живут люди большей частью по нужде, в другом большей частью по прихоти; государство, многочисленным и храбрым своим воинством страшное и которого положение таково, что потерянней одной баталии может иногда бытие его вовсе истребиться; государство, которое силою и славою своей обращает на себя внимание целого света и которое мужик, одним человеческим видом от скота отличающийся, никем не предводимый, может привести, так сказать, в несколько часов на самый край конечного разрушения и гибели; государство, дающее чужим землям царей и которого собственный престол зависит от отворения кабаков для зверской толпы буян, охраняющих безопасность царской особы; государство, где есть все политические людей состояния, но где некоторое не имеет никаких преимуществ и одно от другого пустым только именем различается; государство, движимое вседневными и часто друг другу противуречащими указами, но не имеющее никакого твердого законоположения; государство, где люди составляют собственность людей, где человек одного состояния имеет право быть вместе истцом и судьею над человеком другого состояния, где каждый, следственно, может быть завсегда или тиран, или жертва; государство, где почтеннейшее из всех состояний, долженствующее оборонять отечество купно с государем и корпусом своим представлять нацию, руководствуемое одною честью, дворянство, уже именем только существует и продается всякому подлецу, ограбившему отечество; где знатность, сия единственная цель благородныя души, сие достойное возмездие заслуг, от рода в род оказываемых отечеству, затмевается фавером, поглотившим всю пищу истинного любочестия; государство не деспотическое, ибо нация никогда не отдавала себя государю в самовольное его управление и всегда имела трибуналы гражданские и уголовные, обязанные защищать невинность и наказывать преступления; не монархическое, ибо нет в нем фундаментальных законов; не аристократия, ибо верховное в нем правление есть бездушная машина, движимая произволом государя; на демократию же и походить не может земля, где народ, пресмыкаясь во мраке глубочайшего невежества, носит безгласно бремя жестокого рабства.
Просвещенный и добродетельный монарх, застав свою империю и свои собственные права в такой несообразности и неустройстве, начинает великое свое служение немедленным ограждением общия безопасности посредством законов непреложных. В сем главном деле не должен он из глаз выпускать двух уважений; первое, что государство его требует немедленного врачевания от всех зол, приключаемых ему злоупотреблением самовластия; второе, что государство его ничем так скоро не может быть подвергнуто конечному разрушению, как если вдруг и не приуготовя нацию дать ей преимущества, коими наслаждаются благоучрежденные европейские народы. При таком соображении, каковы могут быть первые фундаментальные законы, прилагается при сем особенное начертание.
В заключение надлежит признать ту истину, что главнейшая наука правления состоит в том, чтоб уметь сделать людей способными жить под добрым правлением. На сие никакие именные указы не годятся. Узаконение быть добрыми не подходит ни под какую главу Устава о благочинии. Тщетно было бы вырезывать его на досках и ставить на столы в управах; буде не врезано оно в сердце, то все управы будут плохо управляться. Чтоб устроить нравы, нет нужды ни в каких пышных и торжественных обрядах. Свойство истинного величества есть то, чтоб наивеличайшие дела делать наипростейшим образом. Здравый рассудок и опыты всех веков показывают, что одно благонравие государя образует благонравие народа. В его руках пружина, куда повернуть людей: к добродетели или пороку. Все на него смотрят, и сияние, окружающее государя, освещает его с головы до ног всему народу. Ни малейшие его движения ни от кого не скрываются, и таково есть счастливое или несчастное царское состояние, что он ни добродетелей, ни пороков своих утаить не может. Он судит народ, а народ судит его правосудие. Если ж надеется он на развращение своей нации столько, что думает обмануть ее ложною добродетелью, сам сильно обманывается. Чтоб казаться добрым государем, необходимо надобно быть таким; ибо как люди порочны ни были б, но умы их никогда столько не испорчены, сколько их сердца, и мы видим, что те самые, кои меньше всего привязаны к добродетели, бывают часто величайшие знатоки в добродетелях. Быть узнану есть необходимая судьбина государей, и достойный государь ее не устрашается. Первое его титло есть титло честного человека, а быть узнану есть наказание лицемера и истинная награда честного человека. Он, став узнан своею нациею, становится тотчас образцом ее. Почтение его к заслугам и летам бывает наистрожайшим запрещением всякой дерзости и нахальству. Государь, добрый муж, добрый отец, добрый хозяин, не говоря ни слова, устрояет во всех домах внутреннее спокойство, возбуждает чадолюбие и самодержавнейшим образом запрещает каждому выходить из мер своего состояния. Кто не любит в государе мудрого человека? А любимый государь чего из подданных сделать не может? Оставя все тонкие разборы прав политических, вопросим себя чистосердечно: кто есть самодержавнейший из всех на свете государей? Душа и сердце возопиют единогласно: тот, кто более любим.
Державин Гаврила Романович
Г. Р. Державин родился в 1743 г. в одном из сел Казанской губернии в семье офицера. Грамоте он научился у дьячка сельской церкви. В 1759 г. Державин поступил в Казанскую гимназию, но окончить ее ему не удалось; в 1762 г. он был вынужден начать солдатскую службу в гвардейском Преображенском полку. Солдатская служба продолжалась вплоть до 1772 г., когда ему присвоили первый офицерский чин поручика. Участвовал Г. Р. Державин в подавлении пугачевского восстания. Получив назначение в Следственную комиссию, несколько лет служил в Оренбурге.
