Скачать:TXTPDF
Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия

не оживится его духом и когда действует токмо неутвержденное, колеблющееся, мрачное, неживое верование.

Верование же сие происходит от непостижимаго побуждения из бездны могущества отчего, который при удобном наклонении свободной человеческой воли вливает в нее влечение свое к сыну, постепенно распространяющееся и усиливающееся по мере содействия влекомаго.

§ 6

Царствие божие нудится до самого стяжания его ищущими, но нуждение сие разных есть родов и образов.

Действующу Иисусу в душе возраждаемого, весь ея подвиг должен состоять в бездействии, в преданности духу действующего или в непокорности закону ветхого человека, противоборствующему закону ума Христова.

Но когда небесная жизнь Иисусова не явилась еще в ищущем его, то сей, водим будучи тусклым светом едва возгарающегося светильника рождающаяся веры, должен естественными силами, внутренно и внешно действовать по учению и примеру Христову для возделания себя в способного к восприятию креста, которого правильное в любви ношение постепенно есть истинный жизненный путь последования Иисусу. Марк. VIII. 34.

Например, богоугодное поклонение есть поклонение духом и истиною (Иоан. IV. 23). Сие поклонение свойственно пребывающему во истине и тому, у кого во внутреннем человеке обновился дух правый. Сие есть поклонение возрожденных, в которых, яко в живых храмах божиих, сам дух Иисусов приносит жертву поклонения, жертвенники же духовные, на коих она приносится, токмо созерцают величие и ощущают сладость совершаемого на них богослужения. Также на пути к возрождению, и особливо в тех, которые находятся во влечении отчем, сам дух часто молится воздыханиями неизглаголенными. Рим. VIII. 26.

§ 7

Когда же дух молитвы еще не возбудился, то и естественный способности надлежит употреблять на поклонение и молитву.

Свойства разумения должно употреблять на познание душеполезного.

Силу желания, стремящуюся к земному и к суетности мира сего, отвлекая от оных, обращать на небесное, богоугодное.

Свойство памяти употреблять на сохранение в ней заповедей божиих и образа жизни Иисусовой для последывания им во всех случаях жизни своей.

Мысль свою занимать надлежит предметами, побуждающими ко благоговению и страху господню, как то: помышлением о всемогуществе, вездесущии и всеведении его; о его правосудии и благости, и страданиях его в человечестве нашего ради спасения; о нашем недостоинстве, падении, смерти и проч., и проч.

§ 8

Все сии мысленныя представления надобно делать для остерегательного напоминовения и дабы подвигнуть себя к покаянному сокрушению, к преданности, к почтению, к любви ко творцу. Все сие стараться производить в простоте, и сколь можно больше в сердце, посвящая самое внутреннейшее на поклонение.

Но весьма опасаться надлежит давать волю своему воображению, и составляя образа, вперяться в них: какие бы сии мысленные образа ни были, чрез все могут вредный впечатления сделаться на воображение.

Тако располагайся ко служению и поклонению отцу небесному, надлежит сколь можно чаще всею мыслию, и наипаче в самой тайной глубине сердца своего, упражняться в молитве, в тишине внутренней; отвращаяся от внешности, и входя внутрь себя, обращаться к богу.

§ 9

Здесь заметить нужно, что не должно оного делать для искания той субботы духовной, которыя непременное состояние свойственно верховнейшей степени новыя божественныя жизни и которыя временное ощущение бывает токмо на пути возрождения для утешения, укрепления и ободрения возрождаемого.

Сего не только должно не делать, но и страшиться, как равно и того, чтоб напрягать себя собственными силами проникнуть во внутреннее царство божие. Ужасны следствия таковых покушений! Тьма не может иметь общения со светом. Токмо духовный чувства нового человека могут наслаждаться божественною жизнию. Иисус есть единая дверь. Сею дверию и его духом входити должно во двор райский.

§ 10

Рече Иисус: Дух, идеже хощет, дыигет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходить, и камо идет: тако есть всяк человек, рожденный от духа. Иоан. 111. 8.

Но прежде, нежели явится жизнь сего рождения, должно, не стремясь к дарам оного, прилежать токмо естественными своими силами, во-первых, к отвращению себя от того, что противно воле божией, и насиловать себя к исполнению того, чего требует она, стараясь соблюдать сие внутренно и внешно и познавать святую оную волю господню из написанного его слова, из писаний святых отцов, богомудрых мужей, и из учения церковных наставников своих.

Хотя все творимое нами без духа Иисусова пожрется огнем искушения, но сия работа сил естественных нужна для приведения натуры нашей в удобность к произведению в ней божественного небесного рождения. Близ есть господь боящихся его и уповающих на милость его! Псал. CXI1V. 18.CXIVI.il. Когда верное и прилежное деление по откровенному слову божию возделает душу, тогда сотворится в ней обитель живого слова его, которое воплотится и возцарствует в ней.

Глава VIII О главных средствах на пути к божественной жизни

§ 1

На пути к божественной жизни, или на пути к началу возрождения во Христе, главный статьи упражнения идущих сим путем должно составлять: А) насилование своея воли; В) молитва; С) воздержание; О) дела любви; Е) поучение в познании натуры и себя самого.

Во всех сих упражняться должны находящиеся и на самом пути возрождения, но на нем сам Христос, по мере воплощения своего в душе, действует в натуре и видах, свойственных обновлению, и светом благодати освещает упражнения сии в правилах и степенях сверхъестественных. А на пути, ведущем еще к божественной жизни, свободное произволение идущего должно принуждать натуру его к оным упражнениям. Рассмотрим вкратце свойства сих упражнений.

§ 2

А. Насилование воли

Возрожденный, в котором слышимо ему глаголет вечное слово и воля божественная ясно являет себя, должен токмо последовать велениям слова сего и собственную свою волю покорять небесной его воле.

