Скачать:TXTPDF
Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия

9

Он совершил сие великое дело на кресте, таинственно окропив все души драгою своею кровию, яко тинктурою к божественному превращению.

О! дабы хотя в общей купели последнего крещения все очистилися и усыновилися единому истинному отцу!

§ 10

Так! Вочеловечение Иисус Христово утвердило воссоздание церкви его, коей не одолеют врата адовы.

Он не только мертвых воскрешал в жизнь естественную: но и попрал смерть и адскими узами связанных разрешил в живот вечный. Не токмо претворил воду в вино, но растворил и тот состав Духовный телесности, из коего, сокрушенным стихиям всем, родятся земля и небо новыя. Единый будучи источник чистого учения, пролил он новый свет премудрости, воспалял души животворным огнем веры и воображался в них.

§ 11

Апостолы его и ученики, от самого исполнения его приявшие благодать и силу, им же рождали небесных чад света и творили духовныя превращения в новую жизнь. В один день до 3000 таковых учинил Петр вседействующим словом живота. Деян. Апост. II. 41.

§ 12

Тако разнасаждался виноград внутренней церкви господней. Тако размножался и размножается духовный елей возрождения, коим чрез воплощение Христа бога вся исполнится: небо же, и земля, и преисподняя. Нетления источник сей дождит на девственную землю богоносия, невидимо разливается и сокрушает оплоты видимого, греховного, преходящего. Ефес. V. 26.

§ 13

Непрестанно творится и растет тело таинственного человечества Христова, коего члены суть в разных степенях и различных дарованиях, одушевленные духом любви давшего новый любви закон. Матф. V. Сии члены имеют разные дарования, разные служения, разные действия. Одним дается явление духа на пользу, другим слово премудрости; иным слово разума, другим вера; иным дарование исцелений, другим действия сил; иным пророчество, иным рассуждения духовом (различения духов) иным роди языков. Вся же сия действует един и тойжде дух, разделяя властию коемуждо, яко-же хощет. I. Кор. XII. Сей дух водит и возрождает их, наполняя собою по мере совлечения ветхости Адамовой.

§ 14

Тако размножается и устрояется невидимая церковь святая, царство небесного царя, ему же подобает царствовати, дондеже положить вся враги под ногама своима. I. Кор. XV. Сим совершит он все дело творения, и тогда предаст царство богу и отцу. Егдаже покорит ему всяческая, тогда и сам сын покорится покоршему ему всяческая, да будет бог всяческая во всех.

Глава II Описание церкви во образе храма

§ 1

Изображая всю церковь, помещенную во храме, коего пределы от единого токмо всеведущего измеряются крестом, можно себе представить следующее храма сего разделение.

§ 2

Во внутреннейшем святилища, при райских источниках спасения, блаженствуют священники храма обновления всеобщего, дарами благодати и натуры преизобилующие и сияющие в полноте света истины и живота.

Сказывай ученикам своим: Се аз с вами до скончания века, по воскресениям явивыйся им дверем затворенным, и мир глаголавый, ядший с ними от части рыбы печены и от пчел сот, может быть и всегда является сему малому Эдемскому собору избранных, благословляет их и ходит с ними, учаще их творити особо вверенное им дело обновления.

§ 3

Прочая святая святых населяется совершенно созревшими в возрождении, с которых последняя степень крестного огня таинственно совлекла уже самое гнездо греха.

Сии суть сосуды совсем очищенные и преисполненные духа и жизни Иисусовой. Ощущение вся во всех их действующия благодати есть единое чувство их бытия; и они суть то по ея действию, что Иисус по естеству своему.

§ 4

Святая содержит в себе во первых внутренно пригвожденных уже со Христом ко кресту, не предавших еще духа своего в руце отчия, но не подверженных уже падению. Гал. V, 24, 25. I Иоан. III. 9.

