Скачать:TXTPDF
Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия

совсем противныя смирению и любви. Любовь же есть первое явление, начало и конец царства Иисусова в душе, а смирение престол ему быть долженствует.

И в самом добром стремлении духа нашего должно наблюдать воздержание, дабы неумеренным и безвременным напряжением его не удалиться от цели и паче не погрязнуть во блате мрака и пороков.

§ 14

Разум должно воздерживать не только от упражнения в том, что явно вредно; но и от всяких размышлений бесполезных, и от изучения того, что токмо служит к удовлетворению любопытства, а не нужно для преспеяния в жизни христианской и для отправления должностей человека, живущего в обществе, гражданина, или подданного.

При самых полезных упражнениях разума часто потребно ему воздержательное отдохновение, дабы не истощились силы его.

Еще весьма надобно воздерживать разум от стремления проникнуть собою в существо таинств, принадлежащих области того царствия, в которое плоть и кровь не могут проникать и который открываются единым духом царя и господа Иисуса, открывающего тайны своего царства любящим его, по мере их возраста в новой его жизни и по своему распределению дарований.

§ 15

Чувства содержа в пределах назначенного им употребления в здешней очистительной жизни изгнания, должно воздерживать от всего пленяющего их и могущего чрез них паче заражать душу и умножать ея греховныя узы, которым надлежит разрешиться до самыя тончайшия нити для совершенного очищения души и для полного соединения ея с Иисусом — что есть цель возрождения.

Говоря о воздержании чувств, прилично сказать о пользе поста в пище и питии.

Пост сей весьма полезен для обуздания греховных возмущений плоти, которую должно содержать в пределах покорности духу для потребного управления ею и в умеренности, дабы тучность ея не учинилась престолом большего еще владычества вражия. Злая похоть плоти яко сильнейшее орудие вражие не только укрощена, но и в самых семенах своих умерщвлена быть должна при совлечении ветхого человека.

И хотя пост сей должен состоять больше в количестве, нежели в качестве пищи и пития, но весьма полезно церковное утверждение оного яко указующее на истинное намерение его и приуготовляющее к правильному его употреблению.

§ 16

D. Дела любви

Любовь, для спасения мира во плоти в мир пришедшая, заповедала ученикам своим: Любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы; творите милостыни, и проч., как то описано у Матф. в V, VI и VII главах, содержащих божественный правила жизни христианской.

Се суть дела любви, в которых необходимо должны упражняться ищущие царства божия и правды его в новой жизни во Христе Иисусе!

§ 17

Когда Иисус, когда сама любовь откровенно царствует в душе и совершает возрождение человека, то она в нем сама духом своим творит дела оныя по мере совлечения ветхого естества; и тогда, можно сказать, древо жизни приносит чистые, живые плоды.

Но на пути еще к жизни божественной, прежде нежели любовь, Иисус начнет ощутительно в душе действовать, должно принуждать естественный силы свои к исполнению сих дел любви по правилам Евангельским, таковым образом, как сказано в §§ 6 и 7 главы сей.

Должно стараться творить дела сии единственно для Иисуса, соблюдая при творении всех их внутренний смысл сея заповеди о милостыне: Да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя. Матф. VI. 3.

§ 18

Токмо Иисусовым духом, без всякой примеси собственности нашей, токмо чистою любовию производимый дела любви истинны суть; ибо единым духом сим творимое благо и чисто есть.

Бог, созидающий спасение и блаженство твари своей, требует от нас чистой и бескорыстной любви для того, что таковая токмо любовь, яко воздействие единого духа его, соединять с ним может; а в соединении с ним состоит все блаженство. Блаженство ж есть непрерывное вкушение блага; а благо только то, что произведено духом божиим, и для сего богу — любви угодно в нас только то, что есть действие духа его.

§ 19

При насильственном творении дел любви силами естественными не может конечно быть чистое побуждение, и всегда собственнолюбие вмешается в таковое творение оных; но при сем должно как можно скорее покаянным созерцанием греховныя, мерзкия собственности своея отвергать ее и обращением ко Иисусу очищать оную нечистоту побуждения.

Должно принуждать и уста и желание свое взывать ко господу: Сердце чисто созижди во мне, боже, и дух прав обнови во утробе моей!

И насильственное упражнение в делах любви сердцем ветхим, нечистым необходимо потребно, дабы в душе отверсть путь духу Иисусову, духу правому, созидающему сердце чистое, новое и действующему в нем по мере созидания его.

§ 20

Е. Поучение себя

в познании натуры

и самого себя

Вся сотворшая премудрость, конечно, открыта любящим ее избранным тайну своего творения, являющую внутреннейший состав его и различныя действия глубоко сокровенного духа натуры, движимого духом божиим в первом веществе, в той нетленной персти, из коея все сотворено (Быт. II. 7), и которая после падения тварей облекается грубою одеждою стихий до того блаженного конца времен, как воссияют из нея небо и земля новыя. Апок. XXI.

Что таковое откровение воистину существует, сему видим пример в Соломоне кн. Прем. VII. и в других, которым бог, соразмерно намерению строения своего распределяющий дарования, премудростию своею даровал оное откровение. Возможность же сего откровения и существование его на земле не можно опровергать, не отвергая любви и всемогущества божия.

