Скачать:TXTPDF
Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия

есть на потребу. Блажен, кто благую изберет часть!

Ищите прежде царствия божия и правды его, и вся (что потребно) приложаться вам. Матф. VI. 33.

§ 28

Истинное познание самого себя постепенно открывается человеку при совлечении ветхого Адама в новой жизни божественной. Еф. IV. 22.23.24.

Свет благодати, освещая возрождаемого по мере возраста его, отверзает внутренния его очи и прогоняет пред ним мрак греха, сокрывающий его от самого себя.

Тогда раздирается завеса ослепления, и человек видит глубину падения своего, живо ощущает греховную свою мерзость и все бедство, приключенное себе отвращением своим от любви божией.

Крест внутренний спасительный мучением очищает всю тину грехов и изгоняет мерзкое их соборище, порожденное работою греха наследственному; сокрушает густую ограду нечистого плотяного сердца для освобождения пути к рождению сердца духовного, нового, чистого; развивает до последния нити ветхую одежду душевную, покрывающую гнездо греха, и Я, сей корень греха, обнажается и ужасается самого себя.

Спасительный крест внутренний для совершения дела своего растопляет в огне очищения все существо возрождаемого и до последней точки изглаждает нечистоту ветхого человека, ибо хотя малейшее пятно нечистоты сея останется, то не может во всей полноте своей явиться в душе царствие божие, и не может в ней сотвориться обитель триединому.

Крестный огонь, или огненное крещение (Матф. III. II) долженствует наконец совлечь гнездо греха и стереть до единыя пылинки корень всего зла, оного Я, и истребить его.

Сие последнее действие внутреннего креста открывает человеку высочайшее познание самого себя, ибо оно дает ему живо во всем пространстве ощутить всю гнусность его и ничтожество. Действие мучительнейшее и сладчайшее для грешника, совершенно познавшего свое преступление пред богом, кающегося и чистою любовию стремящегося соединиться с ним неразрывно.

О болезнь лютейшая и спасительнейшая! Смерть воскрешающая в истинную жизнь! Предтеча блаженства нерушимого и бесконечного! Колос. III. 1.3.4.

§ 29

Но тем, которые идут еще к началу внутренней, божественной жизни, полезно изучаться познанию самого себя в писаниях истинных философов, содержащих теорию сего познания, почерпнутого из света небесного училища.

Поучаясь таким образом в теории истинного самопознания, должно, по правилам ее рассматривая, испытывать себя, наблюдать движения своего сердца, побуждения его и коренные причины своих действий.

И таковое упражнение много нас просветит в самопознании. Часто увидим себя весьма слабыми, глупыми, бесчестными, презрения достойными и проч. там, где мечтали себя быть сильными, разумными, честными, славными и достойными почтения.

Познаем, как мы, производя и самыя лучшие, по мнению нашему, дела и во мнимой правде и любви своей жертвуем только гнустному идолу мерзкия корысти и собственнолюбия нашего; и сколь далеко удалились мы от бескорыстной, чистой любви, которая есть всего блага начало и конец.

Щварц Иван Григорьевич

Иоганн Георг Шварц, или, как его называли в России, Иван Григорьевич, родился в

Трансильвании в 1751 г. О жизни Шварца до его приезда в Россию практически ничего не известно. Во время заграничного путешествия князь И. С. Гагарин познакомился в 1776 г. со Шварцем и предложил молодому немцу быть гувернером у детей А. М. Рахманова. Тот принял предложение и летом того же года прибыл в г. Могилев. Во время поездок в Москву он вошел в круг русских масонов и организовал с разрешения И. П. Елагина в Могилеве масонскую ложу. После смерти Рахманова в 1779 г. Шварц переезжает в Москву и получает должность профессора немецкого языка Московского университета. В конце того же года Шварц участвует в организации при Московском университете Педагогической семинарии, куда его назначают инспектором.

В России шли активные поиски истинной формы масонства. Системы Елагина и Рейхеля не удовлетворяли умы российских масонов. Эти поиски привели И. Г. Шварца, Н. И. Новикова, А. М. Кутузова, И. П. Тургенева, М. Хераскова и ряда других «братьев» различных лож к основанию эклектической ложи «Гармония». Почти все члены этой ложи, включая Шварца, принимали участие в деятельности новиковского «Дружеского ученого общества».

В 1780 г. Шварц получает должность ординарного профессора философии. По его инициативе весной 1781 г. образовалось Собрание университетских питомцев, задачей которого было просвещение молодежи. Важным событием в истории русского масонства стала поездка Шварца в 1781–1782 гг. к берлинским масонам. Основной целью ее было обретение независимости русского масонства от шведской системы масонства и основание самостоятельной российской провинции. Благодаря усилиям Шварца на Вильгельмсбад-ском конвенте было объявлено, что Россия является VIII свободной и независимой провинцией масонского мира.

Вернувшись в 1782 г. в Москву, Шварц продолжает читать университетские лекции, а также приватные лекции по философии у себя дома. Однако куратор Московского университета Мелиссино изменил свое отношение к ученому и вынудил его уйти в конце 1782 г. из университета. Но Шварц продолжает читать лекции у себя дома. В 1782–1783 гг. были прочитаны лекции о «Трех познаниях». В 1784 г. И. Е. Шварц скоропостижно скончался в подмосковном имении кн. Н. И. Трубецкого Очакове. Там он и похоронен.

Сочинения

1. Отрывки из лекций покойного профессора И. Г. Шварца // Друг юношества. 1813. Январь. С. 85—101.

2. Речи, говоренные покойным Шварцем (Хранится в РО ГПБ. ОСРК. О 111. 175).

3. Шварц И. Г. О трех познаниях: любопытном, полезном и приятном (Хранится в РО ГПБ. ОСРК- (3 III. 40).

