Скачать:TXTPDF
Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия

не дать плода (не прозябнуть). Марк. IV.7.

Христос уподобляет еще царствие божие квасу, его же приимши жена скры в триех сатех муки, дондеже веки се все. Луки. XIII. 21. Мат. XIII. 33.

Для центрального и полного откровения царствия божьего в человеке сила, в которой состоит царство сие, должна излиться в недра божеского и, очищая нечистоту ветхости греховной, исполнить собою всего внутреннего человека. Сею силою света должны воскиснуть в обновление все три принципа: дух, душа и тело, которое в свободу славы чад божьих озарится прозрачною светлостью бессмертных тел. I. Сол. V. 23.

§ 7

Страдательное самоотвержение, смирение и преданность должны содействовать сему возрождающемуся творению; на самолюбии же обновляемого основанное самодействие воспящает распространению оного света — и свет сей сокрывается.

Междутем, самолюбие, противоборствуя таким образом в себе царствию божию, может обращать свет его на самоуслаждение, ощущенную силу его употреблять на самодействие и чрез то паки затмить внутреннее просветление, исказить в себе дело возрождения; и, сгладив печать благодати, запечатлеть дело сие образом собственности.

§ 8

Прежде сеяния ниву приготовляют к принятию семени. Подобно сему, для духовного осеменения к небесному возрождению нива душевная раздирается крестом скорбного ощущения грехов своих и увлажняется слезами покаяния.

Во время сие милосердие божие, уготовляя душу к началу в ней дела возрождения, провозвещает ей блаженство приближения своего сладкими ощущениями, восторгами, тайно знаменательными явлениями во сне, внутренними гласами, видениями, просвещением разумения.

Все сие делается для ее убеждения, поощрения, утешения и наставления. Все же сие производится еще посредственно и теми силами, которых полки подвизает всемощная десница на служение свое. Все сие происходит в окрестностях духовных, куда могут входить действия и нечистых духов, преображающихся в ангелов светлых.

И того ради искусные мистики советуют остерегаться от сладостей внутренних, особливо тех, которые на внешние изливаются чувства; советую и духи испытывать: аще от бога суть?

Все вышесказанное творится вне того центра, где открывается царствие божие в истинной своей силе и куда не может николи вмешиваться нечистое.

§ 9

Гордость духовная, самолюбие и невежество могут сделать, что человек примет оные предвещания о приближении царствия божия за явления уже оного, за непосредственное присутствие Иисусово, за ощущение самыя силы его, в которой состоит царствие небесное.

Духовные картины, для возбуждения и наставления ему показанные, начнет употреблять на удовлетворение похоти умных очес; ощущениями внутренних сладостей, одну тень существенного присутствия божия являющих, станет питать похоть духовного сладострастия; начнет тайно превозноситься открывшимися в нем силами.

Ложно понятые нечистотою его уроки таинственных образований почтет за ясныя откровения божественныя; и, мня последовать оным, будет блуждать, водимый собственностию. Находясь в таковом ослеплении и познав о действии силы имени божия, побуждаемый корыстолюбием собственности, во зло будет употреблять святое имя сие для вспомоществования самодействию своему.

Чрез все сие отгонит приближавшееся к нему царствие божие, паче затруднит в себе возможность к возрождению и все следы начинавшегося в нем дела благодати запечатлеет образом собственности.

Вот как может быть искажено самое дело возрождения!

§ 10

Как же можно иметь ложное понятие о возрождении и правила его употреблять во зло?

Ведущие о правилах жизни Христовой, но не по духу жизни сея, а по самолюбию духовному или другим естественным причинам не удовлетворяющие многим страстям своим, могут чрез долговременное в том упражнение соделанный навык в нижней натуре почитать обновлением; в самое то время, когда их дух, собственностию только цышущий и мертвыми буквами облекающийся в образ ризы Христовой, управляется посредством оной собственности духом Антихристовым, и в трон ему приготовляется.

§ 11

Человек, имеющий от природы дух сильный, высоко и тонко самолюбивый, гордостию духовной и сладострастием движимый, достигая до искомого ЫВ собственностию его верха величества и славы, может пересказывать слова Христовы, творить внешность дел его для того именно, что оныя суть высочайшия в добродетели, но добродетели сей ищет он в пищу и прославление своей собственности.

И так для самоудовольствия творя дела по правилам, из Христовой жизни почерпнутым, и не духом Христовым творя их, печатлеет на них самого себя, а не Христа. Самолюбцу сему хочется отличиться или превзойти в воинстве духовном. Ведая же, что примеры и правила Христовы суть лучшие ко преуспеянию в том, пользуется он ими, яко лучшею тактикою для одержания победы, который ищет для того, чтобы плодами ея наслаждать свою собственность.

§ 12

Таковые герои ложного христианства мнят деятельностию своею распространять царство божие, но, основывая оную на самости, суть они похитители славы божией и распространители царства собственности, носящей на себе образ Антихристов. Всяк сад, его же не насади отец небесный, искоренится, и всякое дело, не Христовым духом начатое и совершенное, есть мерзость в очах божиих и не устоит в огне всеискусительном.

§ 13

Намерения, слова и дела суть благи или злы по духу, от коего источаются и коим печатлеются в происхождении своем.

Кающийся мытарь близ есть царствия божия; и весьма далек от него фарисей, мнящий творить дела оного. Плотоугодница, в блудилище ощущающая иногда мерзость свою и трепещущая от страха совести, гораздо ближе к истине, нежели стоик, веселящийся во пламени сожжения, на которое предал он тело свое для служения самолюбием его изваянному истукану добродетели.

§ 14

Для врага же Христова и душеубийцы, конечно, весьма приятны суть те, которые делаются христами без духа Христова. Сии могут быть любимейшими орудиями Антихристовыми; и он не будет отнимать у них веры, а только стараться будет вяще вводить ее в действия собственности.

