Скачать:TXTPDF
Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия

7

Бог Господь наш и Иисус Христос, вочеловечевыйся спасения нашего ради, искупивший кровью своей весь род человеческий, смертью смерть поправый, снишедый во ад и врата его затворивый, обещавый вся с собой привлещи на небо, да искоренит всяк сам, егоже не насади отец его небесный, и да будет едино стадо и един пастырь. Аминь!!!

Глава IV О знаках истинной церкви божией и истинных членов главы ея Иисуса Христа

Кто взыдеть на гору господню и станет на месте святом его?

Не повинен рукама и чист сердцем.

Псалм. XXI 11.3.4

Беседовали мы о внутренней церкви божьей на земле и о церкви антихристовой, о идолопоклонстве плоти и миру; также и о том, как подвержены пагубному обману не токмо вовсе уже духовно заблудившие, не токмо ложным светом разума водимые, не токмо во внешности бродящие, мня быти духовными по памотованию букв, о духовном гласящих, но и те самые, которые существенно узрев истинный свет, совратятся с пути правого, тем глубже и паче всех низринулись во тьму.

§ 1

Скажем теперь, какие суть знаки отличия истинныя церкви божией и истинных членов главы ея и учителя, или истинных христиан.

Где Иисус не есть краеугольный камень, основание, цель, А и О, первый и последний всего здания; где не ищут прежде всего царствия божия и правды его; где с Павлом ради Иисуса не вменяют уметы быти вся. Фил. III. 8; где не дух распятого, главы и учителя церкви, все оживляет, все начинает, все продолжает, все совершает — там нет истинной церкви божьей.

§ 2

Какие же суть знаки истинных членов церкви сея, или истинных христиан?

Вера? — Но и бесы веруют и трепещут.

Сила молитвы? — Имеяй всю веру, яко и горы преставляти, может не существовать (быть ничто) во истине.

Пост, воздержание, умерщвление плоти? — Хотя правильное их употребление необходимо нужно ученикам Христовым, но в них упражняться могут и суеверие, и лицемерие; и самые злейшие орудия царства тьмы употребляют оныя в пособие к своим мрачным действиям.

Ведение ли тайн и разумение? — Но что есть око, смотрящее на дивные вещи и от одной пылинки могущее лишиться зрения?

Видения ли? — Но могут быть и обманчивыя; а хотя бы то были и чистые, то что ж есть слепец, болезнью и оковами удручаемый, видавший во сне райския красоты и свободу?

Дар ли пророчества? — Но что есть стекло, приближающее отдаленнейшие предметы?

Таинственные ли слова и ангельские языки? — Но глаголяй ими может быть, яко медь звенящая, или кимвал звяцаяй.

Чудотворения ли? — Но и лжепророки и лжехристи дадят знамения и чудеса велия.

Раздаяние ли имения? — Но сие может твориться и от преизбытка духовного самолюбия, которое для услаждения своего не только не страшится телесной нищеты, но ниже самой смерти.

Ревностное ли искание вечного спасения и страдание его ради? — Но, познав возможность спасения и вечного блаженства, весьма естественно стремиться к оному; и сколько фанатиков в религии, во мнимой добродетели и в ложном патриотизме с радостию предавали себя на сожжение из идолопоклонства ими самими изваянным истуканом и для блаженствования в будущем!

Даже смирение, чрез долговременный навык в корыстном терпении, может натура так подделать, что не только неискусные примечатели, но и сам смиряющийся будет обманывать себя, мня, что оное происходит от божественного источника.

Самое противоборствование собственной своей воле, даже обуздание ея на покорение не только может делаться для питания духовной гордости, но иногда может быть употребляемо, яко сильнейшее орудие к исполнению собственных желаний. Пример сему видим особливо ныне в искуснейших производителях магнетизма. Они говорят, что лучший способ действовать состоит в покорении собственного желания или в бездействии его в действующем, но здесь приметить должно, что сие бездействие желания стараются они употреблять для лучшего успеха в начальном своем желании, побуждающем их приступать к действованию мнимым оным бездействием

Итак, все рассмотренные здесь свойства, долженствующие быть свойствами истинной натуры христианской, могут являться и без нея.

§ 3

Что же знаменует воистину члена Христова?

Любовь! I. Кор. XII. Любовь есть сущность животворящего тела Иисусова. Любовь есть явление духа его. В ней единой пребывать и действовать могущего. Сим токмо духом действуемое есть благо, истинно и огню искушения не подвержено. Любовь одна есть неразрывный узел, со Иисусом соединяющий. Бог любы есть, и пребывай в любви, в бозе пребывает, и бог в нем. Иоан. IV. 16.

Николе же отпадающая любовь сия, не ищущая своих — си, т. е. отвергнувшая всякую собственность и стремящаяся к богу единственно для него; любовь совершенная, в ней же несть страха (I. Иоан. IV. 18), которая ненавидит грех и бежит от него не из страха наказания, но для того, что он противен источнику ея; сия любовь есть верный знак возрождения во Христе. Любовь есть душа нового, возрождающегося внутреннего тела, по мере возраста его являющаяся. Тело же сие может соблюдаться и возрастать только в совлекающемся ветхого наружного человека. К таинственному умерщвлению сего греховного человека коренное средство есть глубокое самоотвержение, которому наконец, пособием духа любви, долженствует последовать отвержение, так сказать, самого оного самоотвержения. Я не только должно не действовать, но и не видеть своего бездействия, кольми паче услаждаться им. Ибо чрез сие самоуслаждение может Люцифер мгновенно воздвигнуть в сердце престол свой. Собственность гнездо греха, магнит, привлекающий родившего ее и главное его орудие.