В 1777 г. началась статская служба Г. Р. Державина в должности экзекутора в Сенате. Служебная карьера его быстро пошла вверх, когда в 1783 г. была опубликована написанная годом раньше ода «Фелица», понравившаяся Екатерине II. Обласканный ею, Державин становится губернатором Олонецкой (1784), затем Тамбовской (1785) губернии, личным секретарем Екатерины II, президентом коммерц-коллегии (1794). При Павле I Державин был государственным казначеем, при Александре I — министром юстиции. Будучи монархистом, он, однако, вызывал неприязнь царей, главную причину которой выразил Александр 1 в словах: «Ты очень ревностно служишь!»
Последние годы жизни Г. Р. Державин провел частично в Петербурге, частично в своем новгородском имении Званке. В это время помимо стихов, которые он писал всю сознательную жизнь, Державин создает пьесы, автобиографические «Записки», философско-моралистическую прозу, работает над теоретическим трактатом «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде». Часть произведений Г. Р. Державина, в том числе философского содержания, до сих пор не напечатана. Умер он в 1816 г.
В историю русской культуры Г. Р. Державин вошел как выдающийся поэт; В. Г. Белинский назвал его «первым действительным проявлением русского духа в сфере поэзии». В богатом поэтическом наследии Г. Р. Державина имеются несколько произведений философской лирики: «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад», «Река времен» и другие, в которых он решает многие мировоззренческие проблемы мироздания, вечности, пространства, времени, смерти.
Сочинения
1. Державин Г. Р. Сочинения: В 10 т. СПб.: Б. и., 1864–1883.
2. Державин Г. Р. Избранная проза. М: Сов. Россия, 1984. 400 с.
3. Державин Г. Р. Сочинения. М.: Правда, 1985. 576 с.
1. Вальденберг Н. Державин (Опыт характеристики его мировоззрения). Пг.: Б. и., 1916. VIII, 265 с.
2. Кулакова Л. И. Эстетические взгляды Державина // Кулакова Л. И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. М.: Просвещение, 1968. С. 158–179.
3. Западов В. А. Державин и Руссо // Проблемы русской литета-туры XVIII века. М.: Наука, 1974. Вып. 1. С. 55–65.
4. Иванов М. В. Державин и Новиков // XVIII век. Л.: Наука, 1976. Сб. 2. С. 77–86.
На смерть князя Мещерского[71]
Твой страшный глас меня смущает,
Зовет и к гробу приближает.
Едва увидел я сей свет,
Уже зубами смерть скрежещет,
Как молнией, косою блещет
И дни мои, как злак, сечет.
Никто от роковых когтей,
Никая тварь не убегает:
Монарх и узник — снедь червей,
Гробницы злость стихий снедает;
Зияет время славу стерть:
Как в море льются быстры воды,
Так в вечность льются дни и годы;
Глотает царства алчна смерть.
Скользим мы бездны на краю,
В которую стремглав свалимся;
Приемлем с жизнью смерть свою,
Без жалости все смерть разит:
И звезды ею сокрушатся,
И солнцы ею потушатся,
И всем мирам она грозит.
Приходит смерть к нему, как тать,
И жизнь внезапу похищает.
Увы! где меньше страха нам,
Там может смерть постичь скорее;
Ее и громы не быстрее
Слетают к гордым вышинам.
Сын роскоши, прохлад и нег,
Куда, Мещерский! ты сокрылся?
Оставил ты сей жизни бег,
К брегам ты мертвых удалился;
Здесь персть твоя, а духа нет.
Где ж он? — Он там. — Где там? — Не знаем.
Мы только плачем и взываем:
«О, горе нам, рожденным в свет!»
Где купно с здравием блистали,
У всех там цепенеет кровь
И дух мятется от печали.
Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались лики,
Надгробные там воют клики,
И бледна смерть на всех глядит.
Глядит на всех — и на царей,
Кому в державу тесны миры;
Глядит на пышных богачей,
Что в злате и сребре кумиры;
Глядит на прелесть и красы,
Глядит на разум возвышенный,
Глядит на силы дерзновенны
И точит лезвие косы.
Смерть, трепет естества и страх!
Мы гордость, с бедностью совместна;
Сегодня льстит надежда лестна,
А завтра — где ты, человек?
Хаоса в бездну улетели,
И весь, как сон, прошел твой век.
Как сон, как сладкая мечта,
Исчезла и моя уж младость;
Не сильно нежит красота,
Не столько восхищает радость,
Не столько легкомыслен ум,
Не столько я благополучен;
Желанием честей размучен,
Зовет, я слышу, славы шум.
Но так и мужество пройдет
И вместе к славе с ним стремленье;
Богатств стяжание минет,
И в сердце всех страстей волненье
Прейдет, прейдет в чреду свою.
Подите счастьи прочь возможны
Вы все пременны здесь и ложны:
Я в дверях вечности стою.
Перфильев! должно нам конечно:
Что смертный друг твой жил не вечно
Жизнь есть небес мгновенный дар;
Устрой ее себе к покою
И с чистою твоей душою
Благословляй судеб удар.
Бог[72]
О, ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества.
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества![73]
Кому нет места и причины,
Кто все собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем — бог!
Сочесть пески, лучи планет
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны,
От света твоего рожденны,
Исследовать судеб твоих:
Лишь мысль к тебе взнестись дерзает,
В твоем величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.
Хаоса бытность довременну
Из бездн ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну,
В себе самом ты основал:
Себя собою составляя,
Собою из себя сияя,
Создавый все единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, ты есть, ты будешь ввек!
Ты цепь существ в себе вмещаешь,
Ее содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
Как искры сыплются, стремятся,
Так солнцы от тебя родятся;
Как