Скачать:TXTPDF
Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия

великим беспокойствам. Итак, как бы то ни было, но мудрый человек и в самом противном для естественных законов случае не усомнится из сих двух систем одной последовать, а другую отвергать. Добродетель всегда восторжествует над пороком.

Но если сия сторона уже благоразумна в самой сомнительности и неизвестности сего положения, то благоразумнее еще будет она тогда, когда откроется (как то сему иначе и быть нельзя), что сие мнение по крайней мере достовернее другого. Первая степень правдоподобия есть простая вероятность, которая хотя и слаба, однако для любопытного и благоразумного человека бывает наилучшим побуждением к конечной решимости. И если в обыкновенности сея жизни делах благоразумно поступать по сему правилу, то сие самое благоразумие позволяет ли нам в важнейших и существенно к нашему благополучию относящихся вещах отступать от сея стези?

Наконец, если, поступая в сие немного далее и приводя вещи к истинной их цели, согласятся, что мы имеем здесь в самом деле ежели не доказательство, собственно так названное (поелику оно в положении места не имеет), то по крайней мере вероятность, основанную на столь разумных догадках и на столь великом сходстве, что весьма близко подходит к известности, то еще более будут уверены, что в сем случае должны мы поступать сообразно с иным законом и что разум не позволяет нам поступать по иному правилу.

Поистине, нет ничего достойнее разумного существа, как искать во всем ясности и не основываться, как токмо на правилах достоверных и известных. Но как сие не всегда возможно, а удостовериться надобно, то что бы тогда делать, когда бы надлежало всегда ожидать для сего строгого доказательства? По недостатку высочайшей степени известности должно останавливаться на низких, и не великая вероятность делается довольным доказательность, когда нет столько же сильных противоположений. Если сия сторона сама по себе не очень известна, то по крайней мере то достоверно, что в сем случае должно ее предпочесть; и сие необходимо следует из нашей природы и состояния. Если бы при ограниченном нашем понятии и необходимости на что-нибудь решиться, нужно было нам иметь для сего совершенную известность, и мы бы не хотели принять вероятности за начало уверения, то надлежало бы или согласиться на менее вероятную и противную вероятию сторону, чего никто не захочет, или бы провождать жизнь свою в сомнениях и нерешимости, пребывать почти всегда в недоумении, не придерживаться никакой стороны и не иметь никакого твердого правила жизни, что совершенно разрушило бы систему человечества.

Отсюда происходит, что сия великая истина более или менее во все времена и у всех народов была принимаема, смотря по большему или меньшему их просвещению, то есть, когда народы более или менее познавали начала вещей.

Лопухин Иван Владимирович

И. В. Лопухин родился в 1756 г. в селе Воскресенском Орловской губернии. Его отец В. И. Лопухин — генерал-поручик и киевский губернатор — приходился племянником царице Евдокии Федоровне и был близок к придворным кругам. Это обстоятельство во многом повлияло на образ мыслей и дальнейшую судьбу Лопухина.

И. В. Лопухин по традиции дворянских семей был записан в гвардию унтер-офицером и в 1775 г. получил звание прапорщика Преображенского полка. Однако из-за болезни он ушел в отставку в 1782 г. в чине капитан-поручика. В конце того же года он становится советником, а затем председателем Московской уголовной палаты.

В 80-х годах XVIII в. Москва превращается в центр розенкрейцерского движения в России. И. В. Лопухин вместе с И. Е. Шварцем, Н. И. и А. И. Новиковыми, С. И. Гамалеей, А. М. Кутузовым и другими видными розенкрейцерами принимает самое активное участие в пропаганде и утверждении масонских идей в русской культуре. В 1783 г. члены «Дружеского общества» открыли одну из типографий на имя И. В. Лопухина, где печатались такие книги, как «О заблуждениях и истине, или воззвание человеческого рода ко всеобщему началу знания» Сен-Мартена, пользовавшуюся громадным успехом в масонских кругах, «Хризомандер, аллегорическая и сатирическая повесть различного весьма важного содержания», которая почиталась розенкрейцерами за одно из наиболее ценных руководств по алхимии, и целый ряд важных религиозно-нравственных произведений. В типографии И. В. Лопухина предпринималась попытка организовать два повременных издания: «Избранная библиотека для христианского чтения (вышло три части) и «Магазин свободнокаменьшицкий, содержащий в себе: речи, говоренные в собраниях, песни, письма, разговоры и другие краткие писания стихами и прозой» (вышло две части). Публиковал Лопухин и свои произведения, в которых пропагандировал масонские взгляды, разрабатывал масонский ритуал и систему религиозной нравственности на основе Священного Писания. Философские, нравственные, религиозные, политические идеи И. В. Лопухина тесно переплетены друг с другом. Он восторженно относился к монархической форме правления в России, выступал в защиту крепостного права, отвергал революционные идеи французских просветителей. Весьма характерно следующее его высказывание: «И здравый рассудок, и свидетельства мудрейших, и опыт многих веков доказывают, что единоначалие или монархическое правление есть лучший образ правления в области обширной. Республика истинно хороша быть может там, где бы большая часть составляющих общество были здравомыслящие и любящие добродетель… Где же такое общество на земле?..»

