приведено было в некоторое совершенство, тогда художества и рукоделия начали постепенно умножаться и в совершенство приходить. При таком первоначальном появлении художеств всякий человек занимался всеми почти художествами, какие напоследок начали производиться особливыми и нарочитыми мастерами. От сего обстоятельства получили народы несравненно совершеннейшее:
1. Понятие о праве собственности, по которому дозволяется человеку употреблять свою вещь по произволению. Сие право получает несравненно большую силу (а) от введения многих новых собственностей в разных вещах, (b) оное увеличивается от преумножения в народах просвещения нравов, (с) напоследок получает оное свою большую силу от большего понятия общеполезности, происходящей от утверждения собственности. Сия последняя причина, то есть общеполезность утвержденной собственности, имеет свой успех и во всех выше показанных состояниях, однако больше действует в коммерческом состоянии народов.
2. Право отыскивать собственную вещь от всякого завладевшего оною неправедно человека в большее также совершенство приходит в коммерческом состоянии для вышесказанных же причин.
3. Право отчуждать свою собственность другим, по которому коммерческое состояние больше, нежели какое другое отличается, получая свое совершенство от того, что многие народы в сем состоянии имеют больше случаев менять и продавать свои вещи. Право отчуждать свои вещи уповательно скорее в употребление принято в тех вещах, которые человек собственным трудом сам приобретал, нежели в маетностях, принадлежащих семейству или фамилии; отчуждение же семейственных маетностей при жизни постепенно ввело право отчуждать оные и по смерти в завещаниях[28].
Сие посильное и прекращенное для необременения вашей, почтеннейшие слушатели, благосклонной терпеливости рассуждения я предоставляю пространнейшему исследованию собственности во всеобщей системе юриспруденции. Начало и происхождение собственности в возвышенном состоянии народов соединено с непосредственным происхождением и самых правлений государственных, и от введения собственности в земле родились оные древние европейские баронские и маркграфские чиноначальства, которые в старину равнялись и царским достоинствам и которые междоусобными враждами к благополучию народному разрушились, и на их разрушениях возникли ныне благоучрежденные и процветающие державы европейские. Словом, от сего начала происходило во всех первоначальных европейских государствах феодальное правление, о мудрости которого хотя и многие многообразно мудрствуют, однако оное в самой вещи было не иное что, как сущее правление аристократическое, состоящее из вельмож и имеющее над собой государя неполномощного. Сие феодальное и происходящее от различного введения собственности в землях правление, хотя и всем первоначинающимся государствам сродно, но как оное по причинам своих неустройств бывает подвержено великим и натуральным переменам, того ради показания точных всему причин требует пространнейшего исследования юридического и исторического, к совершению которого откроет нам со временем и глубокая древность обстоятельнейшее сведение обо всех оных древних собственности землевладениях российских, коих число по разным послужным, местническим и окладным спискам[29] простиралось в России с лишком до пятидесяти родов. Много такой драгоценной древности у нас содержится в разных книгохранилищах, и издано уже во свет оныя немало, которыя общеполезность премного послужит к объяснению древней истории и политики российской…
Третьяков Иван Андреевич
И. А. Третьяков родился в Твери в семье офицера. Год рождения неизвестен. Исходя из косвенных данных, принято считать, что он родился после 1735 г. Обучался в Тверской духовной семинарии, после окончания которой в 1761 г. был принят в Московский университет. Отсюда его вместе с С. Е. Десницким перевели в Петербург для подготовки к поездке за границу. В Академическом университете отъезжающие студенты изучали философию, физику и красноречие (элоквенцию).
В августе 1761 г. И. А. Третьяков и С. Е. Десницкий выехали в Англию в Глазговский университет. Здесь они изучали главным образом философию и юриспруденцию; прослушали также курсы химии, математики, а у известного философа и экономиста А. Смита — курс «нравственной философии». В изучении названных предметов Третьяков добился значительных успехов, за что в 1764 г. он получил ученую степень магистра искусств. После успешной сдачи квалификационных экзаменов И. А. Третьякову и С. Е. Десницкому было разрешено представить диссертации для получения ученой степени доктора прав. В феврале 1766 г. Третьяков представил такую диссертацию на тему «О вызове в суд». Однако публично защитить ее не удалось. Поскольку канцелярия Московского университета потребовала срочного возвращения студентов, они обратились в Совет Глазговского университета с просьбой ускорить защиту. Совет постановил «обойтись без публичной защиты ими диссертаций» и присудить степень доктора прав.
Вернувшись в июне 1767 г. на родину, И. А. Третьяков был вынужден сдать проверочный экзамен по юриспруденции и математике и прочесть пробную лекцию, после чего ему было разрешено читать студентам курс римского права. Вместе с профессорами Московского университета С. Е. Десницким, С. Г. Забелиным, Д. С. Аничковым он добился разрешения читать лекции на русском языке.
К теоретическим работам, написанным И. А. Третьяковым, относятся «Слово о римском правлении и о разных оного переменах…» (1769) и «Рассуждение о причинах изобилия и медлительного обогащения как у древних, так и у нынешних народов» (1772). Долгое время считалось, что первой его работой, опубликованной в Москве, было «Слово о происшествии и учреждении университетов в Европе на государственных иждивениях» (1768). Однако теперь доказано, что написана она С. Е. Десницким. На экземпляре библиотеки Глазговского университета рукой Десницкого написано: «Это всего лишь говоренное Дж. Т. [т. е. Джоном (Иваном) Третьяковым] Составлено же Вашим нижайшим слугой» (Браун А. С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков в Глазговском университете // Вести. МГУ. Сер. История. 1969. № 4. С. 84). В своих произведениях И. А. Третьяков как просветитель с позиций теории общественного договора критикует крепостное право, близок к трудовой теории стоимости.
