S. Heraclitus. The Cosmic Fragments. Cambridge, 1962.

2 Kirk G.S. Op. cit. P. 127.

221

Хотя у досократиков dike обычно встречается в противоположность adikia, где последнее означает «неверное действие» в конкретном смысле, «Дике у Гераклита означает скорее правильный путь поведения людей и вещей, чем коррекцию последовательных отклонений от этого пути».

Dike у Гераклита встречается в трех случаях: фрагменты 28, 80, 94. Если употребление слова dike во фрагменте 28 можно еще истолковывать как наказание и отклонение от правильного пути: «То, что самый испытанный (мудрец) знает и соблюдает, есть только мнение. И, однако, Правда настигнет лжецов и лжесвидетелей», то фрагмент 94: «Солнце не перейдет своей меры, иначе бы его настигли Эринии, помощницы Правды» свидетельствует о невозможности отклонения. Фрагмент 80: «Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости» (перевод B.C. Соколова) дает свидетельства того, что dike здесь выражает принцип определенного устойчивого состояния, а не отклонения от нормы. Более того, самим этим устойчивым состоянием оказывается постоянное отклонениеборьба, распря. Употребленное в этом фрагменте и переведенное как «необходимость» слово chreion не тождественно слепой необходимости (anagke), насилию (это значение восходит к Гомеру), а несет оттенок долженствования в результате опосредования чего-то чем-то. Г. Френкель пишет об этом: «Слова корня (chre) означают надлежащее бытие и приличествующее бытие, а не неизбежное бытие» [1]. Мир представляется существующим в борьбе и через борьбу, и это оказывается его необходимым (естественным) состоянием. Дальнейший анализ случаев отклонения, борьбы, которые теперь стали «справедливыми», показывает, что борьба противоположностей есть рабочий принцип построения космоса.

1 Frankel H. Wfege und Formen Fruhgriechischen Denkens. Miinchcn, 1955. S. 136.

Если привлечь тексты, то мы увидим, что противоположные веши и состояния являются «одним и тем же», составляют «одно», «едины»: входить и не входить, существовать и не существовать (В49а); делимое — неделимое, рожденное — нерожденное, смертное — бессмертное (В50а); день и ночь — одно (В57), добро и зло — одно (В58); путь валяльного винта, прямой и кривой один и тот же (В59); путь вверх и внизодин и тот же (В60); морская вода чистейшая и грязнейшая (В61а); прекраснейшее — отвратительное (В82), мудрейший

222

обезьяна в отношении мудрости (В83), одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое (В88а); болезньздоровье, зло — добро, голод — насыщение, усталостьотдых (B1ll).

Единство, тождество противоположностей (сам термин «противоположность» у Гераклита отсутствует, в частности, и поэтому существует проблема «перевода» смыслообразов Гераклита на язык понятий) возможно только благодаря их борьбе. Принципиально различное следует в циклах одно за другим: «Бессмертные — смертны, смертные — бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают» (В 62). Циклы, в которых следуют изменения, сохраняют единство и космическую устойчивость: «враждующее», «расходящееся» порождает космическую гармонию, а «борьба», «война», «распря» несут явно выраженный космологический смысл. Об этом говорят фрагменты: 36, где космические стихии — вода, земля, психея — рассматриваются в рамках противоположностей рождения и смерти; фрагменты 76 и 77, близкие по содержанию к фрагменту 36. Цикличность космоса Гераклита основана не на изолированности отдельных предметов. Противоположности борются, переходят друг в друга: «Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это» (В88); «Холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется» (В 126). Принцип перехода противоположностей друг в друга оказывается принципом космических циклов, универсальным принципом космоса.

Противоположные явления мужского и женского, как их понимают милетские философы, являются результатом раздвоения единого и, в свою очередь, причиной и началом всего многообразия вещей, но не способом существования обособившихся предметов. Цикл вещей, дистанцирующихся друг от друга, но «возвращающихся в свою основу», существует наряду с самой основой (началом). Вещи не переходят одна в другую, но «воздают» друг другу в нескончаемой борьбе положенное, сохраняя тем самым порядок в космосе, но и оставляя за ним возможность саморазрушения. Потому и возникает проблема исчер-паемости первоначала, введения структурного определителя, относящегося к сфере движущихся вещей. Это и позволяет Корнфорду оценить основные положения милетских натурфилософов как обезличение теогонической (парность мужского и женского) модели порождения»[1].

1 Cornford F. Before and after Socrates. Cambridge. 1950. P. 50.

223

Обычно в генетической модели порождения мира милетских философов выделяют три этапа:

1) рождение из хаоса единого начала;

2) раздвоение единого на мужское и женское начала;

3) создание всего многообразия мира путем естественного порождения от соединения мужского и женского.

Противоположные качества и состояния используются Гераклитом не в одноактовом процессе порождения многого из исходной пары, а как способ существования всего многообразного мира. Основание, в своем изначально раздвоенном виде и противоборствующих процессах, оказывается не существующим наряду с вещами, а воспроизводимым во взаимопереходах вещей. Рассмотрение противоположностей не как полярных, а как взаимопереходящих влечет преодоление разрыва в существовании первоосновы и цикла вещей, наблюдаемого в философии милетцев. Из этого

Скачать:PDFTXT

Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. Г. Драч Философия читать, Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. Г. Драч Философия читать бесплатно, Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. Г. Драч Философия читать онлайн