Сии пред завесою святая святых стоящие праведники, равно как и населяющие внутренность ея, суть удобнейшие к апостольству на земли, для воображения Христа в души человеческия.

§ 5

Потом следуют все идущие путем возрождения, от самого начала его во Христе; преходящие крестный путь его в разных степенях и возрастах, но не совсем еще совлеченные ветхого естества, долженствующего умереть на кресте самоотвержения и истлеть в огне очищения.

В сем числе могут быть и орудия апостольства, и пророки, и чудотворцы, и богопросвещенные писатели по распределению дарований. Но когда не совершились еще они в обновлении внутреннего человека, то по мере недозрения в чистоте крестныя жизни может естество, еще ко кресту не пригвожденное, со впечатлениями, к коим оно удобно, вмешиваться в их дела, слова и писания и открываемую им и ими истину затмевать лжею и заблуждениями. Того ради весьма полезна осторожность и испытание при смотрении на дела и при чтении писаний и самых просвещенных.

§ 6

Притвор наполняется подвигнутыми влечением отчим. Уверовав евангельскому откровению, идут они на путь возрождения тщанием исполнять закон благодати.

Между сими могут считаться и те, которые, не ведая закона, но влечению благодати следуя, законное творят. Когда ж таковою добродетельной жизнию уготовится в сердцах их путь Иисусу, тогда глас его внутренне благовествует им евангелие, и он причисляет их ко стаду своему.

§ 7

В преддвориях храма суть ощущающие нужду в вечном спасении, мыслящие о искании истины и начинающие видеть суету мира сего. Чем более кто из таковых ощутил и познал оное, тем ближе находится ко вратам храма, который отворяются покаянным отвращением от самолюбия и стремлением искренним к добру.

Из числа обретающихся в преддвориях составляются по большей части разный мудрования и расколы, основанные на блуждении разума человека душевного, не постигающего чистыя цели духовной, божественной и пути к не не ведающего.

Несчастнейшие между сими суть те, которые, подвигнуты будучи корыстною любовию ко спасению своему, то есть ищущие рая для сладости его, а не для того, что в райской токмо чистоте благоугождается бог, и по ложному понятию о путях спасения суеверием во зло употребляют уставы религии; предаются воспалению воображения, бесполезному и безвременному умерщвлению плоти, незаконным мучениям; пригвождают себя ко внешности и впадают в идолопоклонство, мня приносить службу истинному богу.

Случается однакож, что и при таковых весьма ложных упражнениях действием везде и всегда о спасении всех пекущиеся благодати могут иногда являться лучи света, просвещающего всякого человека грядущего в мир. слаженны те из оных лжетрудников духовных, которые при сем освещении, познав истину, обратятся к ней! Но по большей части подвержены они восхищению ложного света.

§ 8

Здесь прилично сказать нечто о символах и обрядах религии, которые ныне большею частию или оставляются без внимания, или употребляются во зло. Но они достойны уважения по своему происхождению и предмету.

Многие из обрядов и символов древней иудейской и нынешней христианской религии внешней образуют божественный таинства, будучи заимствованы от образа сокровенных действий божиих в человеческой душе, в духовном теле церкви христовой и в самой натуре, и могут на оныя указывать имеющим очи видети. Многие уставы и формы религии, наипаче греческой, которая более сохранила почтенное установление свое, принося пользу наблюдающим их, могут и должны приготовлять к правильнейшему и действительнейшему устроению духовных упражнений внутреннего богослужения.

§ 9

Итак, отправление внешния религии есть средство ко внутреннему истинному христианству.

И несмотря на то, что отторглась она от своего источника и правление света учредившего ее сокрылось от нея, всегда, однако, весьма нужна оная религия, яко средство; и ныне много ею пользоваться могут благонамеренные, утверждаясь на откровении евангельском.