Но на пути еще к возрождению, прежде нежели оживотворится в душе оное слово, надлежит собственную свою волю насиловать к исполнению воли божественной. Волю же сию должно стараться познавать из посредственного ея откровения в Библии и в прочих писаниях, благодатию освященных, и правила ея соблюдать наистрожайше.

§ 3

Насилование развращенной воли падшего естества нашего, совсем противоположной святой воле божией, есть главное дело при совлечении ветхого человека; и сим насилованием нудится в душе царствие божие.

§ 4

Полезно и нужно часто переламывать собственную свою волю и не следовать ей, даже в самых мелочах, все то делая в стремлении ко Христу распяту. Таковое про-тивоборствие воле своей, в добром намерении чинимое, весьма приготовляет к истинному самоотвержению и привлекает дух благодати.

§ 5

Должно последовать и гласу совести или внутреннейшим побуждениям сердца, но великая потребна осторожность при исследовании сих вещаний; ибо они весьма искажаются, проходя из святилища совести чрез прегустую ограду греховную, облежащую внутреннейшее сердца нашего.

§ 6

Итак, насиловать должно волю свою к исполнению воли божественной. Например, воля падшего человека стремится единственно к самоугодию, а он обращать ее должен на богоугодие и с оскорблением самого себя. Иисус велит любить врагов — прискорбный долг для самолюбивыя плоти, растворенной гордостию диавольскою! — И не может душевный человек без духа Иисусова исполнить сию заповедь его.

Но что ж он может и должен делать? Он должен и может себя насиловать ко внутреннему борению в себе со враждою на ближнего; принуждать себя молиться за него, смиряться пред ним, оказывать ему услуги, благословлять его и проч.

§ 7

Подобным образом поступать надлежит для исполнения всех должностей, богом наложенных, постоянно стараясь насиловать свою волю и производя работу сию наипаче над внутреннейшими движениями души.

Тако работающий поступает сходнее с намерениями божиими, поколику то возможно душевному человеку, и качествует волю свою в удобность непосредственно покориться воле вышнего и поглощенной, так сказать, быти ею, пришедшей божественной воле сей воплощением своим обитать в душу.

§ 8

В. Молитва

Молитва растворяет душу к восприятию духа благодати и влечет к нему. Она есть пища, укрепляющая на подвиге духовном.

Молитва должна быть основана на преданности. Смиренное предание себя в волю божию есть лучший образ молитвы.

Когда же молящийся не может всею силою желания своего предаться безусловно в оную волю, внутренно и внешно взывая ко господу: Да будет воля твоя то по крайней мере да просит он в молитвах своих о том только, что угодно воле божией. При сем, однако, должно принуждать себя всегда прошения свои запечатлевать преданием в волю отчюю; и при случающихся искушениях и отвращениях во время молитвы упорно пребывать в ней, дондеже одолеть сила ея, подвизаяся до поту кроваваго. Луки XXII. 42.44.

§ 9

Не надлежит молиться ни о чем, кроме того, что споспешествует ко священию имени божия, к распространению царствия его и к совершению воли его. Молитва, заповеданная Иисусом у Матф. VI. 9—13, должна быть основанием и правилом молитвы.

§ 10

Молиться должно во имя Иисуса, устремляясь всею мыслию и всем сердцем к триединому вездесущему.

Должно творить молитву, как возможно внутреннее, в сердце, подвизая к тому самыя сокровенныя чувствования его.

Чаще надобно стараться упражнять себя в молитве, производя ее втайне во глубине души своея и затворив отверстие чувств грехолюбивых.

Посреди рассеяния и при самом утопании в тварях мгновенный даже во глубине души обращения к Иисусу приготовляют дух ко благодатному помазанию и премного пользуют.

§ 11

Сверх вышереченного образа внутренний молитвы, которую на всяком месте и при всяком деле творить можно, сверх моления с христианскою братиею своею во храмах, которое много может споспешествовать к созиданию благочестия, нужно и должно один раз или более в день (чем чаще, тем лучше) молиться в уединенном и невидимом месте, сообразно велению Христову: молиться в клети затворенной. Матф. VI. 6.

В таковом уединении да молитися втайне наипаче от самого себя, т. е. от самолюбия и самоугождения, могущих искажать наичистейшую молитву исканием в ней собственного услаждения.

Самое телоположение, согласно расположению души, в чувственном человеке должно и может способствовать к творению молитвы. Богочеловек Иисус, спаситель мира, для спасения рода человеческаго приявый на себя совершенно человеческую натуру, сам, пад на лице своем и поклонь колена, молися; и бысть тот его яко капли крове каплющим на землю. Матф. XXVI. 39. Луки XXII. 41–44.

§ 12

С. Воздержание

Тройственное должно быть воздержание: воздержание духа, воздержание разума и воздержание чувств.

Когда вечное слово воплотится в душе возрождаемого, и дух Иисусов откровенно, ощутительно восцарствует над духом его, то он должен совершенно покоряться управлению оного божественного духа и воздерживать дух свой от всего того, что не есть в нем движение духа Иисусова.

§ 13

На пути же к божественной жизни, т. е. прежде еще, нежели явится в душе свет благодати и прежде нежели во истину услышит она в себе вещание вечного слова, должно воздерживать стремление духа своего ко всему тому, что может воспрепятствовать откровению божественный жизни в душе или началу возрождения во Христе.

Должно воздерживать страстный стремления похоти плоти, похоти очес и гордости житейской; наипаче нужно противоборствовать в сердце своем движениям, противным чистой любви. Свойства злобы и гнева всемерно укрощать должно, яко

Скачать:TXTPDF

Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать, Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать бесплатно, Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать онлайн