В 1767 г. И. А. Третьяков предложил Совету Московского университета подготовить для выступления сочинение «Удивление, невежество и страх — вот причины всякого суеверия». Но предложение это было отклонено. Есть свидетельства, что он помогал Д. С. Аничкову, написавшему на эту тему диссертацию.
Преследования, которым подвергался профессор в университете, вынудили его в 1773 г. подать прошение в Сенат «об награждении его чином и определением его в статскую службу». Как ответил на это прошение Сенат, неизвестно.
Умер И. А. Третьяков в Москве в 1776 г.
Сочинения
1. Третьяков И. А. Рассуждение о причинах изобилия и медлительного обогащения государств как у древних, так и у нынешних народов // Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. Т. 1. С. 353–360.
2. Третьяков И. А. Слово о римском правлении и о равных оного переменах; Рассуждение о причинах изобилия и медлительного обогащения государств как у древних, так и у нынешних народов // Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей: вторая половина XVIII века. С. 278–304.
1. Бак И. С. Общественно-экономические воззрения И. А. Третьякова // Вопр. истории. 1954. № 9. С. 104–113.
2. Коган Ю. Я. И. А. Третьяков // Коган Ю. Я. Очерки по истории русской атеистической мысли XVIII века. С. 227–231.
Рассуждение о причинах изобилия и медлительного обогащения государств как у древних так и у нынешних народов[30]
К изобилию и обогащению государств, с [лушатели], принадлежат дешевизна и довольство, кои между собою друг от друга ничем не разнствуют. Вода для того дешева, что мы ею изобильны, в местах безводных и часто в походах ее дорого покупают; драгоценные камни для того дороги, что их немного. Для показания самого ближайшего пути к достижению сих выгод требуется сперва знать, в чем состоит довольство. При вступлении к сему я должен показать естественные нужды рода человеческого, которые требуют исправления[31] и в чем общее мнение различествует; а по крайней мере моего мнения изъясняю причины.
Натура производит для всякого животного все потребное и довольное к пропитанию, без прибежища к искусству, которое произведение первородное делает лучшим. Каждого животного, какое бы оно ни было, главнейшие потребности суть: пища, одежда и жилище. Большая часть из тварей животных снабдена всем потребным. Нежность примечаем в одном только человеке: нет предмета, который бы произведен был по его нраву; он находит, что всякая вещь, какая бы она ни была, требует еще доброты превосходнейшей. Хотя привычка диких народов и показывает, что человеческая пища приуготовления не требует, однако человек, познав силу огня, нашел, что оную можно сделать приятнейшую и к варению в желудке способнейшею. Но не только его пища требует прибавления к доброте: сложение его также повреждается от воздуха неблагорастворенного, которым он беспрестанно питается и который ему по причине времен различных иногда бывает скучен и досаден. Тело человеческое по немощи своей не может сносить свирепости погоды. И в тех самых странах, где климат природной теплоты человеческого сложения горячее, женщины намазываются, дабы тем удобнее могли сносить жаров солнечных зной и мокроту дождевую. Вообще заключить: человеческие нужды не столь обширны, чтобы трудом человеческим удовлетворить им не было возможно. Каждый человек выше-объявленные потребности сам собою достать может.
А поелику нежность человеческого тела требует гораздо больших иждивений, нежели какое другое животное, та же самая, или лучше сказать, гораздо превосходнейшая нежность души, взыскивает еще вящих снабдений.
И потому-то все науки и художества ее собственный предмет составляют.
Здесь, с[лушагели], открывается пространнейшее и едва пределами объемлемое поле разных изобретений, произведенных сильным могуществом души человеческой. Ее качествами произведен ученый свет и все то, что ныне под именем слывет наук и художеств.
Сии плоды и произведения души человеческой, умножаясь постепенно, возросли до толикого величества, что наконец единому оных и разумом объять возможности не было. От сего последовало оное многочисленное разделение, какое примечаем в науках ныне и художествах. Польза сего разделения сколько важна для обогащения государств, о том и сомневаться не должно. Ибо по толикому разделению наук и художеств делается разделение и самих трудов человеческих; а разделением сих последних, как всякому небезызвестно, всякая вещь приводится в совершенство и с большою удобностию. В противном случае, если б такого разделения не было в трудах человеческих, никакой бы рукомесленник своим трудом не токмо не разбогател, но ниже бы и довольное пропитание себе мог снискать. Так, например, если бы часовой мастер или фабрикант последнейшей вещи, иглы, один собою все принадлежащее до совершенства таких и подобных сему вещей сам отправлял, то он едва бы в состоянии был сделать в год одни часы, а в день одну иглу, когда, в противном случае, через разделение трудов на разные руки премножество таких вещей в один день совершается и достается дешевле обществу.
Таким образом, показав сии две настоящие государственного обогащения причины, то есть разделение трудов и изобретение художеств, к другим приступаю.
Сколь выгодно, с [лушатели], учреждение банков для коммерции, которая также обогащает всякое государство несказанно и сколь счастливое за собою ведет следствие, цветущее состояние Англии, Голландии и других премногих областей доказывает очевидно.
Многие писатели политические вооружились опровергать сие преполезное учреждение, поставляя, что подрыв банков