В мае 1786 г. И. В. Лопухин был уволен из Московской уголовной палаты. Основной причиной послужило недовольство московского главнокомандующего графа Я. А. Брюса снисходительностью приговоров уголовной палаты и принадлежностью Лопухина И. В. к масонским кругам. Спустя несколько лет он в связи с делом Н. И. Новикова попадает под подозрение Екатерины II. После подписания приговора о заключении Н. И. Новикова в Шлиссельбургскую крепость И. В. Лопухин был допрошен, однако на основаниц полученных ответов был освобожден от неминуемой ссылки. В 1796 г. он был вызван Павлом I в Петербург и получил чин действительного статского советника с повелением находиться при императоре. В следующем году он был произведен в тайные советники и сенаторы в Московские департаменты. В Сенате И. В. Лопухин вел уголовные дела. При Александре I продолжал свою служебную деятельность. Активно сотрудничал с журналом «Друг юношества» (1807–1815), издателем которого был

М. И. Невзоров — друг и ученик И. В. Лопухина. После Отечественной войны 1812 г. он ушел в отставку и поселился в своем родовом имении, где и умер в 1816 г.

Сочинения

1. Лопухин И. В. Рассуждение о злоупотреблении разума некоторыми новыми писателями, сочиненное Россиянином. М.: Б. и., 1780. 20 с.

2. Масонские труды И. В. Лопухина: Духовный рыцарь. Некоторые черты о внутренней церкви. М.: Б. и., 1913. VI. 134 с.

3. Лопухин И. В. Излияние сердца, чтущего благость единоначалия и ужасающегося, взирая на пагубные плоды мечтания равенствами буйной свободы, с присовокуплением нескольких изображений душевной слепоты тех, которые не там, где должно, ищут причин своих бедствий. Писано Россиянином, сочинившим Рассуждение о злоупотреблении разума некоторыми новыми писателями и проч., напечатанное в 1780 году. М.: Б. и., 1794.

4. Лопухин И. В. Замечание на известную книгу Руссову du Contrat Social. М.: Б. и., 1805.

5. Лопухин И. В. Нечто для размышления о молитве и сущности христианства. Орел: Б. и., 1814.

Литература

1. Афанасьев А. И. И. В. Лопухин // Архив исторических сведений, относительно до России. 1860–1861. Кн. 1. С. 1—60.

2. Барское Я. И. В. Лопухин//Русский биографический словарь.

СПб.: Б. и., 1914. Том: Лабзина — Лященко. С. 650–682.

3. Пиксанов Н. К. И. В. Лопухин // Масонство в прошлом и настоящем. Спб.: Б. и., 1914. Т. 1. С. 227–255.

4. Плеханов Г. В. История русской общественной мысли // Собр. соч. Т. 22. С. 242–287.

5. Суровцев А. Г. Иван Владимирович Лопухин: Его масонская и государственная деятельность. Спб.: Б. и., 1901.

Некоторые черты о внутренней церкви, о едином пути истины и о различных путях заблуждения и гибели[98]

Глава I О начале и продолжении внутренней церкви

Христос возлюби церковь, и себе предаде за ню: да освятит ю, очистив банею водною в глаголе, да представит ю себе славну церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых: но да будет свята и непорочна

Ефес. V. 25. 21.

§ 1

Блаженство твари единый есть предмет попечения о ней всемогущего творца.

§ 2

Он сотворил человека бессмертно блаженствовать в неописанном раю сладости. Дабы паче его возвеличить, одарил его свободною волею. Дух божий царствовал в духе Адамове, проникал светом своим все свойства души его, все его чувства — и одевал его сиянием оного, яко ризою.

§ 3

Повиновение духу божескому, владычествовавшему Адамом, единое было служение; чистый пламень любви ко творцу своему фимиам его был.

§ 4

Злоупотребление воли, преслушание Адамово, изгнало его из рая, погасило в уме его светильник небесной премудрости и низринуло его и в нем весь человеческий род в царство болезней, труда и смерти — на землю, покрытую тернием и волчцами.

§ 5

Вечная любовь наказует для спасения, и самыя страдания посылать для врачевания.

Она попустила человеку низвергнуться в тление, в которое он сам облек себя своевольным искажением своего естества; заточила его в жилище скорби, свойственное поврежденному сему естеству, коему обитель света уже несносна была: но во всем том устроила таинственный пути очищенйя и прехождения чрез страдание в веселие, чрез смерть в бесконечную жизнь, чрез бедственную временность в блаженство вечное и вящее прежнего.

И, конечно, беспредельная оная любовь, в самое то мгновение ока, в которое пал Адам, уже промышляла о его восстановлении; и премудростию своею уготовляла средство возжечь в душе его искру того светильника, который освещал его до падения.

§ 6

Отец, подвизая неиссякаемый источник могущества своего и благоутробия, всегда, везде, и всем влечет к сыну, которой есть един истинный путь, едина истинная жизнь и дверь райская, и егоже есть, взыскуя тварь заблудшую от вечного блага, паки водворять действием любви своея в бездну оного, сущую в лоне отчих.

Слово, изрекшее свет, всегда речет — и свет бывает.

§ 7

Первый вздох покаяния Адамова был, можно сказать, первый луч воссияния в нем оного света и первая точка основания внутренней церкви божией на земле.

Последовавшие патриархи, праведники, души благочестивые, жившия в страхе господни, верою в них рожденном, и добротою непорочности Авелевой украшенныя, все вкупе составляли единую церковь оную, в которой бог творил великое дело обновления.

А воспаленные темным духом Каиновым, размножая злонравный мир неправды, вражды, убийств, нечестия и заблуждений, созидали на земле церковь антихристову.

§ 8

Церковь святая, божественная наипаче укрепилась, возвысилась, распространилась, новый свет и дух прияла вочеловечением Христа бога нашего.

Бог слово, имже вся быша, плоть бысть, и вселися в ны.

Сей бог и человек воплощением своим, жизнию, страданием и смертию сотворил возможность и отверз путь всем человекам, кои верою и любовию объемлют его, паки чадами божиими быти; быти таковыми не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от бога родившися.

§

Скачать:TXTPDF

Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать, Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать бесплатно, Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать онлайн