§ 21

Истинное, живое познание тайны творения и созерцание света натуры, или зрение действия духа ея в нетленной оной персти, яко в самом первом его облачении (вегикуле), открывается токмо при свете благодати, озаряющем душу в новой жизни возрождения.

Но теория оного познания открыта, поскольку возможно, в буквах писаниями богомудрых мужей, которых вся сотворшая премудрость одарила светом сего познания, яко избранных ею для сообщения света сего в мире тем токмо, которые к нему званы по превечному расположению божественного ея строения.

Ибо многим, и святым и угодникам божиим, не определено было созерцать сияние оного света в натуре.

Многие избраннейшия, самыя очищенныя души, на высочайшие степени возрождения достигшия, имели познание о сокровеннейшем действии Иисуса в душах, о тайнах будущия жизни и описывали оныя; имели даже апостольское дарование воображать Христа в души других, но не имели ясного познания о внутреннем составе творения, о неточном существе натуры и о действиях духа ея в тварях.

Непостижимы многоразличные пути премудрости господней: но все спасительны, все дивны, все таинственны, все пресветлы! Неисчетны лучи неприступного солнца правды, но каждый из них море света и истины.

§ 22

Для самого совершающего уже путь возрождения во Христе полезно оное живое познание натуры, яко служащее укреплением, открывая обширнейшее понятие о величистве и благости возраждающего; наипаче же при случающихся и на самом пути возрождения падениях и совращениях полезно такое познание натуры, яко средство к возбуждению и поддержанию веры, которую враг рода человеческаго особливо старается поколебать в душах, приближающихся уже к соединению со Христом спасителем.

§ 23

Колико же полезно при таковых случаях должно быть познание, открывающее в самой последней твари, в самом бренном растении образ воплощенного слова и всего того, что сотворило оно для спасения нашего; образ всех его таинств, зачатия его во чреве пречистыя девы, рождения его и всего хождения его в мире до самого совершения сего искупительнаго его пришествия на землю — образ, все черты сего представляющий!

Колико полезно то искусство, которым просвещенные соединяют, разделяют, разрушают существа, развивают их состав и возращают в источныя их стихии; и при сем действии собственными своими очами созерцают таинства Иисуса Христа, последствия страдания его и в сокращении и в химических явлениях видят все происшествие и следствия его воплощения!

Се плоды познания, открываемого истионною теософиею и просвещенным созерцанием натуры!

И таковым-то действием премудрость обратила нескольких неверующих, которые, узрев своими очами, осязав руками своими самое сокровенное натуры, подвигнуты убеждением, обращались от неверия к вере во Христа и к ея тайнам.

§ 24

Для тех же, которые еще только стремятся вступить на путь возрождения, со Христом соединяющий, полезна весьма и теория оного коренного познания натуры, в писаниях истинных божественных философов откровенная.

Наипаче полезна сия теория потому, что она представляет понятие о действиях вездесущего.

Понятие же о вездесущии божием служит к возбуждению спасительного о нем памятования, а памятование сие есть средство к рождению в душе страха господня, который есть начало премудрости и путь к живому ощущению присутствия божия.

§ 25

Ежели познание только самых, так сказать, наружных нитей грубой, стихийной одежды натуры, составляющее математику, физику, химию и проч., в обыкновенных школах преподаваемое (и весьма нужное в своем определении), ежели сие познание, которым мудрые мира сего толико кичатся, приносит ту пользу, что из числа упражняющихся в нем мудрых сих нет ни единого, который бы сомневался о бытии божиим и действиях его в творении, то колико уже полезно для ищущих царствия божия должно быть изучение теории внутреннего познания натуры, происходящего из училища небесного?

Колико просветительна быть должна теория сего познания, развивающего, так сказать, грубые нити одежды тварей и открывающего источники и начала их; являющего во всех существах образ пресвятыя троицы в учрежденной ею троице в натуре; открывающего внутреннее, коренное в творении действие божие, производимое вся сотворшею премудростию, словом его, спасения нашего ради воплотившимся Иисусом Христом? Который есть путь истина и живот, и к которому непосредственно любовь и вера составляют истинного христианина; а соединение человека с ним на веки веков есть цель искупительного воплощения его и блаженства твари.

NB. Прилично здесь сказать, что тот, кто никогда живо не ощутил в сердце своем веры и любви непосредственно к Иисусу Христу, не может иметь и понятия о истинном христианстве.

§ 26

Не всем для искания царствия божия определено — следовательно и не всем должноупражняться в изучении таинств натуры.

Но упражняющиеся в учении сем да упражняются в нем, яко в средстве токмо к пути в царствие божие, для любви царя в царстве сем царствующего, и для исполнения воли его!

Да страшатся естественными силами далее пределов их проникать в сие тайное учение и обращать его на нечистые виды собственности!

Да страшатся даже и для удовлетворения только любопытству своему или для забавы, упражняться в таинственном сем учении! Осмелюсь сказать, что лучше забавляться играми, охотами и проч., нежели для забавы только или из любопытства упражняться в познании тайн божиих; ибо чем священнейшую кто вещь суетно употребляет, тем вящий грех творит.

§ 27

Итак, хотя всем отверст милосердием спасителя путь в его царствие, но не всем определено для сего упражняться в познании творения и натуры.

Не можно довольно часто повторять, что любовь ко Христу Иисусу есть единый необходимый, непреложный и общий для всех путь в царствие божие. Единое

Скачать:TXTPDF

Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать, Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать бесплатно, Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать онлайн