Верующие без любви суть наипаче подвержены сему страшному блужданию, или, лучше сказать, они одни; ибо не можно во зло употреблять вещь, которой и не постигаешь.

§ 15

На сем же пагубном пути, особливо безвременным и неправильным напряжением духовных сил может раскрыться удобность к непосредственным влияниям нечистых духов, которые, облекаясь в светлыя одежды, под ложноблистательными покровами обманы сообщают за истины и уловленных ими переводят из одной в другую ложную светлость ослепляющего нечистотою своею света.

§ 16

Здесь прилично нечто сказать о духовности, толико пленительной для познавших грубость плотской жизни; хотя я, впрочем, думаю, что в последней может скорее возгореться искра влечения на путь истинный, нежели в духовности злонравственной.

Неверное сведение о духовности, о различии духовности стихийно-астральной, духовности ангельской и духовности божественной затмевает понятие о истинном просвещении и познания наиболее от него удаляющий представляет познанием о вещах божественных.

§ 17

Астрально-духовные (разумные) мнят себя быть просвещенными потому, что их астральное остроумие, украшаясь внешностию букв, составило в их воображении образа вещей духовных и божественных, часто не имеющих ни малого сходства и с тенью подлинных.

Все сие происходит в душевном человеке, не могущем ведать божественного, которое для него юродство есть.

§ 18

Другие, гораздо еще бедственнейшие, находясь на внутреннем пути, особливо жаждущие просвещения, злоупотребленным напряжением естественной духовности своей подлинно отверзли себе путь к общению с духами, но, не возмужав в премудрости, не укрепясь в натуре, способной ко брани противу злых духов, и не имея вся испытующия в себе силы, не могут испытывать: аще духи от бога суть? И потому предаются обманам тех духов, которые развращают их и не допускают до центрального разумения божественной истины.

§ 19

Центральное сие разумение даруется духом Иисусовым, который един составляет спасительную, чистую, неложную духовность.

Глава VI О пути христовом в душе

§ 1

На истинном пути возраждения сам дух Иисусов, по мере своего в душе откровения и возраста таинственного тела своего, совершает путь свой в возрождаемом. Иисус, так сказать, воплотивыйся в части, ведет ее во след полноты своей, в божием вочеловечении явившейся на земле; ведет ее, возрастая в жизни своей, и образует часть сию по ея способностям и определению в те виды и состояния блаженства и славы, в которых должна она в нем существовать бесконечно в царстве обновленного творения.

§ 2

Сия таинственная работа Иисусова тогда начнется в душе, когда откроется в ней обновительное действие силы божией, когда оплодится семя натуры Христовой и ощутительно воздействует дух его, несомненно свидетельствующий присутствие свое и дающий вкушати и видети благость господню. Тогда сие творится в душе, когда в ней возродится жизнь Иисуса Христа.

§ 3

Но дабы вступить на истинный путь возрождения, дабы прийти ко Иисусу и с ним ему же последовать, надлежит прежде трудиться в пути, к живому пути оному ведущем. И сей путь предварительный есть также путь подражания Христу.

Глава VII О подражании Иисусу Христу

Рече Иисус: Аз есмь свет миру, ходяй по мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный.

Иоан. VIII 12.

§ 1

Желающий соделаться во духе Иисусове существенным последователем ему и для того даже, чтобы дух сей оживотворил его, должен последовать образу и учению Иисусову, который открыты в Евангелии.

На сем пути должно упражнять волю в насиловании всех естественных свойств и сил своих на исполнение заповедей Христовых, на подражание внутренно и внешно его примеру. Насиловать должно натуру ветхую, для которой нет ничего толь возмутительного, как жизнь и учение спасителевы; ибо они умерщвляют ее.

§ 2

Совершающий путь ко Христу должен искренно любить добро и непосредственно иметь в виду Христа Иисуса, ища его единого, и того распята.

Таковое токмо расположение знаменует истинное влечение, без которого не можно и двигнуться ко Христу; и тот, кто не имеет сего расположения, конечно, не идет путем, ведущим к истинному возраждению, что бы он ни делал.

§ 3

Идущий сим путем должен повседневно, смотря в зерцало Евангельское, качествовать себя в нравах и добродетелях Иисусовых не для того, чтобы естественными силами уподобиться Иисусу — чего и от части не возможно без божественного превращения в жизнь сверхъестественную; и да не дерзают плоть и кровь даже и помыслить о том!

Но естественное сие натуральных сил упражнение по примеру божественному нужно для того, чтобы сколько-нибудь сходнее с волею творчею поступать в естественной жизни; и еще для того, что таковым упражнением готовится удобность к зачатию внутренней жизни, сверхъестественной, небесной.

§ 4

Наипаче должно упражняться в люблении ближнего; ибо сим упражнением особливо образуется натура человеческая в удобность воздвигнутися в ней обители триединого, который есть любовь. Все сие ищущий Христа должен делать, наблюдая в самой простоте слова Евангельския, скрывая, сколь возможно, добрыя дела им творимыя и весьма храня себя от того, чтоб не обращать их на собственную честь и на собственное удовольствие не только пред людьми, но и в самом себе. При всех добрых делах и намерениях должен он стараться наиглубочайше соблюдать таинственный смысл сих слов спасителевых: да не увесть шуйца твоя, еже творит десница твоя. Матф. VI. 3.

§ 5

Непрестанное насилование себя и тихая деятельность потребны на сем подвиге к возрождению, прежде нежели дух, совершающий его, ощутительно воздействует. Сему надлежит продолжаться во все то время, когда еще вера ко Иисусу

Скачать:TXTPDF

Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать, Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать бесплатно, Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать онлайн