§ 10

Рабы заблуждений, страстей, пороков и не желающие свободиться от ига их, влачимые суетою мира и похотию плоти и охотно влещи себя дающие, составляют самую большую толпу, окружающую храм, нами представленный. Не ищут они стезей к нему, не ведают о нем или и ведая отвращаются.

Сих последних назвать можно поклонниками идолам плоти и мира. Внемлюще толканиям все на небо влекущего, могут они оглашены быть в церковь христову, равно как отторгающим им от себя десницу спасающего, могут они от обходящего, аки лев, и ищущего кого поглотить, уловлены быть посредственно или непосредственно, в сети церкви антихристовой.

Глава III О церкви антихристовой

§ 1

Из кого же составляется церковь антихристова? — Главные члены мерзкого собора ее суть ложные чудодеи, лжеправедники, писатели откровений духа тьмы, облеченных в блеск ложного света; наипаче же те между ими, которые дары благодати чрез самолюбие обратили на собственность, силы веры употребили во зло, свет являющийся им хотели учинить пищею духовного своего сладострастия и плоти и крови, не могущих входить в царствие божье.

Из числа таковых восстанут лжехриста и лжепророки, и дадут знамения и чудеса велия, якоже прельстити, аще возможно, и избранные. Матф. XXIV. 24. Таковы глаголющим некогда господу Иисусу: не во твое ли имя мы пророчествовали, бесов изгоняли и разные творили чудеса? — скажет он: не вем вас.

§ 2

Удобнейшие к восхищению на сии высочайшие степени зла суть: духовные сластолюбцы, прилежащие к тайным наукам не по любви к истине, но для удовлетворения самолюбию своему, в число которых должно полагать любопытством, корыстию и себялюбием прилепленных к познаниям, к златоделанию и к исканию средств искусством продолжить греховную свою жизнь, к упражнениям в буквах теософии, Кабалы, алхимии, тайной медицины и в магнетизме оном, который может учиниться наилучшим рассадником и приготовлением для действий темных сил.

Из числа духовных сил сластолюбцев также бывают учредители сект, основанных на ложном свете естественного разума, и бродящих по буквам, имеющим вид таинственности, подобно явившейся недавно в Англии секте под именем Новой Церкви Иерусалимской.

§ 3

Великие орудия в антихристовой церкви суть духовные те фарисеи, уподобленные гробам повапленным, которых самолюбие, гордость, духовное сладострастие, лукавство, властолюбие облекают в одежды смирения, воздержания, целомудрия и благотворения. Таковые удобные к основанию сект злонамеренных под благовидными покровами, и только искусное зрение может открыть сии заразительные трупы, жизни не имеющие.

§ 4

Действительнейшие орудия посредственные и проводники богопротивной сей церкви суть оные модные философы, которые тщатся доказывать, что душа смертна, что самолюбие должно быть основанием всех действий человеческих, что христианство фанатизм; и сие утверждают они для невежд примерами фанатиков, называющихся христианами, или примерами злоупотребления видов (образов) христианства.

§ 5

Самые заразительные из таких лжемудрых суть те, которые отрицают или вочеловечение Иисус Христова, или божество его. Некоторые из них, боже отпусти им! даже стараются убеждать в том, что и бога нет.

Сии-то вредные пустословы прелестными для плоти писаниями своими много содействовали порождению буйного стремления ко мнимому равенству и своеволию в противность порядка небесного и земного благоустройства и в противность божественному велению, царя чтить и повиноваться властям предержащим. Римл. VIII. Сей дух кружения воцарился в погибающей Франции.

§ 6

Самая нижняя жатва злобному духу антихристову суть упражняющиеся в гнусной вражде и гаданиях, убийцы, обагряющие руки свои в крови ближних, и еще те несчастнейшие из рабов плоти, которые отменно преисполняют чашу плотских беззаконий, яко то пьянство, блуд и проч. Сии отменно подвержены внезапному уловлению от невидимых орудий царства темного.

§

Скачать:TXTPDF

Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать, Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать бесплатно, Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать онлайн