Скачать:TXTPDF
Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия

вещи от щедрости других и чрез то приходят в состояние доставить себе и своему роду довольное пропитание; однакож из сего не следует, чтобы благодетели их по причине сей щедрости, которая сверх того весьма тягостна, могли себе присвоить полное право над нажитым их трудами имением; довольно, ежели крестьянин в знак своей благодарности платит ежегодно своему господину уложенную долю, что, исчислив, бесконечно больше составит, нежели что ему дано; итак, напоследок не крестьянин, но господин остается должником, и вследствие сего при несчастий обязан он помогать крестьянину. Сверх сих причин должно взять в рассуждение общенародную пользу, которая требует, чтобы каждый в обществе член, исправляющий надлежащим образом положенную на него должность, свободно мог пользоваться приобретенными чрез свои труды выгодами, и в случае насильственного или скрытого их нарушения правосудие должно их защищать. Напротив, ежели господину оставлена будет над каким-нибудь родом крестьянского имения полная власть, то крестьянство никогда не может подняться; опасность конечного разорения воспретит ему искать в суде помощи, и, служа жертвою беспрестанным гонениям и истязаниям, всегда будет находиться в упадке.

Сверх сего неотменно требуется определить для крестьян и другие промыслы, так чтобы сии промыслы, имея всегда некоторое с земледелием сходство, от оного их не отвлекали, но единственно дабы крестьяне при помощи их могли и себя, и других снабдевать. Для сего можно назначить известные дни, например, каждое воскресенье, в которое крестьяне могут приезжать в город для продажи своих товаров. Таким образом могут они всегда весьма способно снабдевать города и привозить на продажу всякого рода хлеб, пеньку, лен, холсты, сыр, масло, овощи и многие другие к нужному человеческому пропитанию служащие вещи, в чем не делать никаких замешательств и затруднений, но еще всевозможным образом споспешествовать. Оставаться в городах и там производить несходные с их состоянием и назначением промыслы можно им запретить и нимало им в сем не послаблять.

Предписание постоянных служеб и податей государю и господину

По приведении их в столь изрядное состояние и дозволив им столь великие выгоды, самая справедливость требует, чтоб и они по мере столь великих благодеяний воздавали равное благодарение, исправляя охотно и ревностно положенные на них в рассуждении государя и господина должности.

В рассуждении налогов с великим благоразумием поступать надлежит. Наибольшая состоит в сем трудность, что их не можно точно определить, так чтобы они равны были, глядя на различное положение стран и происходящее от того неравное в имении содержание, чего ради самое наилучшее, по моему мнению, в учреждении податей средство нахожу я в установлении десятой или другой какой части со всех от земледелия происходящих плодов. В рассуждении денежного сбора вообще можно сказать, что чем сильнее богатеет народ, тем больше можно сбирать подати, и ежели мы сыщем настоящее содержание между налогами и народным богатством, тогда они праведны, и никто не может жаловаться. Требуемые от крестьян в пользу господина службы можно учредить таким образом, чтобы крестьянин один день работал на своего господина, а прочие на себя.

Предписание постоянных, для прекращения грабительств и разорений, податей и служб неотменно нужно, ибо такое учреждение немало защитит крестьян от наглостей помещиков, которые их без всякой пощады и милосердия мучат, отнимая все то, что им в глаза попадется, и чрез то приводит в несказанную бедность, от которой они никогда не в состоянии избавиться.

Во время наводнения, скотского падежа, недорода хлеба и в прочих случиться могущих несчастиях крестьянам для их поправления неотменно нужно помогать или деньгами, или отпущением на некоторое время податей, который убыток по исправлении своем могут они наградить.

Дворянство по ограничении самовольства никакого вреда не претерпит, и хотя с первого взгляда покажется, что уступление собственности и предписание постоянных податей и служб уничтожает знатную часть их над крестьянами прав, однако, взяв в рассуждение другие обстоятельства и отбросив все вредные предрассуждения, всякий легко может тогда видеть, что сие не токмо им не вредно, но гораздо большую против прежнего принесет пользу, и общество немалое будет чувствовать облегчение. В прочем они всегда удержат довольно прав, как то, например, охоту, рыбную ловлю, власть над своими лесами, которая только для пользы всего общества, по справедливости, может быть некоторым образом ограничена; и напоследок, по обыкновению иностранного дворянства, можно им дозволить в рассуждении своих крестьян отправлять гражданский суд, о чем мы теперь говорить станем.

О учреждении крестьянских судов

Весьма легко может случиться, что господа от презрения к своим крестьянам и в надежде на преимущества своего состояния будут, утесняя их, причинять всякие обиды, чего ради неотменно должно их привести в безопасность чрез установленное на твердом основании правосудие, при помощи которого могли бы они себя защищать против всяких неправедных нападений и насильств.

Обиды могут произойти или крестьянину от крестьянина, или от господина. В сих случаях думаю я поступить таким образом, чтобы, смотря по важности обиды, учредить приличные суды, дабы лишних волокит и издержек крестьянам не было. На такой конец дозволить крестьянам выбрать между собою старосту и, придав ему три или четыре человека, представить их на подтверждение своему господину.