Итак, любовь есть начальное свойство божественной натуры возрождения, знаменующей существенных членов христовых и чад божьих.

Глава V О возрождении, о могущих в оном быть падениях, заблуждениях и о ложной духовности

Аще кто не родится свыше, не может видети царство божие

Иоанн. III. 3

§ 1

Возрождение, или обновление во Иисусе Христе, есть главный предмет и единое на потребу. (Гал. VI. 15) К сему находится возможность во всех драгою его кровью искупленных, как в долженствующих идти путем чрезвычайным, путем силы просвещения, так и в тех, которые (для лучшего объяснения так скажу) не должны иметь премудрости и отличных сил Иисусовых, а только благость натуры его и освобождение от рабства греховного, чему надлежит быть общим знамением и основанием возрождения, в котором все могут блаженствовать; но в разных степенях, в различном сиянии света и славы божественной, сообразно определенной каждому обители в дому отца небесного и месту в ней назначенному.

§ 2

Истинное возрождение в чадство божие творится в духовном всепроницающем теле Христове. Сему телу возродиться должно. В сем токмо теле есть подобие и образ божий, и в нем одном может жить и действовать дух Иисуса.

Богообразное свойство оного небесного рождения сокрыто внутрь нас и долженствует возродиться духом и силою заченшагося в человечестве во чреве пречистой Девы Марии.

§ 3

Таким образом, в смиренной крестом натуре, таинственно зачатый новый небесный человек не должен быть обезображен от носящего его, впечатлениями ее самолюбия.

Рожденный да сокроется в крестную пустыню удаления от сует мира сего да не погублен будет князем тьмы, в оном владычествующем.

И тако возрастая в жизни Иисусовой, должен он, по мере преспеяния в жизни сей, быть точным подражателем ему. Да не ищет он воли своей, но воли отца его небесного, его же царствия и правды прежде всего искать должно.

Опытным лишением света оставленный в пустыне искушений, да отражает оные, держась крепко за нить веры и любви к отцу и богу своему, и да не внемлет прельщениям дьявольским.

Да сносит в любви презрения, поругания, оплевания, заушения от мира. И хотя бы мог он призвать силы ангельские на освобождение свое, однако ж да терпит охотно все страдания, когда они потребны к совершению в нем дела божия, и да борется с плотью своею до пота кровавого.

Ежели слабое человечество его содрогнется, видя приближение лютейших мучений очистительных, и он пожелает, да мимо идет, аще возможно есть, чаша сия, то да спешит со Христом, преданностью всего существа своего, сказать: Отче, не моя воля, но Твоя да будет!

И тогда, ежели плоть и кровь его в томлении от последнего степени крестного огня, возопиют: боже, боже мой, всякую мя оставил еси! — то сие не возбранит уже обновленному его внутреннему человеку, совлекшуся самого гнезда греха наследственного, неразрывно соединиться с отцом небесным на всю вечность.

Се тень таинств исполненного образа возрождения и пути Христова на нем! Правильное совершение пути сего водворяет в царство божье.

§ 4

Не только однакож можно понять ложное понятие о возрождении, принимать то за обновление, что отнюдь не есть оно, но даже и самое дело возрождения может быть воспрепятствовано, искажено собственностью возрождаемого, которая не допустит восстановиться в нем образу божию, и дело благодати помрачит собственным своим образом.

Рассмотрим, как все сие бывает.

Один просвещенный муж сказал: «Ни о чем столько не прилежи, как чтоб быть в духе, в душе и теле совершенно без Я- Потом помни, что ясли и крест две суть монеты, коими покупается царствие божие. Еще N8 потребна крайняя бдительность, дабы на сих монетах вытиснен был образ Христов; ибо я видел и не лгу, что многие исплеваны были и будут с фальшивыми сими монетами, на коих выпечатан был собственный их образ, а не Христов и которые много и много имели +- ной жизни во время свое, и дела смирения были, кажется, всегдашними их делами». — Краткие, простые, но претаинственные изречения!

§ 5

Мы говорили уже несколько о том, как может быть ложное, на собственности основывающееся крестоношение, и как вид благочестия обманывать может; скажем теперь, как на яслях, или на самом возрождении, может печатлеться образ самости и как оное может быть воспящаемо и ложно понимаемо.

Бездна благоутробия отчего влечет всех ко спасению в любви его. Вседержащая и везде действующая его рука непрестанно толцет во внутреннейшем человеков. Глас совести есть эхо, или отзыв сего толкания, раздающийся в душе громче или слабее, по мере густоты и пространства ее сферы, которую в падении сооружают и расширяют страсти ее, помыслы и деяния плоти и крови.

Тайное вещание гласа сего в человеке при согрешениях угрызает его; в болезнях и бедах дает ему ощущать бренность его и бессилие; в печалях лишает утешности от видимого и внешнего, и среди самого веселья плотского наполняет его унынием.

Ежели человек, внемля спасительному гласу оному, отвлечет себя от заглушающего волнения страстей и обратится, яко сын блудный, к отцу чадолюбивому, то во глубине внутреннейшего его живущая сила божия зачнет в нем возрождение, отверзет путь к явлению внутри его царства божия.

§ 6

Царство сие подобно зерну горушну. Луки. XIII. 19. Оно должно возрасти в древо велие, однако не только может быть воспрепятствовано его растение, но в недрах еще нивы семя может быть подавлено тернием и совсем

Скачать:TXTPDF

Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать, Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать бесплатно, Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать онлайн