4. Различные замечания покойного Шварца (Хранится в РО ГПБ. ОСРК. О III. 112).

Литература

1. Тукалевский В. И. Н. И. Новиков и И. Г. Шварц // Масонство в его прошлом и настоящем / Под ред. С. П. Мельгунова и Н. П. Сидорова. Т. 1. Спб.: Б. и., 1914. С. 175–226.

2. И. Г. Шварц // Биографический словарь профессоров и преподавателей Московского имп: университета. Ч. 2. М.: Б. и., 1885. С. 574–599.

Отрывки из лекции покойного профессора И. Г. Шварца[99]

Три силы составляют, так сказать, нравственное существо человека: 1. Деяние. 2. Способность. 3. Навык. К навыкам отношу я науки, например: искусство говорить, искусство писать, танцевать, петь и пр., принадлежащее к телу. Но кто предается навыку, тот кроме внешних украшений ничего не приобретает, а потерять все может. Разум наш, будучи изощрен бесполезными науками и подкрепляем самолюбием или надеянием на свои способности, увеличивает воображение, которое удобно приводит человека и к совершенному добру, и к совершенному злу.

По навыку к внешности, воображение представляет человеку все приятности мира сего; оно льстит слабостям человеческим: зарождает гордость, самолюбие, зависть, злобу, сладострастие, и бывает источником многих пороков. Кто привыкнет наслаждаться воображением и дает ему властвовать над собою, тот уже падает в порок; ибо первый встретившийся случай доканчивает то, что разгоряченное воображение начинает. Навык отнимает внутренние способности и, угождая внешнему человеку, погубляет внутреннего и пресекает дорогу к будущей вечной жизни.

Но воля наша есть наше добро, которое от нас зависит употребить в пользу и в вечное благо для себя, удалялся гнева, зависти, клеветы и проч. Воля наша получает силу над воображением и, не допуская его льстить своим страстям, обращает его на полезное, например, представляет величество Божие, Его благость, премудрость и милосердие к человеческому роду. Сие размышление раскрывает сердце и возбуждает в нем чувство благодарности и любви к Богу и учиняет, что действия человека основываются на доброжелательстве и соболезновании к людям. Но как всякого человека целию есть вечное благополучие, то и должно помнить каждому, что он был, что есть, и что будет.

Человек в порядке просвещения своего должен уподобляться архитектору, который приготовляйся строить какое ни есть здание, наперед делает план, потом заготовляет материалы, расчищает место, проводит глубокие рвы и, вырывая оные до твердой земли, полагает основание, дабы здание было твердо и непоколебимо. Человек во временной своей жизни должен устраивать для себя к будущей жизни на твердом и незыблемом основании дом, или вечную жизнь.

Но как мы будущего не знаем и не можем начертать порядочного плана для вечного жилища, то Бог, по милосердию Своему, показывает человеку в Библии самое покойное и верное расположение вечного дома. В ней начертан весь план к устроению будущей жизни; читая оную, получаем мы вкус и неизреченную сладость чувствуем, которая обратится после в нашу пользу и вечную пищу. Но нужны вера и любовь к Богу, любовь к ближнему и умерщвление плоти. Уподобляясь архитектору, не землю должны мы расчищать, но очищать душу и сердце и во глубине его положить основанием веру и любовь. На сем-то твердом основании утверждается вечная наша жизнь.

* * *

Человеческое состояние есть тройственное: 1. До обращения. 2. В обращении. 3. По обращении. В первом человек обращается от света к мрачности и отвращается от Божией воли; во втором, т. е. в обращении, кается и страдает, воспоминая прегрешения свои; и время от времени раскрывая более сердце свое, он видит внутренними очами беззаконные свои деяния. Возбуждается в нем совесть и угрызением своим обращает более его к покаянию. В третьем, т. е. по обращении своем, человек уже идет к вечной жизни и к соединению с Богом. Но когда человек умрет без обращения, то душа его соединится с вечною тьмою.

Нынешние философы смеются и не верят тому, что грешник, всегда раскаявшись, получит равное от Бога прощение с тем, который согрешая в жизни своей, беспрестанно раскаивался и оплакивал свои прегрешения. Но может ли умствование человеческое проникнуть милосердие и суд Божий? Один вздох и одна капля слез из глубины сердца могут действительнее быть многих слез и воздыханий. Разбойник, распятый со Христом, служит нам верным сему примером.

Впрочем, мы не должны отметать упование на милость Божию нигде. Христос сказал: У Отца Моего многия обители суть. Но да не отлагает никто покаяния своего ни на минуту и для того, что никто не уверен в каждую, не последняя ли она его жизни? И всяк ли при смерти своей будет иметь силу веры и раскаяния оного разбойника на кресте?

Проходя историю жизни человеческой, можно приметить, что преподаваемые науки без Христианства во зло и в смертный яд обращаются. От одного семечка зла часто возрождается великое и непреодолимое зло. Человек, живучи в уединении или между дикими и непросвещенными, ежели имеет пороки, то не открыты, и таковой не умеет прикрывать оных. Но живучи в большом свете, чрез ложную науку просвещения человек преображается, но во что ж? Ложные науки открывают ему хитрости, чрез которые он тайно злодействует, например: Ришелье[100] и Мазарини[101] с полмиллиона людей погубили, прикрывая себя снаружи честностью.

Грубого и открытого грешника всегда можно предпочесть лицемеру. Хотя они равны в беззаконии оба, однако первый будучи открыт, вреден для себя, но не может уловить в сети свои других; лицемер для того и сам себя обманывает, чтоб удобнее ему было обмануть других. Должно заметить, что таковые открывают себя: 1. В мыслях.

Скачать:TXTPDF

Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать, Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать бесплатно, Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия Философия читать онлайн