Сии деревенские судьи[49] должны решать самые маловажные дела, как, например, словесные обиды, драки, малые тяжбы и проч. А что касается до важных между собою или с господином ссор, то учредить для того высшие крестьянские суды[50] под начальством таких людей, которых бы искусство и знание российских законов не было подвержено никакому сомнению, и поручить им рассматривать и решать происходящие между крестьянами и господами важные спорные дела. В случае неудовольствия и неправного решения быть для апелляции земским судам из окольничных дворян, к коим для большей исправности и порядка определять знающих права людей, которые единственно должны по требованию давать свое мнение и совет, дабы ничего служащего к нарушению закона произойти не могло, но все бы отправлялось по предписанию правосудия. Сие все разумеется о гражданских судах, ибо криминальные не подлежат сим судам.

Какие предосторожности при сей перемене употреблять

Остается теперь сказать, какую должно принять предосторожность в рассуждении столь важной перемены. Известно, что сего вдруг без великой опасности произвести в действо не можно, и многими примерами уже подтверждено, сколь далеко в подобных случаях простирается неистовство подлого народа; итак, небесполезно принять такие меры, которые, не нарушая общего покоя, могли бы всем ясно показать, что сии намерения клонятся к собственному их благополучию.

Прежде нежели можно что начать в рассуждении сей перемены, то я за полезное признаю приготовить наперед крестьян чрез воспитание, под предводительством благонравных церковников производиться имеющее; по учинении чего с надлежащею точностию, во-1-х, должно, зачав для показания примера дворянству с дворцовых и государственных крестьян, из которых награждать сими выгодами только рачительных и добрых крестьян, а ленивых и злонравных до сих преимуществ не допускать; но дав время к исправлению, увещевать возможным образом, дабы отвратить от худой жизни, и для большего поощрения предлагать им те же выгоды, ежели только исправятся.

По утверждении сего великого учреждения, дабы тем больше возбудить к трудолюбию, можно дозволить богатым крестьянам записываться в мещанство, не просто, но с некоторыми договорами, дабы воспрепятствовать конечное запустение деревень. Для того смотреть накрепко, в состоянии ли такой крестьянин купить себе в городе двор; имеет ли довольное число денег на раззавод и может ли заплатить государю или господину уложенное за каждую душу, которую с собою из деревни выведет. Ежели он на все сие имеет денег, тогда можно ему дозволить переменить свое жилище и состояние.

Дворянство, до которого особливо касается сие дело, нимало к сему не принуждать; ибо каждый из них, будучи убежден собственною пользою, с доброй воли согласится ввести у себя такие учреждения, которые, не причиняя ему ни малейшего вреда, служат к благополучию таких людей, о сохранении которых человеколюбие и собственная его польза повелевают ему прилагать всевозможное старание.

Не иначе, как за весьма счастливого, должен я буду себя почитать, если сей мой труд соответствовать будет требованиям подавших повод к сему предложению. Впрочем, принимаю я смелость уверить, что всегдашние мои желания были — служить моему отечеству; в сем намерении я сие единственно и предпринял и искренне желаю, чтобы при благословенной нашей великой государыни державе Россия спокойно наслаждалась приуготовляемым под премудрым ее предводительством благополучием, принося усердные свои всевышнему творцу за изливаемые щедроты благодарения.

Батурин Пафнутий Сергеевич

Сведения о жизни и деятельности П. С. Батурина отрывочны. Родился он предположительно в 1740 г. в семье дворянина-одно-дворца. Неизвестно, учился ли он. В четырнадцать лет П. С. Батурин начал военную службу в одном из гвардейских полков. В 1756–1762 гг. принимал участие в Семилетней войне, побывал в немецком плену и в это время, вероятно, — во Франции и Италии. В чине капитана вышел в отставку, но в 1770 г. вновь был определен на военную службу. Был участником войны с Турцией; в одном из боев получил тяжелое ранение. Окончательно выйдя в отставку, П. С. Батурин служил в судебных органах — был судебным советником в Калужской и Тульской губерниях, а в конце жизни — на Украине: в Киеве, Несвиже, Житомире.

П. С. Батурин был образованным человеком, знал несколько языков, переводил книги, увлекался естественными науками. Его работы пестрят ссылками на исследования Бойля, Пристли, Лавуазье, Ньютона, Гартли, Бюффона. Любил он также музыку и театр.

П. С. Батурин — автор нескольких переводов и оригинальных работ, самая известная из которых — «Исследование книги о заблуждениях и истине». Она была издана анонимно в 1790 г. в Туле. Лишь в 1918 г. после опубликования обнаруженных «Записок» Батурина стали известны обстоятельства появления этой книги. В «Записках» названы и другие работы, а также ряд произведений, не напечатанных им. В предисловии к книге «Краткое повествование о аравлянах» (1787) он сообщает, что в 1785 г. пытался издавать журнал, но это ему не удалось.

Умер П. С. Батурин в Минске в 1803 г.

Сочинения

1. Батурин П. С. Краткое повествование об аравлянах. Калуга: Б. и., 1787. X; 2. 186 с.

2. Батурин П. С. Записки 1780–1798 // Голос минувшего. 1918. № 1 —

3. С. 47–78. № 4–6. С. 173–210; № 7–9. С. 99—133.

3. Батурин П. С. Исследование книги о заблуждениях и истине // Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. Т. 2. С. 393–532.

Литература

1. Плимак Е. Г. Из истории борьбы материализма и идеализма в 18 веке (П. С. Батурин и Сен-Мартен) // Вести, мировой культуры. 1960. № 4. С. 96—106.

2. Щипаное И. Я. Просветители второй половины XVIII в.: Пафну-тий Сергеевич Батурин // История философии в СССР. М.: Мысль, 1968. Т. 2. С. 55–56.

Исследование книги о

Скачать:TXTPDF

Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать, Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать бесплатно, Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать онлайн